Не секрет, что с качественными классическими квестами сейчас напряжёнка. Даже немцы из Daedalic Entertainment, кажется, окончательно забыли про наследие Deponia и The Whispered World, переключившись на «выживалки», платформеры, аркады и игры для PS VR. И всё же жанр жив. Как доказывают авторы Truberbrook, он ещё даже способен удивлять.
https://www.youtube.com/watch?v=psBoqN0i7rU
Ручная работа
Правда, удивляет эта игра прежде всего не геймплеем, а своим внешним видом. Дело в том, что все локации и модели персонажей в Truberbrook созданы вручную. Каждую сцену авторы обрабатывали индивидуально и освещали настоящим, а не смоделированным светом. Потом всё это оцифровывали с помощью технологии фотограмметрии и переносили в игру. Это позволило построить очень детальные, живые локации и даже воссоздать смену времени суток и различные погодные условия. В общем, выглядит Truberbrook действительно круто.
Такая кропотливая работа, конечно, потребовала много времени и усилий — именно на это, скорее всего, ушла львиная доля из тех почти 200 тысяч евро, которые разработчики собрали на проект через Kickstarter осенью прошлого года.
Секретные материалы
Вы, наверное, сейчас ждёте, что я скажу: а вот, дескать, на всё остальное денег явно не хватило! Но нет, не скажу. Остальное тоже по большей части порадовало — особенно сюжет и проработка персонажей. Авторы не скрывают, что вдохновлялись сериалами «Секретные материалы», «Твин Пикс», «Очень странные дела» и «Звёздный путь». И это сразу чувствуется.
Действие Truberbrook разворачивается в 1967 году, но в центре внимания тут не холодная война, конфликт во Вьетнаме, лунная гонка между СССР и США или студенческие волнения в Европе, а странные события, случающиеся в жизни американского студента-физика Ганса Тангейзера. Он выиграл в лотерее, в которой никогда не участвовал, поездку в маленький немецкий городок Трюбербрук. Сразу по приезде туда его работы по квантовой физике ворует призрак (вроде бы), умоляющий спасти его.
Тут много самых разных персонажей.
И пошло-поехало. В этой истории фигурируют путешественники во времени, пространственные порталы, древние секты под личиной современных промышленных корпораций, древние же врата, открыть которые можно с помощью германских рун и египетских иероглифов, болтливый ИИ, местное «лох-несское чудовище» из озера по имени Трюди. В итоге нам нужно спасти мир от Гретхен Лемке, студентки факультета палеоантропологии, попутно отправив домой таинственного изобретателя из другого измерения Лазаря Тафта.
Ирония против мистики
Вы тоже уже почувствовали во всём этом ироничность? Да, насколько тот же «Твин Пикс» изначально задумывался как пародия на полицейские сериалы, настолько и Truberbrook является в основе своей больше комедией, чем серьёзным высказыванием на тему.
Здесь, например, полно сумасшедших. Одни живут на дереве и допытываются, какую разведку представляет Ганс. Другие запирают его в здании бывшей гостиницы и проводят психологические тесты, пытаясь определить, является ли наш герой инопланетянином. Есть ещё грустный и одинокий ИИ в форме порхающего монитора. Он отказывается предоставлять Гансу нужный доступ, потому что тогда герой уйдёт и оставит его одного, — приходится заверять кремниевые мозги в нашей вечной дружбе и обещать проведывать их.
В какой-то момент Ганс и та же Гретхен Лемке могут отправиться в горы по канатной дороге, ухватившись за вешалки от одежды, прикреплённые к тросу. Или протагонист обрушит сталактит в пещере, чтобы тот упал в воду, сработал как пробка в ванной и вода поднялась. Или наденет каску, сядет в вагонетку и ударом по баллону с газом превратит её в ракетный снаряд, чтобы сломать преграду.
Да, не все отсылки в игре смешные. К слову, русская локализация тут неполная.
