TOHU сразу привлекает внимание визуальным стилем – представьте, что перед вами детская книга с картинками, художник которой увлечён стимпанком. Это манящее очарование сочится отовсюду и всё больше погружает в странный мир, где чудаковатые существа обитают на планетах-рыбах, а локации с каждым разом всё чудесатее и чудесатее.
https://www.youtube.com/watch?v=xC7RSeunQv8
Красивый странный мир
Интересно, что TOHU не старается объяснять слишком много, а просто ставит игрока перед несколькими фактами. Вот мир с планетами-рыбами, вот священный двигатель, поддерживающий жизнь. Какой-то злодей в тёмном капюшоне его сломал, а чинить его предстоит девочке без имени. Мало того, девочка эта в любой момент может перевоплотиться в робота, что позволит ей таскать тяжёлые предметы. Почему так происходит и как она этому научилась? Да какая разница!
В лишних подробностях нет никакой необходимости. Благодаря потрясающему вниманию к деталям, приятным анимациям и идеально выдержанному стилю, в происходящее начинаешь верить, и все вопросы отпадают. Помогает и возможность взаимодействовать с окружением – если несколько раз понажимать на насекомых, которых на каждом экране по несколько штук, те будут на это реагировать. Кто-то спрячется, кто-то отбежит, кто-то подлетит и сядет обратно. А ведь у них у всех ещё и внешний вид потешный.
Ходить по потолкам и наклонённым платформам – это норма.
Чему здесь не стали уделять много внимания, так это истории. Пусть достичь уровня Amanita Design разработчикам вряд ли удалось бы, попытаться сделать свою Machinarium всё же стоило. Здесь сюжет отодвинут на очень дальний план, несмотря на периодические диалоги с персонажами и комментарии рассказчика при перелётах героини в новые локации. Девочка спасает свою планету, знакомится с существами, добивается их помощи или находит полезные инструменты.
Те же плюсы и минусы
Геймплейно TOHU – довольно стандартный квест с поиском предметов и их использованием на окружении. Попадаете в новую локацию, ищете всё, что плохо лежит, и кладёте в сумку. Здесь много разных ситуаций – от сбора в большую банку летающих светлячков, с помощью которых потом зажжётся лампа, до приготовления зелий по нескольким рецептам. Разнообразия достаточно, чтобы игровой процесс не наскучил, но без недостатков не обошлось.
Во-первых, визуальный стиль, которому я пел дифирамбы в первой половине обзора, иногда мешает – понять, можно ли взаимодействовать с тем или иным предметом, не всегда удаётся. Особенно это раздражает в случае с маленькими объектами, вроде незаметного шурупчика в одной из локаций. Мало того что он сливается с окружением, так ещё и курсор неохотно меняет форму возле него.
Во-вторых, как практически любой квест, TOHU периодически вводит в ступор головоломками. К счастью, подавляющее большинство загадок не вынуждают тратить на их решение слишком много времени – каждая локация поделена на три-четыре небольшие комнаты, так что в крайнем случае даже «угадайка» быстро приводит к нужным результатам.
После починки корабля героиня будет его использовать для посещения новых областей.
Вдобавок в игре есть система подсказок. В ней TOHU начинает буквально цитировать Machinarium – здесь тоже есть своеобразная книга, тоже нужно пройти простенькую мини-игру для доступа к её страницам и всё тоже оформлено в виде комиксов. Не все проблемы удастся решить с помощью этой функции, но почти все шаги там расписаны.
Ещё один минус – лёгкое ощущение перегруженности анимациями при взаимодействии с миром. То есть персонаж довольно медленно двигается по локации, иногда неспешно поднимает предметы, а моменты, когда девочка куда-то забирается и потом слезает обратно, и вовсе могут утомить. Особенно если оказывается, что ты зря лез и просто потерял время, чтобы потом повторить весь процесс ещё раз. Но это, возможно, «проблема спешащего рецензента – если проходить игру в спокойном темпе, это не вызовет негативных эмоций.
Коллекционные предметы тоже есть – карточки некоторых насекомых заносятся в альбом.
В целом TOHU – добротный квест, привлекающий внешним видом и радующий неплохим геймплеем. У него те же болячки, что и у других представителей жанра, но привыкшие к ним любители подобных игр вряд ли сильно разочаруются – скорее, они ожидают увидеть эти недостатки. Больше всего огорчает отсутствие полноценной истории, которая позволила бы игре стать чем-то бо́льшим, чем просто приятным развлечением на один вечер. Такие игры имеют право на существование, только за полную цену покупать TOHU всё же не стоит – лучше на распродаже.
Плюсы: очаровательный визуальный стиль с огромным вниманием к деталям; разнообразие ситуаций; немало добротных пазлов; забавная, хоть и не уникальная система подсказок.
Минусы: никакой сюжет; визуальный стиль иногда мешает взаимодействовать с миром; порой медленная анимация.
Почему-то эту игру везде сравнивают с Machinarium, но по мне, она намного больше похожа на другой проект Amanita Design, а именно на Samorost, точнее на ее последнюю третью часть, которую тоже пару лет назад прошел не без удовольствия. С обзором и оценкой согласен.
А мне, как любителю point-and-click квестов, игра очень даже зашла. Спокойная, медитативная. Пазлы не сложные, только с листьями бамбука немного выбесил ). Очень красиво всё нарисовано и анимировано.