12 мая 12 мая 15 2675

Матч века: как Fifa и PES боролись за аудиторию последние 20 лет.

+17

В 2024 году гегемония Electronic Arts на рынке спортивных симуляторов очевидна. Да, остаются редкие сегменты, в которых канадцы потерпели неудачу и вынуждены были отказаться от выпуска своей продукции (это различные менеджеры и баскетбольные симуляторы), но подавляющее большинство околоспортивной продукции в индустрии выходит из-под пера канадского медиа-гиганта. Однако так было отнюдь не всегда, и даже самая главная  «доенная корова» EA в течение двух предыдущих десятилетий была вынуждена выгрызать своё место под солнцем. В данном материале я предлагаю вспомнить, как две эпохальные киберфутбольные серии, Pro Evolution Soccer и Fifa, боролись за внимание игроков в нулевых и десятых годах.

Продвинутая физика волос в новых частях Fifa (или же FC) - это едва ли не все нововведения, на которые могут рассчитывать фанаты виртуального футбола в отсутствии достойной конкуренции на рынке. Но так было не всегда...
Продвинутая физика волос в новых частях Fifa (или же FC) - это едва ли не все нововведения, на которые могут рассчитывать фанаты виртуального футбола в отсутствии достойной конкуренции на рынке. Но так было не всегда...

Сразу оговорю, что полноценного исторческого экскурса в мир футсимов я совершать не планирую.

  • Во-первых, потому что это выходит, как правило, скучно.
  • Во-вторых, на той же Sega Mega Drive ничего и близко похожего на Fifa по уровню исполнения не было, а значит, и говорить о конкуренции в этой сфере было бы излишне.
  • Ну и в-третьих, энциклопедических статей и исчерпывающих роликов об эволюции «всеми любимого» сериала от EA в интернете полно. Мой же рассказ будет в меру субъективным, и в нём я попытаюсь передать именно те ощущения, которые дарили японские и канадские разработчики фанатам футбола на протяжении последних десятилетий.

Для удобства материал будет разбит на главы по консольным поколениям, однако, забегая вперёд, скажу, что коренные изменения в играх этих именитых серий зачастую происходили во время одного консольного периода.

Предматчевая разминка: пятое поколение

Конкуренция Fifa с PES, или, как её называли в Японии, Winning Eleven, началась лишь в самом конце пятого поколения игровых консолей. Собственно, тогда же и зародился бренд Pro Evolution Soccer. До этого рынком футбольных симуляторов безраздельно правило детище EA, на фоне которого другие виртуальные версии футбола выглядели просто смехотворно.

На самом закате жизненного цикла первой PlayStation Konami решила не просто ворваться на данный рынок, а сделать это, буквально выбив дверь с ноги.

Но сначала о минусах. В Pro Evolution Soccer и Pro Evolution Soccer 2 был довольно скудный набор лицензий, по сравнению с Fifa 2002 и Fifa 2003 (примерно до середины нулевых PES в своей нумерации «отставал» от канадского конкурента, но об этом позже). Так, в японском футсиме полноценно можно было играть лишь международными сборными. Клубный футбол здесь так же присутствовал, но только в режиме «Мастер-лига» (аналог карьеры) и исключительно с вымышленной обоймой игроков, который перекочует и в более поздние игры под именем «Состав Мастер-лиги».

Отсутствовали здесь и лицензии на сами клубы, что в купе с цветастыми квадратиками вместо эмблем, делало процесс узнавания любимой команды тем ещё квестом. И если в первой части Pro Evolution Soccer клубы носили названия своих городов, что упрощало идентификацию команды, то во второй части разработчики извращались по полной. Вот вы, например, можете отгадать, что за клуб такой Европорт? Нет? А Это Ливерпуль. Но, ладно, тут хоть относительная логика соблюдается, ведь Ливерпуль – портовый город. Но вот Манчестер Юнайтед, который здесь почему-то носит чисто испанское название Арагон – это уже какое-то издевательство.

