Меню
StopGame  Блоги Блог Neiwar Язык в наших фентези-ях\\Статья-рассуждение о языке Анджея Сапковского и его работе с читателем. Ошибки и самосуд.

Самое актуальное

  • Что такое «Обелиск»? История серии Dead Space, часть 3
  • «Инфакт» от 19.03.2019 — Даунгрейд RDR2, бета-тест Halo на PC, новый герой в Apex, Bethesda на E3, коллекция в 20 000 игр…
  • Dead Space: Мученик. Экранизация книги. История серии, часть 2
  • Обзор игры Quest Hunter
  • Обзор игры Baba Is You
  • «Игротерапия ПТСР у Ветеранов боевых действий. Теория и Практика»
  • Обзор игры Eternity: The Last Unicorn
  • Видеообзор игры Left Alive
  • Пользовательский обзор недели
  • Ретрозор — Age of Empires, RoboCop vs The Terminator, Rock n’ Roll Racing
  • Rainbow Six Siege. Тем временем в Австралии
  • Поиграли в Sekiro: Shadows Die Twice. Свежо, но знакомо
  • Обзор игры Assassin's Creed: Odyssey — Legacy of the First Blade
  • Обзор игры The LEGO Movie 2 Videogame
  • Devil May Cry 5. Дьявол плакал и кололся
  • Марафон Call of Duty, часть 4 (экспресс-запись)
  • Tropico 6. Шестой срок подряд
  • Поиграли в Days Gone. Жизнь после Syphon Filter
  • Эволюция женской груди в играх
  • Обзор игры Ape Out
  • Left Alive. Все очень плохо
  • Jackbox Party Pack 3. Стрим по заявкам
  • Apex Legends. Попытка занять ТОП-19
  • Обзор обновления World of Warships
  • Пользовательский обзор недели
  • Видеообзор игры Devil May Cry 5
  • Видеообзор игры Anthem
  • Обзор игры Trials Rising
  • Вся суть Anthem за 5 минут (или больше) [Уэс и Флинн]
  • Международный женский бой — 10 крутых девушек из файтингов

Язык в наших фентези-ях\\Статья-рассуждение о языке Анджея Сапковского и его работе с читателем. Ошибки и самосуд.

-2

От автора



«Мы – вечные странники. Мы постоянно движемся вперед и порой оглядываемся назад. Поодиночке или все вместе. Мы не можем этого не делать. Потому что любопытны. Потому что боимся того, что произойдет, если остановимся. Ты теперь исследователь» — эти слова «принадлежат» командору Шепарду и, на самом деле, могут преследовать нас в любом начинании. Потому что везде нужно делать первый шаг. Так и в момент, когда открываем книгу в первый раз. Язык, дарованный автором нас направляет, он всегда с нами. Оставленные им детали мы собираем по крупицам, оцениваем, мы анализируем темы и мудрости, и вновь продолжаем идти навстречу новому. Иначе к чему нам опыт и знания предков? Оставленная Геродотом «История» или Макиавелли «Государь»? Толкиеным «Средиземье»? Их язык преодолел годы и эпохи, он зафиксирован в истории этих областей, жанров. Они стали «правилами». Подобную тему и хочу затронуть. Язык в литературе, смысл, данный нам. Что останется от него через года? И все это через призму сравнение двух самых обсуждаемых фэнтези-авторов на данный момент.

Вступление.



Зачем мы вообще сравниваем авторов? Особенно это касается фэнтези мира. Один прочитает «Песнь Льда и Огня» (Далее «ПЛиО») и будет плеваться от «Ведьмака», тем самым, через свою субьективную оценку лишит многих людей хорошего чтива, о котором они могут не пожалеть. А может и не лишит, но сравнение – определенно опасно. Этим сейчас грешат многие в целях маркетинга. Порой так они себя и хоронят напрочь, завышая ожидания читателя, или ставя произведения в тень. Недавно я читал одну такую книжку от французского автора. Но сейчас хочу задеть тему «Мартин против Сапковского». Стараясь по мере сил выдать конструктивный анализ, не задеть чувства (хотя мы знаем, что такого не бывает) и разделить – стоит ли ваших нервов подобное сравнение, участия в дебатах и ответить на вопрос – почему «Ведьмак» стал опасным достоянием культуры.

