На сей раз Ubisoft так далеко углубилась в прошлое, что у игроков невольно возникают вопросы. Например, откуда на берегах Нила взялось столько греков и почему Мемфис не очень-то похож на Александрию, хотя оба города расположены в одной стране? Удивляться здесь нечему: если о последних нескольких веках истории Европы и Америки, затронутых в Assassin’s Creed, мы кое-что знаем из литературы, фильмов или хотя бы из школьной программы, то Древний Египет привлекателен разве что в туристическим смысле. Это экскурсия для тех, кто хотел бы лучше разобраться в мире Origins, природе его конфликтов и мотивах персонажей.
Кто такие меджаи
Издревле правители Египта стремились контролировать Нил на всём его протяжении. В этом был практический смысл: с юга по реке доставляли драгоценные металлы, благовония, диковинных зверей, ингредиенты для косметики и даже пигмеев. Без шуток: несмотря на маленький рост, эти люди достигали большого влияния в качестве придворных танцовщиков или ювелиров. Но одно из самых ценных приобретений египетских царей на юге — нубийские наёмники, которых чаще называли меджаями, поскольку большая их часть происходила из одноимённого племени. Поступая на службу к фараону, чернокожие бойцы становились военной элитой — им доверяли разведку границ, охрану крепостей в пустыне и вдоль реки.
Чтобы обезопасить торговлю на Ниле, а заодно прибрать к рукам богатства Нубии (по-современному — Судана), египтяне затеяли немало походов на юг. Росла добыча — росло количество нубийцев в армии. Пользуясь преданностью и дисциплинированностью меджаев, их часто бросали в бой против их же народа. Когда кочевники-гиксосы завоевали Египет, на их сторону стали все нубийцы, кроме тех, что служили фараону, позже наёмники помогли избавить страну от оккупантов. Также известно, что при подготовке похода в верховья Нила фараон Аменхотеп III поручил своему наместнику Меримосу набрать меджаев, чтобы столкнуть их с соплеменниками. Как ни странно, план сработал. Благодаря верности клятвам предки Байека из Assassin’s Creed: Origins заслужили репутацию превосходных солдат.
Но одно дело — завоевательные походы, и совсем другое — служба в качестве полиции. Самый известный случай использования меджаев для охраны правопорядка связан с именем фараона Эхнатона. Этот правитель нарушил вековые устои: предложил поклоняться единому богу Атону, изображая его в виде солнца, вместо сонма старых культов — Амона, Исиды, Осириса, Гора и других.
Организовывая столь смелую революцию в духовной жизни страны, Эхнатон не мог рассчитывать на помощь жрецов и их храмовой стражи, поскольку те яростно протестовали против таких перемен. Поэтому царь выделил отдельное место для новой религии — заложил город Ахетатон («Горизонт Атона»), с храмами, дворцами, парками, рабочими кварталами и даже своего рода Рублёвкой, где жила знать. А охрану всей этой красоты поручил меджаям. История сохранила имя начальника полиции Ахетатона — Маху, точно такого же нубийца, как и его подчинённые.
Но после смерти царя-еретика его творения были разрушены, а имя стёрто с памятников. Чернокожих полицейских, понятно, тоже отправили в отставку. Так они вернулись к более привычному занятию — внешним войнам Египта. Фараон Рамсес II, статуи которого повсеместно встречаются в Origins, набрал из меджаев гвардию, которая должна была присоединиться к остальным отрядам и нанести удар по сильному врагу — империи хеттов (занимала территорию нынешней Турции). Возле пограничного городка Кадеш две армии сошлись в битве, итоги которой можно подвести словом «ничья». Для нас важно, что в этом сражении меджаи защитили своего владыку, едва тот попал в окружение.
Нубийцам приписывают немало подвигов, археологи находят их изображения на стенах гробниц, где описаны военные походы. Как и положено элитным воинам древности, меджаи со временем начали пренебрегать присягой и влиять на власть, поддерживая своих соплеменников. Не без их помощи Египет покоряли чернокожие фараоны вроде Тахарки — это имя, кстати, носит один из персонажей игры. Но к тому времени, когда разворачиваются события Origins, о них давно забыли. Вот почему главный герой называет себя последним.
Откуда в Египте греки
Чехарда нубийских узурпаторов настолько ослабила Египет, что его довольно быстро завоевали персы. Пользуясь услугами арабских проводников, полчища царя Камбиса II в VI веке до нашей эры миновали Аравийскую пустыню и вышли к дельте Нила. Здесь они разбили египтян в сражении за город Пелусий, после чего защитники страны отступили в Мемфис. Но и там их настигла армия Персидской империи, учинив после победы небывалую резню. В конце концов досталось и последнему фараону: сам он был отравлен, его сына зарезали, а дочь продали в рабство. Политика захватчиков не отличалась особой гуманностью. Неудивительно, что через два столетия новости о походах македонского царя Александра пробудили в людях надежду.
