Помните фильм «С меня хватит!» с Майклом Дугласом (Michael Douglas)в главном роли? Там обычный служащий в белой рубашке, с галстуком и с портфелем пытался добраться до дома бывшей жены, чтобы поздравить дочь с днём рождения. По пути он сталкивался с препятствиями, преодолевать которые приходилось с помощью биты — скучная жизнь и накопившиеся беды привели к тому, что он просто взрывался и психовал.
Главный герой The Plane Effect чем-то похож на него. Он — офисный планктон, в рубашке, с галстуком и с портфелем в руке. И вот однажды он, как обычно, отправляется из офиса домой, но по пути сталкивается с препятствиями. Правда, они посерьёзнее чем те, которые мешали герою Майкла Дугласа, — сначала его сожрал огромный червь, а спустя некоторое время напал жук размером с дом…
Да, надо сразу оговориться: The Plane Effect — игра сюрреалистическая, где-то даже артхаусная, и происходящее с главным героем частенько напоминает бредовые фантазии. Словно устав от скучной жизни, он то ли рехнулся, то ли придумал такое вот необычное приключение, где не силой, а хитростью одолевает чудовищ, управляет роботами, играет в прятки с охранными дронами и что ещё только не делает. И даже совершает полёт в космос.
Хотя всё, конечно, не так однозначно. Вопрос, что это было, ещё долгое время мучил после финальных титров. Не раз и не два нам дают понять, что за героем и его похождениями наблюдают люди с камерами. Это что, какое-то «Шоу Трумана», в котором он участвует, сам того не зная?
И почему в какой-то момент мы видим кровь в квартире и признаки работы полиции? Тело обведено мелом, повсюду расставлены таблички с номерами, как это делается, когда фиксируют улики, и кровавые следы ведут из комнаты в комнату. Быть может, герой, свихнувшись от рутины, убил свою семью? А теперь вот в бреду, повсюду находя фото родных и гоняясь за бумажным самолётиком, сделанным дочкой, пытается воссоединиться с ними — хотя бы там, в космосе, среди звёзд, потому что на земле ему уже нет места?
Однозначного ответа нет, но в любом случае скучно не будет. Мы и внутри огромного червя побываем, и встретимся с толпой безликих манекенов, похожих на таких же офисных работников, как наш герой.
И по колено в снегу увязнем, и прокатимся по прериям на дрезине, и по ночному шоссе проедем на автомобиле. Во время такого роад-муви The Plane Effect больше всего напоминает Kentucky Route Zero — стилистика, музыка, сюрреалистичность и общее настроение во многом схожи, хотя Kentucky Route Zero вещь, конечно, более эпичная и умная.
Я уже сказал, что проблемы в The Plane Effect мы решаем не силой, а хитростью. Да, это изометрическое приключение с загадками и квестовыми элементами. Жаль, сам геймплей получился неоднозначным. С одной стороны, ситуаций много. В чреве огромного червя мы играем на разных инструментах, а во время ночного роад-муви сооружаем гигантскую рогатку, чтобы на машине перепрыгнуть через пропасть.
Потом ещё катаемся на лодке, лавируя среди акул и бомб. Крутим вентили и рычаги в заводских и складских помещениях, управляем роботами, переключаясь между ними в футуристических интерьерах, а у себя в офисе даже переключаемся между разными версиями главного героя (из разных временных линий?). Можно зарубиться в олдскульную аркаду на стареньком игровом автомате, попрыгать по платформам, поймать ключи от двери на удочку и даже устроить скоростной спуск по кишкам червя, используя портфель в качестве доски.
С другой стороны, загадки слишком уж линейные. Например, если вы видите пар, мешающий пройти к явно полезной кирке, то не сможете покрутить вентиль и убрать его, пока персонаж не найдёт стену, которую этой киркой нужно сломать. И даже если заметили удочку, с помощью которой, очевидно, надо вытащить ключи из бассейна с ядом, всё равно персонаж будет мотать головой и не поднимет предмет, пока не найдёт подкову для этой удочки. И такие ситуации — на каждом шагу. Они начинают раздражать — мы должны совершить последовательность действий, известную только авторам с их не всегда ясной логикой.
Одно дело, когда мы должны найти огромный молот, чтобы «утяжелить» героя — тот перестанет взлетать на потоках воздуха от огромного вентилятора. Это вполне укладывается в сеттинг — сюрреализм, что с него взять! И другое дело, когда нужно, толком не понимая зачем, загнать птичку на рекламную вывеску, которая под её невероятной тяжестью (это ведь голубь!) упадёт и поможет нам обмануть охранного бота. Вот тут уже чувствуются искусственность и натянутость происходящего. Кроме того, в игре не слишком отзывчивое управление, что доставляет проблемы во время прыжковых этапов.
Однако в целом The Plane Effect радует. Да и как может быть иначе в игре, которая местами напоминает Kentucky Route Zero, пусть и уступая ей в гениальности? Авторы придумали необычную историю, разгадать смысл которой не так-то просто (зато интересно!), нарисовали разнообразные сюрреалистические локации, окутали это атмосферной музыкой и упаковали в стильную картинку. Да, геймплей неидеален, но его во многом спасает разнообразие ситуаций. Так что если вы любите нетривиальные головоломки, занятные истории, над которыми приходится поломать голову, и отвязный сюрреализм в духе Kentucky Route Zero, то попробовать The Plane Effect точно стоит.
Плюсы: необычная история, заставляющая гадать, что же это было; множество интересных ситуаций; классный арт-дизайн; обилие сюрреалистических декораций; атмосферная музыка.
Минусы: многие загадки притянуты за уши — для их решения нужно пытаться нащупать одним авторам известную последовательность действий; не самое удобное управление.