10 ноября 2009 10.11.09 0 38K

«ИгроМир 2009». Первый день

Весной мы работали на Конференции Разработчиков Игр. Тогда многие журналисты жаловались, что экспозиция стала бедной, пресс-киты из набухших пакетов с ништяками превратились в одни лишь диски с самой важной информацией, а девушек красивых и выпивки бесплатной и вовсе почти не осталось. В общем, кризис, рецессия, упадок, грусть. Причем разница с благодатным 2008 годом была такая явная, что многие обозреватели ядовито побрызгали слюнями и забыли о главном – в этой угрюмой атмосфере всеобщей экономии были интересные проекты…

Прошло более полугода. Цены на нефть выросли, рубль крепнет, экономика постепенно поднимается. Несмотря на кризис, индустрия пугливо поднимает голову. Инвесторы вновь стали улыбающимися и щедрыми, онлайновые игры бьют рекорды по прибыли, Dragon Age вот вышла, а тут еще главные продавательные сезоны – «назад в школу» и Рождество/Новый год. На «ИгроМире 2009» нет упадочных настроений – все опять хорошо, благодатно и изобильно. Роскошный McLaren-Mercedes в объятиях полуголой дивчины на стенде PlayFast на это нескромно намекает.

В бизнес-день выставка встречала в основном прессу. Уроки прошлых лет вроде как учли – в какофонии развлечений для массового посетителя любая информация и работа тонет безнадежно – сделать что-то осмысленное просто невозможно. Потому «ИгроМир» еще в 2008 году обрел дополнительный день – специально для дел и работы. Этакая КРИ в миниатюре – относительно тихо, относительно безлюдно, но в целом – радостно и волнительно.

Ну а начиналось все, как и на КРИ, – забавно. Прошлая наша поездка в Москву ознаменовалась остановкой электрички в метро и радостными комментариями пассажиров на полчаса рабочего времени. В этот раз мы застряли у дверей «ИгроМира». Очередей из квадриллионов жаждущих школьников не было, зато и свободного входа для прессы – тоже. Хотите попасть внутрь, постойте в очереди из собратьев-коллег (собратьев оказалось более чем прилично). Причем многие господа из прессы решили, что заранее договариваться об аккредитации не надо. И так сойдет. Из-за этого и ждать приходится по часу. На морозе. В ожидании редактора мы заглядывали в полные доброты глаза милиционера с лицом, похожим на запрещающий проезд знак. Он растерянно пожимал плечами, искал что-то хорошее в себе, а когда окончательно решился перейти на светлую сторону силы и пустить нас в тепло – уже поднесли бейджи.

Ну а пока стояли, искали глазных развлечений. Спасал Aion. Прямо возле входа находился огромный плакат с крылышками. Подходишь к нему, фотографируешься и становишься пернатым. Если получится здорово, можешь поучаствовать в конкурсе и получить главный приз – коробочку с игрой… И тут подходят к крыльям два мужика в майках Blizzard. Оглядываются, один другому быстро что-то произносит, прислоняется к плакату, вспышка. Довольные, они быстро идут обратно в павильон за главным призом. WoW надоел, не иначе.

За такого рода занятиями мы наконец-то пробились сквозь очередь из журналистов. И прямо с самого утра двинулись на презентацию таинственного «ААА ролевого проекта» от Snowball. Разговоров по этому поводу было много еще за несколько дней до выставки. В большей степени потому, что ничего особенно приметного Snowball никогда и не делала. Локализация очень известной игры? Вряд ли, иначе название проекта не было бы тайной. Своего же «снежки» не производят. А разработки класса «три А» совершенно случайно из пустоты не всплывают. И вообще, такого рода анонсы в России бывают лишь в том случае, если отечественная компания создает что-то с мировым именем. Так о Majesty 2 стало известно именно на КРИ. Впервые в мире. Что же затеяла Snowball – решительно непонятно. И потому мы быстро двинули туда, куда не пускали простых смертных (хотя их-то толком и не было, но все равно «закрытый показ» звучит круто) – на презентацию.

