Все мы знаем, что поездка в такси — это как маленькая жизнь. Или как поход к священнику на исповедь. На время поездки водитель и пассажир становятся едва ли не самыми душевными и чуткими людьми на свете — они практически не видят друг друга и вряд ли потом ещё когда-нибудь увидят, поэтому могут делиться самым сокровенным, рассказывать о своей жизни, о своих заботах и проблемах. Ну, или красноречиво молчать, пытаясь не утонуть в словесном потоке внезапно разговорившегося собеседника. Авторы Night Call решили использовать именно этот «таксистский феномен», но заставили своего героя не просто болтать по душам с пассажирами, а изучать их и проверять — он пытается поймать серийного убийцу, орудующего на улицах Парижа.
https://www.youtube.com/watch?v=NeNfS5qkflE
Семь ночей в Париже. Всё включено
Особого выбора у нашего бородатого таксиста и не было. Во время нападения убийцы на одного из пассажиров водитель тоже пострадал, но выжил, и полиция стала подозревать нашего героя как минимум в соучастии. Теперь ему дали неделю на то, чтобы покататься ночами по парижским улицам, поспрашивать, поговорить и понаблюдать. А ещё дали список подозреваемых, фотки с места преступления и зацепки.
А дальше бородатый таксист должен сам превратиться в сыщика — расспрашивать (или просто слушать), искать информацию, улики и, словно Шерлок Холмс, проявлять чудеса дедукции, выстраивая логические связи и цепочки, чтобы через неделю назвать копам имя убийцы. Если его вывод окажется неверен, таксиста самого упрячут за решётку.
Всё это, конечно, выглядит откровенно натянуто. Полиция даёт всю информацию о подозреваемых одному из подозреваемых? Однако. Да, сделано это неофициально и руками всего лишь одной женщины-следователя, которая верит в нашу невиновность и таким образом даёт таксисту шанс доказать это и другим. Но всё же такая завязка явно пришита белыми нитками к самой идее дать нам поиграть за таксиста, который ищет среди своих пассажиров серийного убийцу.
Зеленоглазое такси, ты к маньяку отвези!
С другой стороны, чего ворчать, если идея оказалась интересной и действительно необычной? Night Call выглядит как этакая чёрно-белая визуальная новелла с элементами детективного квеста и лёгкого тайм-менеджмента. Каждую ночь на карте появляются списки доступных вызовов. Мы выбираем, к кому ехать, а потом решаем, соглашаться на поездку за такую-то сумму в такой-то район Парижа на такое-то расстояние или нет. Сумма и расстояние имеют значение, потому что на дорогу тратится бензин, который, понятно, нужно закупать на местных АЗС.
А на переезды тратится наше время, которое, сами понимаете, не ждёт. С наступлением рассвета и первыми криками петухов такси превращается в ты… В смысле, когда светает, мы в принудительном порядке заканчиваем работу и отправляемся домой, чтобы прикрепить новую информацию и улики к доске со списком подозреваемых.
Типичные для нуара кадр и тон.
Информацию можно черпать не только из разговоров с пассажирами. Мы ещё покупаем газеты на заправке (или находим их под сиденьем в авто), слушаем по радио либо музыку разных жанров, либо новости. Бывает, кто-то обронит в салоне бумажку — и нужно решить, отдать её или промолчать, получив важную информацию. Кроме того, периодически на карте появляются важные сюжетные места — это встречи с информаторами или друзьями/коллегами нашего таксиста, которые могут попросить деньги в обмен на информацию.
Всё гениальное просто?
Впрочем, я за всё время прохождения ни разу не испытал проблем с деньгами, отсутствием времени или бензина. Night Call с точки зрения геймплея не то чтобы совсем уж примитивна, но ближе всего именно к визуальной новелле. В основном мы просто щёлкаем по репликам, которые произносят говорящие (но не озвученные) головы внутри салона. Иногда кадр меняется, и нам показывают несколько заготовленных на всю игру чёрно-белых планов — витрины, залитые дождём, вид на машину сверху, пока она едет опять же в каплях дождя, заправку или квартиру героя, где он сверяется с уликами, а потом курит в темноте, вспоминая своих пассажиров, их разговоры, проблемы и драмы. Атмосферно, конечно, — вот он, настоящий нуар! Да ещё и под соответствующую меланхоличную музыку и перестук дождя. Но всё же разнообразия локаций этой игре, мягко говоря, не хватает.
