Меню
StopGame  Блоги Блог обзорщиков История визуальных новелл: Первые «взрослые» игры

Самое актуальное

  • E3 2019. Мы видели неугасающий свет к игре Dying Light 2
  • E3 2019. Видеопревью игры The Outer Worlds
  • Обзор игры SpellForce 3: Soul Harvest
  • Блоги: «Transistor. Сказка о потерянном голосе»
  • Блоги: «Полный разбор лора Overwatch»
  • «Инфакт» от 14.06.2019 — Трансы в Cyberpunk, Фил Спенсер не хочет продавать Xbox, Watch Dogs без собак, Doom без дефматча…
  • Мы играли в Cyberpunk 2077! (ну, почти)
  • Обзор игры Reventure
  • E3 2019
  • E3 2019. Поиграли в Ghost Recon: Breakpoint
  • Обзор игры Dead or School
  • E3 2019. Уже поиграли в Watch Dogs Legion
  • Поиграли в Wolfenstein: Youngblood. Кооператив (не) лишний
  • E3 2019. Видеопревью игры Roller Champions
  • ЛЕТНИЙ ЛЕ-МАН 2019 — Записи стримов
  • Обзор игры Outer Wilds
  • Поиграли в Doom Eternal. