The Life and Suffering of Sir Brante: Обзор

В 90-х далеко не в каждой семье были компьютер или приставка, и на выручку жаждущим поиграть приходили книги, позволявшие читателю самостоятельно принимать решения и двигать сюжет. Они так и назывались – книги-игры. Со временем они стали терять популярность, уступая более продвинутым способам почувствовать себя в самой гуще событий. Но колесо Сансары дало оборот, и сейчас мы можем запустить «Жизнь и страдания господина Бранте», которая выглядит как книга, но проходить её надо уже не перелистывая бумажные страницы, а кликая мышкой по кнопке, которая отвечает за это самое перелистывание.

The Life and Suffering of Sir Brante разработала томская студия Sever. Команда трудится вместе уже более пяти лет и сделала немало игр для образования и бизнеса. Работая над всеми этими обучающими симуляциями и тренажёрами, сотрудники студии захотели создать настоящую игру с необычным сеттингом. Ею и стала «Жизнь и страдания господина Бранте», основанная на серии ролёвок живого действия «Талисман».

https://youtu.be/7EuJVqfGFdw

Everybody Hurts

Сами разработчики называют свою игру философским антифэнтези. Мир, в котором происходит действие The Life and Suffering of Sir Brante, детально проработан (недаром в нём десяток лет проводились живые ролевые игры). Тут есть место магии, религии и размышлениям о пути человека. Удел большинства там – работать и страдать, и наш герой, тот самый господин Бранте, – не исключение. Пострадать, конечно, придётся и игроку – помните, как было у Napalm Death? Вот только страдание не будет трёхсекундным, а растянется часов на десять, и поначалу вы даже не почувствуете подвоха.

В лучших традициях видеоигр у людей в Аркнийской империи есть несколько жизней. Например, представители знати, погибая, наутро воскрешаются в фамильном склепе, но провернуть такой фокус можно только три раза: после четвёртого наступает истинная смерть и бедолага отправляется к Близнецам, местным богам, которые и разделили общество на три удела – дворян, священников и простолюдинов. Первые руководят и распоряжаются чужими судьбами, вторые наставляют людей на путь истинный, а третьи должны безропотно принимать все удары судьбы. И хоть Бранте и родился простолюдином, в его силах изменить привычный порядок вещей и стать кем-то ещё.
Не обошлось в игре и без романов с девушками.

По заветам Льва Толстого жизнь господина Бранте поделена на большие отрезки времени – это «Детство», «Отрочество», «Юность», «Мир» и… нет, не «Война», а всего лишь «Восстание». Они, в свою очередь, разбиты на годы. Каждый год с героем происходят различные события – сперва они сочно и подробно расписываются, а затем нас ставят перед выбором, и мы решаем, как поступить. После сделанного выбора – снова описания, на этот раз последствий.

Надо сказать, первые три главы сделаны просто чудесно. Вместе с героем мы получаем представление об Аркнийской империи и её законах, знакомимся с семьёй, наживаем себе первых врагов, заводим друзей и в конце концов выбираем путь, по которому будем двигаться дальше — будем ли мы строить карьеру судьи или выберем путь священника? А может, вопреки ожиданиям отца и вовсе откажемся от своего удела и запишемся в мятежники? От возможностей развития отношений и всяческих дилемм захватывает дух, и ничего не предвещает подвоха, но в четвёртой главе нас нагоняет суровая реальность. А пятая попросту плевать хотела на все ваши старания и предыдущие заслуги. Настало время страдать.
Даже при первом прохождении нам сразу показывают возможные концовки главы и нужные для каждой из них условия и параметры в цифрах. Всё чтобы мы сразу прикинули, что хотим получить, и не расслаблялись.

Do You Really Want to Hurt Me

Несмотря на то что игра представляет собой визуальную новеллу в форме книги, у Бранте, как в какой-нибудь RPG, есть целый набор характеристик, которые необходимо прокачивать. Проблема только в том, что прокачка привязана к решениям, которые принимает герой, и если вы захотите отыгрывать персонажа, то велик шанс получить несбалансированного неумеху, который в двух последних главах ни разу не сможет совершить нормальный выбор: возможность выбора привязана к конкретным числам.

Получается, что выбор реплик влияет не столько на историю, сколько на ваши варианты последующих действий. Многие просто-напросто будут под замком, так как для них не выполнены все условия: не хватает цифр в каком-то из параметров или не сыграло какое-то событие (потому что когда-то не хватало цифр в каком-то из параметров). Доходит до абсурда: если Бранте не фехтовал с отцом в пять лет, то не видать ему победы в рыцарском турнире, и неважно, насколько хорошо у героя прокачана доблесть. Двадцатка доблести и статус «Непобедимый» не помогут вам и в ситуации, когда вы решите прийти на выручку своему другу детства, – героя всё равно убьют в стычке.
«Пора решить» в этой ситуации звучит особенно иронично.

