Меню
StopGame  Блоги Блог Osyris Настоящий ветеран про R6: Siege, Call of Duty, EFT, BF и другие милитари шутеры

Самое актуальное

  • SG + Яндекс = Лендинг Десятилетия
  • «Инфакт» от 27.01.2020 — Ремейк KotOR, цензура в Commandos, новая игра Frictional Games, дата выхода DLC Metro: Exodus…
  • Dragon Ball Z: Kakarot: Обзор
  • Итоги десятилетия. Год 2010-й / StopGame Яндекс.Плюс
  • Areia: Pathway to Dawn: Обзор
  • Блоги. Детальный обзор The Witcher
  • Блоги. Почему играм нужны живые персонажи с эмоциями и взаимоотношениями
  • Итоги десятилетия: Ностальгируем по 2012-му
  • Первые три уровня Doom Eternal
  • The Darwin Project: Обзор
  • Итоги десятилетия. Год 2011-й / StopGame Яндекс.Плюс
  • Друг познается в попе / Лучшие моменты на StopGame
  • «Уникальный, ни на что не похожий проект» — всё, что нужно знать о Disintegration
  • Рефанд?! — Cthulhu Saves Christmas, Hades, I (DON'T) HATE HENTAI PUZZLES, Bloody trains, Nexoria…
  • There Is No Tomorrow: Обзор
  • Orangeblood: Обзор
  • Итоги десятилетия: Ностальгируем по 2013-му
  • Crusader Kings 2: A Game of Thrones Mod. Контурные карты близко!
  • Итоги десятилетия. Год 2012-й / StopGame Яндекс.Плюс
  • Dark Fall: Ghost Vigil: Обзор
  • Итоги десятилетия: Ностальгируем по 2014-му
  • Итоги десятилетия: Ностальгируем по 2015-му
  • Итоги десятилетия: Ностальгируем по 2016-му
  • Encased: Превью по ранней версии
  • Блоги. Трудно быть некромантом | Обзор дилогии NecroVision
  • Блоги. Как Papers Please копает вглубь тоталитарного государства
  • Итоги десятилетия. Год 2013-й / StopGame Яндекс.Плюс
  • Super Crush KO: Обзор
  • VR-безумие / Уэс и Флинн играют в VR
  • Итоги десятилетия. Год 2014-й / StopGame Яндекс.Плюс

Настоящий ветеран про R6: Siege, Call of Duty, EFT, BF и другие милитари шутеры

+63
Внимание! Этот материал составлен двумя авторами блогов СГ – Dzhi-Dzhi и Osyris. Видео часть отличается от текстовой части структурой, так как ролик был построен по диалоговой системе. Также в видео-версии больше примеров из видео-игр, таких как: Far Cry, This War of Mine, Spec Ops, MoH, Homefront и т.д. Желательно ознакомиться со всем материалом для более четкого понимания сути предмета. Желаем приятного времяпрепровождения! :)




Часть теоретическая.

«Лучшее оружие человечества» — когда вы видите такую формулировку, что первое вам приходит на ум? Порох? Атомные бомбы? Футуристическое, но в теории возможное климатическое оружие?
Нет, скажу я вам. Лучшее оружие человечества – воин. Обычный натренированный сражаться человек. Без него невозможно осуществить практически никакой военной операции даже в наши дни. И так будет еще долго. Почему? Постараемся разъяснить.

Не смотря на то, что эволюционно человек крайне уязвимое и хрупкое создание, мы имеем фантастическое преимущество над другими видами существ планеты. Там, где многие получили от матушки природы оружие ближнего боя (когти и бивни), броню – (черепахи, дикобразы), иммунитет к ядам – медоед, у нас есть нечто гораздо лучше. Разум.

Конкретно он дал нам неоспоримое преимущество в доминировании над остальной флорой и фауной Земли. А дальше мы уже сами придумали свои когти, броню и иммунитет в виде оружия, доспехов, фармацевтики.

Тут мы подходим к реальным аспектам войны, которые нужно осветить для полноценного понимания того, как милитари шутеры скрывают от нас суть боевых действий за рядом игровых условностей.



Человек как инструмент войны.

С чего начинается любой шутер про боевые действия? Со знакомства с персонажем. Вот и мы знакомимся с ним – Homo sapiens, человек разумный.

