Меню
StopGame  Блоги Блог Osyris Игротерапия ПТСР у Ветеранов боевых действий. Теория и Практика

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 18.11.2019 — «Королевская битва» в Modern Warfare, Anthem 2.0, Path of Exile 2, Rust на консолях, релиз Factorio…
  • Yakuza: Like a Dragon: Превью по демоверсии
  • Ritual: Crown of Horns: Обзор
  • Игромирский Инсульт / Лучшие Моменты на StopGame
  • Вся суть Call of Duty: Modern Warfare [Уэс и Флинн]
  • A Year of Rain: Превью по ранней версии
  • King's League II: Обзор
  • Готовимся к Bloodlines 2. Vampire: The Masquerade: история мира, кланы, секты, поколения
  • Star Wars Jedi: Fallen Order: Видеообзор
  • New Super Lucky's Tale: Обзор
  • Yaga: Обзор
  • Afterparty: Обзор
  • Мнение: почему Death Stranding не тащит
  • Blacksad: Under the Skin: Видеообзор
  • Luigi's Mansion 3: Видеообзор
  • Mario and Sonic at the Olympic Games Tokyo 2020: Обзор
  • Блоги. Полицейская история. Обзор игры The Legend of Heroes — Zero no Kiseki
  • Трудности перевода имен боссов в Dark Souls
  • DEATH STRANDING. Посылка с вашим мальчиком
  • Abandon Ship: Обзор
  • Овальная революция. История серии Ecstatica
  • MediEvil (2019): Обзор
  • Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout: Обзор
  • Мнения о Death Stranding, скандалы вокруг Modern Warfare, обзор Disco Elysium, Blizzard и Китай…
  • AGE OF EMPIRES II: DEFINITIVE EDITION. Эпоха переизданий
  • Лики Войны / Лучшие моменты на StopGame
  • Call of Duty: Modern Warfare: Видеообзор
  • «УЖАС АРКХЭМА» В TABLETOP SIMULATOR. Древним богам вход воспрещён!
  • LUIGI'S MANSION 3. Прибираемся перед Хэллоуином
  • Блоги. Тот, кто правит Римом — правит Миром | Ностальгический обзор игры Rome: Total War

Игротерапия ПТСР у Ветеранов боевых действий. Теория и Практика

+236

Игротерапия ПТСР у Ветеранов боевых действий




Подступиться к этому материалу было сложно. Обычно я стараюсь уложиться в 2 000 слов, не растекаясь по древу и кратко, аргументируя осветить тему. Только одно представление количества текста этой статьи, её систематизации, правильного формирования, вводило меня в транс. Но сделать это нужно. Ради подведения итогов последних 5 лет моей деятельности. Ради того, чтобы подвести черту под эпохой моей жизни, которая должна быть освещена, так или иначе.



Внимание! Автор намеренно не указывает статистические данные, реальные имена, позывные, персональные данные, географические локации и т.д.

Внимание! Материал составлен одним человеком, содержит его личный субъективный опыт, а также опрос нескольких десятков ветеранов боевых действий, и совместный с ними game expirience в нескольких игровых проектах и социальных активностях.

Внимание! Материал должен и будет содержать огромное количество терминологии, специфической информации о боевых действиях, ПТСР, терапии и т.д.

Внимание! Игротерапия сама по себе не является полноценным лечением ПТСР. Она идет в дополнение к психотерапевтической и социальной реабилитации ветеранов. Самолечение может навредить вашему здоровью. Я предупредил.

Все ссылки на материалы сторонних исследований работают и проверены на момент публикации статьи.

Материал, посвященный значению игр для бывших участников боевых действий от другого автора.


Мой предыдущий блог: «Влияние реальных боевых действий на game expirience ветерана из первых уст.»


В этой статье сошлись две близкие мне темы – компьютерные игры (также наше сообщество) и ветеранская община. Несмотря на то, что война меняет человека, заставляет его пройти переоценку ценностей, компьютерные игры не только остались в моей жизни, а помогли мне преодолеть несколько личностных кризисов. Практику применения игротерапии я также применил к ветеранам, которые добровольно на это согласились. В основном, это мужчины возрастом 22-45 лет, среднего достатка, семейные, не имеющие детей, или имеющее от одного до трех детей.
Но что-то я помчался впереди паровоза. Начнем с базиса.

Любое грамотное освещение специфической темы зиждиться на основах. В данном случае основой будет терминология заболеваний, которые присутствуют у ветеранов боевых действий и её расшифровка.

Напоминаю, мы будем говорить о слабоизученной, относительно остальных, области медицины (психиатрии и психоневрологии). Мое мнение не является истинной в последней инстанции оно основано на высшем образовании в сфере кризисной психологии и личном опыте в работе (5 лет в этой конкретной сфере).



Пост-травматическое стрессовое расстройство (Post-traumatic stress disorder) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций. К таким случаям может относиться любое травмирующее событие, в том числе, война. В Америке его зачастую называют «Вьетнамский синдром», в России — «Афганский/Чеченский синдром». Объяснений, думаю, не нужно. Симптомами ПТСР являются навязчивые воспоминания о ситуации-причине, постоянная тревожность, напряженность, замкнутость, ухудшение настроения. ПТСР может происходить приступами — в таком случае они вызываются «триггерами» — событиями, которые как-то относится к травмирующему событию, например, взрыв петарды, подсознательно ассоциируемый со взрывом артиллерийского снаряда и началом вражеской атаки.

Как психическое расстройство, встречается у ветеранов чаще других заболеваний. Из-за отсутствия хороших специалистов, опыта лечения, отсутствия госпрограмм в странах СНГ и тотальной безграмотности, ПТСР среди ветеранов чаще всего заканчивается плачевно (самокалечение или суицид). Про опыт других стран в лечении ПТСР напишу ниже.

«Обычно проявления посттравматического стрессового расстройства проявляются в промежутке от недели после выхода из зоны боевых действий до полугода. 80% людей, которые побывали в боевых действиях, рискуют пройти через посттравматическое стрессовое расстройство», — психиатр Роман Чайковский.


Не смотря на то, что ПТСР массово встречается именно у военных, как профессиональное заболевание, оно также свойственно людям, которые ни разу не видели боевых действий воочию. Яркий пример – жертвы систематического домашнего насилия (как физического, так и психологического). Передаю, огромный «привет» законодателям декриминализовавшим статью про домашние побои. Благодаря им ПТСР будет процветать и среди мирных граждан.

К сожалению, уровень психологической грамотности у людей таков, что названия диагнозов часто кажутся приговором и не поддаются критике. Мы часто злоупотребляем этой аббревиатурой и, таким образом, создаем негативный имидж бывшим военным. К несчастью, сейчас это уже отдельное социальное явление и частая ассоциация: «военный — значит с ПТСР, значит псих». ПТСР — это диагноз, потому важно аккуратно употреблять это определение. Это состояние, при котором человек испытывает тяжелые физические, эмоциональные и когнитивные (в интеллектуальной сфере) симптомы и при этом усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания.

Как мы уже усвоили – ПТСР это комплекс систематических стрессовых ситуаций, которые приводят к психотравме. И самый первый, и мощный стресс – это попасть в армию.

Цельнометаллическая оболочка. Учебка. Вбивание армейских архетипов в головы новобранцев. Формирование первичного ПТСР.


«По возвращению домой мир не меняется, но меняется сам человек. Он идет на войну с определенной системой ценностей — семья, дети, работа, зарплата и так далее. Но затем он попадает под обстрел, теряет товарищей, и происходит переоценка ценностей. Если к этому добавить сложности в общении с близкими, беспокойство и непонимание, как можно радоваться жизни „тут“, когда „там“ идёт война, то вырисовывается состояние неразрешимой проблемы», —Ольга Семенова, психолог, работающая с военными.


Проявление ПТСР как его видит ветеран:

1. Желание вернуться на войну – с первого взгляда странное желание, но вырастает оно из комплекса проблем, о которых ниже.

