Утверждение о том, что игры отучили нас читать хорошую литературу, отчасти верно. Но, слава богу, есть и проекты, способные заменить книгу. Для меня такими за последнее время стали Disco Elysium и теперь вот Necrobarista. Последняя в этом смысле вообще универсальна – она же может заменить день, проведённый за просмотром сериала в духе «Бара „На грудь“» или «Хораса и Пита». Да, здесь тоже рассказывается о питейном заведении, которое для своих работников и посетителей превращается одновременно в клуб анонимных алкоголиков (ну, или кофеманов в данном случае), церковь и кабинет психотерапевта. Разница в том, что в этом заведении многие посетители уже мертвы…
https://www.youtube.com/watch?v=T07e9MmfJ3c
Кафе «Последний путь»
Точнее, так: они находятся между миром живых и раем, адом или что там их ждёт дальше. И последнее место (по крайней мере, в Мельбурне), где они могут отдохнуть и выпить чашечку эспрессо или американо, перед тем как ступить на это «шоссе в никуда», – это как раз наша кофейня «Терминал». В этом смысле она является перевалочным пунктом, рекой Стикс (только с кофейными берегами), а её бариста – Хароном.
Вот она, кстати, знакомьтесь. Её зовут Mэдди.
Рядом с ней Шэй – бывший владелец кафе и учитель Мэдди.
Mэдди жива, а Шэй мёртв, но они могут общаться, спорить, смеяться. И обслуживают в этом кафе как живых, так и не очень. Как именно это устроено, не очень понятно – но на то Necrobarista и визуальная новелла с некоторым уклоном в аниме. В любом случае в кафе есть чёткие правила.
Один из пунктов гласит: «Не кормите призраков».
Куда более важное правило – «мёртвые души» не могут оставаться в кафе больше 24 часов, потом они должны идти дальше. Однако Мэдди частенько позволяет таким посетителям задерживаться (прежде всего тем, кто ей нравится) – в этом случае нарушается баланс, а у кафе накапливаются долги (и так весьма большие) перед Советом смерти, который следит за соблюдением баланса.
Погасить долг можно разными способами. К тому же Мэдди иногда не прочь и сама забрать пару часов у бедолаг, отправляющихся на покой, – в подвале кафе есть бойцовский клуб, проводятся азартные игры. И ещё она является практикующим некромантом, вынашивающим амбициозные планы… Вокруг всего этого и строится основной сюжет.
Мэдди может быть весьма настойчивой и целеустремлённой.
Главные слова
Впрочем, нельзя сказать, что сюжет в Necrobarista прямо супердинамичный. Он, скорее, меланхолично-созерцательный. Те, кто смотрел вышеупомянутый мною сериал «Хорас и Пит», понимают, о чём речь. Это прежде всего текст, диалоги, разговоры, характеры, маленькие и большие истории о жизни и смерти, о дружбе, о грустном и комичном.
Сюжет тут, в отличие от многих визуальных новелл, линейный. Но выбор всё же есть. Во время диалогов мы то и дело видим подчёркнутые жёлтым слова.
Все они сопровождаются забавными комментариями.
В конце каждой главы нам предлагают выбрать семь таких слов из кучи услышанных.
Они связаны с тем или иным персонажем, местами, событиями, а также с магией, едой, знаниями и так далее.
И все эти отобранные по разным темам слова можно использовать, чтобы разблокировать воспоминания. Это могут быть рассказы из жизни главных героев или посетителей, которых мы даже не видели, перечень отзывов на реторту (да-да), какая-нибудь переписка и много чего ещё. Попадаются действительно грустные и достаточно глубокие вещи.
Подаётся всё просто текстом, но этого достаточно.
А вот, например, забавный рецепт пирожного.
Рецепт на самом деле очень длинный и совершенно безумный.
Таких историй и воспоминаний очень много, поэтому все за одно прохождение никак не открыть, но очень хочется – они играют огромную роль, дополняя мир игры и образы персонажей, делая их более объёмными, сложными или забавными.
Больше эспрессо – меньше депрессо!
Говоря про сочетание драматичного и комичного, нельзя не упомянуть 13-летнюю девчушку Эшли – именно эта местная Гаечка с механической рукой, фанатка роботов и сладкого, во многом отвечает за комичное. Она полна энергии и чем-то неуловимо напоминает героиню мультика «Маша и Медведь».