Когда великий полководец привёл своих солдат в Египет, дни государства персов и их некогда всемогущего владыки Дария III были уже сочтены — от окончательного поражения того отделяла только битва при Гавгамелах. Египетский сатрап Мазак сдал страну без сопротивления, а местное население встретило македонцев как освободителей. Чтобы закрепить свою власть, Александр совершил путешествие в оазис Сива (в Assassin’s Creed — родина Байека), где служители бога Амона провозгласили его фараоном. Также македонский царь заложил город Александрию, самостоятельно разметив все его улицы, храмы и дворцы. По легенде, зёрна, которыми Александр рисовал план на земле, были тут же склёваны птицами — жрецы истолковали это как добрый знак свыше.
Впрочем, судьба отпустила своему баловню недолгий срок: повелитель самой огромной империи древности умер в возрасте чуть за тридцать, а его владения поделили между собой македонские генералы, или, как их ещё называли, диадохи. Египет отошёл Птолемею — именно сюда бывший соратник Александра привёз тело легендарного вождя, упокоив его в шикарном мавзолее, доступном для посещения в игре. Но город полон и других достопримечательностей. Здесь можно увидеть и Фаросский маяк, и знаменитую библиотеку, самое крупное хранилище книг Античности, и гигантский Серапеум — храм Сераписа, которого Байек справедливо называет «общим богом греков и египтян». Все эти чудеса возведены Птолемеем либо его потомками.
Ограничившись государственными пошлинами на все виды коммерции — от экспорта зерна до продажи пива и кошачьих мумий на рынках, македонские цари оставили местные обычаи как есть. Поэтому Египет изображён дизайнерами Ubisoft таким разносторонним: помнящие строительство пирамид Сива и Мемфис соседствуют с чисто греческой Александрией, центром науки и искусств.
Если до прихода в страну Александра редкие греческие поселения специализировались на торговле, то при Птолемее язык эллинов зазвучал по всему Египту. В сельской местности пришельцы из-за моря помогали крестьянам модернизировать хозяйство, в городах — предлагали ремесленникам и строителям новые технологии. Учёные, работавшие в Александрии, впервые в истории исследовали кровообращение в человеческом теле, измерили диаметр Земли и доказали, что она вращается вокруг Солнца, а также изобрели календарь, который мы называем юлианским и который использовался в России до XVIII века. Евклид, создатель геометрии, тоже жил и работал с видом на Серапеум и Фарос. С другой стороны, ничто не мешало существованию египетских традиций — на них народ и опёрся, когда правление династии Птолемеев превратилось в тиранию.
Спойлер: Рим всех победит
Чем хуже шли дела у Птолемеев, тем пристальнее к их землям присматривались римляне. Если за двести лет до событий, описанных в Origins, дипломатия исходила из взаимной выгоды — оттуда шла шерсть, а отсюда хлеб, — то после победы Рима над Карфагеном ситуация слегка изменилась. Всё отчетливее рисовались новые хозяева Средиземноморья. В конечном итоге они были вынуждены считаться только с одним портом на море — Александрией.
Нет лучшего повода оккупировать страну, чем вспыхивающие в ней народные волнения. В последних Египет не знал недостатка: македонские цари то и дело спасались от разбушевавшихся толп за стенами дворцов или бежали на Кипр. Естественно, сенат Рима этим пользовался — либо вмешиваясь в дела соседей напрямую, либо действуя осторожно, с уговорами и подкупами. В 96-м году до нашей эры родной брат египетского самодержца и по совместительству губернатор Киренаики внезапно завещал свою вотчину итальянцам — и над северной Африкой взвились орлы легионов. Позже римский диктатор Сулла сделал из царя Птолемея XI своего протеже и организовал убийство его сестры, популярной в народе Береники. Люди восстали, учинив расправу над бывшим хозяином.
Всё бы ничего, но у жертвы народного гнева не осталось законных наследников. В Риме тут же появились завещания покойного, где он якобы передаёт Египет сенату и призывает заморских друзей поскорее завладеть богатствами Нила. Республика даже разделилась на две партии, все разногласия которых свелись к тому, как именно им стоит разделить награбленное. Но случилось то, чего никто не ждал: незаконнорождённый Птолемей XII помог полководцу Гнею Помпею захватить Сирию. И в придачу обещал щедрую взятку за поддержку его притязаний на красно-белую корону фараонов. Ну кто от такого откажется? Помпей выбрал деньги. Он разделил их со своим тогда ещё другом Юлием Цезарем, чтобы сообща продвинуть в сенате Рима кандидатуру Птолемея XII как ручного и безобидного союзника.