Детективная механика в Night Call тоже реализована, скажем так, не на уровне адвенчур от Frogwares. От нас не требуют провести какое-нибудь лабораторное исследование под микроскопом, лично снять отпечатки, просканировать следы, совершить проникновением со взломом в квартиру подозреваемого или хотя бы соединить кусочки разорванной фотки/записки. Мы просто подставляем таблички с найденными фактами и уликами к портретам подозреваемых — при этом игра сама показывает, соединяются ли какие-то из этих фактов с кем-либо из подозреваемых или нет.
Гадкая четвёрка
С другой стороны, тут у нас в главных ролях всё-таки таксист, а не частный детектив или выпускник выездной школы МВД в Париже. И вполне логично, что он работает только с имеющимися фактами, додумывая и пытаясь лишь догадаться, кто же убийца. А это непросто, ведь все четверо потенциальных преступников — это реально разные люди. Тут и бомж, и бывший полицейский, которого многие нынешние парижские копы считают своим учителем, и адвокат, и патологоанатом. У каждого — свои интересные детали биографии, свои особенности. И улики, которые могут подходить к ним или нет.
Финальный выбор — он трудный самый.
Например, мы узнаём, что третья жертва — это полковник, работавший на хунту в Аргентине. А одна из подозреваемых, женщина-патологоанатом, как раз сбежала от военной тирании из Буэнос-Айреса в Париж. Понятно, что такие факты автоматом согласуются (и специально подсвечиваются) с теми или иными потенциальными преступниками. Но этих данных может быть много, и какие-то указывают на одного, другие — на второго. В итоге подозрения примерно в равной степени распределяются между всеми. Но игра при этом не указывает и не подсвечивает имя преступника — этот выбор нужно сделать самим. И он прямо влияет на финал истории.
Такси-такси, вези-вези…
Чтобы облегчить себе задачу, нужно больше и правильнее общаться со своими пассажирами. У меня вот к концу первого прохождения осталась куча табличек с фактами, которые никак и ни с кем напрямую не стыковались. О чём говорит то, что киллер знал своих жертв? Что четвёртым был убит известный политик? Что убивали всех выстрелом в шею?
Возможно, нужно было узнать больше, чтобы эти логические ниточки протянулись. В любом случае я явно открыл и узнал далеко не всё. В игру встроена своеобразная «пассажиропедия», которая показывает, кого вам удалось встретить и какие факты о нём узнать, какие события, связанные с этим персонажем, случились. Так вот, у меня по истечении недели не было открыто и половины из 75 потенциальных пассажиров, а у большинства открытых зияло много белых пятен в перечне интересных фактов, действий и событий.
Дело в том, что каждую ночь и после каждой поездки игра случайным образом выкидывает на карту иконки потенциальных пассажиров. Ясно, что за отведённое время со всеми поболтать не получится. Вот поэтому до конца прохождения про многих мы толком даже ничего не узнаем — авторы Night Call явно ставят на «рандом» и реиграбельность. И если пытаться подвозить как можно больше людей за ночь, чтобы открыть как можно больше контента сразу, то могут появиться проблемы и с деньгами, и со временем на всё это, и с правильным планированием своих действий. К тому же есть разные уровни сложности и разные варианты сценария: одни — более простые, рассчитанные на первое прохождение, а в других жертвы определяются случайно, мотивы потенциальных преступников неясны, деньги и время расходуются быстрее.
Парижские таксисты настолько суровы, что, видимо, ничему не удивляются.
Все люди — в гости к нам!
В любом случае именно пассажиры и общение с ними — главная ценность Night Call. Среди них, как вы поняли, оказываются не только подозреваемые, которых можно встретить и подобрать на улицах, но и простые парижане. Политик, публицист, музыкант, слегка свихнувшаяся поэтесса, грустный турист из Японии, пара влюблённых подростков, которым родители помешали уединиться дома, и они теперь ищут отель, — людей много, все они разные, у всех свои драмы и свои истории, где-то забавные, а где-то и печальные.
