«Новая игра от авторов The Longest Journey и Dreamfall Chapters!» — у Draugen была такая афиша, что мимо не пройти. Охапка скриншотов, демонстрирующих божественной красоты скандинавские пейзажи, обворожительная девушка на картинках, словосочетание «фьорд-нуар» в анонсе — всё это практически не оставляло сомнений в том, что Рагнар Тёрнквист (Ragnar Tornquist) со товарищи подарят нам ещё одну захватывающую историю. Однако реальность получилась куда более сложной и неоднозначной.
Внимание, возможны спойлеры.
https://www.youtube.com/watch?v=ziNZqEw0Adg
Ещё один хоррор?
Начнём с того, что это, конечно, никакой не «фьорд-нуар» — если понимать под этим термином жанр, к которому относят сегодня роман «Миллениум», сериал «Мост», «Девушку с татуировкой дракона», «Элемент преступления» и иногда даже «Настоящий детектив». Моральная двусмысленность, фаталистический цинизм, предельная реалистичность, острая социальная актуальность — ничего этого в Draugen нет. Да, есть Скандинавия, а именно Норвегия 20-х годов прошлого века. И есть потрясающей красоты северные пейзажи, на фоне которых разворачивается не фильм-нуар, а вроде бы обычный мистический хоррор про древние проклятия (правда, в формате симулятора ходьбы). Но в итоге он плавно превращается… превращается плавно… Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, немолодой уже американец Эдвард Чарльз Харден и та самая симпатичная девушка (зовут её Алиса, она же Лисси) приплывают на лодке в отдалённый, укрывшийся на маленьком острове норвежский городок Гровик. Здесь Эдвард хочет найти свою сестру Бетти, которая, по его данным, приехала туда как журналистка, а потом пропала.
По прибытии они обнаруживают, что городок полностью опустел и вообще всё вокруг буквально дышит не то что чем-то зловещим (пейзажи, наоборот, очень красивые, светлые и живописные), а какой-то неприятной тайной. Очень скоро мы узнаём про расположенную рядом шахту, где когда-то произошла трагедия. И после этого сюжетный твист про древние проклятия, кажется, не распознает только ребёнок.
Герои тоже бесят
А вот герои долгое время не распознают. Лисси, даже узнав о вещах, случившихся в Гровике, ведёт себя как веселая, беззаботная девочка-пацанка, видящая во всём лишь повод для новых приключений. А Эдвард упорно твердит, мол, скоро всё наладится, жители вернутся, он найдёт сестру и вообще никакой мистики не бывает, он учёный, отвалите.
Щёлкать местные виды хочется постоянно.
И это несмотря на то, что авторы буквально тычут нам в лицо прямыми указаниями как раз на мистику, проклятия и всё то, чего ждут от подобных историй. А я вот лично ждал как раз другого, поэтому, когда понял, к чему всё идёт, испытал разочарование. Господи, да где мы только этого не видели!
И герои тоже стали раздражать: Эдвард — своей тупостью, а Лисси — тем, что постоянно тараторила без умолку, зачастую совсем не в тему, почему-то называла героя «мишкой Тедди» и дико бесилась из-за того, что он так переживает за свою сестру. Но, извини, если ты из далёкой Америки вместе с ним приплыла в эту скандинавскую глушь, чтобы помочь найти Бетти, то почему удивляешься тому, что он действительно хочет её найти? Ладно бы, если бы это была его бывшая жена, но к сестре-то зачем ревновать? В общем, этот конфликт между героями кажется совершенно надуманным и искусственным.
Paroles, paroles
В такие моменты особенно раздражала сама механика местного симулятора ходьбы. Дело даже не в том, что тут нет экшена и привычных пазлов — это как раз понятно. Но нет и интересных паранормальных механик расследования, как, например, в The Vanishing of Ethan Carter, с которой у Draugen немало общего (но не в этом).
Зато тут есть разрекламированная авторами система динамических диалогов. Вместо экрана выбора реплик в воздухе появляются ключевые слова, при наведении на которые возникают ещё и пояснения к ним. По такому принципу в Draugen построено вообще всё исследование.
Кто такая Алиса — одна из главных загадок игры.
Но в диалогах это выглядит достаточно неудобно — навестись на нужную реплику получается не всегда, ключевые слова то и дело сливаются, перескакивают, заполняют собой экран, перекрывают обзор. А динамика выражается в том, что Лисси перескакивает с одной темы на другую и всё это частенько превращается в какой-то словесный винегрет — не всегда, конечно, но в некоторых ситуациях возникают именно такие ощущения.
С обещанным свободным исследованием тоже проблема — никуда вас свободно не пустят, если это не предусмотрено сюжетом. В некоторых ситуациях даже отойти от Лисси не дают на три метра, пока не найдёте нужный предмет.
Игра в поддавки
В общем, раздражение копится, и где-то на середине прохождения (а оно длится часа три) я уже думал, что наконец и у меня появилась возможность поставить «Проходняк», испытав при этом искреннюю грусть из-за того, что это столь ожидаемая игра от Рагнара Тёрнквиста. Неужели автор The Longest Journey исписался?
И вот в этот самый момент в Draugen начинается такое, после чего понимаешь — старина Рагнар на самом деле с нами всё это время играл в поддавки. Ну, или в прятки, скрывая, про что эта история на самом деле. Оказывается, тут у нас не ещё один «Итан Картер», а практически «Остров проклятых»Мартина Скорсезе (Martin Scorsese). Начинается не мистика даже, а психологический трип — с растворяющимися в воздухе девицами, общением с собственным ангелом-хранителем и прочим сюром.
