Меню
StopGame  Блоги Блог OFFigist Проект «7 дней лета»: история взлёта и падения (но не до дна).

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 16.10.2019 — Запуск Google Stadia, новая Saints Row 2, вторая глава Fortnite, отмена Divinity: Fallen Heroes…
  • Legends of Runeterra: Превью по пресс-версии
  • Doom Eternal: Превью игры (ИгроМир 2019)
  • Сходка StopGame на Игромире 2019
  • Душевный подкаст №21 — «Джокер» против «Капитанки Марвел», цензура против Call of Duty: Modern Warfare
  • John Wick Hex: Обзор
  • The Witcher 3 на Switch — без чародейства не обошлось
  • ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Трэш-выпуск
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2: Превью игры (ИгроМир 2019)
  • DEVIL MAY CRY V. Клуб анонимных плакс
  • Indivisible: Обзор
  • Rain of Reflections: Chapter 1: Обзор
  • Бухлострим в говно / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • WARFACE. Лики войны
  • Как создавались Bully и Sleeping Dogs — история одного дизайнера
  • Что происходит с Call of Duty: Modern Warfare
  • DESTINY 2: SHADOWKEEP. Тёмная сторона Луны
  • Блоги. Ведьмак до того как стал известен
  • Блоги. Три ассасина — Одно кредо, Assassin’s Creed Chronicles (История серии)
  • Spaceland: Обзор
  • UNTITLED GOOSE GAME. Садовый террор!
  • Разбор полетов. Spore. Симулятор всего или No Man’s Sky своего времени?
  • Косплей на «‎ИгроМире 2019» и Comic Con Russia 2019
  • The Executioner: Обзор
  • Code Vein: Обзор
  • TRINE 4: THE NIGHTMARE PRINCE. Обратно в сказку!
  • TOM CLANCY'S GHOST RECON: BREAKPOINT. Точка донатного кипения
  • Интервью StopGame.ru с Кодзимой. Миссия (не)выполнима
  • Блоги. Rebel Cops — черновик хорошей игры
  • Блоги. Как снимали «Вечернего Урганта» с Кодзимой

Проект «7 дней лета»: история взлёта и падения (но не до дна).

+6
Русская Визуальная Новелла… Так хочется написать здесь “их много”, но такими словами автор статьи, несомненно, погрешит против истины. Русских визуальных новелл м-а-л-о! Заслуживающих внимания среди них, в полном соответствии с теоремой Старджона про 90% — и того меньше, хоть по пальцам обеих рук считай, пальцы ног уже не потребуются.


Женя очень изменилась за «лето»… и немного смущается



Оговорюсь, конечно, что и потребители русскоязычных ВН, мягко говоря, в очередь за ними не выстраиваются. Первая причина для этого, конечно же — отвратно низкое качество подавляющего их числа, но здесь мы имеем дело с негативной обратной связью: низкое качество — мало заинтересованных читателей — в итоге авторы, которые могли б, потенциально, предложить людям творения уровнем повыше, в эту сферу, попросту, не идут, не для кого стараться!

Есть и более глубокие причины: родина жанра visual novell — Япония, а японские культурные стереотипы не так хорошо, как хотелось бы думать, стыкуются со стереотипами отечественными (если уж на то пошло, то и с европейскими — тоже), особенно в сферах, имеющих отношение к эротике и насилию. Попытка создавать жанр «русской ВН», напрямую перетаскивая к нам японские шаблоны, приводит к не обязательно осознаваемому, но практически неизбежному конфликту архетипов. В итоге, то, что в Японии легко и непринуждённо попадает в культурную норму — в нашей культуре вытесняется в область, скажем мягко, не вполне приличного, а попросту — табуированного и для усреднённого потенциального читателя «визуальная новелла», это «что-то такое с малолетками и щупальцами, для одиноких извращенцев».

Но это тема отдельная, для нас же с вами важно то, что на до такой степени непаханом поле любой холмик обречён превратиться в камень преткновения, да ого-го ещё какой. Новелла «Бесконечное лето» являет собой, вплоть до нынешнего времени, практически, к сожалению, единственный удачный пример адаптации некоторых шаблонов жанра к отечественном культурным стереотипам. Ничего нет удивительного в том, что сделанная во время оно на чистом энтузиазме и любви к искусству нехитрая по смыслу и сюжету новелла смогла на многие годы сдвинуть равновесие в сторону повышения планки качества отечественных ВН, собрать вокруг себя довольно устойчивый фэндом и породить, наконец, отдельную вымышленную Реальность под названием “Лагерь Совёнок”.

