5 ноября 2009 5.11.09 48 81K

Machinarium: Обзор

Бьется ли у робота сердце? Может ли он азартно резаться в карты, способен ли играть на музыкальных инструментах и сам сочинять композиции? Может ли это не нравиться его соседу, который хочет отдохнуть в тишине? Будет ли робот заботиться о своем друге, пойдет ли он в церковь в воскресенье утром? И что произойдет, если одного из роботов отправят на свалку, выкинут из города за ненадобностью, уничтожат и забудут, а он постарается вернуться туда, где правят бездушные, серые машины. Машины, у которых нет сердца. Большого любящего металлического сердца...

В немой тишине железного города

Сразу хочется отогнать от игры дурацкую приставку «инди». «Машинариум» проект, конечно, нетрадиционный, но лишь по стилю, по сути же – это классический квест со сложными и порой далеко не очевидными задачами. И с такими головоломками, что Айзенк с тестом на IQ может курить большие кубинские сигары и не просто завидовать, а гореть от стыда за свою работу.

«Машинариум» – это такой тип квеста, к которому стремятся «Петьки» и прочие «Штырлицы». Здесь входишь в локацию и минут пять ее разглядываешь. Что это за птица на проводах, почему бабочка три минуты летает, а потом садится на перила, отчего старушка думает о бесконечности? Причем в отличие от убожищных российских квестов, в «Машинариуме» действительно есть логика и здравый смысл. То есть, чтобы заставить автомобиль двигаться, вам не придется догадываться, что необходимо поковыряться у коровы в носу, потом три раза свиснуть, а затем плюнуть в выхлопную трубу.

Ну и, конечно, здесь есть стиль. Причем добротный, однородный и крайне своеобразный. В игре роботы не произнесут ни слова, а потому разработчикам пришлось все показывать их внешним видом. Грусть, печаль, строгость, умиротворенность. Даже задания нам даются исключительно в картинках. Старик на инвалидной коляске поскрипывает, не может встать, еле-еле поднимает руки, морщится, вздыхает и подает нам пустую масленку. Разве непонятно, что он хочет? Или же музыкант пытается сыграть соло на саксофоне, но его пальцы проваливаются в дырки в тех местах, где должны быть кнопки. Значит, нам надо найти ему гайки, которые все исправят.

Но это цветочки, что действительно поражает, так это общая стилистика всего «Машинариума». Разработчики создали неуютный мирок, этакое полицейское государство, где веселые и способные переживать роботы сидят в тюрьмах, а правят ими бездушные механизмы. Они всегда строги, спокойны, безэмоциональны. А пейзажи: серые улицы, серые дома, серое небо. И тишина, только скрип да грохот шагов героя...

И на этом фоне порой появляются персонажи с совершенно людскими повадками. Наш герой, например, очень скучает по своей возлюбленной, робот-гаечный-ключ расстроен, поскольку у него отобрали граммофон, и он не может танцевать. Когда приходит время, старушка крестится и входит в церковь, а апатичный зэк готов помочь нам за сигарету.

Даже животные здесь металлические. Кошка спит на крыше, а когда мы ее пытаемся поймать, она недовольно мяукает и убегает. Крысы шныряют по свалкам, птицы летают над головой. Мир «Машинариума» очень похож на наш, только вместо людей и зверюшек здесь живут роботы. И в каждом можно увидеть знакомый типаж. В веселом музыканте и в злом бандите.

Логика робота, интуиция человека

И при этом все здешнее великолепие создано на технологии flash. Для тех, кто знаком с творчеством студии Amanita Design – это не новость. Но всем остальным самое время удивляться, ведь разработчики не используют ничего, что делает красивыми «взрослые» квесты.

Причем flash никак не ограничивает игру. Вспомните любой классический квест: «Сибирь», Broken Sword, даже отечественных уродцев – все они технически ничуть не превосходят «Машинариум».

Причем здесь есть даже кое-какие совершенно новаторские фишки (и это-то в квесте – самом консервативном жанре!). Наш робот способен вытягиваться ввысь, после чего он становится длинным, как сосиска, и ужасно неуклюжим; а может и сжиматься, словно сплющенная алюминиевая банка. Многие задания придется решать в одном из двух этих состояний. То на веревке что-то высоко висит – надо дотянуться, то в дырку заползти придется.

Но сам игровой процесс вполне напоминает классические квесты, в которых на каждом «экарне» (уровне) нас ждет несколько загадок, и пока мы их не раскусим, дальше едва ли получится пройти. Сначала все довольно просто. Мы собираем свое тело по частям и пытаемся вернуться в город. Но нас не пропускают, охранник показывает, что таких как мы – здесь хватает, и больше их не надо. «Зеленый свет» только для полицейских. Поэтому смотрим на классического представителя этой касты – он высокий и с синей полосатой шляпой. Надо прикинуться таким же. А значит, находим краску, колпак, кисточку, все это дело используем, малюем, чуть-чуть прибавляем в росте и нас уже принимают за своего.

