Главный архитектор PlayStation о работе в SEGA: «Это было жёстко»

Никита Шилин 2 декабря 2025 20:50 0

Марк Церни (Mark Cerny), главный архитектор PlayStation 4 и PlayStation 5, поделился своими воспоминаниями о том, как рождалась культовая Sonic the Hedgehog. В подкасте My Perfect Console он признался, что внутри SEGA работа над игрой вызывала огромные споры, а атмосфера в компании была настолько тяжёлой, что один из создателей Соника, Юдзи Нака (Yuji Naka), в итоге ушёл.

Церни вспоминает, что впервые увидев прототип Sonic the Hedgehog, сразу понял — проект обречён на успех. На вопрос, ощущала ли студия давление в попытках создать конкурента Марио, девелопер ответил: «Нас подталкивали сделать игру, способную разойтись миллионным тиражом».

По словам разработчика, конфликт вокруг бюджета Sonic the Hedgehog стал одной из причин напряжённой обстановки в SEGA:

Часть идеи заключалась в том, чтобы выделить на этот проект гораздо больше ресурсов, чем обычно. Обычно у нас три человека работали три месяца. С Sonic планировалось, если я правильно помню, выделить три человека и дать им десять месяцев. Но в итоге понадобилось четыре с половиной человека и четырнадцать месяцев. Сейчас я немного путаюсь в цифрах. И хотя игра оказалась успешной, они так сильно превысили бюджет, добавив пару инженеров, что Юдзи Нака постоянно получал выговоры и в итоге ушёл из компании.

Он был топовым автором, зарабатывал около $60 тысяч в лучший год — и при этом на него постоянно кричали. В какой-то момент ему это надоело.

Марк Церни

После успеха первой Sonic the Hedgehog серия развивалась сразу в двух направлениях. Создание Sonic the Hedgehog 2 перенесли в американский технический институт SEGA, который возглавлял Марк Церни. Там над игрой работали Юдзи Нака и дизайнер Хирокадзу Ясухара (Hirokazu Yasuhara). В это же время в Японии Наото Осима (Naoto Ohshima) делал ещё один проект про Соника — он задумывался как прямое продолжение, но в итоге превратился в Sonic CD.

Церни вспоминает, что ни в Японии, ни в США тогда не представляли, насколько огромным станет успех игры про синего ежа. Он говорил, что сразу после релиза подготовил команду к работе над сиквелом, но в американском офисе SEGA настаивали: «Слишком рано, займитесь другой игрой». Однако после впечатляющих продаж игры в первое рождество позиция компании изменилась. Это быстро привело к запуску разработки второй части.

Годы работы в SEGA Церни считает крайне тяжёлым опытом. По его словам, после спокойной атмосферы в Atari переход оказался шоком: в SEGA царила жёсткая среда, а президент компании Хаяо Накаяма (Hayao Nakayama) требовал результата любой ценой. Девелоперы поддерживали друг друга, но давление сверху было огромным — если Накаяма не видел нужного прогресса, он сразу устраивал разнос.

Уйти из SEGA было очень полезно для меня. Накаяма потрясающий. Он понимал игры как никто… Просто работать под его руководством было тяжело, и семи лет этого вполне хватило.

Марк Церни

У Юдзи Наки, одного из создателей Соника, после ухода из SEGA дела пошли не лучшим образом. Покинув компанию в 2006 году, он занялся разработкой Balan Wonderworld для Square Enix, но игра в 2021-м провалилась и у критиков, и в продажах. Нака вскоре покинул студию и заявил, что его отстранили от руководства проектом за полгода до релиза.

А в 2022 году его арестовали по делу об использовании инсайдерской информации в Square Enix, после чего суд назначил ему условный срок.

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий