Недавно учёные выяснили, что человеческий мозг специально классифицирует информацию о смерти как ненадёжную или ложную — так, дескать, он заставляет нас сомневаться в существовании смерти и возможности умереть, что помогает нам жить в настоящем и надеяться на будущее. Видимо, по той же причине люди делают игры, где над смертью шутят и издеваются, где загробный мир осовременивают и очеловечивают, представляя его пародийным аналогом нашей обычной жизни (Grim Fandango), а сама смерть может предстать в роли забавного толстого танцора (Felix the Reaper). Afterparty, новая работа авторов шикарной Oxenfree, — ещё одна вариация на эту тему, по духу близкая как раз к Grim Fandango и квестам от LucasArts. Только тут всё залито декалитрами алкоголя. Естественно, после Disco Elysium, едва придя в себя, я тут же пошёл на Afterparty — и ничуть не пожалел…
https://www.youtube.com/watch?v=Z8bNCrgpw8Y
Вечеринка в Аду
Впрочем, в первую очередь тут чувствуются традиции Oxenfree — тот же графический стиль, тот же упор на проработку персонажей, те же всплывающие над головами реплики диалогов. Да и тематика в чём-то схожая — здесь мы тоже играем за подростков, которые весело проводили время, а потом столкнулись с мистическими событиями. Вот только в новой игре события сразу же приняли настолько, казалось бы, трагический оборот, что дальше некуда, — наши герои, юноша Майло и девушка Лола, после совместного распития спиртных напитков на титульной «афтепати», умерли и попали в Ад.
Хотя поверить в это поначалу сложно. Преисподняя в Afterparty на первый взгляд мало отличается от какого-нибудь современного шумного Лас-Вегаса — тут куча клубов, баров и прочих увеселительных заведений. Только вместе с людьми, попавшими за свои прегрешения в Ад, пьют и веселятся более или менее рогатые демоны. А самую крутую вечеринку закатывает в своём особняке сам Сатана, который бухает вместе с Вельзевулом и Чернобогом.
Здесь тоже есть свои суды и школы, демоны также водят такси (только через ту самую реку Стикс), болтают по смартфонам, ходят к психоаналитикам и постят забавные сообщения в местном аналоге «Твиттера», где пользователь с ником @missingbreakfast может спросить остальных: «Эй, кто-нибудь видел пару почек?» После этого не стоит удивляться, когда один из демонов, обращаясь к нашим героям, скажет: «Добро пожаловать на борт, доноры органов!»
Пей, чтобы жить
Да, несмотря на всё кажущееся веселье, смертным людишкам, попавшим в Ад, тут зачастую бывает очень даже не до смеха. В местных клубах можно увидеть, как некоторые из них празднуют не дни рождения, а дни смерти — годовщины попадания в Преисподнюю. Среди них и какой-нибудь вчерашний маньяк, и даже неандерталец, давным-давно сожранный динозаврами.
Коктейли тут делает сам Сатана.
Но это всё-таки Ад. И наказания за грехи никто не отменял — порой очень даже неприятные и неприличные, даже если провинившиеся молодые люди, по их словам, просто ограбили «еврейский винный магазинчик». На глазах у Майло и Лолы нескольких таких подростков отправили на вечные пытки, а когда пришла очередь определить наказание им (хотя за что? Они даже не знают, как именно умерли!)… рабочий день у демона-распределителя закончился. И он, конечно, пошёл в бар.
А у наших героев появился шанс — за эту оставшуюся до вынесения приговора ночь им нужно всего лишь попасть на вечеринку к Сатане и перепить его в очном, так сказать, противостоянии. Тогда они смогут вернуться в мир живых.
Однако для этого ещё предстоит многое сделать. Сначала нужно раздобыть приглашение на вечеринку к Принцу Лжи, потом он попросит сначала перепить (или перетанцевать) двоих своих ближайших сподвижников, а затем — найти трёх друзей.
Мини-игры для максимального похмелья
Методы решения всех проблем очевидны — бухать, бухать и ещё раз бухать. Игровой процесс построен на перемещении между локациями, общении и постоянном употреблении спиртных напитков. Выглядит это примерно так: мы приходим в очередной бар, где находится нужный персонаж, выслушиваем кучу диалогов, заказываем алкоголь (какой именно — решаем сами), находим собутыльника и заводим с ним разговор.
В процессе нужно опять же выпивать (за это отвечает отдельная кнопка), после чего появится подсвеченная особым цветом реплика, которая, собственно, и позволит получить результат и продвинуться дальше.
В ночном клубе и жертвоприношения соответствующие.
Потом, как правило, следует мини-игра, где один из наших героев пытается перепить оппонента. Здесь нужно как можно быстрее опрокидывать стаканы и аккуратно (но быстро) ставить их друг на друга, что весьма непросто — персонажи-то пьяные, экран плывёт, а стаканы в глазах двоятся. Хотя есть и другие мини-игры — как минимум в одном случае был вариант устроить не алкогольный, а танцевальный батл.