Авторы очень круто обыграли стандартный для хорроров ход с манекенами.
Разность восприятия и разность ожиданий
Естественно, у меня, как и у всех, сначала возник вопрос: что это было? Но полученных в финале объяснений вполне хватило, чтобы не возникло желания кричать про то, что концовку слили, а на вопросы не ответили. Пазл сложился, хотя и не сразу. И вот чем дольше я думал о том, что на самом деле хотел сказать Рагнар Тёрнквист, чем отчётливее понимал, что олицетворяла такая бойкая, молодая, весёлая, никогда не теряющая присутствия духа Лисси для стареющего мизантропа Эдварда, кем она на самом деле была и что ему хотела доказать, — тем больше понимал, насколько этот норвежский сценарист всё-таки крут.
Хотя действительно, мнения публики разделились. Уже пройдя игру, я специально полез на YouTube, чтобы посмотреть реакцию зрителей и стримеров на одни и те же сюжетные ситуации. И если кто-то говорил про «обкурившихся авторов» и «что это было?», то другие красноречиво выдавливали из себя: «Ну, теперь всё понятно» — и восхищённо делились тем, какие сильные эмоции это вызвало. То есть тут многое зависит от ожиданий конкретного игрока: многие как раз хотели более или менее привычного хоррора с чёткими ответами, «кто убил Лору Палмер» и чего там такого древнего нашли. И, естественно, эти игроки испытали разочарование — история ведь про другое. Рагнар Тёрнквист действительно оказался тем ещё хитрецом. Всю игру он намекал и прямо подводил нас к тому, что это классический мистический хоррор, — писал слова «проклятие» и «предатель» на стенах опустевших домов, подбрасывал детские рисунки с изображением мифологического скандинавского демона, даже его имя вынес в название игры. А в итоге с хитрой улыбкой обманул.
Вот что значит «ускользающая красота».
Оказалось, что это история совсем о других демонах — о демонах прошлого, живущих внутри конкретного человека, который, как и все мы, должен сам решить, во что верить: в проклятия или суеверия, в убийство или несчастный случай, в то, жива сестра или нет, нужно ли жить прошлым или настоящим. Ведь проклятия, психологические травмы, страшные воспоминания и сегодняшние страхи — они могут быть реальностью и терзать тебя, пока ты сам в них веришь, превращаешь в навязчивую идею, не замечая тех, кто рядом, и не отпуская. А если отпускаешь, то всё и у тебя, и у Эдварда с Лисси будет хорошо. Я, по крайней мере, так всё это понял. А вы?
Плюсы: философская, предполагающая толкования, но не всеми и не сразу понятая история от Рагнара Тёрнквиста, который бесцеремонно играет с ожиданиями публики; отлично прописанные персонажи; выбор, влияющий на восприятие событий персонажем; феерически красивые пейзажи; очень атмосферная музыка.
Минусы: игра короткая; история явно не для всех и многих может разочаровать; очень ограниченная свобода исследования локаций; есть вопросы к системе динамических диалогов.
И это мне напомнило претензии к Firewatch, которые я встречал: игру обвиняли в том, что «интересная история про что-то мистическое оказалась тупо про бытовуху»... Но там история не обрывалась. И да, такой конец истории был прекрасен.
Я вот никогда не понимал, в каком месте Firewatch приземлённый и жизненный. Это игра про мужчину, у которого жена больна Альцгеймером (да, нередкость, но всё же не очень буднечно), и про женщину, которая (вроде как) испытывает чувство вины за смерть подростка. Ах, да, ещё там есть поехавший отец этого подростка, который тоже себя винит в несчастном случае. Да, нет мистики, убийств и правительственных исследований, но Firewatch какая-то вообще не ЖИЗА половину времени. Хотя, может, я просто ожидал Paterson про водителя медведей лесника.
В данном случае «проходила на ютубе», но вообще смотрю/читаю обзоры в том числе и чтобы понять, стоит ли обратить внимание на игру. И спойлеры по сюжету в обзоре очень жирные. Даже если человек, который не играл, чисто по обзору не поймет, то буквально немного продвинувшись по сюжету и понаблюдав героев, сделать какие-то иные выводы сложно. Так что, очень сомнительная идея, как мне видится. Это как если бы Фен в недавнем Observation принялся вовсю на сюжет намекать.
Здравствуйте, Кирилл. Очень понравилась ваша статья, как и игра в целом. Но есть один вопрос. Вас не смутило то, что Торнквист в конце не дал ответ на вопрос: «Как погибли все жители Гровика, в том числе и то богатое семейство?» Хотя, может я ошибаюсь. Может и дал)))
PS Ну и насчёт конфликта Эдвард — Лисси. «дико бесилась из-за того, что он так переживает за свою сестру. Но, извини, если ты из далёкой Америки вместе с ним приплыла в эту скандинавскую глушь, чтобы помочь найти Бетти, то почему удивляешься тому, что он действительно хочет её найти? Ладно бы, если бы это была его бывшая жена, но к сестре-то зачем ревновать? В общем, этот конфликт между героями кажется совершенно надуманным и искусственным». Да я суть конфликта даже не в этом. Лисси не нравились действия Эдварда, на которые он шёл ради поиска Бэтти. Вспомните ту сцену с выкапыванием чужой могилы, что является полным неуважением к мёртвому человеку