О выносливости.

В современных реалиях войны обычный стрелок без особой специализации – нагруженный под завязку снаряжением мул. Объясню на своем примере. Периодически исполняя роль стрелка поддержки, мне доводилось носить такой «груз» на себе:
Каска, налокотники, наколенники, бронник (будем брать со стандартными титановыми пластинами 4 класса защиты). – около 15 кг.
Штатное стрелковое оружие – АКС или АК-74 – 3,5 кг.
Магазины к штатному оружию – допустим 6 снаряженных (хотя таскают и по 12), 3-4 кг (зависит от типа патронов и материала магазина(пластик, сталь, легкий сплав).
Гранаты и рация – обычно носятся в подсумках и на плечах. Радейка от 400гр до 1 кг. Гранаты зависят от типа и производителя, возьмем две обычные ф-1 – 1,2 кг.
Аптечка, тактический рюкзак, перчатки, тактические очки и пр. – еще килограмма 2-3 сверху.
Итого мы получаем стандартный затар в районе 25 килограмм. Повторюсь, это самый минимум. Хоть это все и распределено равномерно по телу, но даже чтобы просто привыкнуть к такому весу – нужны месяцы подготовки на полигонах.

Мне еще периодически приходилось носить саперный набор и танковые мины по две штуки. Каждая приблизительно (зависит от оболочки) 10 килограмм тротила. Не для фана, а по задаче. При собственном весе 75-80 на тот момент.

У каждой уважающей себя военной части есть полоса препятствий. Доводилось бывать на самых стременных – ВДВ и морской пехоты. Чтобы заслужить берет этих родов войск, нужно эти препятствия преодолеть за отведенное время. Тренируются как отдельно, так и подразделениями.
Каждый лишний грамм снаряжение в долгом забеге – это сотни часов тренировок. Но это окупается, когда ты попадаешь в реальный бой, где каждая миллисекунда на вес золота.

Неподготовленный гражданский, из моего опыта, не может удержать ствол (стандартный АК-74) в прицельной стойке неподвижно ровно даже 15 секунд в позе стоя. Одновременно с этим нужно еще целиться (понимаю, что тут можно вставить дробовики, но это скорее альтернатива, чем основное оружие). Задействуется многозадачность роботы разных чувств и рецепторов. Мышцы устают, отдача создает внезапную боль, мозг и уши страдают от резкого звука выстрела. Пот стекает со лба на глаза.

Стойка стрелка.

Помните, как мама говорила вам: «Держи спину вертикально ровно, а то горбуном станешь!»? Забудьте часть про «вертикально». Современная стойка стрелка вызывает стоны боли у терапевтов (у моего так точно). Ноги на ширину плеч, корпус чуть вперед, спина ровная, плечи вжимаются в корпус, руки полусогнуты. Гравитация сильно тянет вперед от веса оружия и передней броневой пластиной, сзади – рюкзаком и спинной броневой пластиной. Голова и корпус поворачиваются одновременно по направлению ствола оружия, что в теории звучит просто, но на деле усваивается далеко не сразу.



Для чего она нужна – стойка стрелка? Во-первых, уменьшить площадь поражения своего тела от снарядов, пуль, осколков. Во вторых, минимизировать время между обнаружением противника, прицеливанием и выстрелом. В третьих, уменьшить кинетическую отдачу на тело во время стрельбы (об этом ниже).

Естественно, держать такую стойку продолжительно крайне тяжело. А если еще нужно спринтовать, бегать, прыгать, падать, осуществлять сложные задачи с микро моторикой (разминирование, к примеру), ресурс человека довольно быстро исчерпывается.
Кинетическая отдача оружия.

В теории – звучит легко, на практике состоит в прямом и опосредованном управлении, механическими и химическими реакциями огнестрельного оружия.

По сути, оружие, которое мы держим в руках – сплав материальных элементов, доведенных до ума конструкторами-учеными. Это та же рогатка, известная человечеству с древних времен. Только, если раньше снаряд в виде камушка запускался энергией натяжения условной тетивы, то сейчас это делается за счет химической реакции пороха в капсюле патрона.

Естественно, при выше озвученной реакции, внутри оружия, кинетическая энергия идет как прямо по стволу вперед, так и назад по направлению в приклад, что создает физическую отдачу оружия. Примитивно, но действенно.