2. Бытовые моменты – привыкший к спартанским размеренным однотипным условиям, вернувшийся воин сталкивается с огромным ворохом раздражающих мелочей. Как пример, я почти два года ночевал в спальном мешке. Полгода я привыкал к обычной, мягкой и комфортной кровати. Каждый день по полчаса ворочался, прежде чем мог заснуть. Раздражает.

3. Индивидуализм вместо коллективизма – оставаясь наедине с собой, ветеран ощущает некую пустоту. Команда сглаживала его слабые стороны и улучшала сильные. Рядом нет братьев, которые поддержат и помогут в трудную минуту.

4. Отсутствие братства. Там где было «один за всех», остался он один, наедине со своими проблемами. В гражданской среде отсутствует искренность и честность. Можете прочитать про институт чести в военной среде (первый блог сверху).

5. Усложнение социальных связей. Переход от закрытого социального общества к открытому. Если в закрытом социальном обществе все распланировано и структурированно до мелочей, как в озере, то в открытом — все меняется как русло быстрой реки. Это сбивает ветерана с толку. Со своим консерватизмом он не поспевает за остальными. Раздражает.

6. Чувство вины. Перед теми, кто остался на позициях. Перед мертвыми товарищами. Перед тем кого, возможно, убил (дистанция стрелкового боя 200-300 метров, невозможно точно понять какое воздействие ты сделал человеку с помощью оружия).

Также негативную роль играет стигматизация военных как «страшных и опасных», «убивающих людей» — то есть общественный страх и стереотипное восприятие военных людей, как особо опасных и непредсказуемых. Как будто те качества, которые были важны и нужны на службе, вдруг стали создавать напряжение в обычной обстановке. Информационное освещение темы войны только способствует нагнетанию атмосферы напряжения и создает негативный образ ветерана.
И вот тут наступает переломный момент для ветерана. Чувствуя себя опустошенным, ненужным, злым он старается заполнить пустоту. Деструктивные варианты – алкоголь, вещества, драки, преступления. Нейтральные – возвращение в армию (условно), самолечение в виде трудотерапии. Позитивные – вступление в ветеранские сообщества, обращение к специалистам за помощью, медикаментозное лечение, адаптация к условиям мирной жизни, психотерапия, социотерапия.

Отличная статья «Что происходит с мозгом в бою». Строго рекомендую к ознакомлению.


В комментариях к предыдущей статье, некоторые люди упорно пытались доказать, что война это «естественное» природное явление. Это не так. Поразмыслив немного, решил что не буду изобретать велосипед и внесу сюда отличный материал про то что война искусственое явление изобретенное человеком. Рекомендую к ознакомлению.

How to Rule the World Using Altruism, Patriotism and Other Animal Instincts


Также обращаюсь к людям которые пишут коментарии, о том что «убийство» это естественное желание человека. Это не так. Если вы столкнулись с такой навязчивой мыслью, моя обязанность – посоветовать Вам, обратиться к психологу или психотерапевту. Без издевки. Серьезно.

Для более глубокого понимания темы ПТСР советую такие материалы:

1. Кинофильм «Повелитель бури» 2008 г.- о формировании ПТСР у военного сапера во время боевых действий в Ираке. Смотрел ДО и ПОСЛЕ. Строго рекомендую.

2. Кинофильм «Цельнометаллическая оболочка». Нестареющая классика жанра. Наверно лучший фильм про личность, на которую воздействует война как явление. Охвачен период вьетнамской войны.

3. Из последнего — сериал «Каратель» 2017-2019 гг. – одна из основных тем сериала, преодоление приобретённого ПТСР членами одного военного отряда морской пехоты и их взаимодействии при этом. Также показывает как реально работают военные — «минимум затраты сил и времени – максимальная эффективность в поражении противника». Наши дни.

Контузия — особый вид общего поражения организма, который возникает при внезапном непрямом воздействии на всё тело, или на его обширные участки. Чаще всего возникает от взрывной воздушной волны. Наиболее тяжело протекает контузия головного мозга, для которой характерно развитие как общих нарушений (потеря сознания, нарушение дыхания, кровообращения и др.), так и связанных с локализацией очага поражения мозговой ткани.
Интересный факт – изначально бытовало мнение, что именно из-за контузий возникают состояние ПТСР. Позже было опровергнуто.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — это комплекс контактных повреждений (мягких тканей лица и головы, костей черепа и лицевого скелета) и внутричерепных повреждений (повреждений вещества головного мозга и его оболочек), имеющих единый механизм и давность образования. По тяжести поражения различают лёгкую, средней степени тяжести и тяжёлую ЧМТ. По видам – открытая (ОЧМТ) и закрытая (ЗЧМТ).

В современных реалиях боевых действий одна из самых распространённых травм свойственных ветеранам, наряду с контузией.

Сумеречное расстройство сознания(сленговое «Сумерки») – патологическое состояние, характеризующееся внезапной кратковременной потерей ясности сознания и отрешенностью от окружающего мира в сочетании с внешне упорядоченным автоматическим поведеним, либо приступами ярости, тоски или страха. Как правило, заканчивается внезапно, воспоминания о периоде сумеречного расстройства сознания полностью утрачиваются. Возникает при патологии головного мозга, истерическом психозе и некоторых других состояниях.

Когда я слышу слово «сумерки» — первое что мне безапелляционно приходит в голову именно это, а не киношная ванильно-слащавая франшиза про вампиров. Из-за специфики моей профессиональной деятельности у меня вообще довольно странный ассоциативный ряд. О чем мне не устают напоминать.

«Сумерки» — это моя «любимая» тема. Возникает от серьезного психического расстройства. Не раз и не два, сталкивался с такими явлениями у ветеранов. Состояние крайне опасно тем, что человек может «выключиться»: поехать на вокзал, взять билет, уехать за 300-400 километров и «включиться», не осознавая где он вообще находиться. До конца не изученное состояние. Может появиться вследствие неправильного лечения.



Очень сложная тема для ветеранов – суициды.

«Данная проблема есть. Ветеран не видит другого выхода. Психика его не видит другого выхода. Он понимает, что назад он по каким-то причинам вернуться не может, и здесь он найти себя тоже не может», — врач-психолог Игорь Корницкий.


Многие ветераны не являются профессиональными военными и просто не знают, как справляться со стрессом.

Не каждый может быть военным. Кто-то отлично делает свою работу в штабе, кто-то служит связным, а кто-то делает свою снайперскую работу. Часто бывает, что в армию идут из чувства долга, чувства необходимости защищать семью, родину, отстаивать свои права, какие-то позиции. Но при этом психика «захлебывается» этими негативными эмоциями. И военный не умеет или не знает, как пользоваться механизмом переработки негатива.

Именно эти состояния встречаются мне чаще всего, и конкретно на них я и стараюсь воздействовать.

Отдельно стоит упомянуть законодательство в сфере предоставления психиатрической помощи ветеранам. Оно ужасно. Во-первых, оно запутанно, и непонятно для обывателя, что отпугивает. Во-вторых, ветеран, который все же обратится за реальной помощью, должен стать на диспансерный учет, что влечет за собой определенные негативные последствия. Конечно, есть определенные лазейки, как можно предоставить помощь без диспансерного учета, но это именно что лазейки, а не нормальный путь.



Одной из самых продвинутых стран в плане лечения и изучения ПТСР, несомненно – Израиль. В силу исторических событий, израильтяне, в большинстве своем, проходят военную службу, многие из них – боевые действия. В их обществе еще с детского садика, детей учат, что такое ПТСР у человека и как на него реагировать. Позже в школах – дети изучают, какую психологическую помощь предоставлять при ПТСР. Статистика ПТСР у ветеранов боевых действий Израиля колеблется на очень низкой отметке – в районне 10-15%.

Интересный факт. По результатам локальных опросов молодых людей в Израиле, один из самых часто задаваемых вопросов на первом свидании парня и девушки – «А где ты служил?», «А где ты служила?».

О пользе компьютерных игр в общем, как базиса для будущей терапии.

В обществе существует мракобесная теория, что компьютерные игры вызывают агрессию и антисоциальное поведение (ложь). Здесь я приведу ряд доказательств, которые уберут вопросы про «вредность» игр и доказывают их терапевтическую силу.

