Да простит меня наш редактор, но избитая фраза «Иногда они возвращаются» просто идеально подходит для ответа на вопрос, как бы в трёх словах описать Bloodstained: Ritual of the Night. Вместе с этой игрой вернулись все — и Кодзи Игараси (Koji Igarashi, он же Ига), один из главных людей для серии Castlevania, и наша самая любимая Castlevania: Symphony of the Night, и наше же счастливое детство. Игараси несколько последних лет делал свою новую «Симфонию ночи», собрав на это более 5 миллионов долларов через Kickstarter, получив кучу негатива за прошлогоднее демо, что-то меняя, сталкиваясь с трудностями, но всё равно упорно идя к своей цели. Спасибо, что дошёл.
https://www.youtube.com/watch?v=NuYcOkulhTA
Ностальгия
Мы всё так же рубим в щепки подсвечники, статуи и фонари, из которых выпадает что-нибудь ценное, в подкате быстро проносимся по уровням, отмахиваемся от ядовитых цветков на полу и надоедливых летучих мышей, а за спиной у главной героини Мириам летает в качестве ручного питомца огромный меч, который с криками «Дааай!» рубит врагов. Здесь мы так же ищем сферы, увеличивающие запасы здоровья или маны.
И действие опять разворачивается в огромном замке, где о том, что мы видели в Symphony of the Night, напоминают и геометрия, и даже наполнение многих уровней. Вампиров тут нет, но есть огромный фонтан крови. И некоторые локации ближе к финалу тоже могут переворачиваться вверх дном. Кризис идей? Скорее пасхалки для своих.
Это всё та же концентрированная метроидвания, собственно и породившая жанр, — смесь из экшна, платформера, RPG и исследования уровней, на многие из которых вы не попадёте, пока не откроете новую способность вроде двойного прыжка или умения хватать тяжёлые предметы.
В команде вампиров замена
Вампиров сменили демоны, а сына Дракулы, дампира Алукарда, — девушка Мириам, жертва экспериментов алхимиков, которая должна была умереть, но впала в кому и через 10 лет очнулась как раз к моменту нового нашествия демонов. Естественно, ей с этой проблемой и предстоит разбираться. Тем более что из-за постигшего Мириам проклятия девушка способна поглощать демонические кристаллы, которые дают ей новые силы, однако медленно, но верно лишают саму Мириам человечности.
Даже порталы тут оформлены как произведение искусства.
На этом непростом пути наша героиня встретит немало колоритных персонажей, уничтожит тысячи врагов и одолеет в непростых схватках десяток коварных боссов. Ну а мы выслушаем много пафосных диалогов и увидим столько же театральных сценок, которые, кажется, могли придумать только японцы.
Сюжет в Ritual of the Night подчёркнуто старомоден — много чисто японского пафоса, театральщины; диалоги и мотивы героев не оставляют особого пространства для толкований. Ничего заумного и сверхсложного, но всё равно чувствуется интрига, в сердце и памяти главного злодея Мириам хочет пробудить что-то человеческое, но что с ней самой будет и чем всё это закончится, — непонятно. Классика — а большего в данном случае и не надо.
Здравствуйте, я ем кристаллы!
Система душ из Symphony of the Night и Dawn of Sorrow, дающих разные способности, в Bloodstained: Ritual of the Night превратилась в систему демонических кристаллов — хотя и 100-процентной калькой её не назовёшь. Некоторые из кристаллов дают чисто атакующие умения, которых очень много. Огненный/водяной шар, удачно отскакивающий от стен, метание костей, дисков, стрел, превращение врагов в камень, призыв временных помощников-монстров — чего тут только нет! И это, понятно, открывает простор для подбора собственной тактики.
Другие кристаллы позволяют призывать постоянных спутников, третьи усиливают характеристики или наше мастерство владения определёнными типами оружия. Последнего, к слову, тоже навалом — разные виды кинжалов и мечей, булавы, копья, пистолеты и ружья. Можно даже лопатой драться или превратить нашу Мириам в мастера восточных единоборств, надев ей на ножки кунг-фу-ботинки.
Ну как в такой визуальный стиль не влюбиться?
Лишние осколки разрешают продавать или пускать на усиление наших способностей. Делаем мы это на базе, у ближайшего соратника героини, алхимика Йоханнеса, который хочет искупить свою вину перед девушкой.
И тут крафт!
У Йоханнеса же можно заняться изготовлением предметов — от зелий до оружия и брони. Всю игру мы собираем самые разные ингредиенты — эктоплазму, бронзу, обсидиан, железо, дуб, клыки нетопыря и прочее, чтобы потом собрать что-нибудь полезное.
Также можно готовить еду из найденных или купленных ингредиентов — это даёт бонусы к параметрам. Так система прокачки становится чуть интереснее и позволяет влиять на крутизну героини не только экипировкой и автоматическим повышением параметров при получении новых уровней, но и при правильном питании.
На базе разрешают торговать и брать простенькие задания — найти такой-то предмет, чтобы почтить память Эммы (Луизы, Жака), убить четырёх демонов… Награда — как правило, блюда и те же ингредиенты. А ещё там можно сеять кукурузу, рис и пшеницу, чтобы не тратиться на злаковые в магазине.
