Игры про забавных роботов любят все, а шведская студия Image & Form, можно сказать, эту любовь умело стимулирует вот уже на протяжении девяти лет — с момента выхода на Nintendo DSi SteamWorld Tower Defense. Настоящий успех пришёл после выпуска дилогии SteamWorld Dig — это был платформер в крайне оригинальной и забавной стимпанк-вселенной, где хватало юмора, иронии и смешных роботов. При этом в самом геймплее шведы удачно экспериментировали с идеями из других игр (например, из Digger и Metroid), творчески их переосмысливая. Потом была SteamWorld Heist, сделанная по тем же принципам, но представлявшая собой уже пошаговую тактику в космосе с элементами Worms и XCOM. И вот теперь вполне логично пришло время для нового вкусного коктейля — на этот раз из фэнтези, RPG и коллекционной карточной игры: встречаем SteamWorld Quest: Hand of Gilgamech!
https://www.youtube.com/watch?v=2pG6Lnrrcdw
Роботы против грибов и канареек
Действие тут разворачивается всё в той же вселенной, поэтому всё окрашено иронией и юмором. Начинается история с того, что две героини — Армилли и Коперника (естественно, паровые «железяки», только одна в латах, потому что воин, а вторая — маг в колпаке и очках) отправляются в опасное путешествие в лес в поисках очень важного мятного гриба. А в это время на местную гильдию героев нападают какие-то вредины из «армии Бездны», которых возглавляет… канарейка. Точнее, канарейка сидит в шлеме и управляет большими доспехами с копьём, которые передвигаются на колёсиках. Поэтому после очередной победы над этим «капитаном канарейкой» наши герои весело кричат ему: «Катись отсюда!»
Армилли и Коперника, естественно, спасают захваченных героев гильдии, а те заявляют, что сидеть в клетках — это часть хорошо проверенной тактики. И убегают восвояси под тем предлогом, что там уже «как раз приготовились румяные крылышки, которые лучше всего пойдут с шоколадом».
Потом мы ищем могущественный артефакт Шестерномикон, способный воскрешать не только обесточенных роботов, но и совсем уж неодушевлённые предметы, находим документы под названием «Алхимические способы завоевать доверие дракона: приручение, дрессировка, усиление жара», сражаемся с говорящими грибами, участвуем в турнире на арене вместо убитого нами же дракона… Юмор тут местами, конечно, специфический, но если принять и поверить в эту чудаковатую вселенную, то всё становится на свои места.
Беспроигрышная смесь
В игровом процессе авторы также следуют своим традициям и снова смешивают разные жанровые направления. В SteamWorld Quest: Hand of Gilgamech у нас, как вы уже поняли, есть и полноценная (ну, почти!) RPG, и пошаговая тактика, и коллекционная карточная игра.
Русская локализация тут отличная.
Такое сегодня как раз в моде, а шведы всё это, опять же по традиции, украсили отточенным чувством стиля, великолепным, запоминающимся дизайном, красочной 2D-картинкой, вышеупомянутым юмором и колоритом. А ещё тут есть пара интересных находок в карточной механике.
Мы исследуем уровни, где помимо основной сюжетной тропы всегда есть ответвления. Герои ищут сундуки с сокровищами, набирают опыт в сражениях, прокачиваются, периодически нажимают на рычаги и решают загадки, а также покупают новое оружие и амулеты у торговки. Последняя, к удивлению наших героев, со своей повозкой всегда оказывается там, где надо, — пусть даже это нижний этаж какой-нибудь алхимической академии.
Карты и шестерёнки
А в драках нужно использовать уникальные для каждого героя карты — с их помощью бойцы, стоя напротив врагов (а двигаться никому нельзя!), атакуют, накладывают заклинания, полезные или вредные ауры, используют зелья, лечат и так далее и тому подобное. У каждого персонажа — своя специализация и свои приёмы.
Помимо воина и мага есть прирождённый боевой лекарь, в роли которого выступает большая роболягушка; странный персонаж в масках, который специализируется на смертоносных атаках катаной; а также близняшки-сироты, прирождённые воришки, тырящие у противников деньги даже в бою.
Столько драконов в одной игре мы давно не убивали!
Периодически мы получаем в награду или находим в сундуках новые карты, создаём их или улучшаем у той же бесценной торговки и тасуем колоду каждого персонажа, в которой не может быть больше восьми единиц. Всё вроде бы знакомо, но, как я уже сказал, есть пара нюансов.