“Лето” — не тема этой статьи, скажу лишь, что когда я читал эту новеллу впервые, то был немало дезориентирован, с одной стороны — великолепной визуальной частью и образами девушек-героинь (довольно метко бьющими в архетипические слои психики), но, с другой стороны, довольно таки заунывным сюжетом с предсказуемыми и как под копирку написанными рутами и целыми игровыми часами, заполненными бессмысленным ничегонеделанием главного героя. Тем не менее, в Стиме игру я оставил и в общедоступную Мастерскую для модификаций заглядывал, печёнкой чуя — потенциал у этого сюжета есть и немалый, осталось лишь дождаться автора, который с такой потенцией сможет что-нибудь стоящее сделать.


БЛ — как много в этом звуке… девушек хороших… и как мало всего остального.



На самом деле, это “стоящее” появилось в Мастерской почти сразу. В современном “изобилии” модификаций я легко мог бы и не заметить начатый проект со скромным названием “Семь дней лета” и переработанным сюжетом всего лишь для одной девушки, но тогда выбора особенного не было: либо забить, либо читать всё новое, что там появляется. Мог ли я тогда подумать, что модификация к ВН станет поводом писать целую статью? Конечно нет.

Прочитанная мной измененная история Лены оставила впечатление… странное.

Что-то в той работе меня зацепило и уже только сейчас я понимаю, что именно: при линейном и не шибко вариативном сюжете мода и при некоторых, скажем так, странностях в поступках героини и протагониста автор каким-то необъяснимым логикой движением пера и клавиш смог наделить душой и жизнью картонные реплики маскотов из “Лета” оригинального (не ищите в этом противоречия с моей же похвалой абзацем выше — архетипический образ и реальный человек, это очень разные вещи). Созданная автором модификации Леночка несколько растеряла логику исходного образа, зато приобрела взамен душу и плотность живой девушки!

Зацепило… Ну ещё бы, а кого не зацепило бы? Одним словом, мод в Избранном я оставил и приглядывал за ним, не то, что непрерывно, но регулярно. Чувствовалось: это — настоящее! Разработка мода не летела вскачь, но и на месте не стояла: автор выпустил «романтический» рут Алисы, на ту пору не особенно меня заинтересовавший. Свою историю получила Мику и это была достойная работа: присутствовавшая в Лете больше в качестве «пасхалки» японская девушка получила и характер и биографию. Был выпущен «романтический» рут Слави — и заслуженно зарублен самим автором, в нем бедная девушка бегала голой по пляжу и покушалась увезти Семена работать в колхоз. В какой-то момент я обнаружил, что протагонист из одного превратился сразу в трёх, на выбор игрока и тогда я понял — пришло время присмотреться к проекту повнимательней.

Впрочем, на первый взгляд, помимо возможности выбрать протагониста — их трое, соответственно, три разных пролога, сравнительно с оригиналом в моде ничего особенно не меняется: пробуждение в автобусе, первое знакомство, сороконожка в столовке. Разница проявится позже, хотя основная последовательность игровых событий, в общем, повторяет оригинал. Хотите знать число и год? Вам скажут. Съездить в город? Есть “Волга” у столовой. История этого мира? Не очень-то герой этим интересуется, но и скрывать от него ничего не будут. То есть, полноценная параллельная реальность? Скажем и так и — не совсем так, всё устроено несколько сложнее. Мультиверс, но с довольно… необычным обоснованием. Читая один рут за другим, мы понемногу соберём всю картину воедино.


Трое на выбор это гораздо больше, чем один.



А читать в игре придется много: более 100 часов потребуется на прочтение всех существующих веток. И это будет качественный и грамотный литературный текст, без навязшего на зубах канцелярита от МТА.

