Love, Money, Rock'n'Roll: Обзор

Кирилл Волошин 2022-08-12 10:25:57 87

Love, Money, Rock’n’Roll (LMR) — это находившаяся в разработке больше пяти лет визуальная новелла от той же студии, Soviet Games, которая ответственна за культовое «Бесконечное лето». Так вот, если взять за данность то, что визуальная новелла — это в первую очередь интересная книга, то у меня есть два варианта. Либо Love, Money, Rock’n’Roll — это просто амбициозная, но по факту безмерно затянутая, полная штампов, нелепостей, нелогичностей и студенческой графомании книга. Либо это точно такая же книга, которая ближе к финалу, особенно при повторных прохождениях на другие концовки, всё-таки начинает казаться лучше и вырастает в нечто большее. Давайте разбираться.

Аниме и КГБ

Почему это полная штампов книга? Судите сами. Действие разворачивается в японской школе, где много симпатичных девочек в коротких юбках, между которыми и разрывается наш главный герой — старшеклассник. Безответно влюблённая в нас, готовая на самопожертвование и даже, кажется, на самоубийство — есть? Есть — зовут Химицу, и она местами похожа на Саёри из Doki Doki Literature Club! Холодная и гордая бывшая, способная всё ещё сделать нам больно и в которую до сих пор влюблён герой? В наличии — её зовут Кетрин.

Скромница-ботаничка? А как же — встречайте Кагомэ. И, наконец, на сцену врывается яркая, разбитная девочка Эли, королева школы, представительница золотой молодёжи и по совместительству вокалистка рок-группы, готовая в случае чего и в морду дать. Она местами похожа на Алису Двачевскую из «Бесконечного лета».

Потом к аниме-штампам добавляются клише другого рода — из шпионского триллера с участием КГБ, ЦРУ, японской разведки, баллистических ракет четвёртого поколения и длинноногих белокурых разведчиц. Если в «Бесконечном лето» была ностальгия по советскому прошлому, то здесь по чему? По «клюкве» про СССР и пошлым шпионским романам? Других значимых примет синти-поповых 80-х я не заметил. В любом случае смесь из аниме, «кагэбе», графомании и экзистенциальных метаний главного героя выглядит довольно нелепо.

Да, о графомании и метаниях. Протагонист Love, Money, Rock’n’Roll вызывает откровенную неприязнь, если не сказать больше. В отличие от Семёна из «БЛ», который был в целом нейтрален и служил скорее маской (поэтому легко было себя ставить себя на его место), здесь мы видим более проработанный, наделённый своим характером образ, но ассоциировать себя с ним неудобно, да и не слишком хочется. Николай Анохин, сын советских инженеров-эмигрантов, с детства живёт в Японии, но так и не избавился от исконно русского самокопания, самобичевания, постоянной рефлексии, а также от пьянства и обломовщины, которые тут возведены в абсолют.

Развенчание героя

Николай живёт один, на деньги, оставшиеся от родителей, которые вроде как погибли в автокатастрофе. Нам постоянно показывают, как он спит, как ему на утро девушки готовят еду, как он потом лениво идёт в школу, где и учиться-то особо не хочет. А ещё он частенько заглядывает в бар и ночной клуб, где регулярно выпивает. Но принять какое-то важное решение, выбрать, кого он любит и кто ему по-настоящему дорог, — это слишком сложно для Николая. Вместо этого он постоянно пускается не в рассуждения даже, а в пустопорожние разглагольствования, полные умных цитат, имён и прочей показной эрудиции.

Гегель, Есенин, Хемингуэй, Хичкок; телефонные звонки «как будто идущие из чёрной дыры, вырваться за пределы горизонта событий которой не в силах ни единый звук»; фонари «приглушающие свой свет, чтобы не будить уставших жителей»; личные «экзистенциальные посудинки» Николая, пережившие очередную «бурю»; пошлейшие литературные штампы в духе «по ту сторону океана страданий», «израненная страданиями душа», «мутная дымка серых будней»… И рядом со всем этим — анекдоты про Ржевского и признания, что человек, мол, тупой, не читал «Братьев Карамазовых» (Химицу вот читала, и она крутая).

