

Желание пострелять по всяким монстрам, причем так, чтобы игрок олицетворял себя напрямую с персонажем игры, родилось в первую очередь благодаря Ultima Underworld: The Stygian Abyss, которую увидел юный Джон Кармак на одной из выставок в 1990 году.
До сей поры его студия id Software, созданная вместе с Джоном Ромеро, Томом Холлом и Адрианом Кармаком в стенах софтверной компании Softdisk, занималась преимущественно двухмерными платформерами и экшнами, одной из которых была Catacomb. С геймплейной точки зрения она мало чем примечательна, но именно она послужила основной для одного из первых шутеров от первого лица - Catacomb 3-D.
Сейчас эта игра кажется примитивной и простой, однако некоторые основы жанра уже начинают проявляться - псевдо-трехмерная перспектива, коридорные уровни, система закрытых дверей с поиском ключей, ну и, конечно же, отстрел врагов, хоть и посредством фаерболов. Всем тем, кто привык к более продвинутым FPS старой школы, придется мирится с не самым отзывчивым управлением и запутанной структурой "этажей".
Спустя год все эти механики расцветут в другой, в куда более известной компьютерной игре, а пока издатель Softdisk пытался развить идеи Catacomb 3-D, выпуская аддоны к нему, но уже из-под пера других разработчиков.