Начнем с самой шальной темы и уже потом перейдем к деталям.



Глава 1. Секс с миру по нитке.



У Сапковского многие элементы являются ненужной картиной для читателя. Возьмем, скажем, секс. В его саге и попробуем задать этому событию вопросы после прочтения. Начнем с малого. Характеризует ли он персонажа, самого Геральта из Ривии? Ни в коем случае. Наш Геральт взрослый малый, который как ведьмак еще и не способен к воспроизводству потомства, что рассмотрим далее. Этот ход может быть очень удобен, так как это раскрепощает автора и не связывает ему руки. Ведьмак из Ривии то и дело просыпается в постели не один. И персонаж может быть любой, важный для сюжета или просто играющий какую-никакую роль (но не для него лично). Мы можем обратить внимание, что нам достаточно лишь одного упоминания и одного действия сексуального характера, чтобы убедиться – что каждому из персонажей саги необходим секс лишь для удовольствия. И всё. Хватит лишь несколько строк, но, если перешерстить книгу вдоль и поперек – наберется на полноценный рассказ ради одной мысли, которая нам ясна с самого начала. Геральт – та еще куртизанка и довольно спорно считать, что хоть к кому-то он привязан чувственно. Как и его любовные интересы по большей части. Если оставлять закладки на подобных моментах – они сравняются по числу смертей в «ПЛиО». Но не один Геральт такой. У Йеннефер есть своя сюжетная линия. Она встречается с магом, с Геральтом, с магом, с Геральтом, расстается с ведьмаком, сходится, пользуется кем-то по середине, как будто на привал зашла. Результат точно такой же. «Секс» — не дает нам никакой информации о них. Он даже не является отрицательным качеством и нам сложно давать этому оценку. Скажем, Йен честна по ходу сюжета, это для нас и отрицательное качество, так как из-за него она нам кажется серьезной, но и положительное – ведь мы уважаем за это персонажа. Она не врет в важных для неё вещах и людям, которым доверяет. Похвально. Но секс, которому уделена добрая треть книги, увы, не носит характера. Вакуум, который можно наполнить иначе. Удовлетворение первичных потребностей не более, и мы еще вернемся к тому, есть ли у этих действий последствия. А пока — мы получили ответ сразу на два вопроса, перейдем к третьему. Характеризует ли секс мир? Нет, ни капли. Убери его, и ты поймешь, что ничего не изменится. Люди, хотя бы краем уха уловившие уроки истории средних веков, достаточно хорошо понимают – что времена те были жестокие. Темные. И называются, в общем-то «Темные века». Достаточно отметить этот факт и позже передавать красками торжество этой непоколебимой и липкой серости, насытить знакомыми нам событиями – и мы уже понимаем. Мир жесток. В нем преобладает насилие. И Сапковский продемонстрировал этого достаточно в эльфийской истории. Зачем в каждую главу вставлять секс? Зачем нам сцена в библиотеке с Фрингильей? Зачем совращать Глазок перед её смертью? Они ведь не ценный опыт, они не способ заполнить одиночество Ведьмака. Йен еще можно понять вне рамок отношений с Геральтом, она хотела завести ребенка и искала способы. Однако эту тему нам тоже не раскрыли. И в итоге – мы остаемся с обилием предательств и бесконечным циклом прощения и понимания. Возможно, автор хотел оставить читателю мысль о великой и взрослой любви, которая всегда найдет дорогу через войны, измены и расставания. Но только читателя, по моему опыту, это либо отталкивает, либо не даёт понимания зачем, либо сам автор не вложил тот смысл, что хотел. И многие задаются вопросом, а зачем нам чувствовать симпатию к любви двух главных персонажей серии, если она искусственно родилась от желания с джином? Если что один, что другой позволяет себе пересекать саму любовь таким эгоистичным образом, как измена? Пустой звук не иначе. Сказка об Алладине нас тоже не этим брала. И слава богу, секса там не было. Такая «взрослая любовь» может и возможна между такими старичками, как Геральт и Йен, но замените этих персонажей на Лютика и Присциллу (неважно, что она из игры, нужен лишь пример) – вы не поверите в происходящее. Даже если они будут носителями характеров Геральта и чародейки. И в итоге, принимай это как факт. Человек не сможет прожить от ста и более лет (в очень редких случаях), чтобы сохранить такой юношеский взгляд на любовь. Неизменно юношеский, к сожалению. В некотором роде даже жертвенный со стороны Геральта. К тому же без последствий. Нам лишь игра немного поведала о любовном треугольнике и последствиях подобного выбора. Автор книги не дал нам такого, любовь безраздельна и не имеет преград для них. И для Йен, и для Трисс, и для Геральта.