Неважно является ли огнестрел с прикладом или без, кинетическая отдача оружия крайне болезненная вещь. Привыкнуть к ней — дело нелегкое.

Преодоление психического блока на убийство себе подобного.

Психологи давно пришли к выводу, что у нас присутствует сразу три «мозга». Человек, примат, ящерица. «Человек» — отвечает за разум и анализ, «примат» — за удовольствие и эмоции, «ящерица» — реакция на опасность и страх (бей или беги).

В ходе эволюции мы также приобрели социальную потребность в общности. Как и другие животные по сути, люди не убивают себе подобных без очень веской причины.

Неподготовленный по специальным профессиональным милитари/полицейским программам человек даже не осознает, какую реакцию даст его организм и сознание на адреналиновую ситуацию. Мозг рептилии делает «захват миндалины» и, в лучшем случае, человека хватает ступор. В худшем – паническая атака, приводящая к травмирующим последствиям.

С другой стороны, есть от природы склонные к реакции ящерицы «бей» люди. Психопаты. Черствые, как галета в сухпайке. Нулевая толерантность к эмпатическим проявлениям (отсутствие сопереживания и жалости). Эти люди идеальные солдаты на поле боя. В первом бою именно они стреляют точнее всех и на поражение противника. В мирной жизни их можно спутать с людьми, которые подвержены хронической депрессии.

В обычной мирной жизни убийство себе подобного не свойственно. Исключения составляют эмоции, которые могут мотивировать человека преодолеть психический барьер: зависть, жадность, ненависть, обида, ревность и т.д.

Именно по этому МВД так сложно ловить серийных маньяков без почерка. Нет четкого мотива и стандартного психологического портрета преступника. А соответственно инструментов для его поимки.



Самое сложное для человека, взявшего в руки оружие – моральное решение выстрелить. В шутерах же мы видим, как персонаж выкашивает толпы людей сотнями и тысячами без зазрения совести и особых эмоций. Как же обычному человеку прививают способность убивать себе подобных?
Существует множество способов как это сделать.

Обесчеловечивание противника. Древний прием, использующийся еще с зари человечества. Так шаманы в племенах первых разумных людей рассказывали страшные сказки про такие же племена противников. Что они едят младенцев, пьют кровь поверженных врагов, поклоняются подземным демонам и насылают порчу. Если постоянно находишься в обществе, где тебя так «промывают», даже здоровый скептицизм рано или поздно даст трещину. И ты задумаешься «А может это правда? Хотя бы частично?». Совесть сдается под напором толпы. А вы серьезно думали, что пропаганду придумал Геббельс? Пффф, наивные. Он просто вывел её на качественно новый уровень.

Адские тренировки. Те, кто служил в армии, знают простую аксиому армейского быта: «Задолби солдата работой, а то он задолбет тебя!». Если по 18 часов в сутки 7 дней в неделю на протяжении годов за*****вать воина, у него не будет собственного мнения, мыслей и желаний. Он винтик в отлаженном механизме, который исполняет свою роль в иерархической модели армии.
Меньше знаешь – крепче спишь. Строгая цензура информации, которою получает воин. С утра на построениях замполиты читают новостные сводки от штаба. Проводятся разъяснительные беседы. «Интернет – зло», особенно часть, где общаются граждане потенциального противника. Делается все для изолирования информационного поля солдат.

«Мы самая сильная армия мира!». Фраза, звучащая в любой армии любой страны. Офицеры постоянно должны напоминать подчиненным, что они некие супермены. Только они способны сделать «вставьте любую сверхзадачу»! В итоге солдат с одной стороны чувствует себя неким избранным, а его противника, которого обесчеловечили в пункте выше – червяком, который ничего ему не может противопоставить. Обычно, такая спесь слетает в первом реальном бою, но его еще надо пережить.



Тенденции современной войны.

Отдельно стоит озвучить некоторые нюансы, которые встречаются в комментариях под материалами об армейской службе и войне от диванных аналитиков.