Я понимаю, что «БЛ» тоже страдало графоманией и там можно было встретить описания в духе «Мимолётное видение, как отблеск на очках дождливым осенним вечером, который заставляет обернуться и долго всматриваться в темноту, выискивать там нечто мелькнувшее на краю поля зрения». Но в эпичной по размерам LMR вся эта словесная и интеллектуальная мешанина начинает откровенно утомлять уже через пару часов. А в «БЛ» не было 430 000 слов, которые только растягивают прохождение.

Даже оказавшись на грани голодной смерти, Николай вспоминает старые фильмы и цитаты оттуда. После важного звонка он задаётся вопросом: «Интересно, а есть ли им дело до того, что мы на самом деле пролетаем на куске камня сотни километров за секунду сквозь космическую пустоту?» А узнав о том, что любимую девушку, возможно, похитили или случилось ещё что-то серьёзное, он либо нажирается, либо идёт заниматься шопингом.

«Бесконечная осень» рефлексии и словоблудия хорошо заметна и окружающим, которые прекрасно видят, что Николай ведёт себя как шизофреник. Поссорился с одной из-за того, что прямо признал: «Я люблю другую», но любимой заявил, что нет, ссора произошла не из-за неё. И тут же получил ёмкий ответ: «Эту псевдофилософскую хрень можешь вешать ей, а не мне!»

А неспособность сделать выбор начинает бесить не только нас, читателей, но и персонажей. Один из редких друзей уже орёт и нарывается на драку: «Ты можешь мне чётко сказать, ты с ней или нет?» Но вместо драки мы видим лишь истерику и невольные оскорбления в адрес всех, включая вроде бы любимую девушку. А лучше бы дал, наконец, по морде кому-нибудь, сделал что-то резкое, серьёзное, безвозвратное. Или переспал бы с одной из девиц. Ведь и от секса наш герой долгое время бежит как от огня, что выглядит совершенно нелогично. Как и всё его поведение — как минимум для человека его возраста.

Школа жизни?

И вот тут есть очень важный момент. Вся эта «псевдофилософская хрень», рефлексия и слова про «мою экзистенциальную посудинку»; метания от невозможности сделать выбор; истеричное заламывание рук и следующее за этим опускание в пучину алкоголизма, достоевщины и самоотрицания мы видим в исполнении, напомню, 18-летнего старшеклассника.

Мало того что подростки так не говорят и на таком псевдоинтеллектуальном языке не думают, но они ведь так себя и не ведут. А что стоило просто сменить 18-летнего ученика на 25—30-летнего учителя (если так хочется остаться в пределах японской школы)? Это ведь сразу даёт другую краску и заставляет куда больше верить герою. Я могу понять самокомпание, нерешительность и связанное с этим пьянство — сам переживал подобное, мучаясь выбором между двумя. Но мне было далеко уже не 18 — другой опыт и груз, семь лет брака, дети, наконец. Да и в любом случае я не пытался найти ответы в бесконечных цитатах из Гегеля или размышлениях о космосе — просто было уже не до слов.

То есть можно это принять за художественный приём — сценарист специально гиперболизирует всё это словоблудие и рефлексию, чтобы показать нам, до чего они могут довести. Но тогда он не угадал с обстоятельствами и самим главным героем –им не веришь.

На самом деле, понять Николая в какой-то степени всё же можно. Зачастую он так нелогично ведёт себя просто потому, что нелогично складываются обстоятельства этой истории, нелогично ведут себя девушки, которые точно так же занимаются словесным и моральным онанизмом — вчера ещё лежали в постели и улыбались, а наутро оставляют странные прощальные записки; сами признаются, что предали, а потом удивляются, что на них обижаются, и так далее. Всё это складывается в растянутый часов на 10—12 хоровод из всеобщего словоблудия, нелепых поступков и самокопания, выдержать который способны далеко не все.