Во-первых, в сражении можно объединять карты. Если выбросить из руки на поле боя сразу три одного цвета (то есть они принадлежат одному персонажу), герой сможет использовать и четвёртую, применив своё уникальное оружие, — например, выпустит цепочку молний по всем врагам. Также есть особые карты, которые в сочетании с другими позволяют проводить командные комбоатаки.
Во-вторых, на особо мощные действия нужны очки энергии (она, естественно, выражается в шестерёнках), которые генерируются базовыми картами. И вот тут надо подбирать колоду так, чтобы вы не оказались в ситуации, когда в руку попадают усиленные действия, стоящие от одной до четырёх единиц энергии, а этих самых шестерёнок на них нет.
Параметры героев прокачиваются автоматически на новых уровнях.
Когда хочется пожёстче
Беда лишь в том, что в SteamWorld Quest: Hand of Gilgamech, лично по моим ощущениям, не хватает «челленджа». Понятно, что игры в этой вселенной всегда были, скорее, не про хардкор, а про удовольствие, стиль и юмор. Но когда ты даже на высшей сложности за 24 набранных уровня ни разу не терпишь поражения, это, согласитесь, наводит на мысли о дисбалансе.
Это совершенно не значит, что можно сидеть, поплёвывая в потолок. Тут есть действительно сложные драки с боссами, у которых по несколько тысяч хитпоинов (а у вас 3 000 на троих). При этом колоду, как я уже сказал, нужно правильно формировать, учитывая также тот факт, что многие враги устойчивы к какому-то типу урона (то есть нужны карты с разными стихийными атаками). Вовремя покупать зелья, чтобы в случае чего оживлять павших, приобретать новое оружие, грамотно подбирать команду — всё это тоже важно.
Но вот лично я, единожды нащупав устраивающий меня состав персонажей (а в бою участвуют только трое из всех доступных), потом всю дорогу их практически не менял — и так, толком не включая в колоды новые карты, успешно играл дальше. И посещать заново уже пройденные локации, чтобы подкачаться и найти все сундуки (а такая возможность тут есть), тоже ни разу не пришлось. Причём, как мне показалось, на более поздних (и вроде бы более сложных) уровнях и сложность ниже, чем на ранних, и опыта дают больше.
Сражаться с огромными грибами — обычное дело для героев такой игры.
В любом случае SteamWorld Quest: Hand of Gilgamech — это, безусловно, хорошая, яркая, запоминающаяся игра, которую просто обязаны попробовать все ценители этого жанра. Просто авторам нужно ещё поработать над балансом на поздних стадиях прохождения — ну, или это просто я такой крутой…
Плюсы: сюжет полон событий, забавных персонажей и юмора; игровая механика на стыке RPG и коллекционной карточной игры; шикарный дизайн; сочная графика; богатый звук и хорошо подобранная музыка.
Минусы: на поздних стадиях играть почему-то легче, чем на ранних, — есть проблемы с балансом.
Ну вот, опять такая же ситуация, как с обзором Horizon Zero Dawn — перечислены все положительные качества продукта и ни слова не сказано про то, что игра в целом — мужененавистническая дрянь. И интерес к этому продукту опять оправдывается конкретной реализацией (в случае с HZD — «ну, там же графика», с SWQ — «ну, там же юмор»).
Есть конкретная разница между феминизмом реальным (который за равноправие) и современно-трендовым (который известно за что). В первом случае представители обоих полов выступают в качестве (или, в более широком смысле, на стороне) не только героев, но и антагонистов. Во втором же случае у нас есть: — всесторонне положительные главные герои (Коперника и Армилли) — адекватный npc (торговка) — фракция антагонистов (среди них женское присутствие полностью исключено) — враждебные существа (среди них женское присутствие также полностью исключено (местный аналог гоблинов, некто с котом, гриб)) — несамостоятельный npc (сын рассказчика, который хочет услышать сказку (побездельничать), а вот Коперника другое дело — самостоятельно занимается собором грибов (совершает полезную для сообщества деятельность)) — помешанный на какой-нибудь бесполезной дичи npc (рассказчик, любитель пиратов — его увлечение не приносит никакой реальной пользы в силу своей абстрактности, а вот Армилли другое дело — не менее увлеченно хочет состоять в гильдии и заниматься защитой сообщества) — эгоистичный персонаж (друг главных героинь Галлео, который хотя и «никогда не бросит друзей», на предложение разобраться в происходящих событиях (пожар и нападение вражеской фракции) отвечает «лучше бы я сегодня не вставал» — не то что главные героини, которые решительно и безотлагательно берутся за дело) — враждебный npc (Капитан Канарейка, с ним все понятно — он главный антагонист первого часа игры). Сумма всего этого получается следующая: бесстрашные и решительные гражданки, живущие среди ленивых и/или эгоистичных собратьев-граждан, побеждают других граждан, злых и кровожадных, попутно принуждая еще одного аморфного гражданина к совершению благородных действий, за которые он по доброй воле не взялся бы. Именно так любители современных фем-трендов и видят окружающий мир и себя в нем.
