10 июля 2015 10.07.15 3 29K

Tomb Raider: эволюция Лары Крофт

Сложно переоценить влияние Лары Крофт на современные видеоигры. Именно она установила стандарт того, какой должна быть главная героиня. Конечно, и до нее были женские протагонисты, например Самус из Metroid, Эдриан Дилейни из Phantasmagoria, но Tomb Raider вывела это явление на абсолютно новый уровень. Сегодня мы попробуем проследить, как на протяжении двадцати лет менялся характер и образ Лары, как реагировала на эти изменения общественность и, в конце концов, какой же мисс Крофт стала в итоге.

Старушкам здесь не место.
Старушкам здесь не место.

Эпоха Core Design: создание Лары

Начать стоит, конечно, с зарождения самого образа отважной расхитительницы гробниц. Core Design начала разрабатывать Tomb Raider в 1993-м году, тогда же появились и первые наброски главной героини. Вернее, главного героя, ведь по первоначальной задумке игрок должен был управлять мужчиной, очень похожим на популярного в то время Индиану Джонса. Авторы такого образа были бы, несомненно, обвинены в плагиате, и тогда было решено придумать что-то новое. Тут ведущий художник Core Design Тоби Гард (Toby Gard) подметил, что его коллеги, расслабляясь за игрой в Virtua Fighter, чаще выбирают женских персонажей. Подумав, что это был бы более чем удачный ход, Тоби решил сделать протагонистом Tomb Raider девушку.

Одним выстрелом он хотел убить сразу нескольких зайцев: привлечь игроков необычным решением и разрушить стереотип о том, что девушка может быть либо принцессой, которую нужно спасать, либо роковой красоткой-соблазнительницей. Поначалу к идее Гарда коллеги отнеслись скептически, так как главная героиня в ту пору была очень редким явлением, и делать вокруг нее игру было рискованно. Однако задумку все-таки поддержали, и, воодушевившись, Гард принялся придумывать персонажа.

Источником вдохновения для него послужили комиксы Tank Girl за авторством Джейми Хьюлетта (Jamie Hewlett; между прочим, это один из создателей группы Gorillaz) и шведская поп-певица Нене Черри (Neneh Cherry). После различных экспериментов над образом была создана латиноамериканка Лора Круз, но руководство компании предложило переделать ее имя на английский манер — героиня стала Ларой Крофт, а биография девушки была скорректирована так, чтобы учитывалось ее британское происхождение.

Хоть у нее и была какая-никакая предыстория, расписанная в буклете, в ранних играх перед нами была уже сформированная личность: Лара представляла собой непоколебимую охотницу за сокровищами. Стать расхитительницей гробниц девушке «помогла» авиакатастрофа, в результате которой она оказалась единственной уцелевшей. После крушения самолета героине пришлось какое-то время выживать в Гималаях, и этот период навсегда изменил ее жизнь. Родители Лары, если верить буклету оригинальной игры, были аристократами и не одобряли экстремальное увлечение дочери, но девушка уже выбрала свой путь.

В Tomb Raider 4: The Last Revelation было решено чуть расширить биографию мисс Крофт и добавить, что интерес к археологии она начала демонстрировать еще в детстве. Узнав, что ее образец для подражания, профессор Вернер фон Крой, готовится отправиться в большую археологическую экспедицию, девочка всем сердцем захотела принять в ней участие и убедила родителей отпустить ее в путешествие. Вместе со своим наставником Лара отправилась в Камбоджу за одним из древних артефактов. Этот небольшой эпизод из начала четвертой игры серии, конечно, сложно назвать полноценной историей становления героини — по сути, он просто являлся тренировкой, — но какое-никакое представление о том, как Лара стала увлекаться археологией, складывалось.

Шестнадцатилетняя Лара уже обладает большим археологическим потенциалом.
Шестнадцатилетняя Лара уже обладает большим археологическим потенциалом.