Сразу откинем так называемую эпидемию игромании и то, что игры вызывают агрессию. Поможет нам статья Ричарда Вуда от 23 октября 2007 года под названием «Проблемы с концепцией «зависимости» от видеоигр: примеры из практики»



В этой работе приведены четкие обоснования того, что компьютерные игры не несут в себе прямой опасности и большинство случаев агрессии в локальных ситуациях связаны скорее с психоневрологическими проблемами человека.

В среднем, в наиболее точных исследованиях фигурирует цифра о распространении гипотетической «зависимости от видеоигр» в жалких 3% среди всех геймеров.

А я хочу добавить от себя, что в среднем на учете у врачей психиатров ОФИЦИАЛЬНО наблюдаться те же самые 3%. По неофициальной статистике есть еще 3% людей, которым свойственны тяжелые психические расстройства, но они отказались от учета и лечения. Наводит на определенные мысли, не правда ли?

Полный разбор – почему компьютерные игры не несут опасности, а наоборот, имею позитивный эффект от TrashSmash (видеоролик от 2016 года). Это не реклама, у ролика и так почти миллион просмотров. Просто очень качественная работа и постановка самого материала. Очень помогло в исследованиях.

позитивный эффект от игр TrashSmash




Одним из основных аспектов лечения у ветеранов – «вмонтирование» ветерана из закрытой социальной среды (армии) в открытую социальную среду (мирное общество). Психологи, психотерапевты и волонтеры сталкиваются с огромным сопротивлением психики ветерана. Причины этого я описал выше. Существует огромное количество программ, которые должны социализировать ветерана и еще больше исследуются на данный момент времени.

На выручку приходят игры. Научное обоснование:

1. «Виртуальная реальность: психологический взгляд на многопользовательские онлайн игры.» Barnett, J., & Coulson, M. (2010).
скрытый текст


2. «Психология: Многопользовательские ролевые онлайн-игры: Мотивации, эмоциональные инвестиции, отношения и проблемное использование» Николас Йи.



3. «Жестокие видеоигры помогают сбросить стресс, избавиться от депрессии» 06/17/2010



4. «Зов (гражданской) обязанности: Экшн-игры и гражданское поведение в большой выборке молодежи» Christopher J. Ferguson

скрытый текст
web.archive.org/web/20140519093724/https://tamiu.edu/newsinfo/newsarticles/documents/video_game_study.pdf






Следующая важная стадия реабилитации – избавление от тревожности, тремора, депрессии, «триггеров» и т.д. Научное обоснование:

1. «Рандомизированное контролируемое испытание для проверки эффективности иммерсивной 3D-видеоигры для профилактики беспокойства среди подростков» Hanneke Scholten Published: January 27, 2016



2. «Успешная реализация ориентированного на пользователя игрового обучения в высшем образовании: пример из гражданского строительства» Martin Ebner 25.11.2005



3. «Преимущества игры в видеоигры» Isabela Granic, Adam Lobel, and Rutger C. M. E. Engels Radboud University Nijmegen январь 2014



4. «Влияние видеоигр на подготовку хирургов в 21 веке» James C. Rosser Jr, MD; Paul J. Lynch, MD; Laurie Cuddihy, MD; Arch Surg. 2007;



Возникновение идеи игротерапии.

Изначально формирование идеи пришло у меня еще на стадии подготовки к поездке в горячую точку. Специалисты абсолютно разных направлений медицины проводили нам (молодым офицерам) лекции и семинары на предмет первой медицинской и психологической помощи при: контузии, ранении, шоке, ступоре, панике.

Приводились достаточно интересные примеры того, как с этими состояниями работают специалисты Израиля и США. Но при этом, нам сразу говорили, что наши ресурсы будут гораздо более ограничены.

К примеру, ротация (по сути, вахтовая смена военных на горячих позициях) морского пехотинца США составляет 45 на 30 на 45 дней. То есть 45 дней в горячей точке. 30 дней в специально оборудованной базе, где ветеран, по сути, отдыхает – смотрит фильмы, играет в компьютерные игры, занимается спортом, ходит к психологу, получает комплексный массаж и т.д. И наконец, 45 дней вместе с семьей в мирной зоне (нужно заключение психолога из базы о том, что военный готов к выходу «в мир»). Это золотой стандарт.

Наши ротации чаще всего выглядели так – полгода в горячей точке. Возвращение на базу. Отпуск по очереди 1-4 недели (если нет косяков). 1-3 месяца на подготовку. Опять горячая точка. Ощутимая разница, не так ли?

Вопрос как работать в таких условиях, вводил меня в прострацию. Но на самом деле, главный инструмент у меня был под руками, хотя я еще этого не знал.



День Нептуна.

Переломный момент в осознании, как я могу повлиять на морально-психологическое состояние личного состава, наступил с подачи моего командира.

Так уж вышло, что на наших позициях, обычная вода была в диком дефиците. Иногда её не хватало даже на то, чтобы нормально почистить зубы. Всех это дико раздражало. Жара только усиливала эффект. К счастью, в один из обычных дней, командование смогло каким-то чудом выделить нам огромное количество бутылей воды.

По датам как раз подходил день Нептуна – традиционный праздник моряков, в том числе, военных. В этот день мой командир, недолго думая, опорожнил полный бутыль воды на голову своего водителя при всех. Немая сцена длилась не долго — водитель взял стоящий рядом бутыль и погнался за командиром. Под конец дня, сухих военных в лагере не было. Особая «охота» шла на офицеров и прапорщиков. Мне досталось три раза :(

Позже командир подошел ко мне и посоветовал понаблюдать за настроением подчиненных на протяжении недели. К моему удивлению, угрюмые, суровые дядьки, превратились в радостных детей. Тема обсуждалась всеми, и никто не ушел обиженным.

Урок был мной усвоен, и я стал придумывать собственный способ, как «разряжать» обстановку.

Игротерапия в боевых условиях. «Блиндаж»

Я прекрасно понимал, что интернета, в тех местах, куда меня направят, практически не будет. Перед отъездом, мною был куплен достаточно мощный игровой ноутбук. Туда была залита библиотека стима. Игр было множество и на разный вкус, так как в этом плане я был всеядным.
Позиция, на которой я оказался, была довольно стандартным РОПом (ротный опорный пункт), ничего примечательного. Несколько блиндажей и поле.

Начал я с заявления о том, что я объявляю свой ноутбук «общим» в плане релакса. Любой, кто не был привлечен к работе, мог сесть за него и играть, во что захочет. Поначалу ребята стеснялись, но в конечном итоге, практически все принимали участие. Когда было несколько желающих одновременно – играли по очереди, или организовывался «уютный стрим» (один играл, остальные подсказывали или комментировали).

Те, кто помнят эпоху до интернетов, могут догадаться, что было дальше. Образовались группы по интересам/играм, люди делились советами, соревновались. Общее настроение подразделения улучшалось.

Тут же мной была обнаружена довольно интересная особенность. Игроки делились на два глобальных лагеря. Первые – военные, которые занимались в основном физической службой – водителя, стрелки, механики. Вторые – военные, которые занимались умственной активностью – офицеры, прапорщики, сержанты.

Первые предпочитали те игры, которые подразумевали умственную активность – головоломки, стратегии, тактики, даже шутеры выбирались с элементами прокачки (то есть более сложные для мозга).

Вторые предпочитали за редким исключением игры, в которых не нужно думать, а важна реакция – аркады, шутеры, гонки.

На основании этой статистики я сделал вывод, который можно описать знаменитой фразой «Бытие определяет сознание». То есть, наше подсознание, видя чего в ежедневной деятельности нам не хватает, умственной или физической активности, дает нам предпочтение в выборе такой активности. Позже я подтвердил эту теорию уже у ветеранов в мирной зоне.

Феномен, который я называю «выбор подсознания», в принципе объясняет схожесть вкусов на игры у людей занимающихся одинаковой повседневной активностью. Особенно, заметен он у людей, которые вместе росли и преодолевали одинаковые жизненные трудности.