Всё не так плохо

Впрочем, повод выдержать есть. И в таких анимешных визуальных новеллах он хорошо известен — это возможность прочитать не одну, а несколько историй, определить своими решениями развитие событий и получить разные, хорошие или плохие, концовки со всеми девушками. Правда, нельзя сказать, что в Love, Money, Rock’n’Roll с этим всё идеально.

Последствия некоторых решений совсем не очевидны — меняется пара фраз/локаций. Некоторые концовки, как мне показалось, не очень логично связаны с нашим выбором. Иногда удивляет то, что нам предлагают выбирать, куда пойти с девушкой — в бар или в парк, в кино или погулять, а вот возможности решить, согласиться работать на КГБ или нет, простить персонажа или не прощать, не дают.

Но всё же в других «рутах», то есть в ответвлениях истории, которые ведут к другим концовкам с другими девушками, такой выбор может появиться. И в целом авторы придумали действительно разные по сценарию истории и концовки, которые могут и удивить, и даже шокировать.

К тому же некоторые из «рутов» интереснее других написаны — там пустопорожние размышления пусть и не полностью, но отступают, обнажая нетривиальные мысли и настоящие чувства. А ещё нельзя не отметить хорошо прописанных персонажей. Да, какие-то получились лучше, какие-то — хуже, но то, что проделана большая работа, — это факт.

Если уж в Love, Money, Rock’n’Roll так любят умные цитаты, то и я себе позволю процитировать философа Александра Секацкого, который на «Закрытом показе» сказал про фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» следующее:

Этот фильм излишне красивый, подчёркнуто умный, содержащий целый букет претензий, большинство из которых не оправдываются… И потенциальный лозунг, под которым он снят, звучит так: «Сделайте мне экзистенциально». И вам таки сделают. Нам сказали: «Вот, посмотрите, вы увидите умное кино». И в нём действительно намешано всё, но в итоге ничего не предъявлено и не подтверждено.

Вот примерно то же и с Love, Money, Rock’n’Roll. Это красивая (графика и музыка тому подтверждение), большая игра с претензиями, которая хочет сделать нам умно и экзистенциально, — и она, безусловно, стала событием в жанре русской визуальной новеллы. Но её сценарист, на мой взгляд, допустил ряд ошибок. Во-первых, так и не определился с аудиторией: для школьников и близких к ним тут слишком много умных слов и мало фансервиса, секса, для более взрослых же людей, знакомых с хорошей литературой, все эти псевдоинтеллектуальные экзерсисы кажутся наивными и неубедительными. Во-вторых, не справился с собственными амбициями, мыслями и желаниями, которых за столько лет разработки, конечно, накопилось немало, — игра получилась очень неровной. И в-третьих, он начал всё это компенсировать огромным количеством слов, намешал всё, что можно и нельзя. Хотя все мы прекрасно помним — главное не количество, а качество. Можно было бы сделать всё более ёмко, точно и нетривиально.

Плюсы: есть интересные ответвления, истории, решения и концовки; хорошо прописанные персонажи; качественная картинка и атмосферная музыка.

Минусы: много графомании и самокопания по поводу и без; образ главного героя вызывает раздражение; поступки, ситуации и мотивы частенько кажутся нелогичными; обилие штампов в сценарии; отсутствие возможностей выбора там, где они были бы уместны.

Другие новости

Комментарии

Такое чувство, что товарищу Sanitariys эта Рита лично под дверь вывалила огромную кучу пару лет назад, раз он под каждым постом о LMR такие дифирамбы в её адрес пишет.
Народ, не слушайте псевдо-критиков, ЛМР — хорошая игра, не 10 из 10, но крепкую семёрку, а скорее даже восьмёрку заслуживает.

Просто нытики, ожидающие шедевра набежали и понакидали единечек. А по факту единственная проблема игры это ужасный главный герой, который постоянно бесится и думает о бывшей+странный сценарист, который сделал так, что во всех диалогах персонажи сначала орут друг на друга а потом извиняются.