Для сравнения возьмем в пример Джорджа Мартина. В его мире секс — это краска большой картины, краска насилия, убери оттуда этот элемент – вы потеряете ощущение, что его мир способен вас предать. Тоже, казалось бы, темное средневековье. Но, в таком случае, мир был бы слишком стерильный. К тому же насилие здесь не просто насилие. Это принуждение, по большой части. Нас часто заставляют смотреть и читать от лица персонажей то, через что им страшно проходить. Через боль и подобные краски демонстрируется враждебность мира к людям, его населяющим. Он наказывает, потому на нем сделан акцент. Он вызывает у читателя отторжение. По весьма банальной причине. Вы понимаете – вам там не выжить. Несмотря на то, что мир Сапковского якобы враждебный – секс там не представляет собой отношения мира к человеку, это не часть насилия, которого почти нет. Насилие там скорее элемент декора, как в хоррорах, где пугают лишь кишками и лужами крови. Тот же нрав Оберина Мартелла и его биссексуальность характеризует нравы всего континента, с которого он прибыл и об этом сообщается лишь один раз. Дорнийцы – свободный во взглядах народ, смотрящий на своих соседей, как на глупых детей. Разве это не чудо? Плюс, в ПЛиО секс являться ружьем Чехова, и оно может выстреливать в тот момент, когда мы этого не ожидаем и опять же, обратиться против персонажа. Дальний пример: бастард Неда Старка, который и вовсе не бастард. (По сериалу, хотя и в книге все не гладко с этим) Но сама деталь имеет долгоиграющие последствия, и играет она в основном с позицией читателя, то есть с его мнением о персонаже. Причем, казалось бы, деталь прошлого, а изменяется она на протяжении всего настоящего и имеет окрас благодаря каждому персонажу, кто смотрит на эту историю и высказывает мнение. Итог: мы видим, что этот элемент нам, как читателю совершенно бесполезен в «Саге о Ведьмаке». Половые отношения, если проследить связь хотя бы конфликта, который возникает между Йеннефер и Трисс, не имеют последствий не для кого из них. И это не свалишь на их возраст. Геральт занимается сексом почти со всеми подряд, но, если пунктик именно на Трисс, значит проблема здесь не в его\её философии касаемо свободы секса, не в собственичестве – а банально в том, что Й и Т были друзьями, то есть – претензия не к Геральту. Он жертва. Его заставили. И подлая здесь Трисс.



Глава 2. Я оставил после себя лишь воздух и заснул.



