1 октября 2010 1.10.10 19 55K

Combat Mission: Afghanistan: Обзор

Проекты «Апейрона» — это уже целый жанр. Нишевый, никем особо не востребованный и очень тяжелый на подъем. Ровно год назад мы знакомились с «Мародером» — ролевой игрой с пошаговыми боями. Тогда казалось, что разработчики просто не обладают должным бюджетом, чтобы вывести свои идеи на новый уровень реализации. Так случалось с ними и раньше. Некрасивая картинка, ворох программных ошибок и ярко выраженная шероховатость — отличительные особенности практически любого продукта от «Апейрона». Но вот в случае с «Мародером» нас больше всего волновал вопрос о том, как бы отечественному геймдеву разжиться большими бюджетами и втиснуться в не самые строгие временные рамки создания игры, навязываемые издателем. Мы тайно в душе надеялись, что когда-нибудь у авторов еще появится возможность проявить себя в полной мере. Нынешняя несуразность про Афганистан — это, увы, далеко не такой случай.

С приветом из прошлого

Делать сегодня игры про Афганистан — это уже не тренд. Тут вот EA со своей новой Medal of Honor хочет выступить. Но что-то нам подсказывает — эффекта даже первой Modern Warfare не случится. Что уж после этого говорить об отечественных стратегиях про девятую роту и все такое прочее. Почему создатели «Мародера» вдруг кинулись что-то возделывать на давно перепаханном, истощенном, перенасыщенном злокачественными пестицидами поле — нам непонятно.

«Линия фронта. Афганистан» — типичный варгейм, который не в состоянии привнести в жанр что-то новое, но зато культивирует все старое, за что игры подобного толка не особенно уважают простые пользователи. И первой в списке «старых болячек» значится, разумеется, архаичная графика. Конечно, любители особо паршивых варгеймов (уверены — таких психов осталось немного) сейчас смело возразят — мол, графика в таких случаях погоды не делает, самым главным элементом был, есть и будет геймплей, как и в шахматах. Может быть. Но только вот наблюдать даже со сдержанным скептицизмом за тем, как вокруг четырехугольной карты простирается пугающая пустота, а над линией горизонта сияет статичное солнышко в формате bmp, смогут далеко не все. Лично мы еле сдерживались.

Картинка в «Линии фронта» ужасна. Разработчики даже потеряли свою последнюю фирменную способность придавать серому антуражу с посредственными текстурами некий особый магический шарм. В «Мародере» были хотя бы интересно обставленные локации, дома с детскими дворами, укрепления, припаркованные «девятки». Здесь же — только заснеженные и не очень горы, копеечный лес, статичное небо и корявые постройки. О последних — разговор особый.

Видимо, при возведении строений моделлеры из «Апейрона» решили совсем уж подурачиться как маленькие дети с кубиками: «Вот это у нас будет домик в деревне, а теперь мы тут кое-что перепилим, и уже получается мечеть, а если сейчас уберем эти три кубика и подшлифуем вот тут — то, смотрите-ка, заборчик получился!» Как элементы внешнего окружения все эти домики, заборчики и нужники на атмосферу влияют самым отрицательным образом. Чтобы поверить хоть ненадолго, что действие происходит в том самом Афганистане, камеру нужно опустить максимально вниз и поставить ее где-то на уровне глаз среднестатистического бойца на карте. Но ровно с этого момента дают о себе знать просчеты иного рода.

Давно вы видели, как бронетехника друг сквозь друга проходит? Как пехотинцы с дерганой анимацией падают на жуткую зеленую подложку с торчащими отовсюду гребнями, которую тут почему-то называют землей? А еще эта картина сумасшедшего художника-милитариста невозмутимо тормозит на любых компьютерах. Есть в наличии четыре ядра процессора, уйма памяти и топовая видеокарта? Ну и что? «Линии фронта» этого наверняка окажется мало, она попросит добавки.

Возмущение по поводу технического исполнения может и вовсе отбить у нормального человека желание познакомиться с игрой. А ведь все остальное здесь будет восприниматься намного лучше, почти без отвращения и сморщенной недовольной гримасы на лице. Другое дело, что доживут до такого состояния, когда уже не страшно с сюжетом и миссиями познакомиться, самые стойкие и преданные жанру. Именно для них и написаны следующие абзацы.

Маловразумительный реализм

Апейронцы в своем произведении захотели охватить весь период участия CCCP в миротворческих операциях в Афганистане — то есть с конца семидесятых и вплоть до девяностых годов. Более того — разработчики посягнули на историческую достоверность. Но с одной важной оговоркой — никакого стопроцентного следования первоисточнику, многочисленным условностям место нашлось.

Воссозданы лишь детали ключевых военных операций тех лет — места сражений, задачи и так далее. Авторы не стесняются даже хвастаться проделанным предварительным исследованием. Они утверждают, что для составления карт были использованы данные аэрофотосъемки, а ради миссий перелопачивалось множество исторических документов, тактических руководств и мемуаров.

С заданиями мы еще поверим, что разработчики там заглядывали в архивы. Но вот блеф с аэрофотосъемкой… Вы и сами все поймете, когда загрузите первую попавшуюся карту. Набор примитивных объектов, поставленное для их обороны пушечное мясо, опционально — туман. Если уж там речь действительно шла об исторической достоверности, то всем локациям катастрофически не хватает дополнительных мелких деталей. Для того, чтобы игрок не скучал постоянно и хотя бы пытался вообразить себе, что участвует в постановке конкретной военной операции. Здесь этого ничего нет — все условно и поверхностно, как на столике с картой и модельками у главнокомандующего армией.