Как же тогда эта игра умудрилась навязать конкуренцию именитой Fifa? Очень просто. Секрет успеха крылся в геймплее, который тут был выше всяческих похвал. Просто сравните игровой процесс из Pro Evolution Soccer 2 на пятом поколении консолей и PES 3 с шестого поколения приставок:

 

Pro Evolution Soccer 2 на PS1

 

Pro Evolution Soccer 3 на PS2

Как можно заметить, отличия здесь присутствуют лишь в графике, в то время как сам матч играется на паст-гене точно так же, как и на текущем (для тех лет) поколении. Футболисты в Pro Evolution Soccer чувствуются более полновесными и габаритными, в сравнении с болванчиками из Fifa, которые будто бы парили по полю, порой даже забывая реагировать на очевидные столкновения.

 

Геймплей Fifa 2003 для сравнения

Да, с одной стороны, это должно было сделать игру более медлительной и неспешной, что в рамках футбола воспринимается скорее негативно. С другой же стороны, ощущения медлительности как таковой не было заметно глазу. Детище Konami обладало более плавными и реалистичными анимациями, а так же более продвинутой физической моделью. Если ты прыгнул в подкат, будь уверен, что соперник упадёт на газон или, как минимум, споткнётся и ощутимо замедлится. Если ваш форвард получал мяч на углу штрафной площади близ защитника, будьте готовы, что вам придётся активно бороться оттеснять соперника корпусом или же раскачивать его, освобождая оперативное пространство. В той же Fifa на PS1 можно было спокойно прокинуть мяч и чуть ли не просочиться сквозь защитника команды соперника, что буквально убивало всё погружение.

Ну и если уж совсем по мелочам пройтись, то в японском симуляторе были отлично анимированные флаги, которыми размахивали фанаты. Не то чтобы это было хоть сколько-нибудь важно для игрового процесса, однако реющие вдали национальные флаги всё же создавали определённую иллюзию глубины трибун.

В общем, в плане ощущения непосредственно от матча PES был намного более предпочтительным в рамках той же PSOne. Конечно, сделать это удавалось за счёт того, что вне матча в японском футсиме было практически нечего делать. Скромный набор команд, отсутствие разнообразия в режимах игры и абсолютно никудышный клубный футбол – всё это было тем самым сегментом, в котором Fifa не давала продыху своим конкурентам.

На предматчевой разминке соперники обозначили свои сильные стороны и подготовились к полноценному матчу.

Первый тайм: шестое поколение

Со сменой поколений, EA подготовила принципиально новое видение своего симулятора. Старые «болячки» серии, вроде отсутствия справедливой и корректной физики столкновения футболистов, были исправлены. Хоть и с большими оговорками. Так, например, моей любимой аномалией в Fifa 2005 был бегущий на месте игрок, который после столкновения корпус в корпус с соперником, продолжал по инерции топтаться на месте, словно он занимается на беговой дорожке.

Вместе с тем, за общими улучшениями физики и визуала скрывалась проблема совершенно иного характера – игроки стали громоздкими и неповоротливыми, а наиболее эффективные манёвры (вроде обводок и смещений с фланга в центр) нужно было совершать буквально под прямым углом, ведь в противном случае срабатывала та самая исправленная физическая модель. При этом в канадском футсиме будто бы отсутствовали любые промежуточные действия: либо ты ударил, либо не успел ударить, либо ты прошёл защитника, либо он тебя остановил. Если же вы хотели более тонких и реалистичных ощущений от виртуального футбола, то вам нужно было обращаться к прямому конкуренту Fifa.