1. «Да мы на занятиях по ОБЖ все десятки выбивали при стрельбе, и отдаче почти не было у всего класса!». Я за Вас очень рад. А теперь, возьмите затар из пункта «выносливость», пробегите в дождь по неровной местности хотя бы пять километров. Пусть ваш друг возьмет пару пачек петард и, поджигая, кидает вам их под ноги или рядом во время забега. Потом в течении нескольких минут отстреляйте хотя бы 6 магазинов. Так вы минимально приблизите себя к реальным боевым условиям. Гарантирую, три дня вы будете еле передвигаться, а результаты стрельбы Вас явно огорчат. Даже середняк в тепличных условиях способен выдавать отличный результат, но именно в стрессовых, критических ситуациях можно увидеть реального воина.

2. «Я вот на срочке служил, меня там всему научили». Фигня. Срочная служба в странах СНГ – это черная дыра неоплачиваемого труда. Срочников может заменить гражданский персонал. Но это дорого и нужна реформа, легче взять необстрелянного 18 летнего юнца и сказать что это его «долг». То, чему там учат, можно усвоить самостоятельно за полгода максимум, если систематически заниматься в профильных сообществах. Та же строевая подготовка – пережиток прошлого, когда воевали линейными строями в эпоху Наполеона Бонапарта. Срочники – воины, на данный момент времени, только в реально воюющих странах, типа Израиля.

3. «Не служил не мужик», «я не зря потратил 2-3 года своей жизни на армию», «армия сделала меня лучше» — давление общественных стереотипов. Есть контрактная армия. Хочешь быть воином — подписал, отслужил, пенсия. Все просто.



Часть геймплейная, практическая.

Call of Duty:

Серия со своих корней славится неким сюжетным прорывом. Когда вышла первая часть Modern Warfare, мне частенько доводилось слышать: «Круто! Не нужно воевать, чтобы понять как там, в реальном бою!». Позже, конечно, до людей начало доходить, что все это голливудский аттракцион с кучей сюжетных условностей и допущений. Но и поныне среди западных игроков можно увидеть мнение, что именно так они представляют войну.

Так ли это? Отнюдь. Война в серии показана как некий тир, где солдат может выкашивать толпы врагов без особых психических и физических последствий. При этом грамотно управляться с разными видами оружия и техники. Даже профессионал военного дела, не может сходу освоить только что подобранное оружие. Про технику вообще речи не идет. Для этого нужны годы тренировок под каждый вид. Если специализация воина – танк, не надейтесь, что он сможет рулить вертолетом. Это абсурд. Если воин снайпер, он не сможет обезвредить кустарно сделанное самодельное взрывное устройство.

Еще один важный момент – психическое состояние человека после боя. Грамотные офицеры проводят дебрифинг после каждого боя. Солдат периодически отправляют на отдых и реабилитацию. И все равно большое количество ветеранов подвержены посттравматическому стрессовому расстройству, которое уничтожает личность изнутри. А тут наш персонаж без передышки бросается в один бой за другим не испытывая никаких эмоций во время сражения.
Поэтому стоит сразу принять за факт, когда вы играете в сюжетку игры этой серии: Это постановка. Красивая, фееричная постановка от людей, не понимающих что такое война и романтизирующих эту самую отвратную войну.

В геймплейном плане, а именно мультиплеер, вы подвержены такому же тиру с другими людьми. Если брать пример с чего разработчики пилят каждую часть мультиплеера, я бы сказал, что это чистый пейнтбол. Задорно, весело, короткие бездумные матчи.

Battlefield:

Вот тут фанаты батлы довольно потирают руки после разгрома конкурентов и думают: «Вот наш тайтл ща похвалят!». Не-а. Те же яйца только в профиль. Да, тут большие открытые пространства, некое подобие серьезного повествования, баллистика. С таким же успехом, как и в калде пейнтбол, для батлы можно взять страйкбол. Чуть более приближенно к реальным боевым действиям, но опять таки, разве 10-15 сантиметров важны в километровом отрезке? Это риторический вопрос.

Все те проблемы, которые описаны выше, свойственны и этому тайтлу. Бездумное убийство толп врагов, несвойственные навыки воинов…Тут можно продолжать еще долго. Условные роли в бою, чаще всего не реализуются от слова совсем в виду отсутствия их понимания самими игроками.
Возьмем в пример банальный бег. Все персонажи передвигаются одинаково быстро, независимо от классовой роли и веса затара. Понятно, что это сделано в угоду соревновательности. Вот только как может суппорт, несущий на себе кучу патронов, пулемет и допустим гранатомет, передвигаться также быстро, как юркий медик с автоматом?