А теперь о четко выраженных позитивных изменениях, которые дали компьютерные игры с момента начала эксперимента:

1. Снижение количества жалоб на текущее положение дел в подразделении.

2. Снижение конфликтных ситуаций между бойцами подразделения.

3. Среднее время трудоспособности бойцов увеличилось.

4. Снизились показатели «группы риска» в категории «распитие спиртных напитков», «дисциплинарное нарушение».

5. Общее улучшение морально-психологического климата в подразделении.


На этом практика эксперимента в целом закончилась, и я приступил к опросам, которые сформировали виденье дальнейшей терапии.



Игротерапия после возвращение на мирную землю.

Вернувшись на мирную землю, я начал встраиваться в открытую социальную среду и оправляться от психологического ущерба. Первое правило любого воина: сначала позаботься о себе, потом о товарище. Двух раненых спасать сложнее, чем одного.

Субъективная оценка:

Был применен комплексный подход лечения.
Локальная программа психоневрологии, социотерапия (семейная терапия), трудотерапия, игротерапия.

Благодаря цельному подходу к проблеме и добровольному желанию улучшения своего социально-медицинского положения были достигнуты такие результаты:

1. Частота проявления панических атак от стрессовых триггеров уменьшилась в разы.

2. Была убрана тревожность и навязчивые идеи от сильного стресса.

3. Практически исчезли проявления ночных кошмаров.

4. Реакция на триггеры в виде резких звуков, которые провоцировали условный рефлекс «в укрытие», убрана.

5. Из лексики убран армейский сленг, который провоцировал другие триггеры.

6. Убрана подсознательная необходимость в «армейской команде», произведена замена на социально открытые институты – семья, трудовой коллектив, ветеранское сообщество.

7. Выучен механизм расслабления при резком неосознанном выбросе норадреналина в организм от триггеров.


Позаботившись о себе, я решил заняться реабилитацией других ветеранов с помощью тех ресурсов, что у меня были. Вдохновленный результатами предыдущего опыта, я решил подобрать контрольную группу из ветеранов. Учитывая, что это активные и легкие на подъем люди, труда это не составило.

По прошествии полугода получились такие результаты и выводы, которые в принципе еще предстоит систематизировать:

1. Основной и самый позитивный эффект игротерапии это сброс агрессии. Большинство ветеранов, которые играют хотя бы по часу в день, говорят следующее: «Я стал меньше злиться, родные говорят, что я стал спокойней».

2. Наибольший позитивный терапевтический эффект достигается в командных компьютерных играх, когда ветеран «чувствует локоть» побратима. Как уже говорилось выше, отсутствие команды – одна из основных проблем ветерана в мирной жизни.

3. Контролируемый выброс норадреналина, с помощью игр. Проецируя себя на персонажа шутера, ветеран может менее болезненно пережить собственный опыт боевых действий. Постепенно болезненный опыт меняется на виртуальный без болевых ощущений.

4. Социализация. Ветеранам трудно говорить с людьми не прошедшими через похожий опыт. Компьютерные игры отличная стартовая тема для разговора и дальнейшего общения.

5. Мотивация к работе. Железо сейчас стоит немало, и для комфортной игры нужно собрать адекватный компьютер. Как ни странно очень важная штука.

6. Ветераны отлично понимают разницу между игрой и реальностью, но ощущения, которые они получают в играх, — отличный заменитель реальных боевых действий. Как альтернативу, приближенную к реальности, ветераны также советуют пейнтбол и страйкбол.

7. Равный – равному. По сути, люди со смежным опытом могут эффективнее поддерживать других, понимая, о чем они говорят. И понимая не головой, а через собственный опыт.

8. Программа полностью инициатива ветерана для ветеранов. Никаких грантовых вливаний – соответственно никакого распила бюджетных денег.


Программа была перенесена на практику, в территориальную ветеранскую ячейку для подтверждения статистического результата.



Как и многие другие специалисты, работающие с большим количеством негатива, психологи, работающие с ПТСР, подвержены стигматизации. Так как я сам ветеран, это накладывает дополнительный эффект. Если специалист не знает, как скидывать тот негатив, который ему горами приносят другие, или делает это редко, это начинает давить на него. И вот когда сам сталкиваюсь с этим, начинаю терять веру в себя, свой труд и работу, я включаю телефон и открываю один из отзывов ветеранов про его реабилитацию. Привожу его здесь, без редакции полностью:

«Знаешь, док, все достаточно просто. Прийдя оттуда, я злился. На ВСЕ! На родных которые не понимают зачем. На молодых крепких пацанов, которые по клубам ходят, когда другие умирают. На обычную размеренность мирки. Не понимал, откуда берётся эта злость, что еще больше злило. Мне было стыдно в этом признаться. Потом судьба меня свела с тобой. Ты стал надо мной колдовать. Это помогло. А ты притянул еще больше спецов, что бы вытащить меня из ямы. И злость постепенно ушла. Не вся, не полностью, но я смотрю на себя сейчас и сравниваю, что было восемь месяцев назад. Без вас всех, в общем, и тебя в частности, не знаю, что бы было».

Мой опыт в этом плане не уникален. Как пример привожу статью про лечение ПТСР с помощью виртуальной реальности:


Выше описанное является промежуточным результатом продолжающейся работы. В дальнейшем результаты могут поменяться или видоизмениться. Как говориться – work in progress…

Еще мог бы рассказать про другие виды терапии. Например, относительно недавно участвовал в старте программы по иппотерапии (метод реабилитации посредством лечебной верховой езды). Но это уже совершенно другая история, и в рамки формата явно не влезет.

Как и в прошлый раз – если статья зайдет комьюнити, могу написать третью часть про то, как в армии вообще относятся к играм и нашему комьюнити, и какой процент участников боевых действий вообще играет (будет скорее очерком с мнением). Жду ваших отзывов.

Уже было упомянуто, что ПТСР — это проблема не только военных, а явление распространённое. Если Вы столкнулись с подобным тому, что здесь прочитали, – не ждите ухудшения. Обращайтесь к волонтерам и специалистам. Их масса. Если не можете – начните с телефона доверия. Практически в каждом населенном пункте есть люди, способные Вам помочь.

Также хочу отметить, что на провоцирующие комментарии про саму войну и её моральный аспект – отвечать не буду. Холивар в данной теме считаю не уместным.

Автор идеи – Osyris

Вычитка и редактура – Julia_June

Послесловие.

В сухом остатке мы имеем, как я это вижу, – тенденцию. Тенденцию того, как из хаоса войны, благодаря усилиям множество разных людей создаётся, что-то доброе и хорошее. И я говорю не про свою работу, я сделал лишь малый вклад в этот огромный котел. Меня радуют отзывы ветеранов, которые благодаря общим усилиям, в том числе, своей силе воли вырываются из ужасных психических состояний. Благодаря, в том числе, такому виду искусств как компьютерные игры.
Именно этой фразой считаю нужным завершить: «Нет большего пацифиста, чем ветеран, прошедший войну.» Dixi.

Комментарии (79 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Первая часть материала о «Влияние реальных боевых действий на game expirience ветерана из первых уст.»:

stopgame.ru/blogs/topic/94756
Передышка перед 3 часть материала «Ветеран и game experience».

Как защитить себя от «лечения» в «центрах реабилитации игромании».


Желаю приятного прочтения.
3 часть материала «Ветеран и game experience»:

Бытовая культура гейминга в армии.