10 утра, практически полная тишина (музыка еще не рвала уши, а ведущие не вопили: «Я не вижу ваших рук, кто тут любит стратегии!»), журналист-контроль, удобные столики, просторный закрытый стенд, большой телевизор. И во главе всего этого господин, рассказывающий о том, что новый и неизвестный проект зовется… The Witcher 2: Assassins of Kings. Вся интрига растворилась за мгновение. Оратор старался максимально пафосно заверить нас, что мы это все лицезреем впервые и вообще счастливчики (еще и снимать на камеру запретили, а значит, мы единственные в мире, кто это вообще увидит в ближайшее время). Удача заключалась в демонстрации игрового процесса: Геральт гулял по городу и дрался с монстром. Не снижая уровень пафоса, представитель CD Project комментировал происходящее: «Вот Геральт идет по городу; мы написали новый движок. Вот Геральт дерется с монстром; мы написали полностью новый движок. Вот мы сконцентрировались на большей нелинейности; это уже не Aurorа, мы написали новый движок». Эффект от этого, правда, получился неубедительный. Видео из «Ведьмака 2» давно утекло в сеть, его уже все посмотрели. И на презентации нам, по сути, рассказали лишь то, что в России сиквел издадут Snowball и «1С». Поздравляем их, конечно.

Старт немного разочаровал, но думать о плохом не позволяли редакторы. Каждые десять секунд нам напоминали: график плотный, надо работать-работать-работать. Десяток интервью, текстовые материалы, подготовка, проба игр. И постоянно повторялось, что сегодня бизнес-день – надо успеть сделать как можно больше. Завтра все будет сложнее, громче и теснее.

И следующей по плану у нас была фирма «1С». Вот кто подготовился к «ИгроМиру» четче остальных, так это именно ребята в желтых майках. Пока все остальные разработчики горели в звуковом аду, а журналисты не понимали, что они спрашивают из-за музыки, криков ведущих и воплей посетителей, у «1С» было тихо и спокойно – они расположились в огромном подвале, где ничего не показывали массам, зато очень уютно принимали журналистов. Внимание: там был слышен шепот. Для «ИгроМира», где себя-то не слышно, – это просто знак качества.

Однако, увы, в первый день выставки нам не пришлось все 10 часов сидеть только в гостях у «1С», утром у нас было запланирован лишь «Наполеон». Да, тот самый, что из Total War. Показывал его один из разработчиков, и ему игра действительно нравилась. Судя по его реакции – получается величайший супер. Кириллу все это дело понравилось меньше. По сути, какого-то громадного шага вперед нет. Да и вообще шага как такового. Немного новых фишек, немного краше движок, Наполеон. Четыре кампании. Пятьдесят долларов. «Улыбаемся и машем» – наш девиз. Грустно было расстраивать разработчика каверзными вопросами и замечаниями. Издалека приехал. Языка не знает. Сидит в подвале. Возможно, прикованный к стулу. Зачем ему лишние душевные расстройства.

После просмотра «Наполеон» наши наполеоновские планы верно начали катиться к чертям... Нашему журналистскому поезду, так героически першему к работе, новым играм и интересной информации, судьба на пути положила большую какашку. Первое колесо соскользнуло, когда в назначенное время вместо интервью по «Метро 2033» мы увидели разобранный стенд и монтеров, которые умели делать вопрошающие лица и выдавливать из себя орочье «Ы?». Второе колесо просто отвалилось – Assassin's Creed 2 Ярославу показывал не главный дизайнер, не продюсер и даже не пиарщик, а… соглядатай, задача которого – не дать журналисту записывать проект на камеру. Объяснять и рассказывать – зачем? Есть же продукт – вот и пробуйте, дорогие журналисты, разбирайтесь сами, пишите, что хотите…

Такая же, кстати, история случилась на стенде Postal 3, который, правда, никакой секретностью не интриговал. На демонстрационном компьютере далекая от финальной версия игры. Можно покататься, пострелять, попинать людей… и все, собственно. Никаких комментариев, никого из разработчиков, только обильно декольтированные девочки с выглядывающими из шортиков стрингами – думайте сами, решайте сами. К счастью, нам удалось вычленить немного информации, а в отместку за попустительство Ярослав традиционным уже способом «я что-то нажал» сделал игре ататайку, от которой она упала в сопровождении фейерверка ошибок.