Идея увенчалась успехом, а египетский царь стал послушной марионеткой в руках двух великих римлян. Однако формальный владыка Египта был отпетым негодяем: его правление обернулось нескончаемой чередой бунтов, для подавления которых пришлось звать легионы консула Авла Габиния. Из освободителей от персидского ига македонцы за три столетия превратились в кровопийц, поддерживающих власть силой римского оружия. Казалось бы, в такой ситуации у детей Птолемея XII — его малолетнего сына и дочери Клеопатры — нет ни шанса. Но судьба предоставила им уникальную возможность — гражданскую войну в Риме между сторонниками Помпея и Цезаря.
Цезарь и Клеопатра
Будто по мановению волшебной палочки, Египет снова оказался Риму друг, товарищ и брат — прямо как во времена войны с Карфагеном, когда крестьяне с берегов Нила спасли римлян от голода. Гней Помпей брал здесь провиант для армии, наёмников и корабли — после смерти своего протеже, Птолемея XII, он делал всё возможное, чтобы советники малолетнего Птолемея XIII считали его своим союзником. До поры до времени так и было. Но после поражения помпеянцев под Фарсалой доверие сыграло с римским полководцем злую шутку.
В 48-м году до нашей эры, когда начинается сюжет Assassin’s Creed: Origins, Египтом фактически управляла клика заговорщиков, состоявшая из придворной знати. Временщики изгнали из Александрии Клеопатру, а её младшему брату нашёптывали решения внешних и внутренних проблем. Одно из таких решений — убийство Помпея оказалось фатальным. Проигравший войну изгнанник обратился к египтянам за помощью, но вместо торжественной встречи получил меч в спину — в роли киллера выступил римлянин Септимий, один из легионеров Авла Габиния, который остался жить в Египте и завёл здесь семью. Советники мальчика-царя посоветовали отсечь Гнею голову, а затем преподнести её Юлию Цезарю в качестве подарка.
Стоит ли говорить, что услуга оказалась медвежьей: римского полководца разгневала варварская расправа над бывшим соперником, которого, несмотря на разногласия, он уважал. Назрел новый конфликт. Цезаря с его небольшим трёхтысячным войском заперли в центре Александрии, куда Клеопатре, рассчитывавшей на поддержку великого полководца, пришлось пробираться завёрнутой в ковёр. Против них была вся мощь Египта. Но вспомните, кого в трейлере Origins называют легендарным тактиком.
Гай Юлий принимал парадоксальные решения: вместо укрепления стен он сделал в них проломы для быстрого перемещения солдат, а когда его отрезали от источников питьевой воды, распорядился разобрать уличную брусчатку и рыть колодцы прямо в городе. Используя где-то хитрость, а где-то стойкость своих легионеров, он всё-таки дождался подкрепления. Все дальнейшие события, включая романтическую интригу между Цезарем и Клеопатрой, гибель царицы и окончательное подчинение Египта Римом, уже не связаны с сюжетом игры. Тем не менее в руках разработчиков из Ubisoft был полный драматизма и подвигов материал, объединяющий египетскую древность с энергией греков и римлян. И хотя новая часть Assassin’s Creed допускает свойственные сериалу вольности, она здорово передаёт дух той эпохи.
Лучшие комментарии
а за материал спасибо, на досуге почитаем
После такого, в современном интернете древним персам лучше не появляться.
TuaregПо-моему, самая серьезная проблема Origins — не в том, что вы перечислили, а в ограничении уровня для локаций и квестов. В том же «Ведьмаке» можно брать любое задание и выехать на личном умении даже против превосходящих по силе врагов. Здесь же сделать подобное практически невозможно. Если противник опережает героя на пять-шесть уровней, его нельзя победить. Про квесты я уже сказал. В остальном хорошая игра. Ни о чем не жалею.
1. Боевка — в том же hellblade аналогичная механика играется куда интереснее. Гордиться тем, что враги теперь атакуют толпой в конце 17го года… ну такое. Стрельба из лука сделана хуже чем в Tomb Raider, при том что Ubisoft выпускает Far Cry, где стрела не исчезает через пару десятков метров. К слову, стелсить с луком в TR интереснее.