Крайний материал. Надеюсь Вам понравиться!
Моё уважение автору! Это по-настоящему круто.
Что в училище, что в войсках я частенько наблюдал, как видеоигры набирают популярность у военнослужащих (преимущественно офицеров и канцеляров) как средство релаксации и коммуникации. Хотя предпочтение отдавалось сетевым зарубам (или в CS, или в C&C уделать ротного и потом ещё целый день подтрунивать над ним, пока ротный сам не уделает и тебя, и комбрига заодно). Причём в подразделениях, где подобные неуставные взаимоотношения тщательно запрещались и преследовались отмечалось заметные ухудшение МПС в сравнении с подразделениями, где командир позволял подобную «отдушину» подчинённым: у вторых выше сплочёность, легче коммуникация, есть место для коллективной релаксации, тогда как у первых налицо были признаки выгорания личного состава и довольно высокий процент нарушений, связанных с употреблением алкоголя в целях релаксации. Искренне жалею, что в своё время не описал это дело в как следует и не подал наверх воспитателям.
Сегодня я работаю с аддиктами и, как я вижу по этой статье, работа с ПТСР не слишком отличается от работы с зависимыми. И в плане методов, и в плане проблем. Но это, внезапно, настраивает на позитивный лад — если наши проблемы не уникальны, значит их решением озабочены не мы одни, а это в свою очередь даёт надежду, что совместными усилиями мы сможем улучшить систему помощи нуждающимся.
Ещё раз спасибо за материалы. Очень желаю увидеть материал об отношении к видео-играм в рядах ВС и очерк о ветеранах-геймерах.
Спасибо за отзыв. В принципе тенденция все равно идет к улучшению. Тут главное подвигать старых офицеров, которые используют устаревшие и неэфективные методы улучшение МПС, что к сожалению не всегда удаеться. На гражданке гораздо легче лечить, но все же лучше предупреждать болезненное состояние.
устаревшие и неэфективные методы улучшение МПС
если не секрет, то какие?
Самый яркий пример из тех что помню — мотивационные стенгазеты. Кружок очумелые ручки. Купи за свой счет ватман, краски, карандаши. Дальше хуже — придумай стишок, заметки про победу веника над грязью в казарменных помещениях, нарисуй не уродливую картинку…

Тратишь целый день, что бы тебе сказали что твоя работа УГ или отличная. Разницы никакой. Выхлопа ноль.
Несколько неожиданный ответ, первым в голову пришёл вариант а-ля «ежедневная молитва», но такой если и использовался, то ещё в армии Российской Империи. Всё равно спасибо за ликбез.
Немного не в тему, но. Вспоминаю лихие 90-е. Жил в таком городке, где реально на улицу было страшно выйти. Даже днем. Народ спивался просто жутко, в том числе и молодежь. Аккуратно проводя опрос среди товарищей узнавал, тогда были только Денди: если бы у тебя было Денди(было далеко не у всех), то ты бы шарился по улице или играл? Ответ в основном — конечно бы играл.
Сейчас развиты интернет, компьютерные игры и на улицах все-таки более-менее спокойно. Понятно, что это не только заслуга навязшей в зубах цифровизации, но все же предположу, что вклад гаджетов и игрушек в безопасность существенный. Убери сейчас смартфоны, ПК, консоли, интернет и народ будет искать другую отдушину и конечно же найдет ее. И не факт, что альтернатива будет лучше. С вероятностью близкой к 100% будет ухудшение.
Это только если посмотреть с одной стороны. С другой же, современные дети сейчас мало гуляют, лазают по деревьям, играют в футбол. Вместо этого они сидят дома, играют в игры, смотрят ютуб, зависают в соцсетях. Мои ранние школьные годы пришлись на конец девяностых, когда уже было довольно спокойно, уже почти у всех моих сверстников было денди, мы не только сидели дома в одиночку и играли, мы ходили друг к другу в гости, обменивались картриджами, обсуждали прохождения игр. И все равно, мы очень много времени проводили на улице, потому что далеко не всегда удавалось поиграть, даже не только потому что родители запрещали, а элементарно потому что телевизор в семье был один и занять его ты мог далеко не всегда. Думаю, если бы тогда у всех были компьютеры и интернет, мы бы гораздо меньше времени проводили на улице.
Есть у меня брат двоюродный, как раз 13 лет. Ходит в кружок робототехники, интересовался темой, родители записали. Есть знакомые с детьми школьного возраста. Просто детей часто вижу, независимо от города.
Не скажу, что прям сильно больше домоседов стало. Разве что чаще сидят каждый у себя, нежели в гости ходят, играя в «коопе» — это да. Что, кстати, не мешает знакомиться в интернете с иногородними или не очень и потом к ним ездить — сам из таких, да и знакомых хватает.
Появилось ещё много ТЦ с тех пор, где можно зависнуть на полдня. Многих сейчас родители записывают на секцию/кружок/доп.занятия, иногда по несколько. Короче, досуг расширился, появились теоретически более безопасные и разнообразные развлечения, необязательно связанные с улицей. Но есть ещё одно но.
Наши города говно. Не все и не полностью, конечно. Новая застройка в этом плане показательна: главное воткнуть дом поквартирнее и поэтажнее, взрослым главное парковку поближе. Как итог, вокруг домов сплошь парковка, унылая детская площадка для самых маленьких, газончик для норм озеленения и, опционально, забор. Всё. Если новый парк, то несколько прутиков, газончик, пара дорожек, скамейки с фонарями. Школы обрастают заборами. Интересные ранее места могут переделывать в скучные — самый показательный пример для меня в этом плане тюменская набережная. Или как в моём родном дворе футбольную площадку (что небезопасно, но хоть как-то интересно для школьников) заменили на места выгула дошкольников и пару турничков. Как итог — детям постарше там тупо нечего стало делать. Точно не интернет в этом виноват.
Блог затрагивает довольно серьёзную, и даже можно сказать щепетильную тему.
Мне стало интересно, а что если видеоигры не помогают, и со временем начинаешь понимать, что это всего лишь движущиеся картинки, а ляпы и недочеты становятся все более заметными из-за чего полностью пропадает желание тратить на игры время.
Что если чувствуешь себя бесполезным, никчемным, неудачником которого предварительно пережевав, выплюнуло общество? Что если в надежде что-то доказать остальным, только сильнее «падаешь разбивая себе голову»? Что делать если полностью потерял веру в искусство, любовь, человеческую доброту и понимание, не видишь смысла в жизни, но считаешь противным сам суицид?
И как реагировать на людей которые отвечают на жалобы о полном разочаровании в жизни, тем что мне нужно убить себя?
Первое — глубоко вздохнуть и раслабиться.
Второе — не впититывать негатив, который другие на Вас пытаються скинуть. Попытаться относиться к этому легче.
Третье — проанализировать свою ежедневную рутину. То что Вы описали, похоже на то что, в Вашей жизни, что то не на своем месте. Работа, хобби, нарушенные социальные связи и т.д. Что то мешает Вам вести размеренную полноценную жизнь.
Если я такое замечаю за собой, я обращаюсь к колегам — психологам (самого себя лечить нельзя, сделаешь только хуже). Специалист поможет разобраться в себе и даст мотивирующий толчек к изменениям. И это не стыдно — обращаться за помощью. Все мы люди — несовершенны.

Надеюсь это поможет.
Нет. Психологи наделены базовыми навыками, которые не всегда помогают. По той причине что люди разные, и если одному это может помочь, что логично, то другому не принесет никакого эффекта. Увы, но я по большей части смирился с тем, что в жизни нет ничего хорошего, и скорей всего не будет никогда. Вообще, каждый получает то что заслуживает, и видимо этого я и заслужил…
К сожалению, мы не можем четко осозновать свое психологическое состояние, из-за природы нашего сознания. Нужно давать себе шанс. Не нравиться психологи, есть психотерапевты, неврологи и т.д. Возможны проблемы в нарушении биохимии, от чего есть постоянное чувство дискомфорта в нервной системе.

Все же рекомендую обратиться к кому либо с мед образованием. Держать негатив в себе — скверная идея.
Я думаю что это не негатив, это реакция на ту действительность в которой я живу.
Как говорится, нет дыма без огня.
,, Каждый получает, то что заслуживает,,. Я субъективен, но на мой взгляд эту мантру подонки придумали для рабов. Сержант стройбата, Ямантау 82 год. P.S.И психолог может помочь…
Я субъективен, но на мой взгляд эту мантру подонки придумали для рабов.

