Смех не только продлевает жизнь, но и помогает найти своё место среди многочисленных, сделанных с самой серьёзной миной и зачастую похожих друг на друга, как братья Кличко, игр про выживание на неизведанных землях и планетах. И главное тому доказательство за последнее время — Journey to the Savage Planet.
https://www.youtube.com/watch?v=Zs7ksfT1AD0
Космическая юморина 2020
И само название, и стартовые обстоятельства игры говорят нам о том, что сейчас начнутся хорошо знакомые вещи. Мы просыпаемся на борту космического модуля, приземлившегося на неизвестной планете, и тут же понимаем, что нам в качестве участника проекта «Первопроходец» придётся её исследовать, сканировать флору и фауну и собирать ресурсы. Рядом с нами как раз стоит 3D-принтер, в котором сразу видны множество пока ещё недоступных рецептов и показатели «Алюминий», «Кремний», «Углерод» — это те самые ресурсы, которые придётся тащить в безразмерный карман.
Однако вместо мрачной музыки, полутьмы, искрящихся после аварийной посадки проводов или какой-нибудь вгоняющей в тоску записки «Выживи любой ценой, иначе человечество погибнет!» нас встречают весёлый женский голос бортового ИИ и забавный ролик на дисплее. В нём глава корпорации Kindred Aerospace (его играет шикарный актёр — уже хочу что-нибудь ещё посмотреть с его участием!) долго и весело рассказывает про то, что Kindred является четвёртой лучшей межзвёздной компанией по исследованию космоса, а затем с улыбкой даёт ободряющие указания. Да так, что даже финальное «Выживи!» выглядит как сцена из комедии.
Там же, в модуле, можно увидеть и много других уморительных роликов с живыми актёрами, за что авторам надо вручить отдельный видеоигровой «Оскар». В одном девушка с тёмной жижей на зубах рекламирует искусственную еду «Гроб», которая эмулирует любую пищу вплоть до пельменей с фекальным сюрпризом. В другом рассказывается про наносалфетки, в буквальном смысле прочищающие мозги — в одно ухо вставил, из другого вытащил, и ушли плохие воспоминания и депрессия, а настроение улучшилось. Навалом забавных сообщений и в бортовом компьютере.
Убивец животных!
За бортом капсулы нас опять же встречают не пронизывающие ледяные ветры, потоки лавы и толпы инопланетных монстров, а яркие пейзажи и исключительно милые, маленькие и круглые создания с большими глазами, как у знаменитого кота из «Шрека». И в первом же задании нас фактически просят убить этих «пухлоптиц» — дело в том, что из этих милах вываливается углерод, необходимый для создания пистолета, а без того не уничтожить преграждающие путь кристаллы.
Боссам, как правило, нужно стрелять в уязвимые точки.
Некоторые критики на основании этого обвинили авторов Journey to the Savage Planet в жестокости. Естественно, с убийством пухлоптиц это была такая шутка с элементом неожиданности. И в дальнейшем никто не будет заставлять нас постоянно аннигилировать толпы милых глазастых созданий — будут и агрессивные твари, и боссы, и жилы, и другие источники ресурсов. Из этого вся игра и состоит — из шуток, чёрного юмора и относительно несложного по сравнению с другими подобными проектами исследования и выживания.
Не раз придётся погибать, а потом возрождаться клоном и подбирать потерянные после смерти пожитки. Но даже этот процесс обставлен с юмором — на месте гибели можно найти собственные торчащие из земли ноги, а потом похоронить тело и увидеть на памятнике номер клона. ИИ предупреждает, что после 50-й смерти наши мозги могут лопнуть.
Помощь природы
Почему же процесс выживания и исследования «относительно несложный»? Я бы даже уточнил, что он удобный, ненавязчивый и комфортный. Прежде всего, тут нет зависимости от голода, холода и болячек. Всё работает по механике классического шутера, но в условиях дикой природы и с элементами метроидвании. Есть пистолет, бесконечный боезапас и аптечки, в качестве которых выступают семена одного из растений.
А скудный вроде бы арсенал расширяется за счёт флоры и фауны: есть взрывающиеся и кислотные ягоды, которые после нужного апгрейда будут доступны по умолчанию; есть семечки, которые используются как сюрикэны; есть приманки и даже что-то похожее на какашки, которые бросаешь, чтобы убегающая животина увязла в липкой жиже. Врагов можно пинком запускать в воздух, а некоторых — хватать и бросать в сородичей опять же как гранаты.
Некоторые «аборигены» откровенно плевать на нас хотели.
Во-вторых, практически всю игру нас ведут по сюжету — именно он, а не выживание) стоит на первом месте. Уже в самом начале мы обнаруживаем огромную странную башню неизвестного происхождения и предназначения. И потом всю дорогу пытаемся добраться до неё и выяснить, что там скрывается. Руководство Kindred Aerospace башня сначала интригует, а потом начинает беспокоить — после получения первых данных на Земле включается автоматическая тревога.