Агада, так отвратительно, что прям не могу терпеть, пойду следующий рут проходить
Каждая оценка художественного произведения всегда субъективна. О вкусах как говориться не спорят и любое мнение имеет право на жизнь. Но когда кто-то пишет, чо-то вроде :«для более взрослых же людей, знакомых с хорошей литературой, все эти псевдоинтеллектуальные экзерсисы кажутся наивными и неубедительными.»Меня тригерит на негатив. Особенно, если произведение которое критикуют мне нравится. Так уж получилось, что книги я читаю лет с 6 как научился читать. По началу конечно больше увлекался фантастикой и фэнтези, но со временем и на классику перекинулся. Толстой, Достоевский, Хемингуэй, Марк Твен, Гюго и другие. Так что в своих литературных вкусах уверен на 100%.
Собственно именно благодаря тому что русскую класику я читал не только в школе по принуждению, а добровольно по собственному желанию. То весьма сложно не заметить в LMR подражания русской классике. В частности Толстому, которого то же частенько обвиняли и обвиняют в графомании. Образ ГГ то же взят прямиком из русской класики. Собственно Николай это некий сплав из Раскольникова, Обломова и Пьера Безухова.
Конечно Николай не сколько излишне сыпет философскими терминами в своих мыслях. Но в остальном он самый обычный подросток со всеми вытекающими из этого последствиями. Инфантилен. эгоистичен, самоуверен, с завышенным ЧСВ, да ещё и с кризисом самоидентичности, отягощённым депрессией из-за неудачной любви. И остуствие родителей и наличие денег ни как не способствуют самосовершенствованию, а лишь потакают его деградации.
Вообще читая критику Николая иногда так и хочется воскликнуть как Чацкий: «А судьи кто?!» Как буд-то все такие святые и правильные были в 18-ть лет. Хех. Готов поспорить, если бы подавляющему числу критиков в 16 лет дали бы собственную квартиру и деньги. То к 18-ти они бы мало чем от Николая отличались, а то и хуже были бы, потому как наркомания и случайные половые связи ни как не способствуют личностному развитию. Есть конечно целеустремлённые подростки, которые уже с детства знаю чего они хотят, но таких меньшинство.
Опять таки многие не понимают, что людьми движут их эмоции и чувства, а не логика и трезвый расчёт. Конечно с возрастом многие, но не все, в результате жизненных потрясений учатся держать свои эмоции в узде. И принимать взвешенные и продуманные решения. Но Николаю как и четырём девушкам в новелле всего лишь18-ть лет. И сей полезный жизненный навык они ещё не приобрели. И поэтому делают так много глупостей нанеся тем самым самим себе куда больше вреда, в случаи с Николаем вплоть до смерти, чем пользы. Опять таки не умение продумывать последствие своих поступков. характерная черта всех подростков. Поэтому этап взросления всегда идёт рука об руку с глупостью, подлостью, малодушию, жестокостью по отношению к другим. Впрочем у всех девушек, в отличии от Николая, есть своя крыша, дед, отец, мать, которая их оберегает и спасает от последствий, а вот спасать Николая некому, разве что он сделает что-нибудь полезное одной из сторон и тогда дед, отец, мать помогают так же и ему. Впрочем в хорошей концовке Когомэ, он проявляет куда большую самостоятельность и выпутывается во многом благодаря своей сообразительности.
Что до шпионских игр, то концепция маленького человека не по своей воле попавшего в игры сильных мира сего и единственно что от него зависит и на чт оон может повлиять это его собственная судьба, в хороших концовках ещё и судьба одной из девушки. Мне весьма нравится. Как самый минимум она уж точна оригинальна, практически уникальна для жанра новелл и вообще аниме индустрии. Не говоря уж об неоднозначности всех персонажей.
Вообщем моя оценка новелле 9 из 10. Один бал сниму за всякие мелочи о которых писать лень.
Да я на ведьмаке 3 больше спал, чем проходя рут Ивамуры, а вы «проходняк»
Все комментарии