Это не фотошоп, в PES 6, действительно, был такой бонусный режим. Никто в своём уме им, кончено же, не пользовался, но ведь надо разрядить обстановку. Вот и я считаю, что надо! А теперь, возвращаемся к теме
Это не фотошоп, в PES 6, действительно, был такой бонусный режим. Никто в своём уме им, кончено же, не пользовался, но ведь надо разрядить обстановку. Вот и я считаю, что надо! А теперь, возвращаемся к теме

Pro Evolution Soccer в шестом поколении работал в рамках уже знакомой игровой концепции, наращивая на проверенную геймплейную модель различные приятные мелочи. Начнём с очевидного – визуал. Графические красоты PES были на таком запредельном по тем временам уровне, что Fifa на её фоне казалась каким-то неказистым пластилиновым мультфильмом. Лица игроков, в основной своей массе, были проработаны значительно лучше и гораздо больше походили на свои реальные прототипы. И это всё при том, что канадский футсим тоже не стоял на месте.

А геймплей в Pro Evolution Soccer находился всё так же на заоблачном уроне реализма. Здесь спокойно можно было увидеть ситуацию, в которой нападающий после подката смог устоять на ногах и продолжил движение. Или вот ещё: если ваш игрок устал или же мяч оказался у него не под ударной ногой, он мог пустить невыразительную свечу в сторону ворот.

Ошибки в передачах, голы прямым ударом с углового, детально прорисованные замены игроков и даже фантомные голы с оповещением об оффсайде прямо во время празднования – смотря на всё это, возникало ощущение, что ты наблюдаешь за самым настоящим матчем по телевизору, а не проводишь время в компьютерной игре. Fifa, несмотря на её многочисленные лицензии, подобных эмоций вызвать не могла.

Electronic Arts будто бы сами это понимали, и поэтому всё шестое поколение геймплейное ядро канадского симулятора кардинально менялось практически каждый год. Правда, не сказать, что от этого становилось лучше: если в Fifa 2005 был угловатый «рельсовый» дриблинг, то в Fifa 06 его не было вовсе. В итоге, голы влетали только после долгой и не особо вариативной комбинационной игры (здесь унылая тики-така появилась задолго до реального футбола).

 

Даже кикер больше походит на настоящий футбол, нежели Fifa 06

В Конами тоже один раз за поколение перемудрили с изменениями – в PES 5 игроков ждал умопомрачительный балет, ведь за каждое проявление силовой борьбы и игры в корпус судья беспощадно наказывал штрафными ударами. Отличить же остальные выпуски друг от друга было, что называется, задачей со звёздочкой даже для преданных фанатов серии.

С точки зрения футбола как такового, естественных и ярких эмоций, которые он способен вызывать, первый тайм остался целиком и полностью за Pro Evolution Soccer.

Второй тайм: седьмое поколение

К релизу Xbox 360 и PS3 в Konami решились-таки довести до ума нумерацию своих футсимов. Если раньше японская серия для большинства обывателей выглядела «догоняющей» (PES 5 эквивалентна Fifa 06, а PES 6Fifa 07), то с выходом Pro Evolution Soccer 2008 симуляторы наконец-то синхронизировались.

А ещё, именно в этом поколении PES постепенно теряет позиции в роли конкурента Fifa. Однако происходит это только на консольном рынке. Ведь начиная с  Fifa 07 Electronic Arts подтянули спортивную составляющую на должный уровень, и теперь наличие многочисленных лицензий стало отнюдь не единственным аргументом в пользу канадского творения.

 

Вот так выглядела Fifa 07 здорового человека

 

А вот так - Fifa 07 курильщика

Однако на PC вплоть до самого конца 2010 года Fifa представляла из себя отвратительный, морально устаревший побочный продукт на базе Fifa 06 с едва заметными изменениями. Чем руководствовались боссы EA, когда вытворяли подобное, сказать трудно. Но факт остаётся фактом: выпуски Fifa на ПК с 2006 по 2009 год рассматривать всерьёз довольно трудно.

Когда игра сходу выкидывала тебя на тренировочную арену, вместо того, чтобы сперва явить привычное меню, это поражало воображение
Когда игра сходу выкидывала тебя на тренировочную арену, вместо того, чтобы сперва явить привычное меню, это поражало воображение

А вот аккурат к сезону 2010-2011 Electronic Arts таки расщедрились на подарок представителям боярской касты геймеров, подтянув ПК-версию до актуального технического исполнения. В принципе, начиная с этого момента, Pro Evolution Soccer основательно так заделывается в ранг догоняющего (здесь уже в самом прямом смысле слова), так как геймплейные нововведения Fifa сделали ощущения от футбола более целостными и комплексными, чем раньше.

