Авторы пошаговой тактики Achtung! Cthulhu Tactics из британской студии Auroch Digital обещали привнести некие «инновационные геймплейные возможности» в привычную жанровую механику. И новшеств действительно ожидаешь от игры по «настолке», в которой смешаны нацисты и мифология Ктулху. Но хватило ли этой лавкрафтовской изюминки для того, чтобы мы получили действительно серьёзную и крутую пошаговую тактику?
https://www.youtube.com/watch?v=bzXpbGg4KK8
Скучным Лавкрафт бывает только в играх
В Achtung! Cthulhu Tactics мы действительно сражаемся с нацистами, которые используют магию и периодически бегают буквально с рожей осьминога вместо головы (ну, или назовём это таким мини-Ктулху-личиком). А всё потому, что в этой исключительно альтернативной версии Второй мировой войны представители Третьего рейха (а именно орден Чёрного Солнца) получили значительное преимущество, как-то снюхавшись с монстрами и Старшими Богами из мифологии Говарда Лавкрафта.
Противостоят им четверо бойцов сопротивления из отряда «Чарли». Некоторым из них тоже доступна магия — например, полковник Акхи Сингх (Akhee Singh) овладел колдовством после того, как в заброшенном храме обнаружил статую богов. А член французского Сопротивления Ариана Дюбуа всю игру бегает с каким-то маленьким крылатым демоном на плече и периодически отстреливает жирных Шогготов, прущих со всех сторон на четверых смелых. В общем, весёлая компания подобралась.
Чего не скажешь о самом сюжете и его подаче. Точнее, подача в принципе отсутствует: ни роликов на движке, ни рисованных заставок — лишь короткие текстовые указания. А последние сводятся к тому, что нам то надо победить отряд нацистов или уничтожить какого-то элитного офицера ордена, то захватить их ресурсы или артефакт, то найти логово фашистов-оккультистов, потом зачистить и обчистить его и так далее.
В принципе, от пошаговой тактики никто и не ожидал голливудского сценария, но по игре, где есть мифы Ктулху, можно было бы придумать что-то поинтереснее. Более-менее освежают всю эту рутину разве что миссии с мифическими чудищами — например, та, где мы то ли во снах, то ли в видениях, то ли наяву сражаемся с теми же Шогготами.
Таких интересных ситуаций с точки зрения расположения и присутствия разных объектов на уровне хотелось бы больше.
А XCOM хорош только в XCOM
Сами сражения тоже зачастую выглядят рутинными и однообразными — особенно поначалу. Все локации построены исключительно по коридорному принципу, есть лишь небольшие и такие же коридорные ответвления, позволяющие обойти врагов или найти и прочитать что-то, выполнив побочное задание. Но это, конечно, не самая большая проблема.
Все бои проходят по примерно одинаковому сценарию. Используя очки действия (AP), занимаем укрытия, палим из основного или дополнительного оружия, используем особые умения или включаем перехват хода (Overwatch) и ждём, когда на следующем ходу засевший за деревом враг выбежит аккурат под нашу прицельную очередь. Впрочем, прицельно получается не всегда.
Ничего не напоминает? Да, базовая механика взята из XCOM с некоторыми её плюсами и даже с болячками. Но главная беда в том, что в Achtung! Cthulhu Tactics нет того же тактического раздолья, насыщенности и напряжённости, как в последних выпусках XCOM. Нет, например, разрушаемости, возможности использовать высоты, забираться на крыши, мало видов оружия и врагов, сами уровни маленькие и линейные.
Ктулху им не поможет
Есть, конечно, и хорошие вещи. Бойцов здесь также можно прокачивать — у каждого помимо общих для всех параметров есть ещё уникальные навыки и даже ветки развития, позволяющие специализироваться на каком-то оружии (и, например, палить из дробовика сразу по площади) или использовать магию. Перед каждой миссией мы выбираем солдатам оружие и дополнительные предметы вроде аптечки, гранаты или шприца с адреналином. «Стволы» даже разрешают оснащать дополнительными модулями вроде прицелов, прикладов и улучшенных магазинов.