Известный козырь в спорах Батла-Колда – разрушаемое пространство. Вот только оно тоже разрушается по плану разработчиков и так как они это видят. Что далеко не как в реальности.
Хотите вы того или нет, между двумя тайтлами выше, гораздо больше общего и пресловутых игровых условностей, чем различий.

Rainbow six siege:

Тут мы переходим к вкусности. Не смотря на то, что я (Осирис) уже давно не играю в радугу, её я считаю достаточно интересной в плане геймплея для армейского человека, как и многие мои побратимы.

Сразу уточню, я говорю здесь не об оружии, импакте, физике – тут аркадность прям сочится. А вот тактика, затар, скорость передвижения, смертность персонажей – самое то.
В реальности воин не может носить на себе кучу снаряжение и боекомплекта. Оперативники Радуги, не смотря на предысторию спец-подготовки, тоже люди. И им приходится жертвовать килограммами ради подвижности и мобильности. Передвижение по вертикалям также вносит свою лепту.

Дело в том, что в шутерах мы зачастую выбираем себе ствол с такой мушкой или с таким прицелом, чтобы нам было удобно. Например, очень часто выбор даже коллиматорного прицела делается исходя из его рамки, не закрывает ли она нам слишком сильно обзор. Но дело в том, что в жизни ты целишься только ОДНИМ глазом. Второй закрывать не нужно. Это ошибка, которая может привести к тому, что напряжение из закрытого глаза передастся в открытый. И если так не делать, то при фокусировке на цели, рамка коллиматора или мушка становятся для тебя, как бы, полупрозрачными, ты видишь их только одним глазом. То есть, в жизни в принципе не существует такой проблемы как «неудобная, закрывающая обзор рамка коллиматора».

Тактическая составляющая. Любая военная операция в жизни всегда тщательно планируется. Конечно, далеко не всегда все идет по плану, но это уже другая тема.

Escape from Tarkov:

Этот тайтл достаточно популярен среди бывших армейцев и людей зрелого возраста. Конкретных причин тут две: псевдо реалистичная выносливость и медитативная подробная кастомизация. Разберем их.

Начиная с казульной Call of Duty и заканчивая относительно реалистичной Insurgensy — везде твой боец может встать, прицелиться, и простоять в таком состоянии примерно вечность, а потом ещё и сразу начать бегать как ошпаренный. Но, есть одно исключение! Escape From Tarkov! Там шкала выносливости тратиться вообще на всё! В том числе на прицеливание! При том, если присесть, то она тратится перестанет… если ствол достаточно лёгкий, а так в лучшем случае замедлится.

Не стоит забывать и о кастомизации. В Tarkov она выведена на какой-то поистине запредельный уровень. При том важно понимать, что подсказок в игре к самому этому процессу крайне мало. Не знаешь, чем отличается экспансивный и бронебойный патрон? Страдай. Не видишь различия керамической и титановой пластины в бронике? Дважды страдай. И так по нарастающей.

Чем-то эта игра схожа по хардкорности с Dark Souls от мира шутеров. Опять-таки взрослые люди не имеют такой скорости реакции как молодые, и эти вышеописанные плюсы с редкими стычками, в которых более решает не скил стрельбы, а подготовка и терпение – превалируют для взрослого человека.



Вывод.

Героического в настоящей войне очень мало, и едва ли вы вернётесь с неё лучшим человеком (если вообще вернетесь). А вот заиметь целый ворох самых разных проблем со здоровьем и не только — легко! Не стоит обманываться картиной, которую нам рисуют стереотипы, пропаганда или массовая культура, в том числе в виде игр.