А бонусом сверху шло разнообразие режимов игры и реалистичная, хоть и упрощённая, экономика клубного футбола. В то время, как EA старались держаться в рамках реализма, и уже к 2005 году перевели внутриигровые трансферы на международные валютные курсы, в Pro Evolution Soccer нам упорно предлагали покупать игроков за внутриигровые очки. Очки, Карл!

Играя в PES, при всём желании, не получалось верить в то, что ты отстраиваешь хоть сколько-нибудь реальную команду, ведь одно дело представить себе переход Карлоса Тевеса в Лацио за 25 млн евро, а другое - в этот же трансфер но за 5600 pts.

Добивало погружение в режиме Мастер Лиги отсутствие низших дивизионов. Для подавляющего большинства любителей футбола условные ЧемпионшипБундеслига 2 или Серия Б не нужны в принципе – главное, чтоб любимый клуб был на месте. Но для особых любителей поизвращаться, выкрутив сложность на максимум и взяв под своё управление аутсайдера лиги, в случае неудачного выступления в конце сезона ожидало не понижение в классе, а, внимание, Game Over. Да-да, вы не ослышались! Вас не увольняли из клуба, давая возможность подписать контракт с другой командой, а просто сталкивали с чисто аркадным ограничением.

Вылетаешь такой из Премьер-Лиги, а там...
Вылетаешь такой из Премьер-Лиги, а там...

Доходило, в принципе, до смешного, так как Game Over мог ожидать игрока и за превышение расходов команды над её доходами, что в реальном футболе встречается чуть ли не повсеместно.

Дабы не быть голословным, предоставлю список главных футбольных должников
Дабы не быть голословным, предоставлю список главных футбольных должников

В общем, непреодолимую страсть Конами к различным автоматам и пачи-слотам можно было заметить уже на этом этапе.

Но не стоит думать, что у конкурентов всё было восхитительно. В той же Fifa 12, помнится, можно было без какого-либо труда взять в бесплатную аренду условного Криштиану Роналду, выставив сумму потенциального выкупа раза в 2 больше рыночной, а по окончании сезона просто его не выкупать. Попахивает бредом? Да не попахивает, а прям смердит!

Также в рамках седьмого поколения обе серии запускают возможность проведения карьеры за отдельного футболиста. Можно было как создать собственного персонажа, так и взять под своё управление любую реальную звезду футбола. Но давайте будем честны: кому нужны все эти Ибрагимовичи, Иньесты и Рибери, когда можно создать условного С.Г. Чемоданцева и наводить им страх во всех возможных топ-лигах?

Многие тогда баловались возможностью создать своего виртуального аватара и реализовать детскую мечту о большой футбольной карьере. И делали это именно в PES, потому что только в Pro Evolution Soccer был просто фееричный, по тем временам, редактор внешности, через который, при должной степени усидчивости, можно было буквально перенести себя на ту сторону экрана.

Люди и в современных футсимах этим не перестают баловаться
Люди и в современных футсимах этим не перестают баловаться

Ну и при должной внимательности, можно было заметить, что в Fifa этот режим был введён исключительно «для галочки», ведь выбирая прохождение карьеры за одного футболиста, нам всё равно предстояло управлять всей командой. Да, именно так. Если в PES вашу просьбу отдать пас одноклубники могли упорно игнорировать, то болванчики из Fifa умудрялись положительно реагировать на ваши запросы всегда. Вы только вдумайтесь в это, ВСЕГДА! Даже если у вашего клуба шла опасная атака с выходом один на один, а вы в этот момент стояли в центре поля, при нажатии кнопки запроса мяча, игрок разворачивался и заряжал свечу в противоположном от ворот соперника направлении.