Если хотите чего-то большего, чем одно выборочное задание, — запустите кампанию. Сыграть дают как за советских солдат, так и за моджахедов. При этом, если попадается какая-нибудь переломная для наших войск миссия, игра настойчиво просит перейти за «красных». А то ведь тогда, сами понимаете, — не патриот.

Основное отличие отыгрыша целой кампании от поочередного запуска отдельных миссий — зависимость условий каждого следующего боя от вашей сноровки, инициативы и расчетливости, продемонстрированных в прошлом. Подставляли почем зря своих солдат под пули, разбазарили половину доступной техники и не использовали преимущества ландшафта для ведения правильной войны — смиритесь с тем, что в следующий раз будет труднее. Ну, к примеру, бронетранспортеры не разрешат починить, новых рекрутов меньше выдадут, с боеприпасами будет туго.

Кампания — для сильных духом хардкорщиков. Классический дефматч здесь тоже могут вам предложить. Если вдруг вздумается выбрать пологую местность для сражения, то все действо начинает походить на крупнокалиберную потасовку «стенка на стенку» с участием танков и других боевых машин. Тактики и стратегии вкупе с реализмом будет тогда совсем мало, а меж тем отдельные их элементы в игре присутствуют.

Основное внимание здесь уделяется, конечно же, поведению солдат. Они быстро устают, вечно всего боятся и требуют максимум внимания к себе. Если где-нибудь неподалеку попал под обстрел дружественный взвод бойцов, то другие вояки станут более осторожными. А если вдруг численное превосходство не на вашей стороне, то готовьтесь к массовой панике.

В «Афганистане» есть также градация уровней сложностей — и вот здесь снова для хардкорщиков припасен приятный сюрприз. Коли кто-то действительно решит кинуться во все тяжкие, то для них «Апейрон» припас два особо жестких режима. Расскажем о самом зубодробительном. «Сверхчеловек» — тут все как на войне: дружественные подразделения нужно искать, врагов перед атакой нужно распознавать, лечение занимает чуть ли не столько же времени, сколько и в жизни, во время паузы приказы отдавать нельзя.

***

Играть во все это безумно скучно. В мире, где уже есть огромное количество красивых стратегий, где бал правит The Creative Assembly, где Wargaming.net радует нас с каждым разом все сильнее, творчество апейронцев смотрится сущим атавизмом. Такое мы бы еще «съели» лет десять назад. Но не сейчас. Творческие эксперименты — это, конечно, хорошо. Но и о качестве исполнения забывать нельзя.

Плюсы: тяжело найти эти плюсы — пусть будет наличие хардкорных элементов.
Минусы: ужасная графика; избитая тематика; все скучно и пресно.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Combat Mission: Afghanistan

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
10 сентября 2010
7
4.1
4 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Кто бы чего не говорил, все равно игра полное УГ как не крути.
Кто то заливает даже что это крутая стратегия где все начинаеться во время боя, но мы то знаем как наши игры клепают! 
Критик писал обзор для таких варгеймеров, как он сам, которые не знают чем отличается пулемет от АГС. 
Данная игра несомненно лучшая из всех тактических стратегий. То что можно делать в этой игре нельзя сделать ни в одной другой. Недостаток в ней один — нет дополнения и продолжения на другую тему, новой техники: ВОВ, война в Корее, война во Вьетнаме, Первая Мировая, Отечественная 1912 года, Чечня, и т. д. Спасибо программистам!!! Автору статьи саболезную — ведь он очень сильно глуп и озлоблен на мир. Советую чаще ананировать или завести девушку.
 Я уже по названию понял КАКАЯ игра. а уж после скринов и вобще рвать хочется
Как натянули проходняк?...))
только вот про любителей варгеймов не хорошо получилось... 
 Кстати где скрин где с корешом лежим за пулеметом, там не пулемет а агс-автоматический гранатометный комплекс.
 обзор хороший, игра шлак
здесь трава на последнем скриншоте как в ФИФА 1998 на СЕГА. 
 ДА ОСТАВЬТЕ  АФГАНИСТАН В ПОКОЕ!!! всёравно не кто не зделает по тем событиям хорошую игру, смысл старатся?
мий дид ваював в авганистани и я им дуже пишаюсь. иноди он мне дает огурок посмоктати 
Lynn,
Ты даже не сострил а просто безграмотно выразился на суржике, еслибы у меня были родственники которые воевали в Афганистане я бы обиделся и негодовал, а так просто обидно  за людей оскорблённых тобой.
а мени обидно за тебе
Lozex, что ты хочеш с недоросли, которая не одного языка то толком не знает… это даже не суржик… на таком языке в дешовых и заказных «сартирных» фильмах производства россии говорят украинци, чтоб подчеркнуть что на украине и языка то нет )). Видимо по ним учил язык нас пасажир…  А за высеры о войне где наши ребята гибли тысячами… Я бы на месте деда… подушкой накрыл его еще маленьким…
По теме — игра шлак...
вопрос ко всему стопгейм если эта игра «Проходняк», то почему игра Sniper ghost warriror  «Мусор»? 
Стопгейм, чего-то вы переоценили!
Я то думал мусор влепите) 
мне кажется стоило бы поставить «Мусор»!
игра полный шлак!!!
 Игра полное дерьмо. Моя оценка игре «Мусор»
мусор мне кажется, что стопгейм проходняк поставили, чтобы поддержать отеч. производителей. И кто купит такую какашку? 
Читай также