Меню
StopGame  Блоги Блог Osyris Куда приводят аддиктивные вещества в компьютерных играх (алкоголь, никотин и наркотики)

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 18.09.2019 — Ужасы Modern Warfare, лаунчер от Rockstar, Твич банит за косплей, E3 изменится, рекорды Minecraft…
  • Великий обман графических модификаций
  • Обзор игры Devil’s Hunt
  • CONQUEROR'S BLADE. Как к себе домой!
  • BORDERLANDS 3. Голактека опасносте! Пыщь-пыщь!
  • GreedFall: Обзор
  • Sin Slayers: Обзор
  • Catherine: Full Body: Обзор
  • Японская ДИЧЬ! Годзилла VS Евангелион! City Shrouded in Shadow
  • GREEDFALL. Жадность фраеров сгубила!
  • DEATH STRANDING. Смотрим геймплей в исполнении Кодзимы
  • Блоги. Control — Наследие по ту сторону грани секретных материалов
  • Блоги. Архитектура в Dishonored. Часть 2
  • Daemon X Machina: Обзор
  • RemiLore: Lost Girl in the Lands of Lore: Обзор
  • Саблезубый анус / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • Children of Morta: Обзор
  • Gears 5: Видеообзор
  • Fantasy General 2: Invasion: Обзор
  • Во славу Cатане / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • Monster Hunter: World — Iceborne: Видеообзор
  • Обзор игры Minoria
  • Creature in the Well: Обзор
  • Чужие за рулём • Aliens vs. Predator и GRID 2 на StopGame.ru
  • LOST ARK. Каждой твари по харе
  • Tom Clancy's Ghost Recon: Breakpoint: Превью по бета-версии
  • Ролик для Pornhub
  • Превью по демоверсии игры Solasta: Crown of the Magister
  • Blair Witch: Видеообзор
  • Блоги. Обзор The Dark Pictures Anthology: Man of Medan

Куда приводят аддиктивные вещества в компьютерных играх (алкоголь, никотин и наркотики)

+46


Внимание! Автор не пропагандирует употребление любых названых в этом материале веществ! Более того, автор настоятельно не рекомендует пробовать их. Все нижеизложенное – субъективное мнение автора на определенную тематику.

ВНИМАНИЕ! У этого материала скорее всего есть или будет в ближайшем времени видео вариант на моем Youtube канале Old Navy VETeran:


Предисловие:


Прикладная психология – молодая (в том виде, в котором она есть сейчас), но крайне разносторонняя научная отрасль. С ее помощью и помощью антропологии можно объяснить подавляющее большинство причинно-следственных связей, возникающих в человеческой цивилизации, в общем, и культуре в частности.

Одним из ярких примеров таких явлений, определенно, являются зависимости: алкогольная, никотиновая и наркотическая. Это самые распространённые, если, конечно, не считать ожирения.

Так уж вышло, что борьба с этими зависимостями обрела настолько глобальный, всемирный характер, что это затронуло, в том числе, и компьютерные игры. Даже демонстрация одной сигареты, которую курит второстепенный персонаж в видео-игре, может перевести рейтинг игры с подростковой (14+) до взрослой (18+). Но так ли страшен черт, как его малюют? Постараемся разобраться.



Откуда берётся проблема?

Комьюнити видео-игр и интерактивных развлечений схожего характера уже давно определилось – наше увлечение это культурное явление, которое с уверенностью можно назвать искусством. Как и в любом искусстве, творец использует разные инструменты для освещения той, или иной проблемы. Чем шире аудитория, тем проще должны быть используемые метафоры и инфо-посылы. Например, простые связки «Преступление и наказание», «Добро побеждает зло», «В команде ты сильнее, чем один». Аудитория должна понимать, что творится на экране. А так, как алкоголь, табак и наркотики пронизывают всю человеческую цивилизацию, то их вполне можно использовать как инструмент донесения мысли творца. Пример: «Больница, палата для онко-больных. Мужчина борется с раком легких, вызванным длительным курением сигарет. После курсов химиотерапии он побеждает болезнь, но продолжает курить, что, впоследствии, его губит». Вполне простой сюжетный пример того, как слабая воля проигрывает силе зависимости.