На каждую девушку было запланировано по три варианта развития отношений. Нет, не по три концовки, как вы могли б подумать, а три полноценных рута (“романтический”, “приключенческий” и “специфический”) и около десятка концовок в каждом. Полноценная ветка с Ульянкой (нет, не в [i]этом смысле[/i], автор чтит УК) открывающая неожиданный способ доступа в мультиверс. Полноценная ветка с вожатой Ольгой Дмитриевной. Несколько совсем новых персонажей добавляют в лагере жизни и «движухи», да и старые персонажи второго плана могут внезапно показать себя с довольно… неожиданной стороны. Сильная драматическая ветка одиночки, безо всяких межпространственных маньяков; отдельный рут “Нуар”, выпадающий из “пионерского” стиля, зато открывающий понимание, что не лагерем единым мультиверс существует. И, наконец, запланированный изначально “истинный рут” с гранд-финалом и развязыванием всех сюжетных узлов, проходить который предполагалось за четвёртого, условно говоря, “прото-Семёна”, который, на самом деле, и не Семён вовсе…

На фоне столь глобального, качественного и объемного сюжета модификации оригинальное “Лето” субъективно тянет, в лучшем случае, на приквел к ней. Тем более, что, в рамках мультиверса 7ДЛ, описанных в БЛ “миров-пузырей” может существовать неограниченно большое число.

Нам осталось только рассказать о том, как и почему этот, во всех смыслах, многообещающий проект был по мнению одних законсервирован, по мнению других просто брошен и о том, почему и то и другое мнения — не совсем соответствуют истине.

Около трёх лет мод писался и программировался одним человеком по принципу — делаю, когда будет свободное время. Но, к тому моменту, когда общая сюжетная схема сложилась и дальше оставалась её только наполнять, мод набрал свою немалую фан-базу, как-то незаметно при авторе сложилась небольшая “группа технической поддержки”. Наконец, весной 2018 года был сделан “ход конём” — объявлено предложение всей “группе читателей” выступить, условно говоря, работодателем для автора, скинувшись всем коллективом на перевод разработки на “профессиональные рельсы”. Даже и не сосчитать, сколько проектов на этом и загнулись, потому что одно дело — сидеть на попе ровно и ждать обновы и совсем другое — за будущие обновы платить. Но в нашем случае дела сложились как нельзя лучше: люди откликнулись и донат пошёл! В тот же момент времени под разработку была заложена хорошая такая мина замедленного действия, причём задним числом можно понять — вполне ожидаемая.

Автор ни разу не скрывал, что созданное в жанре “эроге” оригинальное БЛ для него — не более, чем черновик для создания собственной реальности. И чем больше совершенствовался и развивался мир “7 дней лета”, тем дальше автор уходил от, собственно, жанра эроге, в сторону драмы, мистики и извилинодробящей жизненной философии. Понимание эта тенденция находила далеко не у всех читателей. Апофеозом, пожалуй, стал выход “романтического” рута Славяны. Создавая его, автор не только уложился во взятые на себя очень жёсткие сроки, но и написал полностью независимую историю для каждого из трёх Семёнов. По одному только объёму текста один этот рут значительно превосходил среднюю визуальную новеллу в целом. Тем не менее, нашлись критики, заклеймившие один из самых интересных рутов “бездушной графоманией”. И это они ещё не видели вышедшего поздней рута одиночки, в котором места для лирики и эротики уже по умолчанию быть не могло.

Атмосфера вокруг проекта сгущалась нехорошая. Там и сям звучали голоса, что автор, дескать, портит наш (“их”, ну да, они же за него платят; стоит ли уточнять, что большая часть “критиков” ни гроша сами в разработку не вложили) мод и хорошо было бы вообще забрать его у автора и закончить так, как надо “народу”. Конечно, “собака лает, а караван идёт”, но плохо то, что группа технической поддержки стала (поначалу) ненавязчиво это мнение поддерживать. На фоне этого совершенно не вызывает удивления тот факт, что автор мода решил разойтись с ними и завершить работу самостоятельно.

Здесь придётся сделать скучное, но необходимое отступление. Игра “Бесконечное Лето” была выпущена под открытой лицензией Creative Commons, подразумевающей свободу любому желающему копировать и распространять её целиком или по частям. Собственно, это и дает право на жизнь всему зоопарку модификаций, условий два — должен быть указан “оригинал” и… модификация должна быть опубликована под той же самой открытой лицензией.

Это очень удобно, если вы хотите, чтобы ваша работа максимально быстро и широко разошлась по сети, но — не очень удобно, если вам захочется не отдавать свой труд в чьи-то потные и жадные руки.