Кстати, насчет Postal 3. От имени StopGame.ru предлагаем присудить ему медаль или какую-нибудь почетную премию типа «Дизайнеру с фимозом головного мозга» или «Сказочным идиотам», в крайнем случае скупо и просто: «Самому отвратительному стенду на “ИгроМире”». Выглядело это дело как трейлер, возле которого стоит счастливо улыбающийся фаллос с ногами из собственных яиц, одетый в большую золотую цепь. А немного сверху красовалась резиновая женщина с раздвинутыми ногами и жаждущая принять в себя что-то и поскорее. Мы не борцы за нравственность, но есть две причины, по которым тому, кто придумал стенд, надо оторвать то, что в его экспозиции улыбается. Первая – это просто тупо и глупо. Даже отвратительно. Второе – кто главная аудитория «ИгроМира»? Подростки до 18 лет. Плюс там много детей с родителями. «Мам, а мам, а что это за коричневый персонаж, который машет мне рукой? Купи мне такую игрушку!»

После того абсурда, что творился наверху, мы были рады вновь отправиться в подвал к «1С». Кирилл пошел брать интервью у разработчика игры Aliens vs. Predator. Бардак и здесь начался с первых же секунд. Заранее договорились о переводчике. Его нет. Пробуют найти другого – его тоже нет. Один из пиарщиков вызывается помочь. Говорит, что справится, все знает, все сделает. Хорошо. Приносим камеру, нам говорят: «Снимать нельзя!» Уверяем, что можно – договаривались же. Подходит другой пиарщик, дает добро на съемки. Разработчик машет руками – нельзя! Появляется кто-то третий, сразу же вопрошает: «Ребята, а чего не снимаем, зачем вообще сюда пришли?» Кто-то вновь кричит, что ничего на камеру не записываем. Редактор идет к самому главному PR-менеджеру, тот кивает головой: «Ну да, мы же договорились, пишите, сколько влезет».

В общем, пришли к чему. Наверху на стенде есть Aliens vs. Predator. В нее можно рубиться, ее можно записывать. Снимай хоть целый день – всем пофиг. Внизу есть разработчик. Сидит в отдельной комнатке. С ним можешь разговаривать, пока кассеты не закончатся. Пиши все, ему пофиг. Но вот если разработчик подходит и садится играть – баста, камеру выключай, снимать ничего нельзя. Улики, наверное, нельзя оставлять. Ниндзя-стайл, все такое.

Когда стало ясно, что с играми нам сегодня не очень везет, мы стали ждать презентаций. Тем более что в закрытый для обычных посетителей первый день были намечены довольно интересные выступления. И много надежд возлагали мы на презентацию Blizzard – все-таки и стенд у них большой, и игры известные… В общем, выдохните – про Diablo 3 ни слова. А говорили только про StarCraft 2 и WoW: Cataclysm. Да и то, все о чем рассказывали, мы уже знали – недавно прошла BlizzCon, а по быстрым каналам интернетов все интересные и не очень детали этих проектов раскрылись в тот же день. Поэтому получилось все то же самое, но «в прямом эфире», от лица разработчиков. С возможностью лично посмотреть в глаза и задать вопрос по совести. Заготовленная речь и ничего нового. Мы очень огрустнились и даже немного надулись на Blizzard. Правда, они очень сильно исправились во второй день. Но это уже другая история…

Сразу после Blizzard в том же зале к выступлению готовились представители Nival Interactive. Сергей Орловский обещал анонсировать супер-пупер-мега-ААА-онлайновую-игру. Мы очень ждали. Правда.

И вот выходит Сергей, две минуты развлекает публики и начинает презентацию. Выглядела она примерно так: «Здравствуйте, меня зовут Орловский. У меня есть игра… Ваши вопросы?» Информации – ноль бит. А спрашивать можно было что угодно – угадайка такая…

Лениво машущие красочными флагами девочки за двадцать минут до конца – идеальная иллюстрация первого дня. Лениво, сонно и бесцельно. Сначала они суетливо бегали, но показывать стройные ножки оказалось некому, энтузиазм пропал, а уходить нельзя… Бизнес – провалился. Одни не пришли, другие не успели, третьи не сделали, четвертые забыли, а пятые забыли сказать, что снимать их проекты просто нельзя (а вся остальная информация есть в Интернете). А еще повлияло то, что это все-таки не КРИ, а выставка. Все ждут посетителей, а без них и делать-то ничего не хочется. Поэтому в бизнес-день было пусто и грустно. Всем. И разработчикам, и журналистам, и девочкам в очень открытых (и облегающих) костюмчиках. Поглощающая, высасывающая нутро усталость навалилась на нас, и неудовлетворенные, практически без свершений и результатов, мы оставили опустевший павильон, чтобы вернуться завтра и утонуть в потоках зерглингов молодых любителей компьютерных игр.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также