Смитсоновский музей искусств США представляет выставку «Искусство видеоигр» 2012 год



Конечно, сейчас можно найти сотни произведений, которые делают хитроумные сюжетные связки для искушенного игрока и зрителя, используя твист с зависимостями.




Алкоголь, никотин и наркотики в играх.

Невозможно объять необъятное. Поэтому, чтобы не быть голословным, приведу самые интересные примеры того, как создатели игр с помощью вышеописанных элементов могут создать сценарные хитросплетения.

Аккуратно, далее идут спойлеры к играм!

BioShock Infinite – как с помощью табака описать эпоху. Действие игры происходит в 1912 году. Табакокурение, жевание и нюханье табака распространено повсеместно. При этом еще не существует исследований, которые подтверждают опасность курения для организма человека. Зато существуют шарлатаны, которые «доказали» полезность курения для всех, включая детей. По локациям, где прогуливается персонаж игрока, видно мальчишек 10-12 лет, которые выпрашивают у родителей денег на пачку сигарет, спокойно курят и обсуждают какой бренд сигарет лучше. Есть даже отдельный бренд для детей — Minor Victory. Кинетоскопы (автоматы для проигрывания коротких немых роликов) показывает рекламу, где отец покупает своему сыну сигареты определенной марки, а малец счастливо покуривает.
Замечательная иллюстрация, показывающая нам что: 1) Не стоит слепо доверять рекламе и авторитетным личностям без подтверждения пруфами. 2) Нам еще многое неизвестно про окружающий мир, как и нашим предкам, всего сто лет назад. К примеру, совершенно недавно начали появляться исследования про вред вейпинга, который не так еще давно считался безвредным.



Deus Ex (Human revolution и Mankind divided) – когда наркотик и лекарство являются двумя сторонами одной медали. Если в BioShock Infinite, мы окунались в прошлое, то тут на дворе не такое далекое будущее. Не смотря на создание полноценных аугментаций (высокотехнологичных протезов), существует огромная проблема: отторжение биологической составляющей человека механического протеза. Отторжение настолько сильно, что в острых случаях вызывает психоз, когда человек не может контролировать аугментацию. Часто это приводит к летальным случаям как среди протезированных, так и сторонних людей. Для решения этой проблемы было придумано наркотическое вещество – нейропозин. Каждый человек с аугментациями регулярно (раз в неделю) получает определенную дозу, чтобы не подцепить отторжение. Естественно, тот, кто контролирует поток нейропозина, может осуществлять разного рода многоходовочки с участием массы сверхлюдей. Чтобы сильно не спойлерить – в играх множество ситуаций, где обыгрывается эта тема, как в основном сюжете, так и во второстепенных задачах. Куча диалогов персонажей так, или иначе упоминающих нейропозин и зависимость от него аугментатов. Нейропозин так же нашел свое применение в игровых предметах, даже не смотря на то, что наш персонаж невосприимчив к этому эффекту. Игрок сталкивается с огромным количеством актуальных и для нас сейчас вопросов: Чем отличается наркотик от лекарства? Как живут люди, которым регулярно необходимы медицинские препараты? Как зависимые люди становятся марионетками в чужих руках из-за необходимости лекарств/наркотиков? Игра заставляет задуматься на серьезные темы, используя вымышленный наркотик. И это, однозначно, круто.



Max Payne 3 – все три зависимости как на ладони. Культовый персонаж компьютерных игр – Макс Пейн. Он устал от жизни, которая преподносила ему на блюдечке лишь дерьмо. Он потерял все, что ему дорого. Даже месть не смогла излечить его раны. Едва проснувшись, он закуривает сигарету. На обед, вместо полноценной еды, он закидывается горстью антидепрессантов, запивая виски. Демоны прошлого преследуют его по пятам, не давая протрезветь, заставляя его все больше и больше погружаться в наркотический трип. Воистину, Макс – один из самих депрессивных, пропитанный отчаяньем и внутренней болью персонаж. Весь его мир – это агония и конвульсии, в ожидании того, что найдется противник, который его убьет, или он умрет от передозировки. Ему пофиг. Буквально и на все. Плывя по течению, персонаж раскрывает нам насколько жалким и несчастным может стать человек, если после утраты он поддастся зависимостям. С другой стороны, он показывает нам сколько усилий нужно для преодоления зависимостей и депрессии ради исполнения долга.



