«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг


Версия для печати страницы: «Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
Все самое свежее об играх читайте и смотрите на StopGame.ru

«Реклама, что ли?» — пишу я редактору в ответ на предложение сделать обзор сервиса Playkey. «Специально нахваливать не надо, оценивай объективно, как есть», — заверяют меня с той стороны. Ладно, за язык никто не тянул. Отхлёбываю кофе из кружки, смотрю на кота, уснувшего возле монитора, и вбиваю в Google наводящие запросы. Кажется, я влип: отзывы о платформе разнятся полярно. И на любой материал о ней, будь то и впрямь апология или жёсткий разнос, заранее навешивают ярлыки «заказухи» и занесённых чемоданов. Вот кто бы мне занёс, а? Но разговоров про облачный гейминг действительно всё больше, и не помешает хотя бы для личного развития пощупать его без перчаток.

Теория


Подумать только, лет пять-шесть назад эту технологию по-заговорщицки обсуждали на выставках, словно речь о секретном оружии. Дескать, устанавливаешь клиент на маломощное устройство, да хоть на смартфон, и спокойно запускаешь любые новинки с конскими требованиями к «железу».

А фокус в том, что сложные расчёты берёт на себя удалённый сервер, причём результат выдаёт с минимальной задержкой. В итоге игрок получает управляемый стрим: вроде и трансляция, но в то же время герой на экране чётко исполняет все приказы. Очень подходящий вариант для тех, кто никак не накопит на мощный компьютер и современную консоль. Ну, или для желающих добить любимый блокбастер в отпуске, лёжа на песке под южным солнцем.

«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Что вчера было дерзкой мечтой, сегодня превратилось в обыденность. Лёд тронулся ещё в 2012-м, когда Sony Interactive Entertainment приобрела облачный сервис Gaikai за 380 миллионов долларов. В 2015-м, после ряда итераций, эта покупка вылилась в PlayStation Now — платформу, позволяющую запускать консольные хиты хоть на смартфоне, хоть на телевизоре. Знай себе следи за стабильностью подключения и вноси абонплату. Следом за SIE подтянулась NVIDIA с GeForce Now. Востребованность технологии привела и к тому, что от огромных корпораций эстафета перешла к энтузиастам, посвятившим жизнь борьбе с «инпут-лагами».

Ажиотаж не утихает до сих пор. Достаточно сказать, что недавно Microsoft представила Project xCloud, а в Electronic Arts объявили, что их Project Atlas будет опираться не только на облака, но ещё и на искусственный интеллект. В «облаке» витает и директор Ubisoft, считающий, что скоро необходимость в навороченных игровых устройствах отпадёт — все переключатся на новый формат.

Послушать все эти заявления, так скоро геймеры перестанут тратиться на новое «железо». Да и следующее поколение консолей окажется не тем, что мы себе вообразили: а ну как таинственная Scarlett и впрямь состоит из двух гаджетов, один из которых — коробка для приёма трансляций?


Облачному геймингу давно прочат победу над мощными домашними системами. Обычное дело для индустрии, в которой почему-то видят филиал джунглей. Сильный, мол, здесь жрёт слабого, а вот эта штука окончательно уничтожит ту. Иногда пророчества сбываются, но раз на раз не приходится. Ведь идее пройти игру по трансляции в обед сто лет, а PlayStation 4 по-прежнему выглядит привлекательной покупкой. Да и от новых видеокарт геймеры не воротят нос.

Преимуществ технологии это не отменяет: она действительно позволяет экономить на комплектующих, всеядна в плане операционных систем, обеспечивает быстрый доступ к развлечениям и хороша как замена DRM. С другой стороны, никто не отменял требований к скорости Интернета, лагов и платы за услугу. Как понять, нужно ли игровое «облако» конкретно тебе? Правильно, только на практике.