Если вы захотите вывести героя на что-то более-менее приемлемое и показать себя настоящим наследником рода Бранте, то вам зачастую придётся выбирать не ответы, к которым лежит душа, а такое развитие событий, которое приведёт к повышению нужной характеристики. Иначе в конце четвёртой главы игра накажет героя смертью и всё равно заставит переигрывать.

Уйма параметров, между которыми нужно всё время балансировать, охватывает множество сфер, начиная от личных качеств героя и заканчивая отношениями в семье, её богатством и репутацией и состоянием Аркнийской империи в целом. Решения господина Бранте имеют серьёзные последствия, и за них придётся отвечать скрипя зубами, стараясь маневрировать между ситуацией в обществе и защитой близких, не забывая при этом о собственной карьере и жизни.
У героя есть ряд похожих характеристик – дипломатия, манипуляция и красноречие (все сводятся к тому, что он складно говорит), но в большинстве своём они не взаимозаменяемы, и в конкретной ситуации часто требуется что-то одно.

Suffer Well

Ещё один важный параметр героя – запас сил. Порой вам будет банально не хватать сил для поступка, который вы хотели бы совершить, и придётся выбрать вариант, совершенно не подходящий вашему герою. Причём восстанавливаются силы тоже исходя из выбора. Казалось бы, всё просто: немного побездействовал, зато сберёг силы. Но не всегда это так: иногда инициативные варианты, наоборот, не тратят сил, а пассивное ожидание выматывает героя. Плюс нелогичным выглядит и то, что силы не восстанавливаются сами, пока в игровом мире проходят годы.

Первые три главы хороши именно тем, что не загоняют игрока в жёсткие рамки (разве что под конец «Юности» вас подводят к тому, что если вы бездумно развивали героя, то путь ему только в безудельные мятежники). Проживая ранние годы героя, думаешь, что впереди его ждут светлое будущее и большие перспективы. Один из разработчиков игры рассказал, что они прекрасно понимали – погружаясь в их творение, люди рассчитывают на возможность восторжествовать над обстоятельствами и так или иначе прорваться к счастливому финалу. Но для студии Sever важнее было создать историю, в которой всей жизни может не хватить, чтобы исправить мир. И с этим она справилась отлично.
Скажу: «Спасибо, игра, я просто пыталась в своём первом прохождении отыгрывать персонажа, а не смотреть на цифры».

The Life and Suffering of Sir Brante начинается за здравие, а кончается за упокой. С четвёртой главы вам постоянно приходится следить за цифрами – не увеличивать или не уменьшать их, пока у вас не будет других нужных цифр, чтобы ненароком не спровоцировать важные события и не свести героя в могилу. Играя в этот «калькулятор», совсем не чувствуешь себя творцом человеческой судьбы.

Однако при этом игра увлекает подачей и историей. Господину Бранте хочется помочь, вывести его на светлый и счастливый путь – оттого и начинаются страдания игрока. Впрочем, будьте готовы к тому, что в конце сюжета ваш герой может измениться до неузнаваемости и предать всё, к чему когда-то шёл и стремился. Просто у него не оставалось другого выбора – если в Аркнийской империи пытаться жить по уму и по совести, то можно очень быстро умереть истинной смертью.

Плюсы: оригинальный сеттинг; много складно и увлекательно написанного текста; оформление, стилизованное под книгу; приятные иллюстрации.

Минусы: цифры рушат весь отыгрыш.

Другие новости

Комментарии

Русская деревенско-васянская сказочка из головы ПТУ-шника. Туже же всякие Зайчики и Левиафаны. Занялись бы чем-то полезным, вон сколько снего намело!
Не согласен с госпожой, по поводу четвёртой главы — у меня в ней не было никаких проблем со статами, в ней есть свои приколы, которые при первом прохождении свели ГГ в могилу, но именно с цифрами у меня никаких проблем не было. А ВОТ В ПЯТОЙ… Вот в ней да, надо считать всё с точностью до, иначе хрен тебе, а не нормальная концовка.
У концовок вообще та проблема, что их писали с минимальной привязкой к другим событиям, что бы вариантов не было слишком много. Самое яркое — только страница «судьба главного героя» зависит от того, жив ли он сам. Все остальные его никак не упоминают. А ведь проблема не только в нём...
Когда я проходил игру на айрон-мене меня расстреляли. А у тебя как?
Ну, если это реализовано так, как рассказала Краснопольская, то получилось странно. Хотя это всегда так с играми, завязанными на циферки. На мой взгляд, тут все дело в нехватке системы рандома, тех самых «кубиков»:  это все выглядит так, будто авторы учли наличие неудачи, где тебе не хватило 0,000...1 для нужного исхода, а вот фортуну, когда тебе внезапно везет на числа, не сделали, что создает ощущение нечестности.
Все комментарии