Культовый сериал Quest for Glory от супругов Кори и Лори-Энн Коулов ( Corey Cole, Lori Ann Cole), работавших в Sierra On-Line, на рубеже 80—90-х годов прошлого века фактически создал новый жанр юмористических adventure/RPG. Там решение пазлов, сбор и применение предметов и другие квестовые элементы органично соседствовали с выбором класса персонажа, нелинейностью, прокачкой навыков, сражениями, примеркой новой экипировки и цитатами из «Автостопом по галактике». Последняя игра в серии вышла в 1998 году, но потом ещё были фанатские ремейки и пародии, а с появлением Kickstarter и моды на возрождение классики мы увидели еще несколько отличных представительниц жанра adventure/RPG — например, Heroine’s Quest: The Herald of Ragnarok и Quest for Infamy.
Авторы Quest for Glory, естественно, тоже поддались соблазну и с 2012-го начали продвигать свой проект — Hero-U: Rogue to Redemption. Деньги на него собирали в несколько заходов, получив через Kickstarter более 500 тысяч долларов, но этого всё равно оказалось мало, чтобы в срок выпустить игру, амбиции которой постепенно росли. Спустя шесть лет разработчики всё-таки спустили ожидаемый многими долгострой на воду. И оказалась эта игра такой же неспешной, как и темпы её разработки.
https://www.youtube.com/watch?v=FiJfcovmzbM
Вором стану я — пусть меня научат!
Hero-U: Rogue to Redemption — это не продолжение Quest for Glory (прав на которую у супругов нет), а её духовная и идейная наследница. Как и почти во всех подобных играх, всё тут закручено вокруг «героической» темы и начинается с обучения главного героя… на героя. Только если обычно в таких ситуациях нам давали выбор, кем в итоге стать — магом, воином или вором — и на чём специализироваться, то тут у Шона O’Коннера особых вариантов нет. Начинающего воришку, мечтающего попасть в легендарную воровскую Гильдию, поймал с поличным некий незнакомец и по каким-то одному ему ведомым причинам отправил не в тюрьму, а в Университет героев — но не на кафедру паладинов или там магов, а на воровской факультет.
Сами студенты в целях конспирации называют себя классом «отправленных в отставку бардов», но обучают их не игре на лютне, а тому, как правильно подкрадываться, подглядывать в замочную скважину, ползать по канату, метать ножи, использовать отмычки, ловушки и верёвку.
И это не пустые слова: по сюжету периодически действительно приходится сдавать тесты по теории и практике воровства, отвечая, как идеальный вор поступил бы в той или иной ситуации, или, к примеру, покупая отмычки и пытаясь взломать в учебной комнате хоть какой-нибудь замок. При этом, естественно, в саму комнату получится попасть только с помощью всё той же отмычки.
Универ. Новые серии
Конечно, такое ограничение в специализации героя стесняет и нелинейность самого прохождения. Ведь в каждом выпуске Quest for Glory фактически было три игры — прохождения за мага, вора и воина (выбор нужно сделать на старте) существенно различались, предполагая разные способы решения проблем, задания и иногда даже (как, например, в Quest for Glory: Shadows of Darkness) разные сюжетные линии.
Очень характерная для всей игры картинка, передающая дух и настроение Hero-U.
Однако и в Hero-U: Rogue to Redemption хватает нелинейности. Связано это прежде всего с тем, как мы общаемся, выстраиваем отношения с окружающими — и, соответственно, как отыгрываем свою роль. Дело в том, что игра во многом напоминает этакий симулятор студента/школьника со всеми вытекающими — общением с однокурсниками и преподавателями, сдачей экзаменов и строгим распорядком дня. Шон выполняет многочисленные поручения — помогает сдать тест по отмычкам, устраивает свидание с девушкой для соседа по комнате или, наоборот, расстраивает встречу сокурсницы с богатым студентом, который сразу невзлюбил нашего героя, и так далее.
Помогая, протагонист улучшает отношения с тем или иным персонажем. А репутация Шона высчитывается отдельно для каждого из тех, кого он встречает в геройском универе. Кроме того, практически в каждом диалоге есть выбор из нескольких линий поведения: быть умным, весёлым, отвечать корректно, уклончиво или говорить прямо, без обиняков. Также можно флиртовать и делать подарки.
Учиться, тренироваться и ещё раз учиться
Так мы выстраиваем свой собственный образ главного героя. Выстраиваем не только словом, но и делом — все наши действия также увеличивают и его многочисленные характеристики. Чем чаще он подсматривает в замочную скважину или вслушивается, что творится за каждой дверью, тем быстрее увеличивается его восприятие, чем чаще пытается взламывать замки, тем лучше его навык обращения с отмычками. Даже регулярные спуски/подъемы по лестницам университета прокачивают умение карабкаться.
Нарисовано всё тут шикарно, в поистине сказочном стиле.
В университете есть специальная комната для практических занятий, где можно тренироваться — метать ножи, бить манекены, ходить по верёвке, лазать по канатам, поднимать гантели. Всё это постепенно увеличивает соответствующие параметры — силу, ловкость, мастерство ведения боя или защиту.
Также боевые характеристики прокачиваются в сражениях, которые в основном разворачиваются в подвалах университетского замка — туда мы регулярно спускаемся, чтобы убить монструозного вида крыс и тараканов и получить за их тушки деньги, на которые покупаем зелья, бинты, ловушки, отмычки или, например, новый жилет, повышающий защиту. Кроме того, можно читать различные книги в библиотеке, становясь умнее. В общем, всё по заветам серии The Elder Scrolls — и вполне в традициях Quest for Glory, где была такая же ролевая механика.
