В определённые моменты понимаешь, что жизнь несправедлива. Например, когда Уве Болл (Uwe Boll)  покупает права на экранизацию Far Cry. Когда осознаёшь, что фильмов Bloodrayne — три, а игр две. Когда в фильме по мотивам Max Payne Джима Бравуру, белого дядечку предпенсионного возраста, играет белый, как уголёк, рэпер Лудакрис (Ludacris). Но у всего есть предел, в конце концов! Одна плохая экранизация Hitman — пускай, годы разочарований закалили нас. А вот когда провалившийся кинофранчайз перезапускают повторно, пытаясь исправить все ошибки оригинала… и создают кино ещё хуже, это уже не грустно. Это, как минимум, забавно. Обидно, но забавно.

Ясно, почему все хотят экранизировать игру про лысого убийцу: он крутой,  колоритный и хорошо продаётся, а это как раз те критерии, которыми умеет думать Голливуд. Увы, пока Fox бросается на красный галстук, как бык на красную тряпку, — бездумно, свирепо и бессмысленно, — уникальный дух первоисточника им передать не удастся. То же самое, что доверить Адаму Сэндлеру (Adam Sandler) фильм про пакмана. Видели, чем всё закончилось?!

Значит ли это, что экранизировать видеоигру вообще невозможно? Отнюдь, просто люди, которые этим обычно занимаются, воспроизводят материал чисто механически, не вдаваясь в детали и не вникая в суть. Ошибки их иногда настолько очевидны, что любой игравший может указать на них пальцем, чем мы сейчас и попробуем заняться. А в итоге, возможно, нарисуем картину того, как было бы всё-таки правильно снять фильм по нашей любимой франшизе.

Начнём с плохого

 

Страшно признать, но сегодня версия 2007-го года выглядит не такой уж и отвратительной, особенно после модели сезона 2015. Впрочем, это ощущение обманчиво: тогда фильм был ровно настолько же неудачен, просто воспринимался в другом контексте. «Нулевые» — это время весьма брутальных, реалистичных боевиков: в 2005-ом году сиквел «Перевозчика» закрепил Джейсона Стетхема как мировую звезду; в один год с Hitman вышел вышел неподражаемый «Ультиматум Борна»; российское кино пыталось гнаться за трендом, вызвав из преисподней «Код Апокалипсиса».

Вот и сценарист Скип Вудс (Skip Woods) решил не отставать от модных тенденций, написав Hitman как политический боевик про восточную Европу, ЦРУ и злых русских. Само по себе это даже неплохо: среда для главного героя вполне подходящая (а кто думает иначе, тот Silent Assassin не прошёл). К несчастью, Скип — мужчина непоследовательный, и в его творчестве от «Команды А» до «Крепкого орешка 5» всего один фильм. Трактуйте как хотите, но этот человек приложил руку к «Росомаха. Начало».

Страшно признать, но сегодня версия 2007-го года выглядит не такой уж и отвратительной

Зато, по сегодняшним меркам, кино на удивление неплохо снято: копируя всё того же Борна, француз Ксавье Жанс (Xavier Gens), автор знатного кровавого месива «Граница», снял фильм с брутальным рейтингом R, обнаженкой и почти тарантиновскими декалитрами крови. Что особенно приятно, — с минимумом компьютерной графики.

Видеоигра Hitman: Blood Money (2006) и фильм Hitman (2007)

Казалось бы, что могло пойти не так

К тому же, очевидно, что оба ответственных за происходящее на экране хотя бы раз да запускали игру и даже ознакомились с промо-материалами. Несколько кадров дословно цитируют официальные постеры номерных частей и видеоигровые ракурсы, а Агент 47 делает всё то, что ему положено: переодевается, прячет оружие, планирует как минимум одно убийство аутентичное игровому. Казалось бы, что могло пойти не так, если выбрали правильную тему, неплохой подход и даже озаботились вниманием к деталям?

Вы даже не представляете, какой огромный простор для «облажаться» ещё остаётся!

 

Первая же ошибка, которую сценарист допустил сходу, как только взял в руку перо (мы ещё увидим, что он глупый и претенциозный, поэтому не удивлюсь, если действительно пишет перьями), это начал писать синопсис так: «Главный герой — лысый убийца». Нет, нет, и ещё раз нет! То, что мы всегда играли за этого парня, отнюдь не значит, что он был главным героем.