Алкоголь везде поможет
Конечно, не всё так просто. Где-то нас откажутся пускать в бар — дескать, вход только для демонов. И придётся искать, как бы замаскироваться под одного из них. В другом клубе, только выпив, Майло догадается, как вырубить охранника, не пускающего в зал, где сидит его, Майло, бесцеремонно украденная совесть. Однажды нашим героям даже пришлось выдавать одного из демонов за своего ребёнка.
Иногда возникают дилеммы — к кому обратиться за помощью, отправить ли на вечные пытки невинного, чтобы не разгневать могущественную дьяволицу, или пойти другим путём. По итогам сцены персональный демон, выданный Майло и Лоле в принудительном порядке, проведёт анализ наших поступков с морально-этической точки зрения. Этот персонаж вообще очень часто вмешивается в происходящее, заставляет героев вспоминать не самые приятные вещи из своего прошлого (например, отношения в семье), пытается даже поссорить их и потому дико их раздражает (а нас веселит).
Жаль только, что решения слабо меняют сюжет и его концовку. А вот то, как мы реагируем на провокации персонального демона (впрочем, не только его), какие реплики выбираем, когда Майло и Лола общаются друг с другом, реально влияет на их взаимоотношения. В какой-то момент девушка даже может оставить Майло одного.
Здесь тоже можно выкладывать селфи.
Можно помедленнее? Я записываю
Всё это, как вы уже поняли, сопровождается не только декалитрами дьявольского алкоголя, но и тоннами юмора, а также множеством кросскультурных отсылок и постмодернистских шуточек. «Это место только для демонов, вампиров, суккубов и гендиректора Walmart», — говорит охранник одного из клубов. «А зачем в Аду школы?» — спрашивает Майло у местного таксиста. «Давайте без спойлеров, оставим ответы до повторного прохождения», — отвечает тот.
Авторы Afterparty явно являются прожжёнными киноманами. Они иронично вспоминают «Бегущего по лезвию бритвы» и лично Харрисона Форда (Harrison Ford), «Парк Юрского периода», «Во все тяжкие» и Дэвида Линча (David Lynch). И даже заставляют одного из персонажей признаться в том, что его жизнь похожа на ситком от CBS.
Как и в Oxenfree, тут много великолепных диалогов. Правда, написаны они на не самом простом английском. Поэтому играть без русского перевода будет нелегко, тем более что, как и в прошлом творении Night School Studio, в Afterparty важные реплики всплывают и быстро исчезают — никто не будет долго ждать, пока вы решаете, какой ответ выбрать. При этом ещё вокруг все постоянно что-то говорят, а на экране то и дело появляются и исчезают сообщения из местного «Твиттера». Мне кажется, ориентироваться во всём этом даже людям, отлично знающим английский, не всегда просто.
Вот то, ради чего все мы тут, собственно, собрались.
Недавно я писал обзорBDSM: Big Drunk Satanic Massacre, и в комментариях иронизировали, как, мол, можно ругать игру с таким названием за то, что в ней много туалетного юмора. Проблема в том, что это несмешной туалетный юмор. А есть и другие примеры. Тогда я вспоминал South Park: The Stick of Truth.
И вот вам ещё более яркий пример — в Afterparty действие тоже разворачивается в Аду, и тут тоже постоянно бухают и частенько говорят о сексе. Но при этом всё куда смешнее и изящнее, умнее, тоньше, если хотите. Да, сама система динамических диалогов, возможно, нуждается в корректировке, и да, очень не хватает русской локализации. Но, с другой стороны, это очередной (после такой же великолепно-алкогольной Disco Elysium) повод заняться, наконец, изучением английского языка. Тем более что в игре бухать веселее и интереснее, чем в реальной жизни, — уж мне-то поверьте.
Плюсы: увлекательный, весёлый и где-то даже поучительный сюжет; яркие персонажи; море юмора и отсылок; отличные диалоги; интересные игровые ситуации; забавные мини-игры; стильная картинка; атмосферная музыка.
Минусы: за репликами и сообщениями порой трудно уследить; маловато нелинейности; нет русского языка.
На боксе вышла без поддержки русского языка. Игра, в которой вся суть — диалоги, продается за доллары в России, для русскоговорящих, без поддержки русского языка. МОЕ ПОЧТЕНИЕ
Более детально о ощущениях об игре расскажу позже, но вот по этой части обзора Жаль только, что решения слабо меняют сюжет и его концовку. А вот то, как мы реагируем на провокации персонального демона (впрочем, не только его), какие реплики выбираем, когда Майло и Лола общаются друг с другом, реально влияет на их взаимоотношения. В какой-то момент девушка даже может оставить Майло одного. Иии… это тоже заскриптованный, сюжетный момент, избежать которого нельзя. Максимум, что можно сделать — добиться того, что не Лола сильно обидится на Майло и свалит, после чего нужно будет с ней помириться, опять же по сюжету, а Майло свалит от Лолы. В игре есть даже две ачивки, связанные напрямую с этим… А… я понял, почему Кирилл не увидел ни одной из них ))). Зависит от того, чью сторону игрок принимал по ходу игры чаще. В общем и целом никакой нелинейности в игре нет вообще, общая конва если и изменяется, то не сильно, что в прочем игре не мешает.