GTA 5 – безумный торговец наркотиками. Психопат – довольно распространённый персонаж повествований. Но далеко не всякому сценаристу удастся правильно его раскрыть. В данном случае, удалось. Тревор является одним из самих интересных персонажей GTA 5. Он создает, продает и употребляет свой продукт. Его мания, до определенного сюжетного поворота, – создание своего наркокортеля-монополиста. Нам предстоит видеть, как порочная идея, связанная с пагубной привычкой, способна отравить мозг человека и до того не имевшего стабильной психики. То, что творит этот персонаж тяжело описать и понять. Но в его больной голове, уж поверьте мне, все вполне логично и обосновано. Проблема конкретно этого персонажа лишь в одном – творцы не убили его в конце. Это дает возможность истерикам по «правильному воспитанию» говорить: «У вас в игре успешный наркоман-дилер, который приходит к успеху. Это аморально!». Правда, они забывают, что в реальности такие случаи далеко не редкость. В целом, Тревор — отличный пример того, с какими людьми можно столкнуться, увлекаясь нелегальными наркотиками. И человек, проникшийся образом, явно не захочет пересечься с Тревором в темной подворотне.



The Wolf Among Us. В кинематографе есть такой заезженный персонаж – гениальный детектив-бессеребренник, чаще всего, в потрёпанном бежевом пальто, курящий сигару и выдающий экзистенциальные цитаты. Яркий пример — детектив Коломбо из одноименного сериала 60-90-х годов. Но вот в играх это довольно не типичный персонаж. The Wolf Among Us переносит этого персонажа в интерактивную эпоху. Нам дают почувствовать всю депрессивную натуру нереализованного мужчины среднего возраста, которого терзают призраки незакрытых дел. Закуривая сигарету, он придаётся раздумьям о том, как в очередной раз выйти из тупика в расследовании. Сигарета и, изредка, алкоголь, являются заменой здоровых открытых отношений персонажа. Они подчеркивают его одиночество и депрессию. Заставляют проникнуться нуарным сюжетом и показать нам, что персонаж с темной репутацией, даже при наличии благих намерений, чаще всего скатывается в пучину неверных решений. В том числе, из-за пагубных привычек.



Также во многих играх можно встретить возможность употребить определённые вещества схожего характера. Так, например, в трилогии Mass Effect Шепард может влить в себя рюмку другую спиртного (именно этим я объясняю его «шикарные» танцевальные движения, которые стали мемом). Таким образом, создатели игр дают нам свободу выбора, создавая дополнительные штрихи к атмосфере.

Как мы видим из этих примеров, алкоголь, никотин и наркотики используются лишь как повествовательный элемент и не несут в себе пропаганды. Тогда оказывается, что на игры ополчились зря? Не совсем, мой друже, все немного сложнее, чем кажется на первый взгяляд.




Почему обвинение игр в пропаганде курения, распития алкоголя и приема наркотиков не безосновательно?

Для этого есть несколько взаимосвязанных причин:

1. Потому что реальность, штука суровая, и в ней эти проблемы действительно есть на государственных уровнях. Существует целая индустрия по предупреждению зависимостей и излечению от них. Спонсируется она из бюджетов стран, благотворителей, волонтеров, даже самих организаций, которые продают алкоголь и сигареты (для отбеливания репутации, в основном). Там, где вертится много легальных денег, естественно появляется много как порядочных людей, так и проходимцев, готовых урвать кусок от общего пирога. Часто одних тяжело отличить от других.

2. Резонанс. Так как тематика знакома почти каждому, это «прекрасный» инфоповод для поднятия репутации. В зависимости от того какая «базовая» аудитория, «шоумен» просто подставляет нужные тезисы к событию. Яркий пример — демократы и республиканцы в штатах. По любой теме противоположные взгляды, какими бы правильными или безосновательными они ни были.

3. Потому что выше по тексту мы видим отличные примеры сюжетно обоснованного вплетения в повествование алкоголя, никотина и наркотиков. Но там, где существует бочка меда, практически всегда есть ложка дегтя. Эти игры, в основном, созданы по фану, как например, Postal. Не хочу обидеть фанатов этой игры, но согласитесь – все что происходит в игре, завораживающе мерзко. За такие игры в основном и цепляются «блюстители чистоты» раздувая, как мерзкая игра развращает бедную дитятку.

