Если бы пиарщики The Executioner раскручивали игру более агрессивно (и были бы при этом отмороженными), то они написали бы что-нибудь в таком духе: «В нашей игре вы можете пытать семилетнюю девочку, вырвать ей глаза, отрезать руку или же вместо этого взять её в жёны». И мы получили бы ещё один пример бана в Steam за чрезмерную жестокость и сексуальные извращения. И это было бы неправильно, ведь на самом деле The Executioner совершенно не об этом. Это симулятор палача в средневековом городе, который рассказывает мрачную, тяжёлую, но с проблесками надёжды историю, позволяет нам поступать и совсем не так, как я описал выше, — можно спасти девочку от сожжения на костре и относиться к ней по-доброму. Всё здесь закручено именно вокруг нравственного выбора. Ну, и вокруг политики, конечно, тоже.
https://www.youtube.com/watch?v=7Mu3LUwWBFY
Я часто вижу страх в смотрящих на меня глазах
Сразу скажу, что The Executioner — это текстовый квест с элементами RPG в духе известной серии Choose Your Own Adventure. От отечественных разработчиков. И несмотря на то, что тут нет полного «тридэ» с литрами кровищи, надо признать, что из всех игр, где можно пытать людей и принимать решения, кого и как казнить (вспоминаются, например, This Is the Police и We. The Revolution), именно The Executioner — самая жестокая.
В качестве королевского палача мы решаем, как выбивать признания из подследственных. Точнее, из приговорённых к казни — иного выхода, кроме как подписать признание, у них нет. Вопрос только в том, как долго они продержатся под нашими пытками. Можно бить, всаживать иголки под ногти, топить, мучить шумом (в комнате с постоянно бьющим колоколом) или жаждой, отрезать конечности и вырывать глаза.
Всё это по-разному влияет на физическое и моральное состояние жертвы, которое мы наблюдаем по портрету «подопечного». Если переусердствовать, человек быстро умрёт или сойдёт с ума — мы так и не получим признания, что, понятно, не понравится королевскому судье. Поэтому приходится чередовать разные методы, иногда даже приводить жертву в чувство и лечить его, а также отдыхать самому — все действия отнимают энное количество сил (в том числе моральных) у самого палача. А их запас ограничен. Как и запас времени — пытки и зверства также различаются по своей продолжительности. Время тратится и на вопросы, запугивание и перекрёстные допросы.
Палач нахмурил лоб сердито
Поэтому каждая пытка — это фактически головоломка, где нужно планировать свои действия, ориентируясь в том числе на личные характеристики жертвы. Кто-то отличается стойкостью к побоям, другой (или другая) слаб душевно. Кроме того, некоторые действия лучше поручать помощнику, а самому наблюдать или отдыхать. Характеристики компаньона также влияют на происходящее.
Это называется «переусердствовал на работе».
От всего этого играть в The Executioner порой физически неприятно. Особенно когда видишь перекошенное болью и ужасом лицо замученного тобой ребёнка — стараешься действовать как можно аккуратнее, милосерднее, ограничившись запугиванием и перекрёстными расспросами. Хотя не исключаю, что кому-то мучить и пытать, наоборот, понравится. Да и я в некоторых случаях сразу переходил к вырыванию глаз и отрезанию конечностей, чтобы скорее выбить «Да, я во всём сознаюсь, только прекратите меня мучить». Хотя, как правило, это прямой путь к провалу.
Проклятый старый дом
Но The Executioner — не просто этакий тактический симулятор профессионально описанных пыток для пробуждения внутреннего садиста. Во-первых, это ещё и RPG, действие которой совсем не ограничивается сидением в пыточной камере.
У нашего палача есть дом, где можно поспать, поесть, чтобы восстановить физические и моральные силы. За хорошо проделанную работу мы получаем деньги, а после казни — еще и тело, которое сначала нужно хранить дома в подвале, а потом можно продать или сдать на опыты главе гильдии мясников. Также мы зарабатываем деньги, перемещаясь по карте на арену или в трущобы, где выполняем грязную работу.
За монеты можно покупать новую экипировку, еду, бинты, а также особые предметы, помогающие поддерживать наши силы во время допросов. Ещё мы тратим деньги на апгрейд своего дома — если улучшить подвал, то тела там будут медленнее гнить; если купить лошадей, то станем быстрее двигаться по карте; в отремонтированной спальне лучше высыпаемся, восстанавливая больше выносливости; и так далее.
В зависимости от способа казни жертва будет больше или меньше страдать.
Мораль у палача?
Также во время перемещения по карте случаются разные события, требующие наших решений, как в классических текстовых квестах. Есть и так называемые конфликты, где можно действовать силой, убеждением, запугиванием или сразу достать оружие. И в зависимости от наших характеристик и экипировки каждый вариант даёт разную вероятность успеха.
Все действия так или иначе влияют на мировоззрение, мораль и политическую вовлечённость героя, а успешные действия ещё и дают очки опыта. Дома перед сном их можно потратить на разучивание новых умений в разных ветках — человечности, рационализма, мистицизма, социопатии, революции и монархии. Так мы улучшим эффективность помощника, откроем новые варианты пыток или действий на карте, получим доступ к улучшенных товарам и снаряжению и так далее.