В смысле, я не совсем понял что вы имели в виду?
Я имел в виду, что обвинять в своих проблемах только себя, это повод для для визита к психологу.
Понятно. Спасибо за комментарий.
Желаю успехов автору статьи.
Во-первых: судя из вышеописанного у вас когда-то были ситуации с последующим негативным опытом при построении дружественных и/или любовных отношениях. Часто мы познав негативный опыт, как бы записываем в мозгу ассоциацию например: кто-то незнакомый посмеялся с какого-то недостатка. После чего вырабатывается определение, что 'незнакомый человек' = 'непритные чувства' и связанные с ними страхи. Но нужно после подобного для себя выработать определение, что не все незнакомые = неприятности или обиды. Также и в отношении девушек, если были случаи обиды/измены или просто негативного опыта не стоит воспринимать это как вездесущие положение вещей. Да, попадаются люди без эмпатии или что хуже подонки, но этим маркером не нужно помечать всех. Наведу примеры из своей жизни. Первое: у меня с рождения на лице была родинка, пока был относительно малый на неё было все равно. Но в школе понятное дело на это обращали внимания сверстники. От чего у меня выработалась связь, что 'кто видит мой дефект на лице' = 'скажет что-то обидное либо как-то акцинтирует внимание на этом'. В итоге у меня выроботался рефлекс: поворачиваться к людям той стороной лица, что без родинки и страх смотреть людям в глаза, особенно незнакомым. К знакомым я привыкал и постоянного страха не было, были как пометки 'свой-чужой'. Со временем страх уже закоренился. Но так или иначе нужно было общаться с незнакомыми людьми: в универе, по работе, бытовые ситуации. И если вначале было чувство, вот бы абстрагироваться от людей, которых я не знаю; то после уже по-немногу стал забивать на свой страх. Например заменять отвод глаз от собеседника на например напряжения мышц пресса или сгинание пальца на ноге. Со временем один рефлекс заменил на другой. Когда недавно удалил родинку, то честно говоря бывает ещё что ловишь себя на страхе перед взглядами людей, но также и быстро припоминает, что уже дефекта нет и боятся не стоит и не нужно отводить взгляд или напрягать мышцы чтобы перебороть внутренний страх и напряжение. Второй пример: не буду сильно расписывать. Вкратце: из-за первого страха я больше всего боялся говорить особенно с незнакомыми людьми женского пола. Познакомился в интернете с девушкой, которая постоянно рассказывала, о том какая у неё несчастная жизнь. По её словам: непонимание со стороны родителей и родственников, смерть близкой подруги, издёвки одноклассников, подставы от друзей, не разделенная любовь и что она вообще не хочет больше жить. Во мне сыграло сострадание и захотелось хоть как-то подбодрить её и изменить жизнь в лучшую сторону и как минимум отговорить от суицидальных идей. Мы начали с ней встречаться и уже тогда прослеживалось её неправомерная агрессия к близким и ко мне в обыденных ситуация. В общем я в нее по-немногу влюблялся, а она ещё говорила, что все парни плохие и не хотят серьёзных отношений. Я тогда решился, что женюсь на ней и насколько смогу сделаю её жизнь лучше. Но как оказалось она сама подставляла друзей от чего те прекращали с ней общаться. Обзывала и по-хамски вела себя с родителями. При том, что сама негде не работала и по-ночам сидела за компьютером мешая родителям спать. Также и поднимала руку на маму, а на папу раз кидалась с ножом. Любую критику в свой адресс она не могла терпеть и сразу же говорила: 'ты меня не любишь' и тому подобное. А сама могла жестоко упрекнуть. В итоге 2 месяца пока мы были вместе я спал в лучшем случае 4-5 часов, пару раз по 2 часа. От того что квартира однокомнатная и она пол ночи сидела за компьютером с играющей музыкой или просто звуками через колонки. Но я продолжал её любить. А когда просил выключить звук/компьютер она говорила, что так привыкла и ее не волнует и что я не должен её упрекать. Но больше катализировать мой уход то, что она на меня поднимала руку. А я ведь не понимал зачем и не мог дать сдачи девушке, тем более что я её любил. Но когда увидел, что при этом она улыбается стало понятно, что она психопат и пора эвакуироваться. Я объяснил ситуацию своим близким друзьям и как-то после работы просто приехал с ними забрал свои вещи и уехал. Было тяжело и больно на душе, но пережил и после подал на развод. Дак вот к чему я виду: после все этого я все равно не разочаровался в девушках и может найду когда-то хорошую, которую полюблю и которая меня полюбит.
Я вот честно скажу, я это все перечитал и понял. Какой все таки трындец творится в мире, подумай сам люди жалуются на то им плохо но при этом сами делают все для того чтобы им все это было. Я думаю твои слова вряд ли помогут мне, но все равно хорошо что ты написал развернутый комментарий и поделился мыслями. Понимаешь ли все намного хуже чем кажется на первый взгляд, осознание жизни как ошибки с каждым дням усугубляется, прикрепляясь это неопровержимыми фактами. Ты говоришь что нужно верить, но верить во что, люди верят в бога, но от этого он реальным не становится. Тоже самое и здесь, я сошел с ума по той причине, что я вон из кожи лез чтобы чего-то добиться, я пыхтел как паровоз, но в итоге получил ДУЛЮ.

И так во всем, даже здесь в блогах, вот недавно написал блог о войне, но провален, и плевать что я потратил столько сил, перерыл столько информации, отсеял кучу текста, несколько раз переписывал его, запаривался с SFM потратив в этом редакторе уйму времени, плевать — результат провал. Полнейший. Мысль не раскрыта, посыл остался за бортом, все пропало. И сказать почему, перед тем как что то делать я же и инструкцию несколько раз перечитал, и сайты облазил и так опыту набирался, но нет, нет, все равно я все запорол, да и в плане удачи крупно не повезло.

И знаешь так во всем, мое безумие пройдет тогда когда у меня начнет все получатся, когда я буду знать что все идет нормально тогда эти скверные мысли вылетят из моей головы, а пока, а пока я буду наедине со своими кошмарами имеющими вполне реальную основу.
Ну я например часто забрасываю что-то, если оно не получается. А упорство это хорошее качество, если знать в чем его применять. Кстати недавно пересматривал мультсериал «Спаун» и там неплохо показано, что мир не делиться на белое и черное, а также показываются, что все относительно. Вообщем советую к просмотру. А рано или поздно задуманное получится, если не быть перфекционистом.
Тут дело не в белом и черном, сама жизнь довольно страшная штука.
Ну, она одна. И никто жить не заставляет насильно. Народу на планете нынче много.
Но я хотел сказать не об этом.
Первое, нужно провериться, нет ли у тебя депрессии.
И это не то, что имеется в виду, когда говорят об «эмо девочках, страдающих от неразделённой любви».
Это достаточно опасная хрень, которая лечится только медикаментозно.
Вкуса к жизни нет, вся жизнь дерьмо, ничего не нравится, ничего не радует, и хочется лечь и сдохнуть. Если ситуация такая, то это она родимая, и это надо лечить.
«Взять себя в руки, послушать умные советы, поменять свою жизнь». В случае с подобным заболеванием, это не работает.
Но это если у тебя действительно депрессия. И пока ты это не проверишь, давать тебе какие-либо другие советы, смысла 0.
Мне больше дают советы из разряда «если грустно, не грусти». Мда. Однако самокопание потихоньку раскрывает мне самому какие-то грани себя. Как говорится: «Что бы я сделал на моём месте?» Игры надоели и самому, но я стараюсь следить за какими-то интересными вещами. В связи с собственной личностью, ищу всегда чего-то очень непонятного, какого-то крепкого орешка, который можно долго колоть, правда быстро бросаю, когда понимаю «общее направление решения». Научился играть в Dwarf Fortress, ибо она одна из сложнейших и комплексных игр в своём роде. А что теперь делать, когда она не такая весёлая? Ну, хотя бы апдейты выпускают. Теперь вот, и самому охота сделать игру. Решаю задачки с канала «Mind your decision», ибо просто так «быть» тоже скучно, нужна всегда задача.