Также в игре много забавных отсылок — не только к «Твин Пиксу» (например, Ганс точно так же, как спецагент Купер, любит записывать всё на диктофон), но и к серии Monkey Island (неслучайно авторов консультировал сам Рон Гилберт — Ron Gilbert) и много ещё к чему. А в замечательном саундтреке явно слышны отсылки к обволакивающим джазовым переливам в духе Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) и хриплому блюзу (а также к фолку и альтернативному джазу) Тома Уэйтса (Tom Waits).
Очень странные дела
Сам геймплей тоже в целом не разочаровывает. Да, тут нет очень уж сложных пазлов и мини-игр — всё выстроено вокруг классических упражнений по сбору предметов и их применению в правильных местах. При этом даже комбинировать вещи в инвентаре не нужно. Если вы, скажем, уже подобрали пару сапог и две крышки от мусорных корзин, то после того, как кликнете где надо, игра сама предложит объединить всё это, чтобы добраться по болоту до грибов (даже не спрашивайте зачем).
Да, тут есть странная или вовсе отсутствующая, как может показаться, логика — взять, например, ремонт водного велосипеда с помощью соуса. Некоторые вещи приходится делать, не понимая толком зачем. Мы можем, недоумевая, ловить светлячков в банку ещё до того, как узнаем, что в подвале, доступа к которому пока нет, будет очень темно — и их получится использовать вместо фонарика.
С другой стороны, это же игра, навеянная в том числе «Очень странными делами» и «Твин Пиксом», поэтому странная логика ей где-то даже к лицу. К тому же по большей части всё как раз очень логично и грамотно вплетено в повествование. Поэтому история в целом развивается динамично и держит в напряжении.
Вот так создавались декорации.
Ну и вообще в Truberbrook много интересных ситуаций и связанных с этим загадок — приходится и руны/иероглифы/латынь/наскальную живопись/граффити в правильной последовательности активировать, и убалтывать грустный ИИ или сумасшедшего конспиролога, и забавные психологические тесты проходить. В какой-то момент, предварительно напоив музыкантов самогонкой собственного разлива, можно даже поучаствовать в концерте местной группы, определяя, какие слова ей петь, и просто наслаждаясь их мотивами в духе Тома Уэйтса. Значение Truberbrook, на самом деле, трудно переоценить. Это первый за долгое время действительно солидный и качественный классический квест в жанре point and click — инди-вариации всё же не в счёт. Это достаточно амбициозная игра с новаторским, дорогостоящим подходом к визуальному ряду, который полностью оправдал себя. При всех вопросах к логике и содержанию некоторых пазлов, эта история на стыке мистики, триллера и комедии действительно увлекает, вызывая тёплые воспоминания о вечерах, проведённых за просмотром «Твин Пикса» и «Секретных материалов».
Плюсы: увлекательный сюжет; проработанные персонажи; уместный юмор; многочисленные кросс-культурные отсылки; множество динамичных ситуаций и пазлов; атмосферный саундтрек; шикарная графика на основе вручную созданных декораций.
Минусы: местами есть вопросы к логике местных загадок, ситуаций и диалогов; не самая большая продолжительность.
Концовка несколько смазанная, не ясно, почему портал для одних ведет в «вечное скитание по разным вселенным», а других в определенную вселенную, например. И продолжительность хромает. Но в целом сюжет разнообразный и неплохой.
Не смог купить игру, поэтому посмотрел прохождение на тытрубе. Очень приятный классический квест, с неожиданными событиями и прикольными героями. То есть я уже знал сюжет к моменту прочтения обзора. Но зачем в нем ТАКОЙ МЕГАГИГАСПОЙЛЕР?!!! «В итоге нам нужно спасти мир от Гретхен Лемке, студентки факультета палеоантропологии, попутно отправив домой таинственного изобретателя из другого измерения Лазаря Тафта.» Ведь Гретхен выступает напарницей ГГ первую половину игры, поэтому это голимый слив в обзоре сюжетного «вот-это-поворота».