Парни, обновите статус игры, она уже вышла) А то хочу поставить играю, а есть только буду играть!
Edge of Sanity: Обзор выживача в духе This War of Mine
Ктулху на Аляске
Игры про выживание, кажется, должны были всем поднадоесть. Сражения, поиск ресурсов и редких выживших, отстройка убежища, тотальный крафт — эта схема верна, отлично работает, но хотелось бы больше разнообразия и сюрпризов. И вот релиз Edge of Sanity доказал, что такие игры всё же способны удивлять.
Полёты во сне и наяву
Edge of Sanity нельзя назвать уникальной. Больше всего она похожа на смесь This War of Mine, Darkest Dungeon и Darkwood. Это выживание со всеми вышеперечисленными особенностями, но в атмосфере, больше подходящей для хорроров. И без зомби — здесь очень интересный, необычный сеттинг, отсылающий к фильму «Нечто» и Лавкрафту.
Действие происходит в 1960–1970-х годах на Аляске. Там компания PRISM в полевых лабораториях вела загадочные исследования и эксперименты и в итоге, естественно, выпустила наружу нечто зловещее. Разработчики из Vixa Games прямо говорят, что повествование основано на мифах Ктулху, и это тоже мы не раз видели — Лавкрафта в играх цитируют регулярно. Но авторы Edge of Sanity подошли к теме очень правильно — сразу делают акцент именно на безумии, а не на культах и демонстрации ужасных чудищ со щупальцами.
По мере прохождения главный герой, харизматичный Картер из отряда снабжения, посланного на помощь учёным, получает всё больше стресса от пережитого и увиденного — это ведёт к ПТСР и разным эффектам от него. Некоторые прямо влияют на геймплей: например, «Тремор» приводит к тому, что здоровый герой меньше шумит при перемещении, а раненый — больше. А другие эффекты влияют больше на атмосферу. Первый же результат стресса, «Фантомный взгляд», стирает грань между вымыслом и реальностью, и герой начинает видеть то, что может быть реальным, а может и не быть. Вскоре он также начинает слышать голоса.
В итоге даже во время рядовой вылазки обычный коридор может вдруг смениться сюрреалистичным кроваво-красным пейзажем с чудищами, луна подмигнёт страшным глазом, а вернувшись в лагерь, мы увидим, что все там мертвы, — и лишь потом поймём, что всё это Картеру только кажется. Но самое главное, он периодически видит сны, где общается с монстром, который всячески провоцирует его, говорит о слабости и неизбежном конце, — кажется, это и есть главный злодей, выпущенный учёными. Он поселяется у героя в голове, а мы в диалогах зачастую можем давать ему слово, выбирая между обычной репликой и более зловещей, циничной, которая принадлежит явно не Картеру.
Как пиарщица и активистка Ктулху видели
Впрочем, назвать реплики героя обычными трудно. У Картера есть мнение обо всём, и он может быть весьма циничным, понимающим или, например, ироничным в общении с людьми, которые постепенно появляются в нашем лагере. Все они разные, у каждого — своё прошлое и взгляд на ситуацию.
Есть пиарщица той самой компании PRISM, и Картер девушку терпеть не может, всячески иронизируя над ней и её работой, но всё же спасает. Другая — экологическая активистка, которая хотела убедить всех и саму себя, что с вылезшими изо всех щелей монстрами можно жить в гармонии, ибо они дети природы. А потом мы однажды находим её в пещере, где девушка яростно мочит жутких личинок — реальность оказалась сильнее экологической платформы.
В общем, Edge of Sanity — это прежде всего сюжетный выживач, где, в отличие от многих подобных игр, никогда не бывает скучно. И прежде всего в напряжении держит сама история. Вроде бы всё ясно — случился локальный апокалипсис, и теперь мы должны выживать, искать людей и собирать ресурсы для починки огромного грузовика, чтобы свалить отсюда.
Но периодически происходят странные события и встречи. Однажды мы случайно подслушиваем, как друг и соратник Картера, помогающий ему обустраивать лагерь, общается с лидером аборигенов и напоминает, что нужно держать Картера в неведении. О чём это они? Или Картеру опять всё снится? Догадаться, о чём они и что нас ждёт, можно, но градус напряжения и интриги всё равно высокий.