Сюжет всему голова
Так вот, нас постоянно ведут по сюжетным миссиям под бдительным руководством ИИ, который подбадривает игрока собственными стихами и фразочками вроде «Благодаря поеданию инопланетной хурмы твоё тело мутирует, а задница стала крепкой, как камень. Ты ведь рад этому?».
То есть в Journey to the Savage Planet не нужно ломать голову, куда идти, что делать и где добыть нужное. По сюжету мы получаем всё необходимое. И прежде всего — инопланетные сплавы, которые позволяют создавать ключевые для прохождения предметы, например крюк-кошку или пусковые двигатели для двойного прыжка.
Как правило, эти сплавы охраняют боссы или ради них нужно выполнить определённые действия — решить несложную головоломку, что-то активировать, найти предметы или освободить от наростов янтаря насосы, качающие местную нефть. То есть сами сюжетные миссии вполне интересно обыграны и почти постоянно задействуют новые механики.
Воплощение понятия «инопланетная флора».
Необязательный исследователь
Никто при этом не запрещает свободно исследовать мир, возвращаясь туда, куда раньше без той же крюк-кошки или переносных бомбочек добраться вы не могли. Благо тут полно секретных мест, где спрятаны инохурма, повышающая выносливость и здоровье, и богатые минералами жилы. Сама игра тоже словно призывает — иди, сканируй всё вокруг, бери образцы у таких-то животных, старайся убить пять наземных существ в воздухе и получай новые звания исследователя.
Вкупе с собранными ресурсами это откроет доступ ко второстепенным апгрейдам — ещё больше урона от пистолета, ещё более вместительная обойма, не двойной, а тройной прыжок и так далее. Но и без них сюжет вполне проходим. И это можно было бы назвать недостатком Journey to the Savage Planet — дескать, тут много лишних апгрейдов и нет особого стимула изучать мир.
Но на самом деле он есть и состоит в том, что сам по себе этот мир красивый, разнообразный и интересный с точки зрения его созерцания, а не получения обязательной выгоды. Тут шикарный дизайн, много, как я уже сказал, секретных мест, есть луга, поля и реки с водопадами, которые сменяются грибными зарослями, висящими в воздухе островами и тёмными пещерами, где течёт лава.
Ну как такую милоту убивать?
Билет в зоопарк
И главное, вокруг полно забавных существ и растений. Зелёные наросты используются как трамплины. Есть летающие осьминоги. Встречаются даже непонятные создания, этакие вентиляторы из зубьев, которые своими щупальцами перекрывают проход — в них нужно заманить безвинную пухлоптичку, чтобы ту засосало, зверюга с зубами насытилась и убрала свои конечности. А с каким забавным криком, завидев нас, убегает местная «баабушка» — попытка взять у этого глупого создания образцы превращается в самый смешной стелс в мире!
И вот даже когда тебе по сюжету делать особо нечего, но ты замечаешь, что пухлоптицы начинают забавно прыгать на растительных «трамплинах», а где-то рядом видны места для крюк-кошки, куда раньше ты попасть не мог, — тогда невольно останавливаешься и говоришь сам себе: так, ладно, посмотрю, что там, одним глазком и назад, честно. Ну и зависаешь, конечно, ещё на полчасика минимум…
При создании и прохождении этой игры явно пострадали безвинные животные.
Авторов Journey to the Savage Planet не хочется критиковать. Взяв за основу No Man’s Sky, Subnautica и шутерную механику, они добавили литры юмора, много своих идей, шикарный дизайн и сделали игру, которая выглядит, звучит и играется как вылизанный до блеска AAA-хит — тут нет проблем ни с оптимизацией, ни с управлением. Да, сражения в большинстве своём простенькие, но во время драк с боссами, особенно ближе к финалу, вечер перестаёт быть томным. Это идеальная игра для тех, кто устал страдать и мучиться, задыхаясь от чрезмерной свободы, поэтому теперь хочет отдохнуть и получить удовольствие от уморительно весёлого и очень красивого сюжетного шутера с элементами выживания. Тем более что это можно делать в кооперативе с другом — и тогда удовольствия будет в два раза больше.
Плюсы: большой, красивый и разнообразный мир; отличный юмор; не замороченный, но вполне интересный сюжет; увлекательный и очень комфортный, приятный игровой процесс, сочетающий шутер, исследование и сбор ресурсов для прокачки; множество апгрейдов и гаджетов; весёлый кооператив; шикарная графика при отличной оптимизации; выразительная озвучка.
Минусы: бои становятся интересными в основном только в эпизодах с боссами; игра может показаться слишком лёгкой и недостаточно поощряющей исследование мира; некоторые апгрейды не нужны для прохождения.