4. Тупость. До многих просто не доходит мыслеформа, созданная творцами. Глупый человек видит то, как в BioShock Infinite курят дети, и он не видит за этим ни эпоху, ни стеб над рекламой, ни «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Он просто не видит. Нет багажа знаний, нет навыка анализирования, нет фантазии. Он просто хотел «пиу-пиу» игру на пару вечеров с пивком и продавец с улыбкой протянул ему коробочку с диском. Все. Даже, если таких людей нет в вашем окружении, помните – таких людей большинство на планете. И им позволено голосовать. В том числе, за кандидатов, которые готовы запретить что угодно за переизбрание их на новый срок.

5. Product placement. Маркетологи — хитрые ребята. Относительно недавно они придумали непрямую рекламу и начали её внедрять в фильмы, сериалы и, наконец, в игры. Пример: Сериал. В кадре два человека, переписываются по электронной почте друг с другом. Делают это с помощью ноутбуков. Камера заходит со стороны крышки ноутбука и бабах – мы на несколько секунд видим логотип производителя ноутбуков. Так может повторяться несколько раз за серию, и в течении всего сериала. Продюсер отбивает часть потраченного на сьемки бюджета еще до выхода серии на экраны. Особенно таким подходом грешит так называемое «табачное лобби». Этим ребятам даже не важно, какой марки сигарета будет в кадре. Им важно само расширение, уже ставшего узким, рынка продажи сигарет. Поэтому далеко не всегда очевидно: персонаж курит, потому что это часть продуманного сценаристом образа, или мы видим непрямую рекламу, а соответственно – пропаганду?




Есть ли решение?

И тут мы приходим к двум взаимоисключающим тезисам:

«Искусство – способ самовыражение творца и ничто не должно его ограничивать, пока он не пресекает закон!».

«Прямая пропаганда вещей, которые вызывают зависимость – аморальна, а во многих странах еще и незаконна и нетерпимость к таким проявлениям – это право и обязанность граждан!».

До недавнего времени это была по сути своей иллюзорная линия, начертанная на песке между творцами и обществом. Сейчас же, все более, общество формализует и сдвигает эту линию ближе к приливу, тем самым забирая у творца часть инструментария.

Наш мир не идеален. Во многом «благодаря» нам самим. Самый сильный катализатор практически любой злободневной темы – деньги. Пока искусство будет зависеть от вечнозеленого, будет существовать вся цепочка, которую мы видим сейчас: творцы, которые прогибаются ради дополнительного заработка, вплетая в игры то, чему там не место; ушлые дельцы готовые монетизировать любую мелочь, которую им позволят; «рупоры мнений» раскачивающие лодку истерии ради известности; глупое большинство, которое слишком занято ежедневным бытом, что бы разобраться: пропаганда это или искусство?

В странах цивилизованной демократии мы можем повлиять на цензуру и пропаганду, путем давления на своих избранных представителей. А в странах СНГ приходится лишь с грустью наблюдать как, не разобравшись, все больше затягиваются гайки свободы слова создателей и сценаристов компьютерных игр.



Все так грустно? Да. Но даже рядовой игрок, вроде нас с тобой, может повлиять на ситуацию:

1. Цифровая гигиена – покупай качественный продукт. Швырять деньги в монитор нужно, в первую очередь, создателям, которые не считают игрока идиотом, а дают ему произведения искусства.
2. Не играть в игры, на которых пиарятся «рупоры». Пример: недавно в пику одному «рупору» была выпущена игра ДОКа 2. Подделка, сделанная на коленке за пару недель. Кровь, кишки, все дела. По итогу, игра без уведомления, незаконно вытягивала ресурсы системы игрока для нужд своих создателей. Будьте аккуратны.
3. Просвещение заблудших. Среди серого большинства всегда есть 25-35% неопределившихся в том, или ином вопросе. Разъясняйте, просвещайте, кидайте им эту статью и иные материалы для ознакомления. Чем больше нас, тем меньше их. «Сделай нас единым!» © Dead Space

На этой ноте я закругляюсь. Не скучайте. Оставляйте отзывы. С помощью вашего фидбека, я нахожу новые темы для своих блогов, которые, я надеюсь, все еще вам нравятся. Скоро постараюсь выпустить еще один интересный материал.