Девчонка явно использует метод того самого кота из «Шрека».
Именно Эшли смастерила роботов – официантов и помощников, поместив души умерших в… бутылки пива и пакеты молока на ножках. Эшли их тренирует для «королевской робобитвы», и они же потешно обсуждают происходящее после каждой главы.
Могут, например, выяснять, кем они были при жизни.
Для поддержания энергичности Эшли поглощает огромное количество кофе, но всё равно может отрубиться прямо во время разговора.
Мэдди, кстати, тоже сидит на кофе и уже давно не спит.
Потом может проснуться, попросить помочь с ремонтом чего-нибудь, а на вопрос, что именно ей нужно, ответить вот так:
Ну и, конечно, в этой гиковской игре встречаются самые разные отсылки – к Азимову, королевским битвам, AC/DC…
…К экрану выбора мировоззрения в классических RPG.
Или вот к любителям разводить спойлеры.
Каюсь, я тоже грешен! И вот ещё спойлер: если к Эшли подкрасться, то она на всякий случай сразу кинет в вас нож.
Отрада для ушей и глаз
Вы уже заметили, как много в этом тексте картинок. Действительно, все шесть часов прохождения Necrobarista я не сдерживал себя, и папка скриншотов чуть не скончалась от ожирения. Во многом это связано с тем, как круто игра выглядит. Речь даже не о самой картинке, а о постановке сцен, о ракурсах и проездах камеры. Это кайф для любого киномана.
Все сцены, как принято в визуальных новеллах, в основном подаются сменяющимися статичными картинками. Но при этом декорации и даже рисованные (вроде бы) персонажи выглядят трёхмерными. И иногда по нашему клику герои могут ожить на несколько секунд, начать двигаться, а потом снова замереть.
Пока не кликнем, персонажи не шелохнутся.
А между главами мы с видом из глаз перемещаемся по кафе, пытаясь разблокировать новые истории и воспоминания.
По мере прохождения открываются новые помещения и выходы из «Терминала».
Такая подача выглядит свежо и интересно. Смутить могут разве что неозвученные диалоги, но, во-первых, в таком мире замирающих и оживающих фигур это кажется в чём-то даже концептуальным. А во-вторых, всё компенсируется бомбической музыкой от Кевина Пенкина (Kevin Penkin), лауреата BAFTA за саундтрек к Florence, – каждая мелодия удивительно точно работает именно в тех сценах и ситуациях, где это нужно. вообще готовый хит (а эта – ещё лучше).
https://www.youtube.com/watch?v=CgRtVC9FtPo Necrobarista – из тех игр, которые становятся культовыми. Тут всё для этого есть: оригинальный сеттинг, интересные тексты, шутки, которые хочется цитировать, персонажи, которых не забудешь (уж Эшли точно!), музыка, которая тут же прописывается в вашем плейлисте. Я не уверен, что такой статус игра приобретёт прямо сейчас, – история всё же получилась коротковатой. Но авторы уже пообещали несколько бесплатных дополнений о побочных персонажах – тут таких достаточно, и многих действительно хочется узнать лучше. Причём первое дополнение внесёт в эту визуальную новеллу больше собственно геймплея и игровых механик. После этого, надеюсь, у Necrobarista появится больше поклонников. И не удивлюсь, если кто-нибудь захочет эту историю экранизировать.
Плюсы: увлекательная и глубокая история, в которой нашлось места для трагедии, комедии, светлой грусти и пяти литрам эспрессо с шестью ложечками сахара; линейность истории в данном случае выглядит даже плюсом, так как укладывается в тематику; интересная механика разблокируемых воспоминаний; яркие персонажи; шикарный текст и не менее шикарная музыка.
Минусы: история может показаться коротковатой, хотя эмоционально она всё равно ощущается очень насыщенной; диалоги не озвучены (что, впрочем, выглядит даже концептуально).
Игра наверняка замечательная и она даже есть в Apple Arcade, вот только она не запускается)) На странице игры рейтинг около 2 и куча отзывов о том, что происходит бесконечная загрузка. Проверено на iphone 11 и ipad, так и есть
Просто напомню, что несколько лет назад выходила изумительная The red string club о жизни, смерти, киберпанке, свободе и цифровом рабстве. Вышла, собрала немного фанатов и денег, стала культовой… в узком кругу. Надеюсь, эта игра не повторит такой судьбы, пусть и схожа во многих элементах.