Ликвидатор 2: Обзор
Первую часть игры, вышедшую еще в далеком 1997-м году, я не видел. Знакомые знакомых говорили, что для того времени это был инновационный проект. Впрочем, это было так давно, что говорить о какой-то преемственности в разработках
Parallax Arts Studio просто наивно. Увидев на прилавках коробочку с шикарным названием, мое сознание нарисовало динамичный нон-стоп экшен – море крови, куча врагов и впечатляющий арсенал оружия. Но не тут-то было… Давно прошли те времена, когда можно было хвалить игру только за то, что ее разработчиком была отечественная команда. Нами игры от земляков теперь воспринимаются с определенной долей скепсиса. Причин много: иногда желание создать суперхит, иногда просто некомпетентность разработчиков, слабая графическая составляющая. Ситуация с проектом «
Ликвидатор-2» совсем другая. Руководитель проекта (создается у меня такое впечатление) выбрал из ряда адреналиновых шутеров современности их сюжетные и геймплейные фичи, смешал с малобюджетной графикой и присыпал собственными наработками. Получился ли съедобный пирог? Ан, нет. Игра – далеко не идеальна, хотя какая-то изюминка в ней есть. Если внимательно присмотреться, видны плагиаторские мотивы, видны следы копирования идей из других игр, но есть что-то свое, неповторимое, убогое. Прекрасные симуляторы, стратегии и аркады – весь мир в данных жанрах считал российские проекты одними из лучших. Но и гении совершают ошибки. Чрезмерная хардкорность и упор на "своего" игрока отпугивали иностранных геймеров. Печально известные «русские» квесты усугубляли ситуацию. Похоже, теперь к ним добавились и «российские» шутеры.
Creed, «
Восточный фронт»,
Метро-2 – со слабой сюжетной составляющей и угарным геймплеем - экшены-однодневки.
Ликвидатор-2 – из этой же когорты.
Стало модным делать упор на каких-то пришельцев, силы зла и жителей ада. Нечисть бушует, мирные и свободные миры под угрозой. Если не закрыть телепорты в соседние измерения, то погибнет свобода, равенство и братство. Выход один – призвать команду уберспецназа, которая спасет всех. Да, господа, такой вот незатейливый сюжет приготовили нам сотрудники компании
Parallax Arts. Но зачем сюжет в мясном экшене? Дайте лучше плазмаган и врагов побольше!
И вот тут мы понимаем, как жестоко нас всех обманули. Топорик, пистолет, шотган, автомат, огнемет, ракетница и снайперская винтовка – вот и все вооружение. Режимы стрельбы самые ни на есть что стандартные, никаких новых находок и изобретений. Огнемет, как и следовало ожидать, поджаривает супостатов, винтовка оптимальна на дальние дистанции. Топорик – выбор манчкина. Снайперка – с привычным коллиматорным прицелом. У шотгана, конечно же, есть возможность залпа двумя стволами. С болью в душе вспоминаю изумительный арсенал
Project: Snowblind. А здесь даже оружие доступно все с самого начала. Проблемой становятся только хорошо запрятанные ящички с патронами. Монстров действительно много, а вот амуниции не хватает.
Количество и разнообразие врагов поражают воображение. Интеллектом они далеко не блещут, но метаморфозы, происходящие с ними при смерти, вызывают удивление, изумление и даже уважение к девелоперам. Скелет еле-еле ходит, но при отходе в иной мир может превратиться в головотяпа – череп на ножках, который довольно резво бегает за нами. Противники уникальны – встречаются только на определенных уровнях. Но даже ситуативный интеллект, какие-то коллективные действия замечены не были. На уровне «Болото» проскакивают красивые и на первый взгляд декоративные цветы. Но давить их надо беспощадно – злейшие враги рода людского. Чертята (или бесята) легко телепортируются с места на место – замешкался на секунду, а они уже за твоей широкой спиной. Одним словом, бестиарий – в лучших традициях
Serious Sam и неувядающего
DOOM. В чем-то смешной, в чем-то отвратительный, а где-то и необычный. Напарники тоже довольно веселые ребята – отборнейшие головорезы (интересно, откуда они в цветущих и невоинственных мирах). Ненормативная лексика прилагается (и реплики в маргинально-молодежном стиле тоже).
