Как вы думаете, что будет, если зимней ночью дети начнут рассказывать друг другу страшные сказки про йотунов, троллей и прочих обитателей скандинавского фольклора? Правильно, рано или поздно их дом начнёт ломать страшный йотун. А произойдёт ли это во сне или наяву – это уже как посмотреть, для кого как и вообще вопрос философский. Вот примерно это и случилось с героями замечательного сказочного приключения Röki.
https://www.youtube.com/watch?v=6xis-XSV6wI
Тяжёлое детство, деревянные игрушки
Герои эти – забавная девчонка Туве и её младший брат Ларс. Они живут вместе с отцом, который судя по всему, постоянно спит или выпивает. Тут же становится ясно почему – его жена, мать Туве и Ларса, умерла. Как и почему – мы поначалу не знаем, но в игре сразу появляются нотки щемящей грусти. Туве вынужденно берёт на себя всё – она и за братишкой следит, водя его по ночам в туалет, и еду на всех готовит, и дрова в печку подбрасывает, чтобы спящему папе было тепло.
И конечно, читает Ларсу скандинавские сказки. Особенно он любит ту, где рассказывается про великаншу Рёрку (ворону), которая влюбилась в смертного лесоруба и родила от него сына, Рёки, за что братья, другие хранители-великаны, изгнали и наказали её. А сын своим обликом стал походить на монстра.
Читать скандинавские сказки всегда интересно.
Ну а насчёт дальнейшего вы уже примерно догадываетесь – сказка ожила, на дом Туве и Ларса напало чудище. И вообще всё так завертелось, что брат оказался похищен, и теперь нашей героине, чтобы спасти его, надо помогать матери-древу (явная отсылка к Иггдрасилю), троллям, йотунам, огромным лягушкам, томте (это домовые) и миф его знает кому ещё.
От улыбки станет всем темней…
В гостях у сказки
Да, такой сюжет взят не только из скандинавского, но и в целом из мирового фольклора – из тех сказок, где маленький смертный человечек, чтобы достичь цели, помогает разным зверям и чудищам, которые, как правило, поначалу хотят его сожрать, а потом уже в благодарность приходят на помощь.
Это, может, и примитивно по сути, но, как и в сказках, увлекательно благодаря событиям и встречам с многочисленными персонажами. А в Röki событий и персонажей действительно очень много – прохождение занимает 8–12 часов, в зависимости от того, кто и как играет, что для квеста очень даже прилично.
Вся игра состоит из отличных видов.
На Туве тут облизываются почти все, но всем она помогает (гадские большие пауки не в счёт!). Вытаскивает меч из шкуры троллихи; заботится о шёрстке Йольского кота (а вот и исландский фольклор!); помогает мировому дереву снова открыть свои порталы; избавляет от паразитов-кошмариков великанов; ищет потерявшихся кваклингов для их мамаши-жабы. Плюс есть отсылки и к «Снежной королеве», и к древнегреческим мифам – про нить Ариадны, например.
Местные тролли обучены идеальной маскировке в зимних условиях.
Колыбельная
А ещё Туве учится управлять водой с помощью музыки и путешествует по собственным воспоминаниям и кошмарам, насылаемым на неё чудовищами и воронами. Поэтому периодически в Röki становится весьма неуютно и почти страшно. Это несмотря на весь её шикарный, белоснежный, несколько мультяшный и очень, очень стильный вид.
Такие ракурсы и ситуации отсылают к Limbo и Inside.
В таком разрезе игра напоминает что-то вроде сказки на ночь, колыбельной. И авторы это прекрасно понимают.
https://www.youtube.com/watch?v=Mx4E4XuQi0Y
А местами здесь становится до слёз печально и трогательно. Особенно когда Туве вдруг вспоминает, как вещи мамы были выброшены в колодец, как они ходили всей семьёй на природу, как ей подарили кота на день рождения и как случилась та самая трагедия.