Что мы вообще знали об агенте на тот момент? Что вырастили его в лаборатории из пробирки, что это и не человек даже, а безликая машина для убийства. Душевные терзания никогда не были основой персонажа, он отметал их всякий раз, когда нужно было действовать. Приходил, делал своё дело и исчезал. (Absolution тогда ещё не увидела свет. Какое было время!) Уж пятнадцать лет прошло, а в недавнем бета-тесте Hitman герой всё ещё молчит, пока его личность обсуждают двое персонажей за непрозрачным стеклом.

То, что мы всегда играли за этого парня, отнюдь не значит, что он был главным героем

Но вернёмся в «нулевые» за письменный стол Вудса, которого понесло. Какое там, говорите, происхождение персонажа? Клон? Нет, такого в «Борне» не было, нам не подходит. Пускай лучше будет детский концлагерь с пытками и тренировками. Так мы сделаем героя человечным, оставим больше простора для внутренних конфликтов! Он вырастет брутальным, держащим всё под контролем, а потом в одно дело вмешается женщина и…

Кадры из фильма Hitman (2007)

Что? Нет, я не ворую идеи, при чём здесь вообще «Перевозчик»?

В общем, человек совершенно не понял сути Сорок Седьмого и стал его зачем-то дорабатывать, наплевав на все элементы оригинала, которые не вписывались в видение. Линия персонажа превратилась в избитое «не очень хороший парень исправляется». А потом на роль утвердили Тимоти Олифанта (Timothy Olyphant) и… в общем, с тех пор с главными ролями у него напряг. Попадание в персонажа в итоге получилось попаданием в молоко. Во многом потому, что это самое молоко у актера на губах еще не обсохло, ну вы сами посмотрите.

В тонкий анализ сюжета с двойниками президента мы вдаваться не будем, ведь и без того есть, к чему придраться: к отсутствию логики в мелочах, к бытовому абсурду. Киллер, производя идеальный снайперский выстрел с огромного расстояния, повергая в панику целую площадь людей, складывает винтовку в чемодан, захлопывает его, уходит… и взрывает улики, моментально сообщая о своём присутствии даже голубям на другом краю города. Зачем так эффектно?!

Но это не идёт ни в какое сравнение с одной из лучших сцен мирового кинематографа: когда агенты, охотясь за Сорок Седьмым, после десятиминутной погони решают «разобраться по-мужски» и достают из-за спины пару недосамурайских мечей, чтобы превратиться в плохую версию Черепашек-Ниндзя. Нет, допустим, «Рейд 2» себе что-то такое позволял, но… серьёзно, драка на азиатских клинках?! В этот момент ты понимаешь, что фильм уже не спасёт ничто.

Несмотря на то, что всё начиналось неплохо, авторы допустили сразу несколько роковых ошибок. Агент 47 не герой, а антигерой, и центром повествования он никогда не являлся, главными были жертвы и персонажи вокруг. Каждое задание в игре — это самостоятельная история: вспомните, как, изучая локацию, вы знакомитесь с ближайшим окружением цели, узнаёте о её слабостях, пороках и недостатках, вплетаетесь в подковёрные интриги. Но сам убийца всегда остаётся загадкой и оставляет простор для домысливания и даже отыгрыша.

Он должен быть персонажем в известной степени второстепенным, возможно даже главным антагонистом. Каким, например, был неумолимый Арни (Arnold Schwarzenegger) в первой части «Терминатора». Представьте, что некий герой весь фильм убегал бы от человека с красным галстуком, но тот всякий раз оказывался на шаг впереди! Пугающий, напряженный триллер — кажется, то, что нужно.

И вот здесь самое время начать говорить о Hitman: Agent 47

 

Права на франшизу остались у Fox, но теперь ситуация изменилась. IO Interactive решила перезапустить игровую серию, а поэтому появился и материал для нового фильма. В 2009-ом году поползли слухи о новой части, которая никак не будет связана с предыдущей. И только одна вещь очень серьёзно смущала. Главным сценаристом снова значится Скип Вудс. Нет, серьёзно?! Кажется, голливудские продюсеры ничему не учатся.

Больше того, теперь незадачливому писателю в помощь дали режиссёра Александра Баха (Alexander Bach), который за всю свою карьеру снял целое ничего. Поэтому все претензии к режиссуре фильма можно отставить с самого начала: допустим, для первого проекта даже неплохо. Лучше бы, конечно, первым проектом стала экранизация «Даши-следопыта», но это уже тема для отдельного разговора.