В более зрелом возрасте героиня уже не была так беззаботна. А непоколебимая решимость, с которой она устраняла противников, не раз подвергалась критике. Понятно, что между «убить» и «быть убитой» Лара выбирает первый вариант, но в третьей части ее жестокость ничем не оправдана: девушка убивает любого, кто встанет на ее пути, и не испытывает никаких душевных терзаний по этому поводу. Мисс Крофт стреляет в людей, которые просто делают свою работу, таких как полицейские и охранники, и многих игроков это возмутило. Да, по сравнению с другими экшенами Tomb Raider — относительно миролюбивый приключенческий боевик, но став жестокой и кровожадной, Лара потеряла обаяние в глазах поклонников.

Непрерывно работая над серией в течение нескольких лет, сотрудники Core Design чувствовали, что исчерпали свой творческий потенциал. В The Last Revelation они даже решили убить Лару, прямо как Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle) умертвил уже ненавистного ему Шерлока Холмса, но, как и в случае с великим английским детективом, мисс Крофт оказалась в итоге жива и вновь появилась в The Angel of Darkness. Однако негативные рецензии и скверные продажи игры поспособствовали тому, что права на серию перешли к другому разработчику, который задумал первый перезапуск франшизы.

Эпоха Crystal Dynamics: Лара как секс-символ

Когда серией занялась студия Crystal Dynamics, Лару ожидали большие перемены не только графического плана. Это был перезапуск с чистого листа, и новые авторы ставили перед собой цель изобразить девушку с живым характером. Частично была изменена ее биография — теперь Лара не просто аристократка, но еще и дочь археолога. Немного переработали и характер героини — она была уже не такой хладнокровной, а с друзьями так вообще вела себя открыто.

В Tomb Raider: Anniversary, ремейке оригинальной игры, было показано первое убийство Лары. До этого девушка никогда не стреляла в людей, но один из ее антагонистов, Ларсон Конвэй, не оставил ей другого выбора, хотя сам до последнего не верил, что Лара сможет воспользоваться своими пистолетами по назначению. После его смерти мисс Крофт была шокирована тем, что убила человека, но это событие сделало ее более решительной в глазах игроков.

«These hands have killed».
«These hands have killed».

Дебютировавшую в 1996-м году Лару Крофт часто называют «катализатором» женских персонажей в видеоиграх. И действительно — после ее появления полки игровых магазинов заполнили диски с изображенными на них девушками с оружием: тут вам и Рэйн из BloodRayne, и Коноко из Oni, и Ринн из Drakan… Список можно еще долго продолжать, и если бы не успех Лары, может, его бы и не было. Лара Крофт стала настоящим секс-символом в мире видеоигр.

После выхода первой Tomb Raider в Интернете появились слухи о том, что существует некий чит-код, способный избавить Лару от одежды. И возникли они не на пустом месте: сам издатель предлагал разработчикам добавить в игру такую возможность, но получил отказ. Несмотря на заявление Core Design, что все это ложь и провокации, люди продолжали верить, надеяться и ждать, воодушевленные скриншотами с обнаженной мисс Крофт. И конечно же, вскоре нашлись энтузиасты, которые сделали мод под названием Nude Raider, впоследствии выходивший к каждой игре серии.

Сексуальность Лары вышла далеко за пределы мира видеоигр, и о ней говорили даже вне профильных изданий. В основном — в восторженном ключе, но были и недовольные отзывы: дескать, Лара укрепляла в сознании мужчин нереалистичные представления о женском теле. Кроме того, героиня Tomb Raider критиковалась феминистками за то, что была воплощением подростковых фантазий и явно разрабатывалась с оглядкой на мужскую аудиторию.

При этом, несмотря на всю свою сексуальную привлекательность, Лара вполне могла быть образцом для девушек — по оценкам Eidos, к 2000-му году женщины составляли 20 — 25% от общего числа купивших игры серии Tomb Raider, а особенно популярна расхитительница гробниц была среди японок.

Тем не менее авторам нужно было двигаться дальше. Старая концепция себя изжила и уже не привлекала людей так, как раньше. И вместо сюжетного продолжения Tomb Raider: Underworld было принято решение полностью перезапустить серию.