Выживай с хорошим настроением!
Когда говорят «сюжетная игра», то зачастую подразумевается, что сам геймплей не очень. Ну или он просто на втором плане. Но в Edge of Sanity геймплей затягивает практически на всём протяжении игры. Сам по себе он вполне привычный. Есть лагерь, где периодически появляются новые выжившие, там же расположены разные полезные постройки — палатка, где мы отдыхаем, хранилище, верстак для крафта, водокачка и пищеблок для того, чтобы в лагере люди вовремя ели и пили, а также распилочная и пункт переработки лома — они производят ресурсы для создания расходников и улучшения построек.
Но мы сами должны добывать ресурсы для ремонта и функционирования всей этой инфраструктуры. К тому же того, что там производят, далеко не всегда хватает, а люди, которых мы назначаем работать на эти объекты, могут заболеть — это, естественно, не лучшим образом сказывается на эффективности лагеря. Или может случиться неприятное случайное событие — испортится еда, в лагерь пролезет монстр и пожрёт всё или сломает. Случаются и приятные вещи, когда, скажем, удаётся подстрелить огромное животное и устроить пир на весь лагерь, но это редкость.
Во многих ситуациях мы решаем, как поступить — стоит ли, например, уничтожить испортившуюся еду или дальше её есть. И зачастую стоит выбор, что важнее — ресурсы, производительность или настрой работников. А настрой этот очень важен — если он упадёт до нуля, то человек погибнет или уйдёт. Все они товарищи хрупкие и чувствительные, им нужны еда и вода, а если этого нет, то приходится поить людей тониками (на их создание нужны ресурсы) и кофе или снимать с работы и отправлять в палатку, чтобы поднять настроение.
Монстры, не нервируйте!
В общем, выживать непросто. И поэтому постоянно приходится совершать вылазки за ресурсами, выбирая цели на карте. Правда, сначала нужно отправить кого-то на разведку, а потом появятся точки интереса с указанием, какие именно ресурсы мы там найдём. А во время вылазок появляются уже другие поводы для напряжения. Даже мелкие зубастые личинки вгоняют героя в стресс — если он достигнет предельного значения, то бездна поглотит Картера, и наступит окончательный «геймовер».
Приходится постоянно красться. Если герой подберётся к монстру, а не увидит его на бегу, то не испугается, а значит, уровень стресса не повысится. Но если даже подкрался и увидел, а потом снова встал и побежал за монстром, то Картер опять всё равно почему-то испугается. Тут есть, конечно, вопросы к логике, но такими сомнительными условностями авторы добиваются своего — игрок сам постоянно ощущает себя "тварью дрожащей", ему приходится постоянно прятаться, всячески изгаляться и хитрить.
Мы находим и создаём всякие ловушки, капканы, звуковые и прочие приманки, кидаемся во врагов камнями, отвлекаем петардами и выстрелами из сигнального пистолета — ведь в открытом бою Картер крайне уязвим. К тому же всё оружие довольно быстро ломается, а ремонтные наборы просто так с неба не падают.
Понятно, что в какой-то момент такие вылазки, которые всегда проходят примерно по одной схеме, начинают утомлять, тем более что персонаж движется медленно, а карту местности не завезли. Но авторы словно чувствуют такие моменты и тут же подбрасывают новые сюжетные и дополнительные миссии, которые могут изрядно взбодрить. Так, нас отправят на поиски деталей для грузовика, где мы познакомимся с новыми выжившими. Или пошлют за помощью в офис PRISM, где придётся решать загадки, проводить ритуалы и искать коды доступа.
Edge of Sanity оказалось на удивление удачным хоррор-выживачем — увлекательным и напряжённым с точки зрения сюжета, атмосферы и собственно выживания.
Плюсы: интересные сеттинг и сюжет; проработанные персонажи; затягивающий геймплей, сочетающий сюжетное приключение и хардкорное выживание; игра выглядит достойно и стильно; отличная музыка.
Минусы: в геймплее есть странные условности; очень не хватает карты местности.