Вроде бы просто, но чаще – уровень превращается в ад. Смотришь на него и думаешь: что же тебе, сволочь, надо?! Решали пазл, а птица сожрала одну из фишек. Сидит на столбе, смотрит на нас, и никак ее не поймаешь. Палки нет, кинуть ничего не получается, а руки до нее не дотягиваются. Ходим взад-вперед, а она еще издевается – за нами повторяет. Тоже двигается по электрическому проводу и постоянно смотрит, что же наш робот творит.

А решение оказывается гениально простым. Птица ходит за нами? Да, а будет ли повторять наши действия? Мы вытянулись, и она встала на цыпочки, мы присели, она скукожилась. Опять поднялись, она дразнится – повторяет. А если проделаем это пять раз, провод порвется и безобразница шарахнется об асфальт.

И такого рода задачки здесь постоянно встречаются. Сам не понимаешь, как же ты их решаешь, ведь не было ни одного намека... Вот откуда узнаешь, что доставшаяся тебе лупа нужна для того, чтобы разглядеть бабочку, которая села на перила. И все для того, чтобы потом повторить ее орнамент на ребусе у входной двери. Хватаешься за голову, протягиваешь руки к небу и вопрошаешь: «Ну откуда мне это все знать, когда в каждой игре насекомые – элемент декора?!».

Но есть, конечно, и задачки попроще, когда надо просто проявить смекалку. Подходим к старушке, видим, что она думает о бесконечности. Неподалеку находим листочек, в котором обозначены рисунки с городских часов, а также и тот самый знак бесконечности. С помощью рычага выставляем нужное время, бабулька идет в храм, а на ее месте оказывается вторая бумажка, там уже другие обозначения. Используем их, на службу отправляется третий робот, и во время его отсутствия мы воруем из его дома громкоговоритель.

Можно привести сотню таких примеров. Но не хочется ломать удовольствие. До большинства вы, конечно же, дойдете сами. С матом сквозь зубы, с ошалевшими глазами, когда внезапно оказывается, что вот это сумасшедшее сочетание предметов и этот порядок действий открыл-таки дверь. Но если же не выходит догадаться, что же происходит – есть два типа подсказок. Первый – герой просто думает о том, как бы можно было пройти уровень. В голове у него крутится ключевое событие, но которое почти что не помогает вам. Второй тип – полное прохождение «экрана», но чтобы его получить, надо победить в аркадной игре, как на денди. Сложная, собака, но если сдюжили, то надо лишь повторить то, что нарисовано на картинках.

Но, на самом деле, лишь вкупе с великолепным миром процесс разгадывания квестов действительно доставляет удовольствие. Ведь каждый новый уровень, каждый персонаж немного раскрывает не то что тайну, а просто сюжет игры. Мы ведь начинаем с пустой головой – ничего не известно. А потом окажется, что у героя возлюбленная есть, узнаем о планах бандитов по уничтожению города, сами встретим злодеев. И вроде бы здесь нет ни одного диалога, никто слова не проронит, а мы помогаем униженным и оскорбленным, ищем подругу, узнаем историю мира...

Победить систему

Но одно дело – решать квестовые задачки и раскрывать сюжет, другое – сидеть над мини-играми. Такое ощущение, что разработчики нашли все самое суровое, что есть в мире, и засунули это в город роботов.

Вроде бы вы двигались по локациям, правильно совмещали предметы, угадывали, за что надо дернуть, за что потянуть, а тут нарвались на какой-нибудь механизм, и... Два-три часа убить на шашки с пьяницей в баре? Легко. Он ставит болты, вы – гайки. Кто первый соберет пять фишек в строчку, тот и победил. Противник просто разрывает новичков, а после победы упоительно ржет.

Многие из игр – сугубо логические. Надо угадать последовательность, правильно двигать курсоры, просчитывать. Настоящее испытание для гуманитариев и девушек. Убить на это несколько часов – вполне реально, и ничуть не преувеличение.

И часто мы просто изматываемся после очередной загадки. Однако порой и они могут нас по-доброму удивить. Например, когда герою надо попасть в лабораторию, а его туда не пускает огромный робот-вентилятор. Лопасти крутятся, мы не можем пройти. А он, как сфинкс, загадывает нам три загадки. Отвечаем верно, он замедляет обороты, а потом и вовсе засыпает. Но пройти все равно нельзя – вентилятор медленно, но работает. Будим его, он опять выдает три загадки. Затем засыпает – и все сначала. Пять раз угадываешь, семь – и ничего. И вот случайно ошибаешься, и оппонент начинает злиться, пыхтеть. Еще один промах, и задачник аж дрожит, чуть ли не взрывается. И тут достаточно последний раз выбрать ответ наугад, как его разрывает, и путь свободен. Кто же мог подумать, что оно решается так...

Вот только закончится это чудо очень быстро. Если долго не ломать голову над задачками, то за два-три дня пройти игру можно полностью. И второй раз в нее уже не захочется вернуться, она, как и почти любой квест, одноразовая. Однако те впечатления, что останутся после прохождения... Нет, их уже невозможно забыть. Мир «Машинариума» отпечатается в нашей памяти навсегда. И так, как мы вспоминаем Myst и «Сибирь», мы будем вспоминать и его. Спустя годы напишем, что игры уже не те, а в далеком 2009 был один проект, созданный на flash и с милым именем «Машинариум»...