Перезагрузка Лары

В новой части девелоперы решили делать упор именно на характер персонажа и становление Крофт как героини. Чтобы поддержать эту идею, Crystal Dynamics отказалась от использования моделей — больше никаких девушек, похожих на Лару; ее образ должен быть целостным.

Сценарий для перезапуска написала Рианна Пратчетт (Rhianna Pratchett). Дочь известного писателя была знакома с франшизой не понаслышке, но, по ее собственным словам, разлюбила Tomb Raider после второй части из-за слишком большого упора на сексуальность образа Лары. Она чувствовала, что большегрудая мисс Крофт как бы говорит ей: «Дамочка, эта игра не для тебя». Поэтому за перезапуск Рианна взялась с особым воодушевлением, посчитав, что эта игра связана с ней самой, как история о женщине, которая стремится выйти из тени своего отца, чтобы стать великой.

На радость феминисткам во втором перезапуске Ларе уменьшили грудь.
На радость феминисткам во втором перезапуске Ларе уменьшили грудь.

По словам Рианны, раньше Лара была этакой Снежной Королевой, которую мало волновали заботы обычных людей. В любой ситуации она сохраняла хладнокровие, и это было решено исправить. Рианна взяла лучшие качества героини: стойкость, храбрость, находчивость, — но добавила эмоций, чтобы показать, как появились те или иные черты ее характера.

На словах все звучало довольно обнадеживающе, но на деле сценаристку кинуло в крайность, и если раньше Лара была абсолютно невозмутимой, то теперь стала великой страдалицей. Усиливая накал страстей, Рианна перестаралась и обрушила на голову мисс Крофт все мыслимые и немыслимые испытания. Еще до выхода игры был показан трейлер, в котором Лару лапал один из местных жителей. Такой намек на изнасилование был воспринят игроками в штыки, и разработчики стали спешно оправдываться, что ничего такого с любимой героиней не произойдет. Но на ее голову хватило и других испытаний: кораблекрушения, всевозможных падений, травм, смертей близких… Все это должно было тронуть игроков и сделать образ девушки ближе и родней, но вызывало только раздражение.

До того как она попала на остров Яматай, героиня никогда прежде не убивала. Вынужденная застрелить оленя, чтобы утолить голод и выжить, она даже извиняется перед ним. Но настоящее потрясение Лара испытала при первом убийстве человека — на этом в игре был сделан особый акцент. Правда, уже через какое-то время она отправляет на тот свет толпы людей, видимо, осознав, что это необходимо для выживания на острове. Так из робкой и неуверенной девушки она превратилась в отважную охотницу. Кстати говоря, это воплощение Лары имеет некоторое сходство с Джоном Рэмбо — они имеют похожие ранения, используют луки и стрелы и, в конце концов, страдают от посттравматического стрессового расстройства. Только разница в том, что Джон Рэмбо получил его после войны во Вьетнаме, а Лара — после смерти друзей и всего того, что она испытала на острове.

Рэмбо и Лара: найдите 10 отличий.
Рэмбо и Лара: найдите 10 отличий.

За все время своего существования образ Лары менялся, и не последнюю роль в этих изменениях сыграла общественность. Еще совсем недавно была тенденция изображать нарочито сексуальных героинь (вспомните Байонетту, Джульет из Lollipop Chainsaw), но уже сейчас разработчики ориентируются на скромных девушек: Элизабет из BioShock Infinite, Нилин из Remember Me, Рэд из Transistor. Все они могут за себя постоять, но не выставляют напоказ свою женственность. Так же и обновленная Лара Крофт уже не привлекает лишь внешностью. Именно игроки подталкивали разработчиков сделать из идеализированной авантюристки приближенную к обычным людям героиню, а как дальше будет развиваться персонаж, мы увидим в ноябре этого года — в Rise of the Tomb Raider.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Я не могу сказать что Tomb Raider это моя любимая игра но я считаю она внесла свой вклад в игровую индустрию

А эволюция, приведшая к полной деградации, всё равно называется эволюцией?

P.S. Кажется все части были упомянуты, либо имелись в виду, кроме Легенды...

Читай также