Попробуй найти сложную задачу и пытайся её решить. Сменить способ мышления, специально приобрести новую привычку, при этом сломав старые? Я для этого специально начинаю какие-нибудь жесты повторять или добавлять фразы в речь. Потом сам себя сдерживаю, чтобы не повторить привычную фразу/жест. Добавляет ощущения контроля над собой.
Попробуй найти сложную задачу и пытайся её решить.

Я уже лет шесть как себе задачи ставлю, но ничего, увы, не получается, может не так как надо работаю, а может и злой рок. Кто его знает.
И снова очень крутой материал, спасибо, очень нравится как пишешь, обязательно продолжай и лично я с нетерпением жду следующего материала! И все мы знаем, что любой интересный материал наталкивает на интересные вопросы, поэтому вот мои:
1. Какие конкретно игры пользуются наибольшей популярностью на гражданке и что было на твоем ноутбуке на момент нахождения в горячей точке? Если помнишь, то назови в порядке убывания популярности среди каждой из двух, названных тобой, категорий.
2. Насколько важен в данном контексте соревновательный элемент?
3. Как дела обстоят с теми, у кого проблемы с наркотиками? Влияют ли игры на что-то, работал ли ты с такими людьми, насколько сходи ситуации ветеранов и наркоманов (возможно и бывших)? Ведь если порассуждать, то конкретно социальный элемент у людей, у которых имеются проблемы с ПАР, нарушен примерно в том-же ключе, что и у ветеранов. Или я неправ?
4. Где можно побольше почитать о «сумерках»? И вообще было бы интересно от тебя почитать что-то на эту тему, пусть и на другом ресурсе.
5. Сколько времени занимает написание такого материала?
Спасибо за отзыв.
Ух ты меня озадачил, постараюсь развернуто ответить:

1. Бордерлендс (все части), Компани оф Хироус (все части), Тотал Вар (с медивела и дальше), нид фор спид(старые годныен части типо андерграунда), Зов долга (с 4 и дальше), Фоллауты (все части), Лефт 4 деад, Килинг флур, Метро (две части), Резиденты (те что вышли на комп), Титан квест, Торчлайт, Х ком, С&С 3, Фар край 3-4, Банер сага, Скайрим, и море индюшатины. Может что то забыл. В общем было занято 400 гб винта и переносной на 1 тб.
На гражданке сейчас, очень помогает Кроссаут — быстрые сессии(5 минут), активная работа спинного мозга при боях, раслабляющий креатив в создании крафта(тачки). Почти идеально для нашего комьюнити.

2. Важен в плане первичного сплочения колектива. Но тут не стоит увлекаться, и если возникают конфликт на почве соревнования, гасить его мягко, желательно в шуточной форме, никого не задев.

3. Сложный вопрос. Естественно в следствии долгого адреналин марафона, ветеран на него подсаживаеться. Но адреналин вырабатывает сам организм человека, его не нужно брать из сторонних мест. По этому снизить дозу или подобрать замену или коректировку легче чем людям с наркотическими проблемами. Комплексной проблема становиться если ветеран подсаживаеться на алкоголь или вещества. Тут подход к каждому индивидуальный, и не всегда для ветерана приятный. Хотя позже благодарят уже по трезвому.

4. Публикуюсь еще в паре мест, но… там я под реальными данными, а я слишком ценю свое право на анонимность, по этому сорян. Тематической литературы много(в том числе в сети), но она именно что для врачей и спец персонала. Очень сложно вьехать без мед вуза и практики. Советую для начала пройти курсы парамедика. Красный крест их проводит бесплатно во многих городах. Пригодиться, гарантирую.

5. Чистого времени — около 15 часов. Еще 3-4 на вычитку и редактуру. Еще 1,5 часа на оформление темы.
Спасибо за развернутый ответ! Если вдруг передумаешь — буду невероятно рад увидеть ссылку на другие материалы в личке. А пока жду материалы на СГ, надеюсь фидбэка достаточно для мотивации к написанию ещё постов.
Если честно неожидал что меня так тепло встретят с моими довольно специфическими темами, по этому — приятно удивлен.

В паланах есть такое:

1. Все что не влезло в предыдущие темы по поводу игрового быта в армии.

2. Очерк про одиночество в колективе в следствии перехода из открытого к закрытому обществу (возможно обьединю с первым, но тогда ждать придеться больше).

3. Как защитить себя и свои права от новомодных центров «лечения игровых зависимостей» (мракобесы).
Если честно неожидал что меня так тепло встретят с моими довольно специфическими темами, по этому — приятно удивлен.


Взаимно: я, хоть человек хронически гражданский, взахлёб читаю второй пост подряд. Не ожидал. Как оказалось, здесь есть близкие и понятные мне моменты, паттерны поведения, что ли, испытанные лично или наблюдаемые.

За продвижение психологии в массы отдельное уважение и спасибо. Жду третью часть.
Про эти центры вообще не слышал, про них особо интересно было бы почитать. Ну и про закрытое общество материалы нравятся, ведь они как-то максимально расширяют сознание. Буду ждать!
Передаю, огромный «привет» законодателям декриминализовавшим статью про домашние побои. Благодаря им ПТСР будет процветать и среди мирных граждан.

Не думаю, что это стоило сюда вставлять. Согласно закону декриминализация касается только тех моментов, когда это не привело к проблемам со здоровьем и если было было совершено первый раз. Я сомневаюсь, что от одной пощёчины у людей будет ПТСР.
Стоило.
Из опыта по работе с жертвами домашнего насилия: жертва обычно обращаеться не на первый и не на второй раз, а когда ситуация доходит до того что у неё начинаеться психоз и полное отчаянье. И если насильника не накажут в первый же раз, то жертва больше никогда не обратиться за помощью. Что будет дальше, это русская рулетка — суицид, самокалеченье, или насильник зарежет. Вариантов много и все они ужасны.
Декриминализация означает, что не будет возбуждаться уголовное дело, но никто не запрещал административные, они всё также в силе. И никто не говорит про насильника, тяжкие побои всё также наказываются вплоть до лишения свободы.
Закон сам по себе был создан, чтобы уравнять статус близких и посторонних людей. То есть за те же действия по отношению к незнакомому человеку, вас в тюрьму не посадят, а если подрались брат с сестрой, то вполне. Теперь вне зависимости от того, кого вы ударите, вас привлекут к административной ответственности, а если нанесёте тяжкие — к уголовной.
Административка, для таких людей, вообще ничего не значит, она только их побудит сильнее нажимать на жертву. Я вообще редко встречал агресоров, которые не знают как правильно бить (что бы не было травм, но было больно), и фантазия на насилие у них развита хорошо.
И не мне рассказывать, как правоохранительные органы, уговоривают жертв забрать заявление: «Это же бытовая, ссора.» «Он просто выпил, простите дурака.» «Ну вы же его наверно провоцировали.»

Вы меня извините, но я вообще не понимаю как можно оправдывать человека который поднял руку на своих близких, которых он должен защищать.
Если агрессор умеет бить так, что травм не остаётся, наверное на него и уголовное дело не заведут. Тем не менее я оставлю спор, не думаю, что это то, что должно быть на SG.
Разве его, кстати, еще не отменили?
Почему-то в голове эта песня заиграла.

Спасибо автору за статью и работу.
Надеюсь, что баланс у ветеранов будет соблюдаться, потому что легко упасть в игровой экстаз от которого лучше не отвлекать.
Одна из моих любимых песен. Всегда в трек-листе.
Вопрос к автору: Смотрели ли мини-сериал «Поколение убийц» (Generation Kill) от HBO? Интересно услышать мнение человека с боевым опытом. Мне после него фильмы о современной войне вообще не заходят, в том числе и упомянутый Вами «Повелитель бури». Заранее спасибо за ответ.
Как не странно, упустил из виду. Посмотрел описание, заинтересовало. Обязательно выделю время и посмотрю на досуге.
Не совсем в тему (на самом деле совсем не в тему), но что могли бы посоветовать из книг по психологии. Чем шире список (если он будет), тем лучше. Самый базовые книги желательно написать самыми первыми. Заранее спасибо. Заранее извините за спам.
P.S. Статья отличная.
Спасибо за отзыв.
Озадачил. Последний раз открывал учебники по базовой психологии в 2005 году. Сейчас только узкоспециализированная литература.
Постараюсь подумать на досуге и ответить.
А что конкретно интересует? Просто «психология» — это тысячи отличных книг.