Кажется, голливудские продюсеры ничему не учатся

То, что фильм изначально разрабатывался «под Absolution», подтверждается двумя моментами — во-первых, схожими сюжетными элементами (та же девушка-клон из лаборатории), во-вторых, тем, что Вудсу наконец-то квалифицированно объяснили суть персонажа. Возможно, догадался и сам, но в это слабо верится.

Он пытался всё делать правильно

 

Теперь Агент 47, как полагается, абсолютно бесчеловечен, не является центральной фигурой в сюжете и олицетворяет некую несокрушимую силу — аллюзии с «Терминатором» крайне уместны, если сравнить развитие истории в первой половине. К тому же, актёра изначально подобрали как минимум известного: роль должен был сыграть Пол Уокер (Paul Walker). Но, как мы помним, производство пошло слегка не по плану.

Замена Уокеру подобралась почти достойная: Руперт Френд (Rupert Friend) даже несмотря на, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, ВОЛОСЫ (пусть и длинной в миллиметр, но ВОЛОСЫ) не выглядел сопляком, как предшественник, и весьма неплохо попадал в образ.

Руперт Френд (Rupert Friend) в роли Агента 47

Cнова мы встаём перед тем же вопросом: что же могло пойти не так, когда и актёр неплох, и сценарист зашёл с нужной стороны? Но получаем всё тот же ответ: вы не представляете, какое огромное пространство для «облажаться» ещё остаётся! Если в прошлый раз вопросы сюжета и истории можно было смело игнорировать, как ненужные и неинтересные, но не раздражающие, то теперь идиотия происходящего стала одной из главных причин провала.

Что же могло пойти не так, когда и актёр неплох, и сценарист зашёл с нужной стороны?

Авторы совершили ту же ошибку: стали выискивать тренды, которым можно было бы подражать. И, разумеется, выбрали самый неудачный: супергеройское кино. Да, все всегда восхищались необычными способностями таинственного человека со штрих кодом, но, позвольте, — в них никогда не было экстрасенсорики и уж точно под «удивительной силой» не подразумевалась возможность гнуть железо.

Пока, горячо любимый образ

 

Фильм начинается здраво: с невинной девушки, за которой гонятся силы зла в лице (или, точнее, в недолысине) Сорок Седьмого. Но к середине всё катится к чёрту: хороший парень Закари Куинто (Zachary Quinto) почему-то становится плохим, металлическим и непробиваемым (этому пытались, но лучше бы не пытались дать объяснение в виде «подкожного слоя стали»), а лысый мужчина с красным галстуком оказывается вовсе и не плохим. Впрочем, придется отдать должное: здесь не приплетается какая-то ненужная ерунда вроде заботы, симпатии, сочувствия или развития характера персонажа. Всё это переброшено на главную героиню, что позволяет киллеру отыгрывать именно свою роль: хладнокровного и невозмутимого преследователя цели.

Кадр из фильма Hitman: Agent 47 (2015)

Экшен сдвинулся куда-то в сторону «Матрицы»

(бездарной «Матрицы»)

Впрочем, фильм это всё равно не спасает. Во-первых, технически и технологически он объективно хуже первой части. Экшен сдвинулся куда-то в сторону «Матрицы» (бездарной «Матрицы») без единой капли пота на лице дерущихся, а спецэффекты и вовсе скатываются на дно к фильмам категории «сразу на DVD». Это ни капли не похоже на максимально реалистичную игровую стилистику.

Вторая причина провала в том, что в прошлом фильме главенствовали отдельные эпизоды, и при желании можно было полностью игнорировать скучные сюжетные вставки, сконцентрировавшись на перестрелках или видеоигровых цитатах. Но в кино 2015-го всё наоборот: повествование перетягивает внимание, а оно, как назло, просто кошмарно. И, напротив, стало гораздо меньше игровых элементов, цитат и геймплейных аллюзий.

Кадр из фильма Hitman: Agent 47 (2015)

Так что же, всё потеряно?

 

Отнюдь. Давайте сосредоточимся не на плохом (которого и так слишком много), а на хорошем: кое-что авторам удалось. В первом фильме был выбран более-менее приличный подход к истории и её подаче. И, несмотря на то, что повествование было скучным, в нем точно соблюдалась пропорция фантастики и реализма: политическая интрига кончилась подробным описанием пересадки лица двойнику президента. Достойная мишень для клона-киллера с ДНК самых опасных криминальных элементов.