При этом авторы не избегают модных тем. Тут можно прокатиться с двумя лесбиянками, которые обсуждают, какого мужчину выбрать в качестве донора для их будущего совместного ребёнка, пообщаться с местной бородатой Кончитой Вюрст (то есть это мужик в женской одежде), обсудить с публицистом особенности взаимоотношений между США и ЕС, поговорить с волонтёром про программы помощи иммигрантам.
Более того, периодически игра напоминает симулятор таксиста-наркомана, у которого после нападения начала протекать крыша. Как иначе объяснить тот факт, что среди его пассажиров оказывается призрак ребёнка, который, кажется, погиб в Париже во времена штурма Бастилии; Санта-Клаус, обсуждающий проблему подарков; и даже призрак брата водителя?
Таксисты любят ушами?
Объяснение одно: работать таксистом трудно, постоянно сидишь за рулём, смотришь на дорогу — тут и задремать немудрено. С другой стороны, так даже интереснее, и с такими колоритными персонажами скучать точно не приходится. Причём в каждом случае мы вольны сами выбирать, быть резким, дружелюбным, любопытным или просто превратиться в насупленного (а может, равнодушного?) молчуна. Это влияет на то, что мы услышим в ответ, какие факты, полезные в нашем расследовании (а может, и бесполезные), узнаем и как отношения с персонажем сложатся дальше. Ведь многие потом встречаются нам снова и снова. Мы узнаём что-то новое про них, слышим по радио про новую работу поэтессы, которая эти стихи здесь, в салоне, и писала, называя нас своей музой, или снова выступаем в качестве третейского судьи в споре между двумя лесбиянками, для которых к тому времени уже стали другом. И так далее.
Далеко не всегда, повторю, это напрямую связано с нашим расследованием и может помочь в нём. Однако сами истории интересные, разные, эмоциональные, где-то грустные, а где-то забавные, но почти всегда очень жизненные (ну, за исключением, конечно, проблем, обуревающих Санта-Клауса). А вариантов, как вести себя и что отвечать, так много, что хочется просто слушать, пробовать разные реплики и впитывать в себя ту атмосферу, которую когда-то очень точно подметил и передал Джим Джармуш (Jim Jarmusch) в картине «Ночь на Земле». Правда, без знания английского и любви к таким разговорным историям, боюсь, оценить всю прелесть Night Call будет непросто.
Примерно так вся игра и проходит.
Да, можно сказать, что Night Call — это такая игроизация картины «Ночь на Земле». Джармуш, напомню, рассказал пять печальных или забавных историй, случившихся с таксистами за одну ночь в пяти разных городах мира. И если с точки зрения непосредственно игровой механики к игре могут быть вопросы и замечания, то как этакое интерактивное кино, причём именно в джармушевском стиле, она почти изумительна. Все свои проблемы с геймплеем игра искупает именно что киношной атмосферой, режиссурой, стилем, работой с текстом (особенно с тем, что от лица рассказчика), музыкой и героями.
Плюсы: атмосфера хорошего авторского кино; множество печальных и забавных историй и персонажей; нелинейность общения, которая влияет на полученную информацию и отношения с пассажирами; собирать информацию и пытаться найти убийцу действительно интересно, а интрига сохраняется до самого конца; классная музыка.
Минусы: базовый геймплей слишком примитивный; однообразные и статичные (хотя и стильные) фоны; развязка может показаться банальной — такое мы не раз видели в фильмах.
При этом авторы не избегают модных тем. Тут можно прокатиться с двумя лесбиянками, которые обсуждают, какого мужчину выбрать в качестве донора для их будущего совместного ребёнка Спасибо, что предупредили, теперь точно знаю, что не стоит играть. Просьба и впредь предупреждать о наличии «модных тем»).
Спасибо, что предупредили, теперь точно знаю, что не стоит играть. Просьба и впредь предупреждать о наличии «модных тем»).