В 2016 году студия Fishing Cactus выпустила необычное ролевое приключение Epistory — Typing Chronicles, где все действия мы выполняли набором слов на клавиатуре. Подробнее о той игре я писал в своём обзоре. И вот спустя пять лет вышло продолжение: Nanotale — Typing Chronicles. Насколько интересным и оригинальным оно получилось?
В целом это всё та же смесь RPG и приключения с нотками метроидвании и The Legend of Zelda. Мы снова играем за девицу, путешествующую верхом на лисе. Правда, девушка уже другая, а лисица — мёртвая. Розалинда (так зовут нашу героиню) нашла умирающего лиса (скорее, он сам её привёл к себе), защитила его, а потом тот превратился в призрака, который по первому зову вырастает у неё под мягким местом и помогает убегать от врагов. А иногда даже в сражениях приходит на помощь, если выучить соответствующий навык.
История при этом изменилась не только по содержанию, но и по концепции. Если в Epistory были философия и метафоры вперемешку с символизмом, то в Nanotale мы видим более классический для жанра сюжет. Розалинда, будучи новичком в древнем ордене хронистов, отправляется собирать знания в лесу Предков, который (ну естественно!) оказался заражён чем-то нехорошим, а именно магией диссонанса.
Розалинде нужно очистить лес от скверны, а для этого она общается с его жителями и их правителями (некоторые из них попали под влияние порочной магии), посещает колоритные локации (в наличии даже Синяя пустыня), изучает флору и фауну, решает загадки, сражается и открывает новые заклинания. Постепенно она становится всё сильнее как волшебница, что нравится далеко не всем. А тут ещё и призрачный лис с девушкой общается, говоря что-то о её предназначении. В общем, в истории нет чего-то особенного, но следить за ней в целом интересно.
Так как играем мы за профессионального хрониста, в Nanotale — Typing Chronicles большое внимание удаляется исследованию мира и сбору информации, которую Розалинда аккуратно заносит в журнал. Благо тут, как я уже сказал, есть разные регионы со своими биомами и большим простором для изучения.
Она исследует цветочки и растения, более или менее забавных зверушек и камни с записями, набирая связанные с ними по контексту слова. Для того чтобы собрать всю информацию о конкретном растении или животном, нужно встретить его несколько раз — только после этого в журнале появится соответствующая запись.
Точно так же, набирая слова, девушка общается с местными, которые и историю интересную могут вспомнить, и побочное задание выдать. Понятно, что это не самые крутые квесты в мире — собери всех овец, узнай о редком цветке и так далее, — но их много, они сопровождаются новыми знаниями о мире и в целом создают ощущение, что мир этот живёт.
В процессе исследования приходится решать в основном физические загадки, чтобы преодолеть препятствие, добраться до очередного цветка или зверя, а также проникнуть туда, куда раньше не мог. Помогают в этом заклинания, которые Розалинда постепенно разучивает и потом набивает словами. Так, волшебный луч может притягивать или отталкивать, быть длинным или большим — мы сами выбираем нужные слова. А потом с его помощью, например, расталкиваем овец, которые улеглись на солнышке и перегораживают проход.
Дальше выучим возможность добавлять к лучу жар, чтобы поджигать уязвимых к огню врагов или воспламенять кустарники и деревья, мешающие пройти. Некоторые противники и сами являются ходячими или ползающими бомбами — подорвав их, мы можем устроить цепную реакцию. Затем станет доступен магия жизни, позволяющая убирать ядовитые препятствия.
Всё это, конечно, самые простые примеры. Попадаются и более заковыристые ситуации, когда надо сначала поджечь что-то, а потом успеть убить врагов, из которых выливается вода и тут же прорастает кустарник, — так мы проведём огонь до нужного места. Или попадаются противники, которые, находясь в своей среде (например, в воде), регенерируют — нужно исхитриться и вывести их из этой «зоны комфорта».
Это важно учитывать во время ключевых сражений, которые, как и в Epistory, проходят на аренах, где нужно продержаться какое-то время, уничтожить всех противников или, допустим, поджечь заражённые корни огромного дерева. Как и раньше, врагов мы истребляем набирая возникающие над ними слова — сначала более длинные, потом всё проще и короче. И одно дело, если это «гад» или «фифа», и совсем другое, если приходится в бешеном темпе в окружении толпы противников печатать «архаровцы» или «конформизм».
И это ещё не самые сложные слова — тут можно и язык, и пальцы сломать, набирая и читая всё это. Так что без навыков слепой печати в Nanotale — Typing Chronicles придётся несладко. Хотя, с другой стороны, сама игра этим навыкам и обучает.
Ну а облегчаем ситуацию во время исследования мира и сражений мы сами, когда получаем уровни за новые знания, победы в боях и выполнение квестов и разучиваем полезные перки — они усиливают заклинания, позволяют наносить больше урона определённым видам противников, ускоряют восстановление маны и так далее.
Можно было бы сказать, что если вам понравилась Epistory — Typing Chronicles, то и Nanotale зайдёт. Здесь примерно та же суть — исследования, сражения, прокачка, загадки на физику, быстрый набор слов. Только история новая, механика пазлов несколько другая и картинка более сочная. Но на самом деле необязательно, чтобы нравилась предыдущая часть серии, — достаточно просто любить хорошие приключения. Ну, и уметь быстро печатать, конечно.
Плюсы: интересный сюжет; мир, который хочется исследовать; необычный и затягивающий геймплей в духе классических приключенческих RPG, но с механикой набора слов; разнообразные локации; много умений и заклинаний; яркая картинка.
Минусы: многие задания однообразны; проблемы с оптимизацией и долгие загрузки.