Так и получилось. “Техническая поддержка”, они же — админы группы мода в контакте, они же номинальные владельцы стимо-версии мода… не захотели отдавать работу автору, объявили публично, что он бросает работу над проектом и попросту «кидает» читателей (особенно тех, кто ему денег давал). Они же опубликовали на странице группы в контакте довольно некрасивую простыню текста, обвиняющую автор во всех смертных грехах.

Автор, впрочем, собрал новую группу поддержки и в скором времени опубликовал в стиме “авторскую версию” мода. Некоторое время сразу две версии “7 дней лета” были доступны в стиме параллельно. Затем подряд произошло несколько неприятных событий, когда почти законченные свежие билды сценария воровались с единственной целью — опубликовать обновление «старой версии» мода одновременно с автором. Попытки повоевать с этим беспределом (иначе не назовёшь) на поле авторского права оказались непродуктивны из-за упомянутой выше открытой лицензии.

История завершилась, когда владелец стимо-версии “Бесконечного Лета, то бишь, известный Ритан, волею своей неожиданно отключил от игры… авторскую версию «7дней». Зачем ему это понадобилось — вопрос на поллитра валерьянки, впрочем, бывшая “техподдержка” и нынешние “держатели” мода (“авторами” они от этого, разумеется, не стали) клянутся и бьют себя пятками в грудь, что они здесь не при чём.

Конечно, можно было пободаться ещё, публиковать новые версии минуя Стим… Автор решил не тратить на это нервы и остановить работу над модификацией. Нельзя сказать, что это решение было лёгким: оно разом отсекало проект и от сложившейся давно фанбазы, и от отлаженной системы финансирования и, что не менее важно, от возможности использовать графическую часть Лета. Фактически, всё мат- и тех-обеспечение проекта откатилось на уровень пятилетней давности.

Однако и совсем уж спонтанным это решение не было. Назревало оно давно, ещё с того момента, как стало очевидно — авторский замысел совершенно не вмещается в рамки жанра “эроге с карточным турниром и пионерками” и конечный результат всё больше получался “ни нашим, ни вашим”: не счесть было негодующих воплей игроков, ожидавших в новых рутах ламповой романтики, а вместо этого бьющихся в финале об жёсткий агнст. Неблагоприятные обстоятельства всего лишь ускорили то, что, вероятно, всё равно было бы сделано.

Авторская мульти-вселенная дает гораздо больше возможностей, чем протирание штанов в пределах отдельно взятого пионерлагеря; собственно, давным-давно задуманный рут “Нуар” эти возможности и демонстрировал: сюжет резко выходил за лагерные рамки, а хорошо известные герои воплощались в совершенно новых образах: так, Ольга Дмитриевна становилась участковым милиционером в маленьком городке, а Славяна… не будем спойлерить!

Самое важное: бросать проработанную вселенную “7 дней лета” автор ни изначально ни позже не собирался. Напротив, им давно запланирован выход серии визуальных новелл в этом сеттинге и первая из них уже вышла — это превращенный в отдельную новеллу рут Нуар.


В Нуаре всё очень, ну… нуарно. Даже кабинет участкового, в смысле — городничего.



Сам по себе Нуар служит закрывающей историей всех сюжетов, написанных в рамках вселенной, то есть, хронологически он следует после будущих новелл (в новеллах год действия значится как 1989, в нуаре — 1991). Место действия — тот же самый альтернативный Советский Союз, что и в «7 днях», ключевое отличие — в этой реальности существование параллельных миров и возможность спонтанного или спланированного “перехода” является научно доказанным фактом. Иномирных “попаданцев” спецслужбы берут “на карандаш”, помогают как-то устроиться в новой жизни, и, само собой, по возможности, извлекают из них ценные сведения.

История начинается с того, что в маленький городок в Тверской области прибывает с заданием “порученец” (институт “порученцев” схож с частными детективами и, одновременно, с “ревизионной комиссией” и курируется напрямую главой государства). На месте он обнаруживает, что его заказчик убит или умер довольно жутким образом и от совершенно непонятной причины, но решает, всё же, задание свое выполнить… История занимает несколько дней, насыщенных событиями с участием представителей сопряженных реальностей, магии, мафии и спецслужб.

Завершённая игра оставляет после себя впечатление маленького штриха на большом полотне и, собственно, им и является. Знать сюжет “7 дней лета” для чтения Нуара не обязательно, но, всё же, в нём гораздо полнее раскрываются вещи, в Нуаре только обозначенные, так что познакомиться с ним, всё же, имеет смысл.

