Помните знаменитую жуткую считалочку из «Кошмара на улице Вязов»? В Insomnis есть похожий стишок — и тоже в исполнении детишек. Правда, не совсем живых, но и не мёртвых в полном смысле этого слова. Их души нам и предстоит успокоить — или разозлить. Решение принимаем в конце, а до этого придётся раскрыть все секреты и тайны мрачного особняка, доставшегося герою по наследству от деда-учёного.
Да, в Insomnis есть и проклятый старый дом, по которому крадёшься в темноте с фонариком наперевес, вздрагивая от скрипа половиц, вслушиваясь в шорохи и звуки; и учёные с их ужасными экспериментами; и скримеры, когда вдруг оживёт манекен или произойдёт что-то ещё неожиданное и пугающее. Естественно, вокруг полно записок и предметов, которые можно поднять, осмотреть и поставить обратно. В общем, стандартный, казалось бы, набор из типичных клише для ужастиков. Разве что нет пряток с чудищами.
Но скримеры едва ли назовёшь дешёвыми, в духе многих видеоигровых ужастиков, — они куда логичнее вписаны в происходящее, и авторы так филигранно готовят нас к ним с помощью постепенно нарастающих звуков и такой же музыки, что понимаешь и внутренне готовишься — сейчас что-то будет. И всё равно пару раз я подпрыгнул и матюгнулся — но вот самих авторов ругать совсем не хочется. Повторю, скримеры тут расставлены очень грамотно.
И они столь же грамотно обыгрываются, вписываются в происходящее. Это не просто чудища, а персонажи, которые никуда не исчезают. Можно пойти за этой девочкой, которая на гифке выше пробежала мимо двери, и увидеть, как в другой комнате она рисует что-то на столе, — а что случится, если подойти к ней, узнаете уже сами.
И в любом случае в Insomnis, притом что это пугающая, неуютная игра, к которой после первого знакомства я даже побаивался подходить во второй раз; которая заставила меня снова вспомнить про валидол, и про свой возраст, и про то, что сердечко уже не то, — так вот, при этом саспенс строится отнюдь не на скримерах.
Точнее, не только на них. Пугают тут куда искуснее и интереснее. Например, картинами и общим антуражем, интерьером особняка, который, к слову, может меняться. Так, зайдя второй раз в одно из помещений на первом этаже, я чуть не поседел, когда увидел башню из стульев там, где их раньше не было. Вот такие «скримеры» тут и работают лучше всего.
Одновременно отталкивающие и завораживающие своей жуткой, неправильной, больной красотой картины на стенах; зияющие чернотой разбитые зеркала и те места, где они были; множество детских рисунков, карандашей, фломастеров и мягких игрушек, которые могут быть пронзены ножом или ещё чем-то острым. Или такие вот интерьеры:
Всё вокруг тут одновременно пугает и завораживает, заставляя вернуться и всё же выяснить, что же случилось в этом особняке. Драться или прятаться от монстров, повторю, не придётся, а единственный вариант гибели главного героя случается где-то за кадром, но менее страшно от этого не становится.
Да, сюжет в Insomnis захватывает, держит в напряжении и пугает — несмотря на все клише про эксперименты и старые особняки. Пугает в первую очередь осознанием того, что жертвами стали дети-сироты. И хотя то, что именно с ними тут случилось, выясняется далеко не сразу, с самого начала, когда видишь все эти игрушки, детские рисунки и читаешь открытки, которые наш герой ребёнком посылал дедушке — хозяину особняка, — сразу в сердце начинает щемить.
Понятно, что причинение вреда детям или какие-либо намёки на их страдания в играх — это всегда удар ниже пояса и почти запрещённый приём. Но и тут авторы Insomnis не действуют в лоб, прямо и дёшево — никто не терзает бедных деток у вас на глазах, всё опять же более тонко, а мотивация «злодеев» поднимает серьёзные и достаточно сложные с моральной точки зрения вопросы. Поэтому и финальный выбор не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
И пазлы вписаны в историю идеально — тут нет отвлечённых головоломок, подчиняющихся логике гейм-дизайнера, известной только ему самому. Да, в загадках нет ничего суперсложного, зато они необычные и разнообразные. Тут не надо чинить проводку, крутить вентили, искать ID-карты и двигать ящики. Даже подбирать коды к сейфу и к электронному замку нужно ровно по разу на всю игру — и подсказки к ним интересно запрятаны.
Многое закручено вокруг необходимости расшифровать имена детей, скрытые в загадках, связанных с буквами. Где-то нужно правильно сыграть мелодию на пианино, где-то — одеть манекен, определив по детскому рисунку, чего ещё не хватает. Есть, конечно, и пазлы, связанные с картинами и рисунками.
Где-то загадки совсем уж печальные — для их разгадки нужно определить время смерти или, например, найти тела в морге. Зато однажды придётся вспомнить детство и сыграть в знаменитое «Мемо».
Insomnis можно пройти за полтора-два часа. Но это очень насыщенные полтора-два часа, в которые уместились уйма событий, загадок, тайн, неожиданных, пугающих встреч и открытий, а также пачка валидола и одно непростое решение. Всем бы так — не растекаться мыслью по древу, растягивая прохождение, а выдать лаконичный, концентрированный саспенс и эмоциональную драму, бьющую не в бровь, а в глаз.
Плюсы: увлекательная история; игра умеет пугать — и делает это интересно и с выдумкой; много по-своему необычных загадок; отличная работа со звуком.
Минусы: игра очень короткая; оптимизация не на высоте, а модели персонажей кажутся совсем уж устаревшими.