Позитиватор
Комментарии (9 шт.)
Первый Картавый комментарий
На мой взгляд, видео материал получился неудачным. Вас, Old Navy Vet/Osyris/подскажите, как к вам обращаться, слушать приятно, как и всегда. Хотя, справедливости ради замечу, что вы «недоигрываете» в диалоге. Однако подача вашего собеседника мне была неприятна. В том смысле, что его манера говорить явно выдавала отрепетированность действа. Кроме того, пускай это уже совсем субъективно, скажу, что используемая манера речи звучала слишком" по блогерски", если позволите: слишком ярко расставлены акценты в речи, её темп нервный. Прошу прощения, если это прозвучало грубо; я не хотел никого оскорблять.
Сама тема корреляции игр, гражданской жизни и боевых действий получилась интересной. Правда, менее специфичной, если сравнивать с предыдущими, оттого, наверное, подобные мысли были мною услышаны и прочитаны не в первый раз.
Как бы там ни было, спасибо обоим авторам за материал.
По ролику тут скорее моя вина, так как новый для меня формат. Я прям фейспалмы ловил когда свою речь слышал в сравнении с Андреем. Критику воспринял. А с Джи-Джи было очень приятно работать, как в плане кооперации так и по разбору материала.
Пришел совместный материал откуда не ожидали… но все равно благодарю за материал. Впрочем, вполне логичное решение, если это рассматривать как один из способов взаимной популяризации, если так можно выразится. Посему будет любопытно поглядеть и узнать, даст ли это нужный эффект.
Аллилуйя. Как я люблю, когда человек, разбирающейся в теме, начинает развеивать мифы о ней.
Немного своих историй.
Экипировочную тему понял давно, когда по работе приходилось ходить до 24 км в день. Вот берешь ты значит с собой — бумагу, ручку, набор инструментов, и ложишь в ноутбучную сумку. Казалось бы, в сумме 5 кг. Че это для мужика? Как же они будут бесить уже через 8 км…
А теперь читаю про 30 кг. И смотрю на своё пузо. Мда.
Отдельный плюс за ремарку про «не служил — не мужик».
В моем окружении есть минимум 7 человек (в т.ч. пара женщин), которые либо будут «сверкать глазками» или «с пеной у рта» доказывать, что в армии надо побывать при любом раскладе.
Начинаешь думать, а че бы нет?
А потом «под ширму» заглянешь — посмотришь видео, или разборы т.с. не для широкой общественности — мама рОдная.
Можно я и дальше буду убивать пиксельных болванчиков в компигрушках и никогда в жизни не буду браться за реальное оружие? *как тут кривую грустную улыбку изобразить?*
и ложишь в ноутбучную сумку.

Прошу прощения, но «кладёшь».
Черт подери, как в школе не запомнил так теперь и косячу… :)
Благодарю за полезный материал, хоть я никогда и не служил, примерно так же все и оценивал, особенно после опыта переводчика при журналистах на передовой — пришлось побегать в жилете и каске. Думаю, для баланса стоило проехаться еще и по совсем уж аркадной Counter Strike, но и так подборка хорошая, отдельный лайк за R6: Siege.
Что скажете насчет серии Arma? Много наиграл во вторую и третью часть за несколько лет, в том числе на, так называемых, «Больших играх», миссии в которых эмитируют реальные боевые сценарии с одновременным участием двух-трех сторон конфликта на 150-200 игроков. Могу отметить, что расстояния в ней ощущаются очень отчетливо, а после нескольких неудачных смертей всего твоего отряда от техники осознаешь всю ее мощь и доминирование на поле боя и ценность пулеметных расчетов, снайперов, саперов, т.е. те роли, которые в современных играх часто преподносятся как второстепенные (поддержка). К тому же Arma развеивает миф о снайперах (даже полевых с винтовками типа «DMR»), как о подвижных бойцах, которые могут попадать белке в глаз не целясь с разворота на 180 градусов. Отдельно стоит упомянуть игру за командира отряда с ДВ рацией и творящийся хаос в эфире в боевой обстановке (за командира стороны не играл, не знаю каково это). Ну и в целом, игра в такие моменты очень четко передает ощущение крохотности и ничтожности отдельно взятого тебя и твоих возможностей в большом театре боевых действий (если конечно ты не играешь роль солдата с ПТ средствами или пилота, например).
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка 2020-го Праздника к нам Приходящего
Блог курилок и длинных разговоров
Обзор на КР 2
Блог nemui_guritchi
Подкаст. Как в России делать игры 18+
Персональный блог Аниматора port154
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Обзор SOMA.
Блог обзорщиков
Golden Sun — Забытая легенда
Персональный блог FoxHeaven
«Ведьмак»: поиски предназначения
Персональный блог благородного безумия
Наверх ↑