А вот тут я приведу крайне хорошие материалы по зависимостям, которые, определенно, нужно посмотреть для расширения кругозора и более развернутого понимания проблематики в целом:

Про алкоголь

Про наркотики

Про никотин


Также хочу отметить, что на провоцирующие комментарии – отвечать не буду. Холивар в данной теме считаю не уместным.

Тем кто, уже не стесняясь, берут мои материалы, что бы выложить их на сторонних ресурсах. Я не против, что бы мои работы распространялись в интернете. НО! Указывайте, откуда они. Все мы хотим развития ресурса – СГ, многие из нас выросли вместе с его авторами и их креативом.

Автор идеи – Osyris

Вычитка и редактура – Julia_June

Позитиватор
Комментарии (19 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Не по теме, но мне интересно, судя по вашей аватарке вы смотрите аниме и я хотел бы узнать какие тайтлы вам нравились до армии и после, если они изменились, было бы интересно узнать.
скрытый текст
Кстати в Deus ex тема алкоголя тоже была достаточно ярко выраженоной, хоть и не настолько как тема нейропозина
Конкретно этот аватар из игры The Last Remnant. Если интересно, у меня есть древний блог 2013 года о ней:
The Last Remnant — незаслуженно забытая

Про аниме
Аниме такая штука, которой нужно много времени. До армии у меня было время даже на проходные тайтлы. Да чего уж там, я начал читать мангу «Атака титанов» еще до того как это стало мейнсримом, дико угорал с рисовки XD. После — я смотрел от силы 3-4 тайтла, по этому, о чем-то конкретном говорить не вижу смысла.
Спасибо, обязательно прочту!
Отличная статья! За TrashSmash отдельный плюс!
В тему наркотиков в играх добавлю ещё пару примеров:

1. Оригинальный Bioshock, предыстория которого крутилась вокруг АДАМа. Вещество давало людям сверхспособности, при этом вызывая сильную зависимость. Люди, которые не получали новую дозу своевременно, начинали мутировать и сходить с ума. Как по мне, весьма яркая, хоть и несколько фантастичная, демонстрация влияния наркотиков на организм.

2. В Far Cry 3 тоже много событий крутилось вокруг наркотиков. Тут и весьма яркий образ доктора Эрнхардта, и сюжетные наркотрипы, в одном из которых предстоит сражаться с огромным Чернильным чудищем. Ну и сжигание плантации конопли под Skrillex тоже не упомянуть нельзя.

Skrillex - Make It Bun Dem



В целом — крутой материал, прочитал с удовольствием.
Так и знал, что определенную яркую игру про вещества забыл!

Спасибо за дополнение=)
Ещё Джейден из Heavy Rain, агент ФБР)
Интересная тема, особенно сейчас, учитывая массовую истерию на любой чих. Но в итоге все упирается в человеческую тупость. Люди которые не желают разбираться в вопросе с удовольствием поднимут шум, просто потому что скандальная тема. Человек хоть с толикой ума не будет раздувать скандал из-за курящего или пьющего героя.
Материал клевый, почитал не без удовольствия.
Потому что реальность, штука суворая

Обчепяточка, однако, поправь.

А по теме блога… Тут как и с темой «жестокость в играх провоцирует жестокость в реальности». Если человек не адекватен по сути своей, то он съедет с катушек под любым соусом, будь то уличная жизнь с хамством/пьянством/списокможнопродолжать или любые произведения искусства.
Поправил.
Если человек не адекватен по сути своей, то он съедет с катушек под любым соусом

Да, все именно так.
Почему обвинение игр в пропаганде курения, распития алкоголя и приема наркотиков не безосновательно?

Что-то я не совсем понял, половина тезисов как раз об безосновательности обвинений.

Есть ли решение?

Решение уже давно есть. Любой человек способен отличать игру от реальности от мала до велика. Причина возникновения зависимости — это вовсе не пропаганда в играх, а определённые проблемы в реальной жизни и банальная психологическая слабость.
Что касается детей, которые могут по приколу начать подражать любимому главному герою, то существует рейтинговая система, на которую родители должны обращать внимание и грамотно воспитывать ребёнка. Разработчики не могут быть в ответе за тех, кто положил болт на своих детей или хитрожопых малолеток втихаря упарывающихся в какую-нибудь наркоманскую игру.