Практика


Сразу скажу, что перспектива использования подобных сервисов меня никогда не заботила. Зачем переезжать на «облако», если компьютер тянет все новинки, а нужды проходить что-либо вне дома и работы ни разу не возникало? Но поставим, по примеру Альберта Эйнштейна, мысленный эксперимент: допустим, моя рабочая лошадка приказала долго жить, а из более-менее подходящих устройств остался лишь ноут. Старенький HP ProBook 4730 у меня действительно имеется, причём из-за поломки ему пришлось ампутировать видеокарту, — чем не кандидат? Добавьте сюда чертовски медленный, сбоящий Интернет по Wi-Fi. Хотя минимальный порог в 10 Мбит/с он всё же перешагивает, в таких случаях лучше использовать подключение через кабель. Короче, условия, близкие к экстремальным.

«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
На Playkey два вида халявы: можно развлечься без покупки игры либо без оплаты услуг сервиса.

Заходим на сайт, грузим с него клиент, регистрируемся, и тут же возникает первый вопрос к разработчикам по поводу защиты персональных данных. Сервис запускает только лицензионные игры, поэтому использует сквозную авторизацию — пользователю так или иначе надо вбивать логины-пароли Steam и Uplay. Причём с каждой сессией придётся делать это заново, ведь разные подключения обеспечивают разные сервера. Представители Playkey утверждают, что все данные при авторизации шифруются, а персональную информацию в «облаке» никто не хранит. Проверяем — на дворе-то XXI век: я прошёлся по отзывам о платформе в Интернете и воплей об утечке паролей не нашёл. Выходит, правда.

С этим разобрались, но во что бы такое зарубиться? Проверять облачный гейминг на прочность стоит при помощи новых, красивых и требовательных продуктов, логично же. Потому сперва выбор пал на Assassin’s Creed: Odyssey. Но тут — сюрприз: ролевой экшен от Ubisoft сервис поддерживает, однако при условии, что ключ был активирован на Uplay или куплен во внутреннем магазине Playkey. Мне с моей Steam-версией осталось только смотреть на пустой экран. Конечно, подобные нюансы редки, но лучше заранее глянуть условия по тому или иному продукту.

Ладно, Кассандра, подвинься — в индустрии и без тебя хватает прекрасного, если вы понимаете, о чём я. Чтобы усложнить задачу, назначаем перед запуском NieR: Automata максимальное качество трансляции — 60 fps в FullHD-разрешении, хотя экран ноутбука поддерживает всего-то 1600 на 900 точек.

«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
Чтобы было понятно, как ведёт себя трансляция в норме, — сказываются только недостатки разрешения.

Я не раз натыкался на критику, где Playkey обвиняют в долгом запуске игр. Странные претензии, учитывая, что всё уже установлено на удалённом сервере и ждать «освобождения места на диске» не нужно. Хотя не исключаю, что год-два назад эти выпады были обоснованны. Просто тут необходимо учесть, что многие отзывы о платформе успели состариться. Потому что сервис разработали не раз и навсегда — для него постоянно выходят апдейты. И они что-то да меняют. Вот за какой срок приложение Facebook меняется полностью? То-то же.

На деле неизменным остаётся только требование к качеству соединения, на чём разработчики честно акцентируют внимание. Всё элементарно: при плохой связи ответственность за качество ложится на клиента, но при хорошей — на поставщика услуг. Чтобы это проверить, достаточно вывести на экран статистику. Скажем, некогда появились и набрали просмотры ролики с разбором Playkey на примере третьего «Ведьмака», где всё тормозило и дёргалось. Но многие ли авторы этих видео признались в низкой скорости Интернета, как это сделал я? Дошло до того, что разработчики ответили своей записью — со всей необходимой метрикой. Никто же не мешает протестировать на пробном стриме. Зелёные цифры — играй, а нет — решай вопрос с провайдером. Ну, или попробуй подключить кабель вместо Wi-Fi — именно этот лайфхак, кстати, в первую очередь посоветует служба поддержки.


В общем, возвращаясь к полевым испытаниям, лично я с проблемой задержек при запуске NieR не столкнулся. Панорама сражений с роботами на руинах цивилизации вспыхнула уже через пару минут. 2В, как и всегда, очаровательна, но важнее другое — команды она выполняет предельно чётко, без ощутимых задержек, будто геймплей обрабатывает моя рухлядь, а не продвинутое «железо» за тридевять земель. С картинкой же всё не так просто: то она отображается корректно, то подтормаживает. Однажды всё вообще смешалось в кашу из пляшущих квадратов под обрывистый звук.