Плюсы: восхитительный стиль, рисовка; сложные загадки, над которыми приходится долго ломать голову; общая атмосфера.
Минусы: нельзя использовать правую кнопку мыши; краткость игры.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Machinarium

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | WII | NSW | iOS | Android | WinPhone | BlackBerry | AmzKF | OUYA
Жанры
Дата выхода
16 октября 2009
1.4K
4.4
896 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Офигительно! Саундтрэк - улётный!!! "болтики-гаечки" прошёл раза с 15-го и не нервничал))), под такой джаз и нервничать лень - думать охота)) В промежутке робот, типо, представляет композицию и слышно слово "песня".. мож глюк, но братья славяне сочиняли же. В обезьяннике слышно "эй!", короче всё родное))))))))) Нарисовано качественно и оригинально, постарались на славу. Из недостатков: Быстро кончилась, надо продолжение закупать (но в лавке может и не быть) ПОДСКАЗКУ ВЫКИНУТЬ НАФИК!!! пользовался 2 раза.., в начале.. стыдно!)) сын 6 лет, чуть что лезет в подсказку, убрать её долой!
Шедевр, ничего не сказать)))
Очень затягивающий квест, из той породы игрух которые грызутся до последнего..из очевидных ''минусов'' это те самые "шашки" в баре, крайне сволочная шарада...
Вчера закончила проходить! Замечательная игрушка! Персонаж настолько трогательный и милый, что просто не хочется расставаться. Сначала графика отпугнула своей "детскостью", что ли, а потом я ей настолько прониклась, все так органично вписывается в характер персонажа и окружающий мир, что отныне буду поклонницей этой серии ( если, конечно, будет продолжение!) Загадки и головоломки достаточно сложные, в некоторых местах конкретный "затык" был, ну а для чего тогда в квесты играть? За то их и ценим!
Даа, в этой игре есть глубоко философский смысл и так далее. Особенно удался робот-еврей и унитаз на главной башне.
Игрушка стоящая, в скоём возрасте я поклонник Армы и Ил-2, но эта игра... оставляет впечатления и улыбку, до конца ещё не прошёл, но все же, буду проходить дальше, шашченый турнир в баре с роботом-очкариком не показался таким трудным, более труднее было догадываться, что и куда воткнуть))), поначалу прошёл его за 25 минут, потом, что-то запорол и не сохранился пришлось заново переигрывать - уже 10 минут, к шашкам быстро привыкаешь)))... машинариум напомнил мне старую игрушку, подобного типа, связана она была с байкерами в США, они проходят какой-то ,турнир - доехать из точки А в точку Б, и вот надо собрать свой харлей, разобраться с бандами и прийти первым, если кто вспомнит, прошу написать название старой игрушки, хочется повторить
To: [strong]rowell[/strong]   Игра называется [url=http://stopgame.ru/game/full_throttle_polnyj_gaz]Full Throttle[/url]
Иногда после много часового сидения  в одном и том же этапе начинает казаться, что крыша потихоньку съезжает... А так игра и нарисована,озвучена - супер. Напрягайте свои извилины и почаще улыбайтесь игра к этому располагает! Всем советую...
Я застрял на моменте,когда надо строить большую башню из гуу.Она у меня всегда падает,не могу до трубы дотянуться,как это сделать?
А где искать вантуз, который пре леплен на потолке в камере, где сидят два преступника? Я вот не пойму уже три часа ищю.   Насчет игры - игра мне понравилась, последний босс ваще кайв!
To: [url=javascript:ins('dyadyukh');]dyadyukh[/url] Спасибо!
Сног шибательный квест за 4 дня прошол 5 раз использовал книжку играл прото часами не отрываясь.
ээээ не надо игры по графике судить.... если так говорить то Варкрафт фигня.... Контра фигня..... все вобщем фигня кроме там игр где блин крутые зарисовки..... а геймплей и саундтреки (аудио)..... да графа тож важна, но все таки геймплей важнее.... крутая игра машинарум по моему хотя не играл но геймплей по моему крут!  
Игра супер. Советую всем. Кому неохота покупать то вроде на сайте разработчиков Amanita Design можно в онлайне поиграть...
Безусловно это маленький шедевр! Графика и саунд в игре, выше всяких похвал! Я проникся.... Советую всем любителям жанра и тем, кто хочет поломать мозг над мудреными загадками.
Классная игрушка))) И хотя мне больше по душе квесты типа "Мист" и "Сублюструм", я прошел ее с большим удовольствием! С первого взгляда может показаться что она детская, но это только на первый взгляд! Какая атмосфера! Какой харизматичный робот! А как классно взорвался вентилятор перед теплицей! Единственное что мне не понравилось - обилия мини игр, лучше бы их вообще убрали, особенно в мозгу у главного робота.
А какова она на продолжительность?
Классная игруха, но то что она сделана во флеше как-то меня разочеровала что-ли... Всегда хочется нажать ПКМ, а вылезает контекстное меню(((

класная игра, только нащет логичности могу поспорить.

 

Читай также