Музыка в игре идеально иллюстрирует все эти темы.
https://www.youtube.com/watch?v=lem332RY0FY
Сказка про детские травмы
В конченом итоге если не всё, то очень многое сводится именно к событиям, связанным со смертью матери, и тому, как Туве пережила это. И вот это сочетание, с одной стороны, фольклорной готики, с другой – яркой сказки и доброго посыла про всепобеждающую дружбу и прощение, а с третьей – современной риторики про детские травмы и про папу, который выпивает после смерти мамы, но его нужно понять и простить, – это всё придаёт Röki особую атмосферу и глубину.
Вот вам наглядное сочетание трогательности, дружбы и кошмара…
Ну и, конечно, в этом коктейле не обошлось без юмора. Многие ситуации выглядят достаточно комично – не говоря уже о самой Туве, которая, например, в ответ на хвастовство йотунов заявляет, что девчонки – самые сильные из людей (Элли и Эбби подтвердят!), а она, Туве, самая могучая из девчонок! И ещё они с братом вместо нормальных реплик издают очень забавные звуки, где слышатся и какие-то скандинавские словечки, и обычное «Ха!».
Идеальный баланс
Сам игровой процесс в Röki тоже оставляет приятное впечатление. Да, тут есть типичные для квестов не проблемы даже, а особенности. Их ровно две – это частая беготня туда-сюда-обратно. Но, во-первых, тут это во многом компенсируется наличием тех самых корней-порталов в местном древе Иггдрасиль. Во-вторых, в процессе скучно не бывает: ситуации, пазлы, персонажи, локации – всё действительно разное, интересное и по-хорошему сказочное.
Вторая особенность, характерная для жанра, – неочевидная логика. Но в Röki совсем уж нелогичные ситуации случаются редко, да и объясняются не прихотью дизайнеров, а, скорее, сеттингом. Трудно, конечно, догадаться, что подобранный нами плюшевый мишка поможет сбежать от огромных щупалец. Если не знать, что щупальца эти принадлежат духу погибшей девочки, которая, естественно, помнит и заботится о своих игрушках. Вот вам, кстати, ещё один повод взгрустнуть…
Туве ведёт очень подробный дневник и заносит туда не только полезные записи, но и разные рисунки.
А в целом всё как раз вполне логично. Игра грамотно выдерживает ритм, чередуя понятные ситуации с более заковыристыми, но так, чтобы темп повествования не проседал. Если есть в инвентаре капкан и верёвка, то их нужно объединить, если есть камешки и вороны, то ясно, как мы прогоним птиц.
Одна из более интересных многоходовок – чтобы вспомнить нужную мелодию, вы должны сначала повесить куда надо колокольчик, потом узнать, что на ветру его звуки меняются, найти на радио прогноз погоды, узнать, во сколько ожидается усиление ветра, и выставить время на часах.
Редкая сцена, где все вместе. Кроме мамы…
Чтобы не скучали
Ну и вообще авторы стараются чередовать самые разные ситуации. Тут и упражнения с предметами в инвентаре (очень удобно оформленные, кстати), и сбор ингредиентов, и вращение рычагов в правильном направлении, и прятки/салочки с пауком, и почти платформенные элементы.
Очень интересной оказалась механика воспоминаний, когда мы в буквальном смысле залезаем в старые фотки, сделанные, например, во время пикника или когда мама готовилась к дню рождения Туве, и там что-то меняем. Или когда меняется сама Туве, превращаясь в очень-очень маленькую девочку, меньше собственного кота.
https://www.youtube.com/watch?v=9nNQNpC6b4I Röki – практически идеальный современный квест, доказывающий, что жанр живёт и способен рождать новую классику. И не слишком простой, и не искусственно замороченный, масштабный, богатый на события и персонажей, но не перегруженный ими, красивый, с добрым посылом, но не приторный, а такой, что в нём нашлось место и для юмора, и для детских кошмаров, и для взрослых слёз. И для скандинавских пейзажей.
Плюсы: это игра по мотивам скандинавского фольклора, что уже круто; богатый на события и персонажей сюжет, мешающий старые сказки, юмор, милоту, ужасы, тему семейных отношений и детских травм; множество самых разных пазлов, локаций и ситуаций; в квестовом геймплее почти всё идеально; шикарная графика; атмосферная музыка и озвучка.
Минусы: некоторые ситуации и их решения всё же могут показаться не очень очевидными.
В конченом итоге если не всё, то очень многое
Кажется, что-то пошло не так)