21 июля 2015 21.07.15 6 17K

Anna's Quest: Обзор

Последний оплот адвенчурной классики в мире, в котором классическим адвенчурам, казалось бы, уже нет места. Идейные последователи легендарной LucasArts, которые в чём-то даже успели превзойти своих предшественников.

О чём мы тут разболтались?

Весь этот пафос можно с чистой совестью адресовать Daedalic Entertainment — студии, от которой мы привыкли ждать больших квестовых свершений. И совершенно зря, на самом деле. Ведь такая привычка формирует завышенные ожидания, а завышенные ожидания, в свою очередь, способны испортить удовольствие от вполне пристойной игры, что называется, на корню. Просто потому, что мы-то ждали не просто пристойную, а великолепную, потрясающую и невероятную во всех отношениях игру!

Особенно опасными могут быть такие ожидания в случае, когда известная студия выступает не разработчиком, а издателем, что с Daedalic в последнее время случается как-то уж чересчур часто.

Злобная ведьма, между прочим, предоставила ребёнку отдельную комнату, трёхразовое питание и полный набор разнообразных развлечений. Чего этой капризной девочке ещё нужно?
Злобная ведьма, между прочим, предоставила ребёнку отдельную комнату, трёхразовое питание и полный набор разнообразных развлечений. Чего этой капризной девочке ещё нужно?

Жила-была девочка, сама виновата

Anna’s Quest начинается как самая что ни на есть сказочная сказка. Жили-были девочка и дедушка. Всё у них было неплохо, если не считать пары мелочей: вокруг их фермы простирался дремучий лес, и старый мужчина как-то уж очень ревностно предостерегал свою внучку от попыток пойти в этот лес погулять.

Анна была послушным ребёнком. Она ни за что не ушла бы из дому, если бы не внезапная тяжёлая болезнь любимого дедушки. Сообразив, что помощи ждать всё равно неоткуда, собралась девочка, пошла искать лекарство и почти сразу попала в плен к злой колдунье.

С этого момента, в сущности, и начинается основное действие. Злобная старуха по имени Уинфрида пробуждает в малышке способность к телекинезу — и сама же оказывается жертвой собственных козней. Анна находит в башне ведьмы говорящего медвежонка по имени Бен, после множественных бесплодных попыток умудряется-таки сбежать, попадает в волшебный городок под названием Чудорог, встречает бременских музыкантов, малыша Ганзеля в плену у злой волшебницы, целую кучу разных призраков, шайку разбойников и других подозрительных личностей. В общем, её история — это классические сказочные приключения. Хорошо, почти классические.

Если затаиться и понаблюдать, можно увидеть, как призрак-отшельник выползает из своей раковины.
Если затаиться и понаблюдать, можно увидеть, как призрак-отшельник выползает из своей раковины.

Спутниковая тарелка в кустах

Тем, кто привык к искрящейся чёрным, зелёным и фиолетовым юмором стилистике Deponia или Edna and Harvey, Anna’s Quest будет казаться совсем несмешной. Здесь действительно совсем немного шуток, а те, что есть, очень деликатные, тонкие, рассчитанные на ироничную улыбку, но никак не на вульгарный громкий смех. «Адвенчурофилам», ожидающим философии в духе The Whispered World или The Dark Eye, тоже придётся несладко: творение молодой, начинающей Krams Design под эгидой Daedalic кажется настолько незамысловатым по задумке, насколько это вообще возможно. По крайней мере, на первый взгляд.

Перед нами — действительно сказка, точнее, набор сказок братьев Гримм, лихо упакованный в рамки одного сюжета. Знакомые с детства истории даны где-то намёком, где-то — фрагментом, а в результате получается вполне цельный сценарий, от которого, несмотря на видимую простоту, невозможно оторваться. Мы вроде бы даже знаем или предполагаем, что будет дальше, заранее предвидим неизбежный хэппи-энд. Тем не менее каким-то поистине магическим образом сценаристам удаётся удерживать наше внимание и сохранять в нашем пресыщенном мозгу желание узнать, что будет дальше. Да и точно ли всё закончится хорошо? Можно ли на самом деле считать такой финал счастливым?

У Anna’s Quest есть какое-то неповторимое очарование. Главная героиня, незамутнённо-наивная, положительная во всех отношениях, попадает в мир, полный волшебства. Но почему посреди всей этой магии вдруг возникают генераторы, водопровод и даже спутниковая тарелка? Почему из-под каждого куста, словно из-под плохих декораций, выглядывают намёки на совершенно иной сеттинг, но нам никто не пытается объяснить причины соседства какого-нибудь сейфа с кодовым замком и волшебных зелий? Для Анны это сосуществование двух миров выглядит совершенно естественно, но мы-то понимаем, что где-то здесь cпрятан подвох!

Странная мода на гнутые усы захватила не только неокрепшие умы юных девушек, но и сознание вполне игрушечных медведей.
Странная мода на гнутые усы захватила не только неокрепшие умы юных девушек, но и сознание вполне игрушечных медведей.

Ощущение некоего «двойного дна» не покидает нас, и кажется, что вот сейчас, буквально за поворотом, появится объяснение, которое расставит всё по местам. Разгадка, однако, запаздывает: разработчики постоянно подбрасывают нам новые загадки, несостыковки и неувязки вместо ответов на вопросы. И так — вплоть до последней главы.