В странах цивилизованной демократии мы можем повлиять на цензуру и пропаганду, путем давления на своих избранных представителей. А в странах СНГ приходится лишь с грустью наблюдать как, не разобравшись, все больше затягиваются гайки свободы слова создателей и сценаристов компьютерных игр.

Это охрененно тонкий лёд. Не надо так.
Что-то я не совсем понял, половина тезисов как раз об безосновательности обвинений.

Взаимосвязанные причины. Убираешь одну — не полностью освещаешь вопрос.
Решение уже давно есть.

Все равно остаются люди, которые игнорируют объективную реальность и разводят панику. Из-за этого в новой редакции Международной классификации болезней, появиться «gaming disorder». И это не есть гуд.
Это охрененно тонкий лёд. Не надо так.

Пока что мы имеем право высказываться на такие темы. Ключевые слова — пока что. Пичалька.
Очередная годная аналитика!
Так получилось что читал этот пост параллельно с разбором The Evil Within 2, где разбиралась реакция Себа на события игры с резонным вопросом — чего он тах охреневает с происходящего, если благополучно пережил всю первую часть?
Нет ли планов в очередной статье рассмотреть как люди, выбравшиеся из Ракун-сити, Чорной мезы, «Ишимуры» или темнейшего подземелья поведут себя, вновь оказавшись в аналогичной стрессогенной ситуации? Реалистично ли показана их реакция в сиквелах, триквелах и так далее?
Спасибо за отзыв.
Плюс в профиль за подкинутую тему. Вот за такие отзывы и люблю наше комьюнити. Стимулирует творить дальше.

Из последнего во что реально играл, где очень хорошо сделали такую тему — Dead Space 2. Но его уже отлично раскрыли в истории серии. В общем я подумаю над тем какие игры взять для такого блога.
Спасибо за годный материал, как всегда!
Присутствует писание личного наркотического опыта, не знаю, можно ли тут такое писать, поэтому лучше пусть будет по спойлером
От себя хочу добавить, что игры часто грешат неправдивой демонстрацией воздействия наркотиков, которая часто задуривает мозг игрокам, не имеющим наркотический опыт. Как правило, дело касается психоделиков. Вся массовая культура пропитана стереотипом о том, что психоделики — это когда всё как обычно, но ты видишь то, чего нет — инопланетян, животных, говорящих с тобой и т.д. Хотя на деле этот эффект появляется крайне редко, только при больших дозах, только от определённых веществ, в основном во время бэд-трипов. И это не хорошо, это пугающе и отвратительно. Я раз видел тараканов, заполонивших ванную комнату и тёмную сущность за холодильником. А один раз меня начал преследовать звук, от которого я буквально убегал, а он становился громче. И всё это стрёмно, но никак не прикольно. Даже когда я видел комнату, которую залило зелёным светом — это было очень страшно. А люди смотрят как в каком-нибудь фар крае ты борешься с зомбаками под трипом и думают, что это приколько. Много кто из моих знакомых пробовал психоделики исключительно с целью увидеть «мультики». Из мультиков они видели максимум фракталы и шлейфы, зато все духовные переживания оставили неизгладимый след в психике. Да и вообще — наркотики намного опасней, чем кажутся. Не существует «правильного» способа их употребления, все они негативно влияют на психику. Лично я перепробовал почти всё, года 4 на это потратил и я разочарован их одинаковостью и вредностью. Сейчас ничего не употребляю давно, даже сигареты курить бросил. Гораздо счастливей, чем когда-либо :)
Я так на учёт встал)
По поводу GTAV и фразы «творцы не убили его в конце» не совсем согласен: проходя сюжетную линию в финале игроку дают выбор убить Тревора или спасти.
Два раза проходил и пропустил. Видимо подумал, что будет провал мисии, а не выбор. Спасибо за коректировку.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Релиз игры 12 is better than 6 в Стиме
Персональный блог We Love Bundles: банда любителей видео-игр
Что не так с Rage 2
Блог обзорщиков
Обзор GreedFall
Блог Fantiiik
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Обзор Astral Chain — большой аниме референс
Персональный блог Блог Chok
За кулисами Нового Света (История серии Assassin's Creed)
Персональный блог История в видеоиграх
Наверх ↑