Для убедительности можем взять еще один элемент. Немного отойти от темы наготы и взглянуть на иные детали. Дикий Гон, событие, которого боятся люди, но никак не помогающее читателю понять, зачем он и с чем нам его есть, кроме афиши в конце «Эльфы=Гон». Оно происходит и не оставляет никаких ран (Когда там в последний раз всадники спускались и похищали кого-то? Да и верить ли этим мифам? Ответ не дадут), не влияет на сюжет, мировоззрение людей, нам не демонстрируют спорность этого явления. В него просто верят, оно просто есть, мы убеждаемся, что оно в мире имеется, но никак этот самый мир не двигает. В тот же момент, возьмем комету из ПЛиО. Это, казалось бы, тоже ненужный элемент. Но читатель втягивается, для него это интрига, он ждет, когда ему раскроют карту и неважно насколько результат совпадет с ожиданиями. А почему выходит так? Комета появляется в самом начале разных книг, но зачем? Она не действующее лицо, от неё не исходит влияние, ОДНАКО! Однако, через это событие нам показано 3 мировоззрения людей. Первое – это событие ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ПЛОХОЕ, К КОНЦУ СВЕТА. Оно присуще югу, в Королевской гавани мы впервые слышим это мнение, нам раскрывают менталитет южан, и хоть мы и не понимаем этого с самого начала, мы уже понимаем их действия и мысли, они разрушительны и деструктивны. Именно юг начал войну, именно там встречается подлость, предательство, сговоры. Вы чувствуете кукую краску имеет комета? Это нам раскрывается даже по тексту – красную, как сочащаяся рана. Второе мировоззрение – это событие ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ПЛОХИХ СОБЫТИЙ, НО С ХОРОШИМ ИСХОДОМ! Именно Северу присущ такой ход мысли. Мы видим, как он на протяжении всей книги умирает и восстает вновь, умирает и восстает. Все становится плохо, а потом хорошо. И именно Старку принадлежит сравнение кометы со змеей. «Кажется, мир готовится сбросить чешую». ОБНОВЛЕНИЕ! Через старение. Старый мир ждет смерть чтобы новый начал жить. И к тому же относится девиз Старков «Зима близко» — потому что далее, нас ждет весна. Снова ПЕРЕРОЖДЕНИЕ! Даже когда на комету смотрим из Северных земель – мы видим кометы синеватого оттенка. И у нас есть третье мнение, простое – комета просто есть. Читателя втянули в выбор, ему дали возможность составить своё мнение и принять одну из трех сторон, его втянули в процесс таким маленьким событием. Сделали обычным человеком этого самого мира.И теперь подумайте…Вы же определенно, когда читаете относите себя либо к Ланнистерам, либо к Старкам? Довольно малое количество людей занимают нейтральную позицию, потому что с нашими эмоциями играют намеренно на характерных качествах той или иной стороны.

2.1. Повар отравил кашу.

И так мы плавно переходим к теме выбора и ответственности за него. Это тоже важно, когда читатель спустя время может сказать: «Я ошибался, этот персонаж конченный *****», «Почему его безумие вызывает уважение?», «Мне жаль тебя Старк, но ты это заслужил. Такие ценности не применимы в этом мире». Мезинца мы по началу не очень любим, он предает любимого Неда Старка! Вот шельмец! Подонок! И до странных попыток защитить Сансу мы будет надеяться, что в этой теневой дуэли с Варисом победит последний. К слову, о последнем, мы до сих пор гадаем о мотивах. Лишь в сериале, он остается тем, кто сражается только за Королевство. Он разочаровывается в Старке, когда понимает, что несмотря на доброе и сильное сердце – столь честолюбивый человек не принесет стране ничего хорошого, он отворачивается от него и нас это немного задевает. Предает каждого, кто губит главный идеал Вариса – страну. И эти идеалы меняются по мере развития персонажей или мы до них догадываемся и делаем выводы, пока не поймем истинных мотивов. У нас есть четкая динамика почти у каждого. Мы раздражены Псом – но в какой-то момент мы вместе с ним крикнем «В пекло!». Тириона мы считаем идиотом и блудливым уродом – пока не поймем, что это один из самых умных игроков на шахматной доске. И читателю предстоит жить с выводами, предстоит смириться с ошибками, принимать ответственность за то, что в этом мире сам читатель, как и жители Вестероса способны ошибаться, делать поспешные выводы и расплачиваться за это. Это и касается выбора любимчиков, которых судьба на самом деле наказывает за то, что вы в них любите.

«Ведьмак» к большому сожалению не наделяет вас такой ролью. Вы не участник событий. Вы наблюдатель. Это неплохая черта, но надо понимать, что к в таком случае – мы, как зрители, не испытываем ничего общего с персонажами. Мы будто наблюдаем за спортом, в котором не знаем правил. Мир, однако, позиционирует себя как серый, но ваше собственное мнение не меняется по ходу развития сюжета. Вильгефорц, пусть вы и поймете его мотивы – останется антагонистом. Геральт – дураком. Цири – капризным ребенком. Малую загадку еще оставляет Кагыр, но он исключение, а не правило. Динамика не прослеживается – ваше мнение не меняется. Хотя, возможно, если вы прочли в одиннадцать лет книгу, а потом перечитали в восемнадцать – вы поменяете свое отношение к вопросу, но это ваша заслуга, как развивающейся личности, а не читателя, чье произведение не растет вместе с вами.