Порхающий за нами меч — тот ещё помощник, но с ним всё равно как-то приятнее.
Hollow Knight повержена?
Читая последние абзацы, кто-то может воскликнуть: «Ну и чего вы так восхищаетесь игрой, это же какая-то JRPG с примитивными квестами и гриндом ресурсов!» Нет, на самом деле все эти тортики, посевная кукуруза и мщение за кузена Жака — это так, опциональные вещи. Крутизна Bloodstained: Ritual of the Night — в том, как она выглядит и звучит, какой тут шикарный дизайн уровней, какие разные и необычные враги (включая, например, картины), как много разной экипировки и умений, как интересно играть, сражаться, выучивать разные техники и комбо, работающие только с тем или иным оружием. Как опять же интересно решать задачки, пытаясь добраться до очередного сундука, исследовать, открывать новые способности, проходить в ранее недоступные места, преодолевать и побеждать разных гротескных боссов, каждый из которых использует свою тактику.
Да, на нормальном уровне сложности (а изначально доступен только он), подкачав персонажа и обзаведясь мощным оружием, вы сможете проходить сквозь врагов, как нож сквозь масло, делая остановки только у боссов. Да и тех можно убивать не за счёт того, что это вы такой крутой мастер единоборств, а за счёт гринда, позволяющего быстро качать персонажа — в то время как враги в уровнях не растут. И крафт в такой ситуации не особенно нужен. Тем более что куча всего полезного выпадает из сундуков и тех же боссов. Но на более высоких уровнях сложности уже всё иначе — там-то все механики и раскрывают себя по полной.
Авторы обещают 13 DLC, в том числе кооператив и двух дополнительных персонажей.
Смех сквозь пафос
Да, сюжет пафосен и в целом прямолинеен, но тут есть потрясающее внимание к деталям, множество ироничных отсылок и юмор. Вы можете наткнуться на пианино, сесть, встать и пойти дальше. Но если у вас есть в качестве питомца одна фея, то она споёт ностальгическую песню. На Мириам можно надеть игрушечные ботинки — бьют они больно и по-взрослому, но при каждом шаге смешно пищат.
На одном из уровней вы встретите демонического парикмахера Тодда с руками-ножницами. Он согласится менять внешность героини и попросит снять проклятье, собрав для него 666 вариантов разных причёсок. Наконец, тут можно попасть в 8-битный кошмар, на уровень, который один в один, даже по графике, похож на локации из старых Castlevania.
Вообще, внешний вид Bloodstained — это отдельная симфония наслаждения. Да, чисто технически графика не ультрасовременная. Но вот сам дизайн, краски, то, как стильно всё нарисовано, сочетание цветов, ракурса, деталей — это самый японский в лучшем смысле этого слова коктейль из готики, барокко, гротеска, сюра и чёрт знает каких ещё стилей. Опасения, что использование 3D пойдёт во вред, оказались напрасными. Ну а в том, что музыка от Митиру Яманэ (Michiru Yamane), писавшей саундтрек к той же Symphony of the Night, окажется великолепной, по-японски пафосной и мелодичной, никто и не сомневался. Вот разве что одна мелодия мне очень сильно напоминает что-то из советской музыки. Но очень приятно напоминает. Тоже отсылка?..
Многие боссы тут, естественно, очень колоритные и гротескные.
Приступая к написанию обзора, я изначально хотел построить материал вокруг вопроса: а так ли изумительна игра, которая на 60 % и больше является вроде бы калькой другой (или других)? Пусть и от того же автора. Да, понятно, что такой дилеммы не стоит для новых игроков, незнакомых с Castlevania: Symphony of the Night, — они просто получили едва ли не лучшую на сегодня метроидванию.
Ностальгирующие фанаты, в свою очередь, получили повод прореветься, утопив Игараси в аплодисментах. Для них все эти повторяющиеся вещи — это не калька, а отсылки и подмигивания для своих. Как и всю игру можно назвать одной сплошной ностальгической отсылкой. Но вот если посмотреть с точки зрения развития всего жанра, глобально…
А потом я понял, что тут надо задать совсем другой вопрос: а повернётся ли у кого-нибудь язык ругать id Software за то, что в DOOM 2016 года всё те же какодемоны, BFG и кровавый Марс в глазах, только в новой обёртке? Ответьте на него для себя — и тогда определитесь со своим отношением к Bloodstained: Ritual of the Night.
Плюсы: яркие персонажи; безумно увлекательный геймплей в лучших традициях метроидваний; множество ностальгических отсылок к Castlevania; шикарный визуальный стиль; красивая музыка.
Минусы: сюжет мог бы быть и чуть более сложным; не самый удобный инвентарь; простоватая анимация; на релизе встречались баги.
Ой писец умник выискался))) Какая блин разница, если один хер это аркады с видом сбоку. Тока одна унылая пустотень, где становится скучно уже через полчаса игры, а вторая драйвовая и вдваём мона шпилить.
Скучная игрулина, абсолютно без динамики. Одни и те же враги, унылые длинные уровни, где надо чёто искать постоянно… Фигня короче. Лучше бы ремейк контры сделали