Выбирай душой. Или топором
Во-вторых (и это самое главное), на первом месте в The Executioner тяжёлая, грязная, местами очень натуралистичная, но при этом с долей мистики история. Сюжет действительно интригует. Оцените первые две вводные. Начинается всё с того, что мы казним собственного отца и занимаем его место в качестве королевского палача. А потом пытаемся выяснить, почему и кто обвинил его в измене. Первое же наше дело — допрос и казнь егеря, обвинённого в браконьерстве. На следующий день к нам приходит его дочка и просит найти истинного виновного — она уверена, что отца подставили. Согласившись, мы начинаем собственное расследование. Звучит весьма интригующе.
В процессе наш палач ввязывается в политические интриги и даже получает возможность стать изменником, начав сотрудничество с революционерами или с теми дворянами, которые хотят заменить монархию буржуазной демократией. Кроме того, он знакомится с лидерами двух противоборствующий гильдий — подпольных бандитов, заправляющих на арене, и мясников-еретиков, которые проводят опыты над телами.
Расчёт вероятности исхода сложный, но почему-то всегда проще бить в рожу.
Во время всего этого происходит много событий, требующих наших решений и участия в вышеописанных «конфликтах». В процессе герой может погибнуть, вступить на путь ереси и повлиять на судьбу некоторых персонажей. Продать тело на опыты или отдать его родственникам? К кому обратиться за помощью, чтобы получить информацию об убийстве егеря, — к бандитам или мясникам? Согласиться ли взять кровь у его дочери для проведения ритуалов или выбить показания силой? А что будет, если сначала отправить девушку в опасный дом, а потом уже войти самому, а не сделать наоборот? В глобальном смысле все решения не просто влияют на мораль и мировоззрение — они показывают, встаём ли мы на тропу зверя или пытаемся действовать более человечно, разжигая в душе свет.
С надеждой на будущее
Ситуация действительно меняется, но проблема в том, что пока ещё не во всех случаях понятно, как именно это всё повлияет (и повлияет ли?) на дальнейшие события. Дело в том, что сейчас вышла только первая из трёх запланированных глав. И тут, как и в случае, например, с сериалами Telltale Games, остаётся только ждать и надеяться на реальную нелинейность. В первой главе есть лишь намёки на неё и вариативность в разрешении локальных ситуаций.
Также закрыты для прокачки многие ветки умений, не очень понятно, что дают некоторые параметры (вроде уровня хаоса), а варианты ненасильственного решения конфликтов фактически сведены к нулю — шансы на убеждение и запугивание очень малы. Хочется верить, что в продолжении все эти возможности найдут реальное применение. Пока же создаётся впечатление огрызка чего-то куда более интересного.
На карте со временем появляется больше интересных мест.
Интрига и графомания
Впрочем, авторам и без этого есть над чем потрудиться. Во-первых, на релизе было много багов и недоработок — и не все пока удалось исправить патчами. Во-вторых, есть вопросы к тексту и сюжету.
Нет, на самом деле текст по меркам русских игр действительно хороший. И всё же складывается впечатление, что его писал талантливый, но всё же начинающий сценарист из ряда выпускников чего-то литературного. Здесь полно графомании в духе «Вас услышали: ты чуешь, как промозглая, неуютная тишина окрашивается сладковатой ноткой опасности». Или «Внутри гноем копится напряжение, грозя затопить своего обитателя». Взгляды тут непременно бросают «как комья грязи». Ставни обязательно «хлюпают, отзываясь на вопли». А слышит и «видит» запахи наш палач «не ушами, а всем телом».
Понятно, что это игра с упором на текст, а не на визуализацию и чисто теоретически такие описания нужны для антуража. Но концентрация всех этих сравнений, метафор и прилагательных в итоге просто затапливает текст — и его хочется пропускать. В Planescape: Torment и в Pillars of Eternity тоже очень важен текст, но там ещё были действительно сильные образы, философские мысли, гениально подмеченные детали, шикарные диалоги и много чего ещё. В The Executioner же пока видны лишь старание, неплохо проработанный мир и сочно прописанные, но при этом достаточно банальные персонажи.
И куча логических нестыковок. Например, герцог, обвинивший отца главного героя в измене, при первой же встрече с человеком, который теперь его ненавидит, фактически признаётся, что хочет свергнуть монархию и предлагает нам стать его союзником. Он идиот? Подпольный король бандитов соглашается отдать преступника под суд, потому что, дескать, вор должен сидеть в тюрьме. А к нашему устрашающего вида палачу, которого вроде бы как огня боятся все горожане, приходят мамашки с просьбами вытащить клеща из уха их ребёнка.
Даже с такой бедной визуализацией чувствуется кожей, как больно мы делаем человеку.
И всё же, при всех своих недостатках, The Executioner интригует и оставляет в целом положительные эмоции. Это действительно интересная, хотя и местами графоманская интерактивная книга, которую хочется дочитать до конца. Её авторы выбрали сложную, провокационную тему, но избежали соблазна просто и громко сыграть на наших тёмных чувствах. Они рассказывают многогранную историю, в которой пытки — лишь следствие, а не первопричина. Пока общую оценку ставить не будем, но искренне надеемся, что в продолжениях всё лучшее, что здесь есть, улучшат (и мы получим нелинейную историю), а худшее и недоработанное исправят. В любом случае хочется поддержать отечественных разработчиков, которые стараются делать что-то действительно нетривиальное.
Плюсы: хорошо прописанный сеттинг; увлекательная история; уникальная механика пыток; много интересных текстовых квестов, где мы можем поступать по-разному; отлично нарисованный арт.
Минусы: пока тут мало реальной нелинейности; текст страдает от авторской графомании; музыка приятная, но мелодий мало, и они приедаются.