Впервые о себе
проект «Penumbra» дал знать в 2006 году, когда команда «Frictional Games»
выпустила технологическую демонстрационную версию проекта под названием «Penumbra:
Tech Demo». Тогда это была просто возможность показать, на что способен движок «HPL
Engine». Народу настолько понравилось это демо, что шведы решили ковать железо
пока горячо, и решили выпустить полноценный проект, да ещё и официально
объявив, что это только первая часть, и у них есть планы на полноценную
трилогию. И уже в 2007 году на свет появляется «Penumbra: Overture» которая
готовилась как следует напугать искушённых игроков.
Самым занятным
в данном проекте является заметное влияние творчества писателя Говарда Филлипса
Лавкрафта, применённое при работе над «Penumbra». И тут дело не только в
отсылках к названию движка игры («HPL Engine») или в имени главного героя и его
отца (Филипп Лафреск и Говард Лафреск соответственно), а именно в самом тоне
истории, когда протагонист получает зацепки в виде письма своего отца и
поддавшись любопытству, отправляется в опасное приключение в забытое
цивилизацией место, где он столкнётся с чем-то жутким и загадочным. К счастью,
разработчики не перегибают палку и не сделали из своего проекта полноценный
оммаж на творчество Лавкрафта, поэтом история в «Penumbra: Overture»
самостоятельная и не содержит отсылки на каких-нибудь Великих Древних или
Страну Снов.
Геймплей в
игре по-своему своеобразный, ибо разработчики решили разнообразить жанр весьма
занимательными фишками. Да, «Penumbra» безусловно, вторит всему тому, что мы
уже неоднократно видели: сюжет подаётся в основном через записки, враги быстро
за вами бегают и больно кусают, аптечки, батареи и прочие расходники быстро
исчезают из инвентаря, а ещё в наличии головоломки почти на каждом шагу. Однако
парочка своих особых фирменных вещей таки припасено у разработчиков, чтобы
удивить игрока. К примеру, в игре нет абсолютно никакого огнестрела, есть
только возможность махать киркой или закидывать врагов динамитом.
Ещё в «Penumbra»
введена весьма занятная функция взаимодействия с предметами – их можно
покрутить, повертеть, откинуть от себя. Каждая дверь или вентиль здесь приходят
в движение не по нажатию определённой клавиши, а благодаря зажатой левой кнопки
мыши и перемещению этой самой мыши влево-вправо-вперёд-назад. Например, если
вам кажется, что за очередной дверью кто-то прячется, то её можно аккуратно
приоткрыть до небольшой щели и разведать обстановку. А какой-нибудь вентиль для
открытия гермодвери вам придётся буквально вручную вертеть.
Кстати,
упомянутое выше оружие вроде молотка или кирки используется аналогично, как и в
случае с дверьми и вентилями. Здесь недостаточно просто один раз клацнуть
мышью, а каждый раз нужно делать замах киркой, зажимая уже упомянутую ЛКМ и
оттягивая мышь на себя, а затем делать резкий выпад влево, вправо или вперёд.
Это выглядит довольно инновационно для жанра, но самом деле махание киркой
выполнено не очень неудобно, особенно если противников несколько, и иногда от
опасности здесь куда проще просто убежать.
Касаемо
аспекта здешней атмосферы, можно отметить, что с этим в «Penumbra: Overture»
всё просто прекрасно. Движок «HPL Engine» со времён «Penumbra: Tech Demo»
заметно подтянули, и поэтому графика стала заметно лучше, а игра света и тени
на локациях приятно радует глаз. Также нужно отдать должное и звуковому
оформлению проекта, ибо каждый свист трубы, шорох в пещерах, чей-то вой вдали –
всё это великолепно гармонизирует с игровым видеорядом на ваших мониторах. Ну и
музыка финского композитора Микко Тармии идеально дополняет происходящее, будь
то тревожные перкуссии во время погони за протагонистом или мрачный эмбиент во
время одинокого блуждания по коридорам шахт.
И теперь стоит задеть парочку
минусов проекта, которые немного портят впечатление от игры. Во-первых, кому-то
из разработчиков стукнуло в голову сделать из локаций самые настоящие
лабиринты, и порою в них запутаться проще простого. Конечно, постепенно ты
втягиваешься и уже запоминаешь, какой поворот куда ведёт, но всё же в первые
часы игры это сильно утомляет. Во-вторых, враги получились какими-то не сильно
серьёзными. Нет, урон они наносят хороший, да и пугают они первоначально
хорошо, но врагов здесь всего несколько видов, а их анимации довольно нелепые,
и постепенно к ним привыкаешь. Да и если как следует освоится с местной боёвкой
и выработать тактику сражений, то местные супостаты просто становятся уже не
охотниками, а добычей игрока, особенно если учесть их слабый искусственный
интеллект. Хотя, конечно, в ходе прохождения разработчики и сумеют привнести
больше сумятицы, выпустив пару раз на игрока гигантского червя, от которого
только и остаётся, что убегать, в панике матерясь. В-третьих, нельзя не
отметить скудность самих локаций в плане разнообразия деталей. Обычно, зайдя в
очередной коридор, ты будешь лицезреть стабильно N'ое число контейнеров и
ящиков, которые приедаются за время игры. А в очередном кабинете стандартно
будут стоять одни и те же столы, стулья и шкафы с коробками.
Несмотря на
некоторые минусы, играется «Penumbra» безусловно, хорошо. Игра сумеет как
следует напугать в ходе прохождения, её сюжет интригует и настраивает на
продолжение, и в целом проект успевает очаровать своей атмосферой. И вот уже
после финальных титров тебе хочется, как можно скорее начать играть в сиквел.
Ну или всегда можно пройти «Penumbra: Overture» ещё один раз.