А вот дизайн и оформление уровней не так уж однозначно. Так как у нас не одна, а целых три кампании на выбор, причем можно проходить их в произвольном порядке. Три кампании – три совершенно разных мира - «Затерянный город», «Болото», «Земли Ада». Город нарисован в лучших традициях готического стиля - высокие остроконечные башни, широкие витражи и резкие линии. Гнетущая атмосфера заброшенности и пустоты буквально прижимает к земле. Кажется, попал в какой-то средневековый европейский городок во время чумы. На болотах становится действительно жутко – теплые пасторальные картины – и вокруг на километры бездонные топи. Ад представлен классической схемой – огненно-красные стены, яркая палитра, оранжевая лава и тускло-серые тени. Конечно, цвета и оформление уровней разное, но есть одно общее – топорность архитектуры. Квадратные берега, квадратные головы, квадратные топоры… Полигонов не хватает явно. И если кинематографичному
DOOM 3 можно было простить треугольные головы монстров, то этому разночинцу – никак. К тому же, поиграв час-полтора в кампании «Земли Ада», осознаешь, что начинаешь хуже воспринимать цвета – различать их, например. Виной всему ярая кислотность в цветовой гамме уровня. А как вам трех-четырех-пяти пиксельные текстурки? Бывает в 2006-м году и такое. Дерганая анимация прилагается. Враги, кажется, учатся ходить на лыжах, а не ходят.
Мало было разработчикам издевательства над нашими глазами, так сюда еще приписали и нервы. Нам даже позволяют поиграть в модифицированную версию русской рулетки. Нет-нет, это совсем не то, о чем вы сразу подумали. Вот осталось здоровья пару процентов, за спиной десяток монстров, добегаешь до заветной аптечки – и отнимается у тебя сорок единиц жизни. Вот и снова загрузка… Аптечки-цветные бутылочки обладают непредсказуемыми свойствами. Могут десять-двадцать единиц здоровья восстановить, а могут и снять. Восстанавливают полосочку здоровья и магические кристаллы, и какие-то бочки с непонятным содержимым, и красные крестики-плюсики под потолком.
Радует сердце геймера-казуала «мощный» движок кустарного производства, не тормозящий даже на топовых системах образца 2000-го года. Шейдеры третьей версии, EAX 4.0, почти все последние спецэффекты – все отлично бы вписывалось в дизайн игры, но их присутствие не спасает гейм-проект от провала. Игра «летает» практически на любой машине, вот только качество графики при всех вышеназванных фичах далеко не хедлайнерское. Для питерской студии - авторизованного разработчика NVIDIA, ATI и Creative – это вообще провал. Быстрые загрузки, небольшие по размеру файлы сохранений, сжатие текстур – многие сугубо технические преимущества не производят должного впечатления.
Я не буду ломать сложившуюся веками схему и "похвалю" озвучку в конце обзора. Для русской студии, для небольшого бюджета, при наличии отсутствия профессиональных актеров и лицензированных саундтреков музыка и звуковое сопровождение совсем неплохие. Технология ЕАХ реализовано по сравнению с другими отечественными играми действительно отлично. По звукам можно ориентироваться. Вот крадется за спиной бес, вот он прыгает на спину, вот раздирает ее когтямиу… Все эти действия надлежащим образом озвучены и качественно прописаны по сюжету. А вот при выборе своего саунд-листа игра балуется рядом багов.
Итоговые комментарииРазработчики создали довольно слабый продукт, не имеющий никаких шансов на победу. Эта игра – обычный клон сотен и тысяч одноликих шутеров-экшенов про мутантов, монстров, сатанистов. Но самое интересное, что именно такой проект и окажется коммерчески успешным. Имея слабый компьютер, при желании поиграть «во что-нибудь свеженькое» и неизбывной любви к кровавым экшенам класса Painkiller`a, среднестатистический геймер купит данную поделку. Но вы же не такие?!
Геймплей: вялотекущий аркадный экшен с толпами тупых врагов-монстров и нехаризматичным главгероем.
Графика: шустрый, даже, можно сказать, юркий движок выдает безбожно отвратительную картинку на системах любого уровня. Грамотный дизайн не спасает ситуацию.
Звук: смутно знакомые композиции, матерные слова за спиной, рев и чавканье в ушах. Коктейль не для слабонервных.