Итог.



К чему это все раскрывать? Сагу о Геральте из Ривии можно рассказать на 10-15 страниц, если убрать ненужные детали. И помним мы отлично именно 15 самых важных страниц, интересных нам. Она бы могла стать одним из рассказов, за которые оценили писателя, но несмотря на это…мы получили книгу и получаем до сих пор и не могу быть убежден, что они популярны благодаря качеству. Картина мира Сапкоского примитивна и мысль, которую возможно высказать в одной книге растянули на 8, и причина тому кроется в персонажах, которые не развивают друг друга, мир, историю. Тоже относится и к деталям. И как человек, который 5 лет погружен с ног до головы в эту Вселенную я могу заявить, что это нельзя назвать хорошей художественной литературой. У Анджея отсутствует главное – краски. И хоть мир сер и многозначен, ни одно событие мы не можем трактовать как неоднозначное…он таким и остается. Мир без развития. К сожалению, именно за это стоит ругать книги, появившиеся после рассказов, которые некогда стали достоянием всей Польши.

Цикл «Ведьмак» можно сравнить с пресловутой легендой, с красивой и банальной сказкой с самих страниц повести о Геральте – я о Розе Шаэраведда. Она же в народе зовется Розой Памяти. «Ведьмак» душевная и красивая литература, но внутри ничего нет, ни души, ни смысла, ни уроков. Только иногда раз в семь лет, если вы влюбились в этот язык можно прикладывать учебник к губам, как ту самую Розу. Она не завянет и забыть вам о себе не даст. Это хорошо характеризует книгу в более приземлённом свете. Может лишь те самые «эльфы» этой саги всегда будут настаивать на непоколебимости своих основ и личности автора!

Послесловие.
P.S. Если вы прожили в ведьмачьем круге – вы понимаете, что это один из самых ядовитых миров. Фанатская трибуна напоминает английских болельщиков. Но не буду говорить об этом многое, так как сторону фандома и того, что произошло после создания игры, не рассматриваю. Просто предупреждаю новичков – ступайте по этому пути разумно и, если вы вошли в этот «круг» отгородитесь солью от различных реликтов.


P.P.S.«Я поговорю. Я рад поговорить. Но вы не заставите меня сражаться» — как сказал Чарли Ханнэм. Потому я не вступлю в спор мнений, только в разъяснение собственной позиции.
Комментарии (2 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Зачем мы вообще сравниваем авторов?

Вы, очевидно, затем чтобы обосрать одного из них. Да, именно обосрать, потому что то что Вы написали — это никакой не «конструктивный анализ», а самая обычная попытка «натянуть сову на глобус» активно выкидывая всё ценное из Ведьмака как «ненужные детали» и одновременно выискивая глубокий смысл в ПЛиО, даже там, где его там нет.

Чтобы не показаться голословным, пара примеров:
Дикий Гон, событие, которого боятся люди, но никак не помогающее читателю понять, зачем он и с чем нам его есть, кроме афиши в конце «Эльфы=Гон». Оно происходит и не оставляет никаких ран (Когда там в последний раз всадники спускались и похищали кого-то?

Дикий Гон пытался похитить Цири в «Часе Презрения», а что касается мировоззрения, то с ним связана главная мысль рассказа «Осколок льда», который вы видимо не читали.

Тириона мы считаем идиотом и блудливым уродом – пока не поймем, что это один из самых умных игроков на шахматной доске.

Наоборот. Тирион — выглядит самым умным из персонажей ПЛиО с самого начала. Во всяком случае на фоне всех остальных идиотов. Во всяком случае пока не начинает дико тупить, когда его сажают в кутузку после «Пурпурной свадьбы».
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка Синего Цвета Настроения
Блог курилок и длинных разговоров
Домашние пельмени
Кулинария на StopGame
Грань для цензуры
Блог LootHunter
Акира Куросава — Сочетая движение [Перевод]
Персональный блог Блог Николая Ковачевича
Агломерация
Блог Gennadium
[Стрим по заявкам] Чё, устроим мартовскую дичь?
Персональный блог имени Плюшевого Динозавра
Наверх ↑