Dom Rusalok – это русский квест, действие которого происходит в 90-х годах прошлого века в России. Здесь страшновато нарисованные персонажи периодически ругаются матом, да и в целом с артом как-то не очень – ну, или он слишком специфический. Но это не современный представитель того самого «русского квеста». «Русский» в данном случае просто констатация факта – игру сделали несколько наших соотечественников во главе с Яковом Бутузовым. Сама же она ближе к жутким городским легендам и к социально-мистическим ужастикам в духе The Cat Lady и Downfall. Все подробности – в нашем обзоре.
https://www.youtube.com/watch?v=u3ebU_J9bdE
Лихие 90-е
Итак, Россия 90-х, маленький провинциальный городок. В магазинах шаром покати, по радио крутят Аллу Пугачёву, Татьяну Овсиенко и Валерия Ободзинского, а по телику показывают очередные «Утиные истории» или новости про указы Бориса Ельцина и предстоящий допрос Александра Коржакова (тут идёт реальная запись программы «Время» с ОРТ).
В одной картинке – вся эпоха!
Где-то на шкафу можно найти упаковки клюквы в сахаре (почему она при этом всё равно кислая?), треугольные пакетики молока, которые когда-то давали в школах, старый металлический конструктор и дневник, украшенный марками и картинками с Гуфи и Дональдом, вытащенными из жвачек. И тут же рядом – приставка «Денди», картриджи с видеоиграми и плакаты с «Терминатором».
Сколько раз мы отвечали на такие вопросы?
Очень странные дела
Да, постсоветской романтики в Dom Rusalok выше крыши. И посреди всего этого, в том самом городке, живут обычные подростки тех лет. У кого-то отец – бизнесмен с баксами в барсетке, у кого-то – алкоголик, и слышно опять, как он ругается с матерью. Дети маются без дела, жуют гудрон, лузгают семечки, кто-то у кого-то просит велик покататься (не факт, что вернёт!). Они матерятся, но без особой злобы, потому что это их жизнь и их язык – они не слоняются по двору, а шароё…тся.
Чем только от скуки не занимались во дворах.
Даша, Лёша, Кеша и недавно переехавший сюда Женя и дошароё… в смысле забрались в титульный «Дом русалок», заброшенное здание, где, по слухам, пропал другой ребёнок. Там они находят видеокассету с очень странными картинками и записью, которая демонстрирует их самих и девочку Карину – объявление о её пропаже как раз висит во дворе…
У многих наверняка валяются дома подобные дневники.
С этого местная мистика и начинается. И достаточно быстро заканчивается – игра короткая, часа на 3-4. Хотя насыщенная событиями. Естественно, будут и странные монстры, и загадочные эксперименты, и видения, и обмороки. В наличии даже странная девочка, о которой никто ничего не знает и которую никто, кроме Жени, не видел.
Ключевой для этой истории вопрос.
А заканчивается всё, как часто бывает в «криповых» историях, не ответами на вопросы, а новыми вопросами – что это вообще было, кто выжил, что случилось с остальными?.. С одной стороны, это не очень хорошо. С другой – благодатная почва для выстраивания собственных теорий.
В любом случае на те несколько часов, что длится игра, сюжет затягивает и интригует. При этом в нём сочетаются дух городских баек и отголоски советской фантастики в духе братьев Стругацких.
Источники вдохновения разбросаны по локациям.
Как в жизни
Жаль, сам геймплей не впечатляет. Загадки практически не вызывают вопросов и мозговых усилий. Видим закрытый люк или дверь – ищем ломик или ключ, которые обязательно найдутся тут же или через пару экранов. Не знаем код от замка или пароль от компьютера – ищем простые подсказки, вроде даты на фотографии или названия обнаруженной рядом книги.
Проблемы возникают разве что из-за «пиксель-хантинга».
То есть в основном тут у нас сбор и применение предметов. Буквально один раз за игру в инвентаре понадобилось что-то скомбинировать. Разговорных пазлов тоже практически нет. Да и сами диалоги максимально просты, равно как и описания предметов. Что-то на уровне «А вот какие-то старые пердуны на фотографии». С другой стороны, всё максимально жизненно, в рамках понятной логики и в стиле тех самых 90-х. Ну и игра в целом не про геймплей, а про историю и атмосферу.
А ещё тут нужно лично вбивать команды для стареньких компьютеров.
Dom Rusalok как игра и сама напоминает Россию 90-х: местами бессмысленная и беспощадная, неопрятная, оставляющая в холодном воздухе вопросы о том, что это было и зачем. Но в ней есть своё неуклюжее, ностальгическое очарование – это как под песни Пугачёвой, под книги Кинга (Stephen King) и Стругацких в комнате с плакатом «Терминатора» на стене и картриджами от «Денди» на полу от безысходности и безделия мечать о чём-то лучшем или вот придумывать страшные истории – там-то точно интереснее.
Плюсы: интригующий мистический сюжет; сочетание жуткой атмосферы городских легенд, постсоветской романтики и фантастики в духе братьев Стругацких; не очень колоритные, но зато живые и честные персонажи; отличная работа со звуком и музыкой идеально работает на атмосферу.
Минусы: примитивная квестовая часть; концовка слишком уж открытая.
Ссылка на downfall какая-то странная. Там страница совсем другой игры, ибо другой год, издатель, низкий рейтинг — new downfall. Хотя скриншоты от нормальной downfall
Спасибо за обзор, не слышал даже об игре, но теперь обязательно поностальгирую в ней, выглядит просто замечательно, надеюсь, саунд (не только музыка) не подведут!