Делу время — потехе час
Загвоздка в том, что помочь всем и сразу и прокачать всё за одно прохождение не получится. Студенческая жизнь Шона расписана по часам: утром он обязательно должен присутствовать на занятиях, днём — ходить в столовую, а после 10 вечера — ложиться спать.
Можно, конечно, выйти из своей комнаты после отбоя или не сразу пойти в столовую, чтобы выкроить дополнительные полчаса на практические занятия или выполнение какого-нибудь задания, но велик шанс нарваться на вредного директора универа и получить предупреждение за плохое поведение. А когда «жёлтых карточек» накопится на 100 баллов, Шона отчислят, и всё закончится — как и в Quest for Glory, в Hero-U много способов увидеть преждевременный «геймовер». Да и сам герой быстро устаёт и начинает зевать, отказываясь выполнять многие активные действия. Поэтому через какое-то время игра принудительно отправит вас за обеденный стол или в постель.
Естественно, без карточных игр, бильярда и дартса, прокачивающих удачу и навык Gaming, в воровском классе просто не обойтись!
Вот и приходится выбирать в условиях постоянно цейтнота, кому в первую очередь помогать, с кем флиртовать, какие задания завершать. И как прокачивать героя — заниматься с гантелями и манекенами, постепенно превращая Шона в накачанного воина, или ползать по канатам и верёвкам, развивая прежде всего ловкость. Поэтому первое прохождение здесь может отличаться от второго и третьего.
Студенческая рутина
Но в любом случае придётся запастись терпением — авторы перестарались, превращая игру в симулятор студента с размеренным и строгим расписанием. Занятия в классе, обед, библиотека, драки с крысами в подвале, тренировки в комнате для практики, сон — и так по кругу.
Понятно, что в Quest for Glory и многих похожих играх герои тоже, как правило, проходят обучение в университетах и магических академиях, но там есть ещё и путешествия по экзотическим местам, где можно совершать подвиги и находить новые приключения на свою пятую точку. А в Hero-U подавляющую часть времени мы проводим в стенах и казематах универа, общаясь с одними и теми же персонажами и выполняя примерно одинаковые действия под раздражающее тиканье часов.
Да, через какое-то время начинают происходить более интересные события, выясняется, что замок полон секретов, мы всё дальше углубляемся в казематы под зданием, находим секретные комнаты с сокровищами, скелетами и призраками, учимся общаться с духами, встречаем какого-то странного волка и так далее. Но до этого ещё надо дотерпеть. Да и пошаговая боевая система, если честно, разочаровывает — она слишком уж примитивная. В драке доступны лишь несколько вариантов действий — переместиться, ударить, метнуть что-нибудь в голову, пропустить ход или сбежать.
Слово в данном случае действительно не воробей, так что приходится думать, что и как говорить.
Когда смех продлевает и спасает
Именно юмор и ирония во многом спасают игру и раскрашивают эту студенческую рутину. В какой-то момент воров обвиняют… в воровстве самых разных предметов у других обитателей героического университета — от яблок на кухне до шляпы у ректора. И грозят класс распустить, а студентов выгнать. Именно Шону O’Коннеру (так и хочется назвать Шоном Коннери, да?) предстоит провести расследование и поймать воришку, которым оказывается говорящий синий комок с глазами.
Вообще, забавных персонажей в Hero-U: Rogue to Redemption хватает. Шон живёт в комнате со студентом, у которого папа был человеком, а мама — фавном женского рода («Твоя мама — олень?» — тут же совсем не толерантно уточняет наш герой), в подвале торгует всякими полезными предметами мышь в пиджаке, а на развешанных повсюду картинах можно увидеть изображения львов в броне паладина или прямоходящих собак в костюме Шерлока Холмса. Как тут не вспомнить, что в Quest for Glory тоже были леотавры, то есть человекольвы, или, например, элементали пиццы!
Да и сам главный герой — тот ещё юморист, который может сострить по поводу любого предмета в пределах видимости. Благо в Hero-U огромное количество качественного текста и едва ли не половина уходит именно на ироничные описания и рассуждения об увиденном, сопровождаемые шутками-прибаутками, цитатами, отсылками к играм, книгам и фильмам и периодическим пробиванием «четвёртой стены». Более того, практически любой предмет, будь то чашка, стол, картина, статуя, комод или пианино, можно попытаться украсть. В большинстве случаев — безрезультатно. И Шон, естественно, постоянно шутит на эту тему.
После поражения в бою с рядовыми противниками герой не умирает, а попадает в университетский лазарет.
Hero-U: Rogue to Redemption получилась игрой неоднозначной. Её очевидные достоинства вроде шикарно нарисованных задников, обилия юмора, качественного текста, интересных персонажей и загадок соседствуют с откровенно бюджетной анимацией, примитивной боевой системой и слишком уж (особенно поначалу) рутинным симулятором студенческой жизни. Однако те, кто обладает должным терпением, ценит вдумчивое прохождение, любит читать, знает английский (на русский игра пока не переведена) и уж тем более помнит классику в лице Quest for Glory, просто не имеют права пропустить такую выстраданную работу супругов Коулов.
Плюсы: интересный сюжет; обаятельный главный герой; хорошо прописанные персонажи; обилие качественного текста, диалогов, юмора и иронии; множество навыков, которые прокачиваются по мере использования; достаточно высокая реиграбельность и вариативность; очень симпатичные рисованные фоны; приятная музыка.
Минусы: бюджетная анимация; диалоги не озвучены; много рутинных действий; мало разнообразных локаций; примитивная боевая система.