Ну и ваш уровень подготовки каков. А то есть отличные книги, которые без знания, скажем, химии мозга читать будет тяжеловато.
Спасибо за статью, интересно было почитать. Такие вещи стоило бы показать на центральном ТВ (хоть я его и не смотрю), чтобы менять сознание людей, что видеоигры — это что-то гораздо более сложное и многогранное, чем просто бесполезное развлечение.
Спасибо за отзыв.
СМИ такого делать не будут, ибо потеряют рычаг давления на общество в виде страха перед ДОКой 2 XD
Чучуть офигел. Пока смотер серию стар трека (50 минут), блог набрал +200% плюсов и просмотров. Кто-то может обьяснить как? Любопытно же.
Твой блог на главной.
Спасибо. Думал выводят только обзоры.
В крутилку наверху обычно да, выводят только обзоры. Считай, что ты слишком крут для места среди плиток новостей)
Ну прям статья научная. Молодец автор.
Спасибо за статью. Очень ждем следующие.
Война-это самое страшное явление, которое появилось благодаря человеку.
И да война это НЕ естественное явление, но человек всегда убивал и будет убивать.
Афтар молодец за проделанную работу!
Действительно круто.
Привет, если не секрет пара вопросов:
Ты работал в армии рф или сша? Просто мелькают иногда мелькают несвойственные оговорки вроде «парамедик» и тд.

Ты в одном из комментов упоминал про курсы первой помощи — не знаешь где найти качественные ибо все что мне попадалось, были хуже чем уроки обж в школе? Я из Челябинска, если что
Подловил, но не совсем.

Уже упоминал в первом блоге:

Отвечать прямо где и как воевал — не буду. Но внимательные пользователи, увидят детали которые об этом говорят. Даю жирную подсказку — мой первый косарный блог 2013 года. Ищущий — найдет.


Вбил в поиск твой населенный пункт. В прошлом году у вас точно были такие курсы от красного креста.
Пока что глянул по диагонали — идея отличная, распространять такую инфу важно, хотя воды кажись многовато. Пока, правда, новой инфы для себя не увидел ибо доврачебную помощь в свое время за*рочил только так, как в теории (лично по куче учебников, в том числе и для военных) так и на практике, насколько позволяло оборудование и компетентность учителей. Просто до сих пор кажется, что имеющиеся знания ничтожно малы.
Воды много, да. Формат курилки.

А что касательно новой инфы — доврачебная помощь в условиях города, по словам инструктора, как раз на максимально сжатый объём знаний и навыков и претендует, чтобы ты запомнил и сделал, даже если совсем тугодум. Другое дело лечение и поддержание жизни в условиях, когда помощи ждать неоткуда — но это уже совсем другая категория знаний, и, тут уже наверное больше стоит вопрос, имеет ли вообще смысл их получать, если не собираешься себя этому полноценно посвятить.
Придерживаюсь мысли о том, что любые достоверные знания лучше, чем их отсутствие.

(До сих пор удивляюсь тому, как людей впечатляет мое знание столицы Гондураса XD)
Тегусигальпа?
комментарий удален
Я понимаю, что выборка мб не такая большая, но все же возможно встречалось.

Не секрет, что после возвращения из зоны боевых действий, у ветеранов бывает чувство вины. В статье об этом упоминается. Но встречались ли случаи, когда игры вместо положительного эффекта усугубляют это самое чувство вины? Мол, не только где-то там умирают люди, а я в теплой постельке, но про это еще и делают игры для развлечения. Кощунство и вот это все.
Я в рамках теоретического предположения. Легко могу нарисовать человека с такой моральной установкой, которому игротерапия не только не поможет, но и усугубит болезненные переживания. Пресловутый психоанализ тоже не для всех.

Ну и вопрос. Я не очень поняла вашу профессию: психиатр, психолог, юрист, ...?
В любом случае прошу порекомендовать литературу по кризисному вмешательству. Сама только Ромека успела изучить по рекомендации преподавателя, но этого явно недостаточно.
1. Пока такого не встречал. Был триггер на определенную игру, но не на игры как таковые.

2. У меня пара вышек, я это раскрою в третьем блоге подробней. Вообще общаюсь с разными спецами очень тесно, по этому приходиться перенимать их навыки, что бы не отставать.

3. Что бы дать совет, нужно уточнение. На каких языках можете читать, и какое предпочтение: военная или гражданская?
1. Какую, если не секрет? С чем связано?

2. Это не ответ :) И фразы «не хочу отвечать» и аналогов тоже не было.

3. Больше гражданская, но и от военной тоже не откажусь. Предпочтение русскому языку (особенно учитывая, что еще фундамент нарабатывается), но на английском тоже можно.
1.insurgency

2. Было, но в комментариях.

3. Ирина Малкина-Пых — для старта, наверно самое то. Проблема кризисной, что практической части всегда больше чем теории. Моя личная рекомендация, ознакомиться, но не практиковать в этой сфере. Многие вылетаю после первого сеанса. Но это уже на Ваше усмотрение.
1. А почему?

2. Не оч понимаю, с чего потребность делать из профессии тайну покрытую мраком, но дело ваше.

3. Малкина-Пых ведь не структурированный сборник чужого, без особого понимания автором чего да как :(((
Тайну я не делаю, просто не хочется разводить срач. Можем перейти в личку и я объясню свою позицию предметно.

Не знаю чем Вам не угодила мадам Малкина-Пых. Мой коллега на основе её работ и своей практики защитил кандидатскую по психологической и соц реабилитации семей ветеранов.
Срач на основе профессии...? Вы депутат? :)))

Книги Малкиной-Пых просто сборники чужих статей. Честно сказать, я просто надеялась услышать рекомендации чего-либо более, возможно, узкоспециализированного, возможно, посвященного только одной проблеме (только работе с насилием, например). Люди практикующие обычно в этом как раз могут огромные списки накидать.

А почему insurgency триггернул ещё одна тайна, я понял
«да будет срач»©

Ничего не ново под луной. Посмотрите на мою статью. Половина — это базис который наработали до меня. Еще 40% это моя практика. Еще 10%, гипотеза которой еще предстоит быть либо подтвержденной либо опровергнутой статистическими результатами.

По поводу тайны. Эта работа скорей всего будет основа моей кандидатской, и чем больше я здесь сообщаю, тем больше вероятность что это сплагиатят. Я даю ровно столько, что бы моя работа была уникальна, но при этом оставалось место для будущего маневра.

Моя профессия тесно связана с ветеранами и войной. Если я начну раскидываться своими данными и мнением о конкретных боевых действиях, то этот топик потрут за считанные часы.
«я повар», условно — это не данные и не мнение о боевых действиях. Но, повторю, дело ваше.

Удачи с кандидатской.
Очень хорошая статья, автору огромный бокал гранёного чая (на усмотрение.). Приятно что на СГ такие темы обсуждают.
Огромное вам спасибо за такой труд. Печально, что в нашей стране так мало освещают тему ПТСР, желаю удачи с подготовкой и защитой кандидатской
Не хватит слов как меня вдохновляют твои статьи. Только начал изучать блоги на СГ и уже второй час читаю лишь твои публикации. Ты открыл для меня мир, который впредь я забыть не смогу.
Даже не знаю что сказать. Спасибо за отзыв =)

Очень приятно что людям нравиться. Собственно ради просвещения таких тем, открыл еще и ютуб канал. Следующее видео как раз будет о истории игротерапии и как она трансформируется с помощью видео-игр.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Звездная киберспортивная курилка.
Блог курилок и длинных разговоров
Control — тезисно
Блог BinguPlus
Обзор Planet Zoo
Блог Fantiiik
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Соц Опрос.
Блог SudzuriMikhisa
Сингл CoD. Часть 3. (Не) удача.
Персональный блог Блог NoNameJustLulz
Наверх ↑