(Несколько слов о текущем состоянии мода: нынешние “держатели” мода не имеют собственных идей по его развитию, поэтому, всё, что ими за полгода сделано это небольшие графические дополнения и исправление опечаток. К счастью, не испортили.)

Автором задумана полная конверсия мода “7ДЛ” в отдельную игру, то есть — не требующую установленного «Бесконечного Лета». Часть сюжетных линий будет дописана. Как минимум — «истинный рут» точно.

Следующие запланированные эпизоды, технически — приквелы к Нуару:

История Потери (на самом деле, две истории отдельно взятых девушек — Светланы и Намики)
История Страсти (история Леры и история Стаси)
История Злости (история Янки и история Сан Санны)
И объединяющая их большая глава под названием “Дорожный демон”.

Что ж… Можно вспомнить множество историй, когда многообещающая игровая вселенная прекратила свое развитие из-за того, что у авторов заканчивались идеи, заканчивались финансы, заканчивался энтузиазм. В данном случае это не так: начавшаяся как модификация к “Лету” история давно уже стала самостоятельной и автор собирается развивать её дальше. Конечно, отправившись в одиночное плавание он лишился большей части материальной базы и, технически, в Нуаре есть, к чему придраться. Но лично для меня сюжет в ВН важнее картинки, а с этим у автора как мало у кого всё в порядке и со временем читать его становится только интересней. И как знать, возможно, сейчас мы наблюдаем за становлением будущего русских визуальных новелл. Будущего, за которое не будет стыдно.
Комментарии (9 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Неожиданно, думал никто так и не расскажет про модификации к Бесконечному Лету. Большое спасибо было интересно читать.
И это они ещё не видели вышедшего поздней рута одиночки, в котором места для лирики и эротики уже по умолчанию быть не могло.
Как же? А библиотека и Катюша?
нынешние “держатели” мода не имеют собственных идей по его развитию, поэтому, всё, что ими за полгода сделано это небольшие графические дополнения и исправление опечаток. К счастью, не испортили.
Как-то зашёл на известный имиджборд и там увидел что пишется рут Виолы, не знаю, наверное шутка.
А вы не знаете что случилось с форумам? А то многие темы исчезли. Жаль, было интересно читать измышление людей про мод и его мир.
Как же? А библиотека и Катюша?
Ох уж эти мне любители поспускать на военную технику.
Шутка это. Ничего они не пишут и не напишут…

И история, при этом, пишется дальше, просто уже не как мод!
За рутом Виолы милости прошу в «Пацанское лето» Лето. А если серьезно — на каком этапе сейчас находится мод (в плане завершенности сюжетных линий — на фоне изначальной задумки) и стоит ли ждать выхода истинного рута, прежде чем ознакомиться?
Для ознакомления с сеттингом и идеей мода я лично рекомендую руты Слави, причем оба. Остальное — по желанию.
Когда будет конверсия мода в отдельную игру — будет и истинный рут.
Если там всё так как тут написано, то я буду несказанно рад, ибо в БЛ разочаровался, а в особенности в себе, что мне нужна была помощь чтоб понять что это как выражается знакомый филолог — «нискосортная литература» (а помог Шон, если знаете). Дак вот, если всё обстоит так то я как будто посмотрел первый фильм, который корявенький, непонятный, но потом выйдет сиквел, дающий первой части смысл.
Это, конечно, моё личное восприятие, но писал я предельно искренне. Дальше только самостоятельно читать и разбираться.
Учитывая вашу аргументацию, я в этом не сомневаюсь)
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
RTS или RIP?
Блог rovvit
M11K
Персональный блог ловегрудба
Курилка Серьёзной Серьёзности для Серьёзных Людей
Блог курилок и длинных разговоров
Три ассасина — Одно кредо, Assassin’s Creed Chronicles (История серии)
Персональный блог История в видеоиграх
StopGame LIVE — октябрь 2019!
Персональный блог бывшего главреда
Как погибла Evolve?
Блог обзорщиков
[Видео] Косплей. Игромир и Comic Con Russia 2019
Персональный блог Елисея Кузнецова
Suikoden III (Обзор игры)
Персональный блог Firefly
Обзор беты Modern Warfare (2019) В. Банникова
Персональный блог Блог Heckalaech
Наверх ↑