В рубрике «Ребятам о зверятах» разработчики регулярно знакомят нас с антропоморфными животными, которые выступают в качестве главных героев игр. Но вот за боевую улитку мне пришлось играть впервые. Учитывая, что Clid the Snail позиционировалась как экшн (экшн, повторяю, а тут у нас улитка!) с видом сверху, возникал когнитивный диссонанс. Но оказалось, что Клид — улитка во всех смыслах уникальная, отличающаяся от своих собратьев. В том числе он и бегать быстро умеет (да, ноги в наличии), и перекаты делает, и из дробовика в рожу пальнуть готов, если эта рожа не понравится…
Именно за эту непохожесть на остальных Клида и выгнали из цитадели улиток. Он не соблюдал правила консервативных, аморфных и слишком миролюбивых улиток. Например, вместе со своим другом, светлячком Белу, регулярно выбирался за пределы цитадели сражаться с расплодившимися вокруг слизнями, а при возвращении ломал расставленные собратьями ловушки — слишком спешил…нет, не похвалиться успехами, а пропустить стаканчик в местном баре.
В общем, терпение у заторможенных собратьев лопнуло, Клида и Белу выгнали — и первым делом они отправились искать приюта в цитадель кузнечиков. А там встретили не только агрессивных слизней, но и слетевшего с катушек мыша с огнемётом наперевес, который жёг всё вокруг напалмом, уничтожив и цитадель, и бедных кузнечиков. А Клиду пришлось устранить поджигателя, который, как оказалось, входил в «Аластор» — спецотряд таких же, как и наша улитка, изгоев. Ещё там есть стеснительный ежик, черепаха-шаман, немая летучая мышь и лягушка-ниндзя, а возглавляет их одноглазый хамелеон.
Лишившись одного из членов отряда из-за Клида, лидер «Аластора» ему и предложил занять освободившееся место. Не всем это понравилось — черепаха-шаман всю дорогу ворчит на нас, но мышь реально была неадекватной, а Клид слишком хорош в бою, чтобы упускать его. Да и улитке со светлячком деваться больше некуда. Так Клид и начал работать на «Аластор», чтобы вместе с новыми соратниками не просто остановить слизней, захватывающих всё новые территории и цитадели, а понять, что делает их такими злыми. В общем, надо излечить мир от слизневого бешенства…
Несмотря на всю эту занимательную (и немного шизанутую) биологию, суть игрового процесса более чем понятная и вполне человеческая. На базе отряда получаем задание, вылетаем на летучей мыши к точке его выполнения, там сражаемся, защищаем очередное поселение от слизней, уничтожаем гнёзда, решаем головоломки, чтобы попасть в какой-нибудь храм к этим самым гнёздам или к большим боссам, которых обязательно нужно уничтожить в конце каждой миссии.
По мере прохождения собираем кристаллы, которые тут выступают в качестве основной валюты. Особенно много их в сундуках, до которых порой не так-то просто добраться, — повод тщательно исследовать уровни, отклоняясь от основной сюжетной тропы. А ещё можно найти особые семена-артефакты, собрав нужное число которых мы увеличим запас здоровья улитки.
После возвращения на базу можно получить новое оружие либо раковину или же купить их у соответствующих членов отряда. Каждая раковина даёт уникальное боевое умение, которое активируется после заполнения соответствующей шкалы, — например, вокруг улитки начинают кружить ледяные глыбы, наносящие всем урон. Также мы вольны пополнить боезапас, приобрести гранаты либо более крутые аптечки или увеличить максимальное их количество, поднять опять же лимит здоровья Клида. Иногда торговцы попадаются и во время миссий, но основные апгрейды доступны именно на базе — не говоря уже о новом оружии.
Играется это всё забавно и достаточно интересно — особенно поначалу. Есть и экшн, и элементы исследования, и прокачка. Да, ничего нового, но за новизну тут отвечают сам сеттинг и персонажи — когда играешь за крутую пьющую улитку с болтливым светлячком на привязи, ощущения, скажем так, свежие.
Сражения могут быть непростыми. Враги используют разные тактики — некоторые прут напролом, другие прикрываются щитами, третьи кидаются коктейлями Молотова, а при приближении убегают. Не говоря уже о боссах, которые тут попадаются большие и живучие. Да и оружие реально разное — есть смысл покупать и пробовать, переключаясь между огнеметом, дробовиком, плазменной винтовкой, автоматом и другими пушками на ходу. Ловушки и препятствия тоже способны доставить неприятностей — можно, например, угодить в болото, где важно быстрее добраться до твёрдой поверхности.
И всё бы ничего, но впечатления портят повторяющиеся пазлы. Всю дорогу мы будем стрелять по переключателям, чтобы включать/выключать смертельные лучи, направлять их в нужном направлении и что-то открыть или просто чтобы убрать с дороги. Обстоятельства могут быть разными — то стоим и стреляем, то едем на платформе и стараемся сделать это быстрее, чтобы не погибнуть от лучей, то нужно преодолеть ловушку и найти очередной переключатель. Но суть одна и та же.
Другие головоломки, когда нужно, например, в правильной последовательности нажать на статуи, попадаются редко. И то сначала придётся их активировать — а для этого нужно сделать что? Правильно, пострелять по переключателям и поманипулировать лучами!
Бывает, что и сражения с боссами повторяются под копирку, причём два раза подряд. Ещё отмечу, что управление, особенно при перекатах, не самое отзывчивое — всё-таки играем мы за улитку, и это чувствуется. Но в целом терпимо.
Clid the Snail — пример того, как парой штрихов можно изменить в лучшую сторону восприятие стандартного экшена. Пусть не всё тут идеально, но игра про крутую пьющую боевую улитку действительно способна заинтересовать и увлечь.
Плюсы: необычный ироничный сеттинг; колоритные персонажи и яркий главный герой; местами тут реально смешно; увлекательный микс из экшена и пазлов; большие боссы; уместные элементы торговли и прокачки; атмосферная картинка и музыка.
Минусы: много повторяющихся пазлов и ситуаций; практически нет оригинальных фишек в геймплее; не очень отзывчивое управление.