Для чистоты эксперимента я не стал прерывать трансляцию и дождался окончания геометрической бури. Вскоре всё вернулось в норму. Выходит, виноват плохой Интернет? Надо бы проверить сервис жанром, где скорость подключения критически важна — например, шутером от первого лица. В конце концов, NieR не особо блещет графикой, да и задержку отклика, учитывая жанровые особенности, в ней не всегда заметишь. Другое дело — гроза видеокарт Wolfenstein II: The New Colossus, фаворит прошлого года по версии StopGame. Если что и разобьёт надежды, то этот монстр, решил я, заказывая всё те же максимальные 60 fps в Full HD.

«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
Так трансляция сбоит: «облако» видно, но гейминга нет.

Каково же было моё удивление, когда боевик запустился без малейшего намёка на артефакты или лаги — не в пример гораздо менее требовательным приключениям 2B. Кроме того, ощущения от раздачи хедшотов нацистам через Playkey такие же, как за обычным десктопом, — с поправкой на дисплей похуже и разрешение пожиже. Может, дело в настройках? Качество графики и впрямь по умолчанию стояло низкое. Переключил на среднее — ничего не изменилось. Просто сижу и прохожу The New Colossus на древнем лэптопе без видеокарты.

Последний тест — поддержка геймпадов. Сдуваю пыль с Logitech F310, подключаю его к ноутбуку и запускаю The Witcher 2: Assassins of Kings. Игра как раз в числе тех, которые сервис разрешает проходить с разными типами управления. После шикарного сеанса Wolfenstein II второй «Ведьмак» так же «подлагивает», как и NieR: Automata, хотя и без жутких сбоев. Зато вместо хит-парада квадратов меня озадачивает другая напасть: подвиги Геральта то и дело прерывает выход из полноэкранного режима, из-за чего приходится регулярно прожимать Alt + Enter. Хорошо хоть, проверка облачного гейминга с геймпадом оказалась вполне успешной.

Теперь вы, конечно, спросите, как обстоят дела с расценками. Вопрос что надо: на главной странице прейскурант не вывешен, а узнать подробности можно только после привязки карты к личному кабинету или перейдя в соответствующий раздел помощи. Всего предусмотрено три плана: для тех, кто играет мало, много и всегда — с ценой от 1 290 до 2 290 рублей. Максимальный тариф даёт месяц безлимитного использования, а остальные сводятся к общему знаменателю — 1 рубль в минуту. Такая же оплата и при поминутном тарифе. Например, поиграли полчаса — с карты списывается соответствующая сумма. Это много или мало? Представьте, что вы собрались в деревню к бабушке, а ту же Wolfenstein II добить охота. Берёте с собой ноут, на месте подключаете к нему кабель (сейчас везде цифровое ТВ) и ни в чём себе не отказываете. За час отдадите 60 рублей, получив при этом бонус в 20 бесплатных минут, — даже каршеринг взять дороже. Так что при таких обстоятельствах предложение выгодное.

«Ведьмак» на калькуляторе? Пробуем облачный гейминг
Для некоторых праздник выглядит вот так.

Итак, я подошёл к вопросу как обычный человек без материальной базы и каких-либо специальных знаний. Так что же в итоге? Советовать Playkey в качестве полноценной замены компьютера или консоли, конечно, не стоит. Особенно тем, кто планирует карьеру в киберспорте и смотрит на пинг как на единственно важный параметр игры. Но бывают разные случаи. Вот у меня, например, есть сосед — большой поклонник вселенной «Сталкера» и всего, что с этим связано, включая творчество 4A Games. Зная о роде моих занятий, он периодически спрашивает, когда там Metro Exodus. Хотя мы оба понимаем, что его допотопный PC, еле-еле тянущий Last Light на минималках, такого удара точно не выдержит. Да и денег на апгрейд не предвидится. В такой ситуации либо во время поездок вдали от дома Playkey — подходящая возможность. Опробовать сервис можно здесь.