Сама концовка выглядит слегка смазанной. Кажется, будто авторам не хватило терпения на эпилог, который пришёлся бы очень кстати. У истории есть конец, но нет послевкусия. Жаль, потому что сам сюжет в итоге оказывается вовсе не таким простым и наивным, каким притворялся поначалу.

Простите, мистер единорог

С точки зрения механики Anna’s Quest нечем особенно похвастаться. Point-and-click, две кнопки: «осмотреть» и «взаимодействовать», — поиск, комбинирование и применение предметов. Стандарт как он есть.

Порой Анна тащит в карманы всё, что почему-либо показалось ей интересным, и разработчики мило над этим подшучивают. Например, когда девочка выковыривает из водостока вонючую плесень, мы можем услышать неуверенную реплику в духе: «Эта плесень мне может понадобиться… Эм… Для чего-нибудь, не знаю пока для чего».

В других ситуациях героиня вдруг отказывается взаимодействовать с предметами, так как не видит в этом смысла. Она может даже сказать что-то вроде: «Я могла бы зажечь фонари при помощи телекинеза, но не представляю себе, зачем бы мне это понадобилось». Почему в одном случае — так, а в другом — иначе, не знают, похоже, даже сами создатели игры. Понятно одно: девочка — настолько убеждённая пацифистка, что мы никакими силами никогда не заставим её применить телекинез к живому существу. Анна боится повредить кому-нибудь и не готова рисковать чужой жизнью или здоровьем ради собственных интересов. Даже необходимость отрезать рог игрушечному единорогу вызывает у неё кошмарные душевные терзания и вынуждает её просить у бедного животного прощения.

Сколько предметов из игр Daedalic вы сможете назвать?
Сколько предметов из игр Daedalic вы сможете назвать?

Найти решение, не предусматривающее риска для другого живого создания, как правило, несложно. Странных, непоследовательных и мозгодробительных задачек нам не выдают — всё вполне понятно. Если же ни логика, ни интуиция не помогают, на помощь всегда придёт верный медвежонок Бен, с которым можно поболтать и получить какую-никакую подсказку. Не буквальную, конечно, а так, намёк, чтобы знать, в каком направлении думать.

Эм, ам, эээ и гыр-гыр

Общаться с окружающими обычно приятно. Кто-то прописан более подробно, кто-то — менее, но даже эпизодические персонажи — характерные и узнаваемые ребята. Говорящий петух из Бремена с замашками дворянина; добросердечный, но не слишком храбрый хозяин таверны, который рассказывает Анне обо всех униженных и оскорблённых, но чуть что любит повторять, что он тут просто стаканы протирает, никого не трогает; хмурый любитель пива Джил, предпочитающий изъясняться междометиями наподобие «гыр»… Все они хороши. Между прочим, междометий в диалогах вообще очень много. Сама героиня и её собеседники то и дело вставляют всякие «эээ», «эм», «ам» и прочие звуки, когда им не хватает слов.

Жаль только, при попытке использовать неверный предмет Анна в основном говорит одно и то же. Более того, у неё всегда заготовлена только одна скучная реплика в ответ на неудачную идею вместо трёх интересных в стиле Daedalic. Халтурим, господа разработчики?

На арте как будто тоже сэкономили. Никто не ждёт от двухмерной адвенчуры особенных красот, но Anna’s Quest лишена индивидуальности в графическом аспекте. Просто мультяшные картинки, просто весьма скромная анимация и практически полное отсутствие мимики у персонажей — никакого желания радостно разглядывать каждый экран не возникает.

Идеальное место для музицирования — это место без соседей. Пустыня подошла бы ещё лучше, но берег озера посреди леса тоже сойдёт.
Идеальное место для музицирования — это место без соседей. Пустыня подошла бы ещё лучше, но берег озера посреди леса тоже сойдёт.

Anna’s Quest — вроде бы неплохая адвенчура. Играть в неё интересно и легко, так что разнообразные мелочи не так уж сильно раздражают. Но завышенные ожидания могут действительно сыграть злую шутку с фанатами творчества немецких разработчиков: этот проект явно уступает не только собственным произведениям Daedalic, но и, скажем, изданной ей чуть меньше года назад Randal’s Monday.

Плюсы: интересный сценарий; «двойное дно»; логичные загадки; живые персонажи.
Минусы: скромная графика; повторяющиеся реплики персонажей; не слишком яркое общее впечатление.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Anna's Quest

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
2 июля 2015
89
3.9
65 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень редко играю в квесты и знакомство с творчеством Daedalic началось для меня именно с этой игры. Признаюсь честно — я был поражён! Такой интересный мультфильм, в котором ты ещё и можешь принимать участие! А когда этому наивному, но бесконечно милому существу (Анне) предлагают побыть «инспектором по технике безопасности виселиц» — начинаешь невольно улыбаться. В какой-то игре было сказано: «Наивность — благословение глупцов». Здесь же наивность (и простота) героини -главное оружие).
Сколько предметов из игр Daedalic вы сможете назвать?
Только костюм Руфуса, но и его достаточно ^_^
Хотя вру, еще колпак Седвика узнал =)
Читай также