В «перезапуске» авторы создали более удачный образ Сорок Седьмого, а вот с абсурдом перегнули. Да и на качество фильма, Fox, кажется, уже окончательно наплевала, если снова доверилась тому же сценаристу и дала рулить совсем «зелёному» режиссёру (второго проекта у Баха до сих пор даже не намечается).

Несложно сделать всё по-хорошему, если задействовать чуть больше талантливых людей

Несложно сделать всё по-хорошему, если задействовать чуть больше талантливых людей, которые ответственнее отнесутся к исходному материалу. Например, где-нибудь в параллельной вселенной, могли бы снять вот такое, идеальное кино.

Несмотря на то, что гений у нас Нолан (Christopher Nolan), снимать фильм должен не он, а Дэвид Финчер (David Fincher). Этот режиссёр идеально попадает в тон видеоигры: он любит плавное движение камеры и статичные кадры, часто заигрывает с нуаром, в его фильмах любой экшен — это часть истории, он живёт в гармонии со сложными характерами героев. Главный же аргумент в его пользу — легендарный фильм «Игра». Это именно то, что нам нужно: ощущение преследования, погони, постоянного давления на героя и неотвратимости наказания. Сам Кэмерон (James Cameron) не справился бы лучше.

С актёром для главной роли, вроде бы, всё ясно — конечно, человечеству нужен Дэвид Бэйтсон (David Bateson), от которого персонажу достался и голос, и черты лица. Правда, сейчас он выглядит уже не очень — возможно, нужен именно молодой Дэвид Бэйтсон. Но если всё-таки выбирать кандидатуру из более-менее известных «звёзд», то весьма неплохим вариантом видится Джейк Джилленхол (Jake Gyllenhaal). Скуластая худоба в «Стрингере» даёт подходящую физиономию, а играть этот актёр умеет всё, что угодно. Да и комплекция подходящая, если после «Левши» парень не забросил спортзал.

Дэвид Бэйтсон (David Bateson) и Джейк Джилленхол (Jake Gyllenhaal)

Но актёры и режиссёры не спасут плохой сценарий

 

Идея с тем, что Агент не должен быть главным героем, себя полностью оправдала во второй части фильма. Оставляем. Но чего не хватило, так это некоего условного подтекста в его действиях. Заметьте, играя, мы никогда не гнались за хорошими и беззащитными людьми: каждая жертва погрязла в пороке, интригах и мерзостях. В этом смысле киллер срабатывает как неумолимая рука судьбы, которая неминуемо настигает жертву.

Это и есть хорошая точка для начала истории. Что если главный герой будет «заказан», но ошибочно? Что если на него свалят чужую вину? Протагонисту придётся на протяжении всего фильма бежать, выясняя, кто же на самом деле должен понести ответственность. Попутно разбираясь, что за человек (и человек ли?) его преследует. Может быть, он даже откроет для себя дивный новый мир заказных убийств, заказного клонирования и так далее — это уже мелочи. Главное — сохранить детективную интригу. Финал, конечно, должен стать таким же хорошим, как и наш парень. Например, с самого начала Агент знал, что гонится не за тем, и просто переложил на жертву обязанности детектива. Кто не любит «хэппи энды»?

 

Ещё из важного: никакой компьютерной графики и минимум оголтелых перестрелок. Нужно больше планирования и интриги: одной из лучших сцен фильма мог бы стать момент, когда герой заходит в кафе и начинает замечать странности, несостыковки вокруг. Ему придётся прямо на ходу разгадать план сорок седьмого и в последний момент увернуться от смертельной опасности — вот, что называется «напряженный эпизод»!

Звучит не так сложно, да?

 

Снять хорошее кино можно всегда. Главное заниматься этим с пониманием ситуации. Нужно работать с авторами игры, чтобы ухватить самую её суть, но нельзя привязываться к игровой истории и пытаться дословно копировать содержимое (чем грешат, например, почти все любительские короткометражки на тему). Хороший автор возьмёт исходный материал и состряпает из него нечто новое. Будем оптимистами — и на нашей фанатской улице случится праздник. Возможно, когда-нибудь мы дождёмся того самого «нужного человека» для экранизации. Ведь кое в чём вторая часть Hitman лучше первой. Такими темпами, лет через семьдесят…

© 1999-2016 StopGame.ru

Использование любых материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.