2. Лут/Крафт — 8 компонентов для крафта всего 6 шмоток. Остальной лут прокачивается золотом под уровень перса у любого кузнеца. В Gold Edition на старте выдается сет земя, который избавляет игрока от интереса искать что-то другое. Одежда ни на что не влияет (-1 магазин), лошадь/верблюд ни на что не влияет (-1 магазин). Осталось 2: кузница для прокачки оружия (никакого обвеса (FC) или хендмейда (TR), тупо + к урону) и мелкий барыга, фарцующий редкой рудой.
3. Навигация: бег по пустыне зигзагами выглядит как минимум странно, от чего зависит скорость «транспорта» тоже непонятно. Медленно. Даже тормозящая Плотва шевелилась быстрее.
4. Паркур: после «реалистичного» забега по отвесной кирпичной стене, гг не осилил пальму… Nuff said.
5. РПГ-составляющие: глупое и по большей части бесполезное древо, и как бы не качал — пока в уровне не вырастишь, качка не ушатаешь (ни стелсом, ни перками, ничем — урон накидывается вместе с левелапом). Особо издевательски выглядит перк медитации в этом древе…
6. Графика и анимация: скачки на верблюдах вызывают улыбку, в катсцене видны углы на узде, объекты проваливаются друг в друга… ну, детский сад, чес слово. кстати, рожа гг очень напомнила Black Flag
Насчет гробниц — соглашусь. Выполнены красиво, хоть и бестолково: ни ловушек, ни призов. Мотива их исследовать мимо сюжета нет. Опять же, сеттинг в АС всегда привлекателен, но реализация… Чего хотели разрабы — хз. РПГ не получилось, даже до TR2013/RoTR не дотянули, куда там до Wild Hunt и уж тем более проектов Bethesda (разве что квесты на уровне Skyrim). Приключения тоже слабое. В общем, механик много, но все очень поверхностно.
Поспешил с покупкой( Похоже, что Ubisoft использовали +1 год исключительно в маркетинговых целях. Отдельно выбесил магазин внутри игры при ценнике $60. Нет засранцам больше веры.
Какие могут быть замечания к тому, чего нет? В Witcher есть крафт, в Skyrim, FarCry, FallOut, Tomb Raider, Isolation — тоже есть. А здесь его тупо нет. Ибо не канает покупка урона к готовому изделию за крафт.
С Ведьмаком бы вообще не сравнивал: у поляков полноценная RPG, здесь же action-adventure с элементами. К Far Cry ближе.
К слову об охране, эти тупицы и бревна в глазу не заметят: в кабинет к Змею через главные ворота: тупо падаем со стены между двумя охранниками и спокойно забегаем внутрь. Собственно, с трупами друзей аналогично: «а что это? Ой, труп! А кто это сделал?», — и только при виде гг, бегом-бегом за сигнальным огнем…
Короче, ничего удивительного. Просто неплохая игра. Фанам зайдет.
ROMA INVICTA!
Кто только её не хвалит.
Весь вопрос в том что вы ждете. Новую серию аттракциона — да, завезли.
Что-то разумное и надмозговое для тех кто умеет читать книги по истории без поводов такого рода…
Ещё раз. Тут сказано что самое ценное что есть — это то, что соотвествующий отрезок истории вы по какой-то причине прогуливали.
Ассасин это история про геймплей. Как ЧерныйФлаг. Мне не важно историчны ли эти пираты, мне на важно, что за урод отвлекает меня от интересной игры (типа он в настоящем), можно мне игрового процесса за персонажа за которого хочется играть? Спасибо!
Игры называющие себя играми без игрового процесса который берет и тащит — унылы. И на мой — ооочень личный взгляд — то что для кого-то вспомнить этот период сложнее, чем периоды предыдущих игр — не повод её превозносить. А лично мне игровой процесс не зашёл. Увы.
И очень жаль, что сценаристы Ubisoft в очередной раз всё испортили. Основной сюжет, как обычно, после прохождения оставляет какую-то пустоту внутри. Все эти интриги проходят где-то за кадром, нас не знакомят с лицами, участвующими в них. Раньше хоть как-то вводили антагонистами в сюжет, здесь же и этого нет. Я постоянно ловил себя на мысли: «Кто эти люди, я раньше их уже встречал? Почему я должен их убить? Что здесь вообще происходит?». На сюжетные повороты, которые, по идее, должны вызывать эмоции, ты сидишь и смотришь с каменным лицом. И всё это на фоне потрясающе воссозданной эпохи. Прям из игры в игру каждый раз жалко, что пропадает такой труд людей, и всё из-за ужасных сценаристов.