На седьмом же поколении консолей появилась в PES и возможность симулировать во время матча. Выполнить это было довольно трудно, и чаще всего заканчивалось жёлтой карточкой за симуляцию. Но если доводилось играть с кем-нибудь из своих друзей за одним экраном, в те редкие случаи, когда удавалось обмануть судью и выпросить у него пенальти на незаконных основаниях, глядя на преисполненное гневом лицо товарища, ты чувствовал себя на вершине мира. Хотя, в целом, конечно, нововведение сомнительное и даже вредоносное, ибо симулянтов в спорте, на самом-то деле, никто не любит.

 

В какой-то момент это даже стало чем-то вроде особо сложной проверки умений для мастеров Pro Evolution Soccer

В этом и заключалась вся суть PES: начиная с 2007 года, разработчики из Японии ввели в свой симулятор продвинутую физику сетки ворот, анимации оттягивания футболки и ещё кучу различных эстетических мелочей. Но если в прошлом поколении, в виду общей кривости ближайшего конкурента, на подобных мелочах можно было отхватить львиную долю рынка, то вот в седьмом поколении техническое исполнение обоих симуляторов примерно достигло паритета, в условиях которого нужно было предлагать что-то кардинально новое. Однако этого, увы, не произошло.

Во втором тайме Fifa удалось перевернуть ход встречи, сравняться в счёте и уйти на перерыв с весомым психологическим преимуществом.

Компенсированное время: восьмое поколение

Начиная с Fifa 17 Электроники перевели своё детище на Frostbite. Можно сколь угодно долго описывать технические недостатки и преимущества этого движка, но я, пожалуй, просто покажу вам следующее:

 

На статичных скриншотах разительные отличия заметить трудно, зато в динамике Frostbite, что называется, делал разницу

С данного момента все потуги Конами выехать на реалистичных ощущениях от футбольных эмоций выглядели уже откровенно неубедительными. Как бы ни старались японские разработчики, движок  далеко не последнего в технологическом аспекте шутера им переплюнуть так и не удалось.

Конечно, PES ещё брыкался, пытаясь выкупать эксклюзивные лицензии на некоторые клубы и стадионы, показывать детально проработанный город вокруг арены и подтрибунные помещения, но всё это было уж слишком специфичным развлечением.

 

Например, эксклюзивно в PES 2019 был детально воссоздан легендарный стадион Камп Ноу

Расширили в Pro Evolution Soccer на этом поколении и охват дивизионов, однако при условии катастрофических проблем с лицензиями в низших лигах, всё это также напоминало скорее пятое колесо в телеге, нежели реальный аргумент в пользу японского творения.

EA же, напротив, проводили точечные усиления в своей Fifa, то добавляя в игру уличный футбол и доселе невиданный сюжетный режим, то выкупая у прямых конкурентов права на использование еврокубковой символики.

Кусочек ненаучной фантастики в Fifa 19
Кусочек ненаучной фантастики в Fifa 19

Конечно, вектор развития канадской серии задавал в первую очередь режим Ultimate Team, но и без него в игре всегда хватало способов развлечь себя. Заверяю это как человек, всей душой FUT ненавидящий.

Однако у Pro Evolution Soccer сохранялся небольшой, но ощутимый козырь в геймплейной части – меньшая зависимость от скриптов. Фанаты японского симулятора долгое время утверждали, что их объект обожания вообще не построен на скриптах. Это, конечно, было откровенной брехнёй. Тем не менее, матчи в PES, действительно, ощущались менее подверженными каким-то внутренним паттернам. От этого можно было как получить удовольствие (провернув какую-нибудь красивую комбинацию), так и выйти из себя от гнева (из-за того, что ваш игрок внезапно решил пропустить мяч под ногой, принимая передачу в спокойных обстоятельствах).

Да, смотреть на то, как в Fifa мяч будто бы приклеивается к ногам футболистов, довольно потешно, но подобная казуальность оказывается лишь на руку в том же мультиплеере, где всем пользователям хочется в первую очередь какой-то предсказуемости для проверки своих скиллов, а не вот этого вот всего.