Шогготы очень, ну очень медлительны и потому практически безвредны.
Но всё равно в большинстве миссий всё как-то слишком просто — нормальный уровень сложности тут ощущается как очень лёгкий, что по определению неверно. Враги постоянно мажут и ведут себя как идиоты, зачем-то бегая туда-сюда между укрытиями и подставляясь таким образом под наш Overwatch.
Облегчает ситуацию и возможность использовать систему, похожую на то, что мы видели в The Banner Saga, — убивая врагов и нанося им критический урон, бойцы в Achtung! Cthulhu Tactics накапливают особую энергию, которую можно тратить на дополнительные действия, чтобы дальше пробежать, использовать умение или без затрат AP палить из пистолета. И именно халявный пистолетик становится тем самым грозным оружием, которому никакие Ктулху не страшны…
Система «Антистресс»
В такой ситуации не особенно работает и система психологического воздействия на наших бойцов. Когда у ваших подопечных на глазах ранят или убивают камрадов, почти все начинают испытывать стресс. Когда же боец получает сильное ранение, он может впасть в панику и начать стрелять во всех подряд или просто в воздух. Враги тоже пытаются вредно воздействовать на мозги наших подопечных — ставят на них «метки смерти», «кастуют» вредные ауры, снижающие количество AP, и так далее.
Дополнительные награды, модули для оружия и полезные предметы можно получить за выполнение побочных миссий, которые мы выбираем на карте.
Но, повторю, игра получилась достаточно однообразной по механике, правила выживания тут разучиваются на раз, поэтому все эти панические атаки и моральные унижения случаются достаточно редко, а если и случаются, то лишь покусывают группу, но не рвут её прямо в клочья. Среди врагов есть рукопашные бойцы, а также противники с уникальным импульсным оружием, которое как раз не ранит, а плохо воздействует на мозги наших героев. Так вот, на нормальном уровне сложности за восемь сюжетных миссий я ни разу не получил урона ни от тех, ни от других — они тупо прут напролом и быстро расстреливаются из всех орудий ещё до установления, так сказать, близкого контакта. Ну, или промахиваются…
Все вредные воздействия длятся от силы ход-два, а павших коллег любой камрад может тут же поднять и вернуть в строй. Если не сделать этого в течение нескольких ходов, то боец считается захваченным. И прежде чем начать следующую сюжетную миссию, вам сначала придётся его освободить. Казалось бы, вот оно — интрига, сложность, вызов… Но при этом вам в помощь выделяют очень сильного временного бойца.
Конечно, на уровне Hard случаются более напряжённые ситуации, но и там, и на «нормале» действительно поднапрячься придётся лишь в более поздних и финальных миссиях. А хотелось бы, чтобы игра бросала тебе перчатку тактического вызова с самого начала.
Некоторые оружейные умения очень эффективны.
Achtung! Cthulhu Tactics — далеко не самая плохая пошаговая тактика. Она симпатичная, вполне компетентная по своей механике. И в другой ситуации я бы с удовольствием поставил ей «Похвально». Но сегодня, на фоне, например, Frozen Synapse 2, всё выглядит как-то простенько, рутинно, без того огонька и ужаса, который ожидаешь увидеть в игре, где против тебя выступают нацисты-сектанты при поддержке чудовищ из мифов Ктулху.
Плюсы: не самая простая система прокачки бойцов и возможность улучшать оружие; есть интересные особенности вроде системы морального воздействия; симпатичная в целом картинка.
Минусы: сюжет скучен, а его подача примитивна; игра в большинстве миссий слишком проста, однообразна и линейна; мало видов оружия; нет ростера героев; музыка и реплики на каждом уровне повторяются и начинают раздражать.
на некоторых уровнях враги умеют ходить и стрелять через стены — притом что находятся в локации, которая еще открыта, что автоматом превращает игру в мусор