Что я хочу сказать по этому поводу: никто не может запретить автору художественного произведения создавать его в соответствии со своими собственными взглядами, но если автор креативит в угоду узкой аудитории рад-фемок, то пусть тогда только они сами и покупают созданный в угоду им продукт, после чего автор подсчитает полученные доходы и подумает над тем, стоит ли еще раз рассчитывать на такую аудиторию. А для этого, в частности, следует писать объективные обзоры.
Очень приятная игра, почему-то она у меня вызывала ассоциации с Battle Chasers: Nightwar. Но в SW Q небоевая часть поскучнее, нет каких-то особых объектов или мини-квестов. Зато в плане боевки эта игра пожалуй лучшая из «карточных».
Мне в целом не очень нравятся синглплеерные карточные игры. Но при этом я очень люблю сеттинг SteamWorld. Поэтому у меня немного неоднозначные впечатления остались. Но тут проблема даже не игры, а просто каких-то моих предпочтений.
Глубоко копнул. Очень. Я так тоже могу — можно тогда вспомнить, что рыцарь_ка (блеванул пока писал) не особо одаренный интеллектом персонаж, который хотел порубить гигантский разумный гриб в еду? Что-то это не делает ей чести в образе персонажа. По большому счету единственный трезвомыслящий и положительный персонаж это Коперника. Хотя, я не могу полностью отрицать, что некая «положительная дискриминация» в игре и впрямь присутствует.
Есть конкретная разница между феминизмом реальным (который за равноправие) и современно-трендовым (который известно за что). В первом случае представители обоих полов выступают в качестве (или, в более широком смысле, на стороне) не только героев, но и антагонистов. Во втором же случае у нас есть:
— всесторонне положительные главные герои (Коперника и Армилли)
— адекватный npc (торговка)
— фракция антагонистов (среди них женское присутствие полностью исключено)
— враждебные существа (среди них женское присутствие также полностью исключено (местный аналог гоблинов, некто с котом, гриб))
— несамостоятельный npc (сын рассказчика, который хочет услышать сказку (побездельничать), а вот Коперника другое дело — самостоятельно занимается собором грибов (совершает полезную для сообщества деятельность))
— помешанный на какой-нибудь бесполезной дичи npc (рассказчик, любитель пиратов — его увлечение не приносит никакой реальной пользы в силу своей абстрактности, а вот Армилли другое дело — не менее увлеченно хочет состоять в гильдии и заниматься защитой сообщества)
— эгоистичный персонаж (друг главных героинь Галлео, который хотя и «никогда не бросит друзей», на предложение разобраться в происходящих событиях (пожар и нападение вражеской фракции) отвечает «лучше бы я сегодня не вставал» — не то что главные героини, которые решительно и безотлагательно берутся за дело)
— враждебный npc (Капитан Канарейка, с ним все понятно — он главный антагонист первого часа игры).
Сумма всего этого получается следующая: бесстрашные и решительные гражданки, живущие среди ленивых и/или эгоистичных собратьев-граждан, побеждают других граждан, злых и кровожадных, попутно принуждая еще одного аморфного гражданина к совершению благородных действий, за которые он по доброй воле не взялся бы. Именно так любители современных фем-трендов и видят окружающий мир и себя в нем.
Что я хочу сказать по этому поводу: никто не может запретить автору художественного произведения создавать его в соответствии со своими собственными взглядами, но если автор креативит в угоду узкой аудитории рад-фемок, то пусть тогда только они сами и покупают созданный в угоду им продукт, после чего автор подсчитает полученные доходы и подумает над тем, стоит ли еще раз рассчитывать на такую аудиторию. А для этого, в частности, следует писать объективные обзоры.