К концу овертайма Fifa довершила свой исторический камбэк, не позволив сопернику завладеть инициативой.

Чемпионский коридор: девятое поколение

К старту девятого поколения консолей гении из Konami не придумали ничего лучше, кроме как вырезать из игры вообще всё, кроме местного аналога Ultimate Team, которая и в оригинале-то представляет из себя отвратительное зрелище, а тут...

В общем, если для кого-то всё ещё остаётся загадкой кто такой этот ваш FUT, то вот вам ответ:

Ultimate Team – режим игры, в котором вы собираете команду мечты из игроков разных клубов, континентов и временных эпох. Отвратность этого режима заключается в его полном разрыве с реальностью, перетягиванием внимания с футбольного матча на коллекционирование карточек, открытие лутбоксов и прочие вещи, которые все мы так любим в играх-сервисах за фулл прайс.

Этот режим среди фанатов Fifa является самым популярным, а посему Конами довольно быстро обзавелись своим аналогом FUT.

Стоит ли говорить, что в режиме, предполагающем дотошную возню с составом и долгий подбор необходимых карточек, игра со скромным количеством лиг, команд и игроков не могла предложить практически ничего.

В итоге, если Fifa ругают за то, что её разработчики основное внимание уделяют развитию чисто сервисного режима, забывая об улучшениях всего остального, то в PES больше-то ничего и не осталось.

Одно только основное меню вызывает самые неприятные ассоциации с мусорными поделками для мобилок.
Одно только основное меню вызывает самые неприятные ассоциации с мусорными поделками для мобилок.

Теперь это чистокровная игра-сервис с агрессивной монетизацией (ещё бы, она ведь перешла на условно-бесплатные рельсы), которая парадоксальным образом успела претерпеть даунгрейд основных игровых механик и визуала (в 2021 году Konami перенесли PES с кодзимовского Fox Engine на четвёртый Unreal). В общем, смотреть на этот ужас без слёз просто невозможно.

Konami как условный тренер команды PES не просто не позволил своим подопечным уйти в раздевалку, а ещё и выстроил её в унизительный чемпионский коридор для чествования победителей.

Примерно так в моей памяти отпечаталась грандиозная борьба между двумя гигантами от мира футсимов. Надеюсь, что в комментариях увижу другую точку зрения на сильные стороны этих сериалов и переломные точки в истории их противостояния.

Любите игры!


Pro Evolution Soccer 3

Платформы
PC | PS2
Жанр
Дата выхода
7 августа 2003
15
4.0
11 оценок
Моя оценка

FIFA 2005

Платформы
PC | PS | PSP | XBOX | GBA | GC | N-Gage | J2ME
Жанр
Дата выхода
12 октября 2004
92
4.1
60 оценок
Моя оценка

Pro Evolution Soccer 5

Платформы
PC | PS2 | PSP | XBOX
Жанр
Дата выхода
4 августа 2005
46
4.4
41 оценка
Моя оценка

Pro Evolution Soccer 6

Платформы
PC | PS2 | PSP | X360 | NDS
Жанр
Дата выхода
27 октября 2006
54
4.2
39 оценок
Моя оценка

FIFA 07

Платформы
PC | PS2 | PSP | XBOX | X360 | GBA | NDS | GC | J2ME
Жанр
Дата выхода
25 сентября 2006
158
4.0
109 оценок
Моя оценка

FIFA 11

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PSP | X360 | NDS | WII | iOS | Android | J2ME | BlackBerry
Жанр
Дата выхода
28 сентября 2010
378
4.0
140 оценок
Моя оценка

FIFA 17

Платформы
PC | PS3 | PS4 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
27 сентября 2016
142
3.6
171 оценка
Моя оценка

eFootball

Платформы
Жанры
Дата выхода
30 сентября 2021
25
2.0
31 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

До появления интернета я был уверен, что игра называется Goal 3. И искал предыдущие две, но так и не нашел тогда.

Мне в детстве подсунули на рынке картридж с названием Soccer MD и скриншотами Nekketsu Koukou Dodgeball Bu, а внутри оказался World Trophy Soccer. Эх, чудные времена были...

материал получился замечательный. По-крайне мере, по мнению тех, кто в футболе особо не рабирается)

Спасибо на добром слове!

Хороший текст, автор! С удовольствием почитал)

Я начал знакомство с виртуальным футболом с Fifa 96 на Sega MD, даже саундтрек в голове заиграл) Потом было огромное количество разношёрстного ногомяча на Dreamcast (разнообразие спорт симуляторов на консолях 5-6 поколения впечатляло). А закончил на 8 поколении, просто единомоментно охладел к спортивным играм и в формате видеоигр и в реале. Но отдавал предпочтение Pes, потому что создавалось ощущение живости игрового процесса и компьютерные болванчики вели себя на редкость адекватно и по-хорошему непредсказуемо. В какой-то части провёл солидное количество часов, делая чемпионов из Atletico Madrid, времён тандема Торреса и Вильи (о Боже, зачём я это помню)) Fifa же заинтересовала, когда там появился продвинутый дриблинг, вот просто включал игру, чтобы почеканить и пофинтить за Рональдиньо. Жаль, что сейчас в этом сегменте монополия ЕА и никто не хочет серьёзно вкладываться в создание конкурентов.     

Спасибо! Приятный бложик :)

Я помню, когда увидел PES 3, я в шоке был. У игроков пар изо рта идет, если матч зимой проходит, а на трибунах показывают объемных зрителей, а не спрайты.
В школьные годы друзьям говорил, что странно, что никто еще не придумал играть исключительно за одного игрока… и спустя 2-3 года выходит Become a Legend на PES :))

А в совсем в детстве мы с другом рубились вот в этот футбол, но на черно-белом телевизоре))

Была еще одна игра, у которой было название «Футбол» (а может и нет, и это был какой-то пиратский порт), где тоже был вид сверху, но игроки вроде все реальные были. Там еще индикатор игрока, за которого играешь, был в виде шестигранника. Не смог найти скрин(

времён тандема Торреса и Вильи (о Боже, зачём я это помню)

Всё правильно) Топовые ребята были, таких надо помнить))

разнообразие спорт симуляторов на консолях 5-6 поколения впечатляло

Сам в шоке, от того, как много было вариантов раньше. Быть может, грядущая UFL немного разнообразит ситуацию на современном рынке. Только вот что-то больно уж давно она грядёт (в 21 году впервые о ней услышал) да никак не нагрянет.

Хороший текст, автор! С удовольствием почитал)

Спасибо и Вам, что заглянули! Рад, что текст понравился)

Ну-у-у, не совсем. Ибо у нас тоже был катридж с футболом про Кунио-куна под названием Goal 3. Только на Денди))

Если считать тайваньский рандом системностью, то да)) Ибо название игр на обложках картриджей и в меню многоигровок в частности на Денди поражали. Название игр не только заменялось на более продаваемое, но и банально коверколось) 

Вообще никак свою жизнь с футболом не связывал, окромя детских забегов по двору и школьных перепинок на спортивной площадке. Но материал хорош. Продолжай в том же духе. Чиззи правильно сделал, что вспомнил Kunio-kun no Nekketsu Soccer League. Кунио-куны и серия Неккетсу в сердечке навсегда. 

Спасибо, буду стараться!

Игру про Кунио-куна я попробовал всего пару лет назад, кстати. А в детстве только шакальные скриншоты на оборотной стороне картриджа разглядывал))

А мне ее тогдашние друзья детства приносили. Было весело. Жаль, только мульти-тапа не было)

Хм, такая вариация футбола до моих краёв, по всей видимости, не доходила.

В PES, кстати, ещё до появления режима  «Стань легендой» можно было брать под управление одного игрока, но это была какая-то мутная схема и работала она лишь в товарищеских матчах.

Спасибо. Рад, что материал зашёл.

Походу, это была самая многоликая игра на Mega Drive)

Хм, стало быть, какая-то системность в пиратском нейминге была...

Читай также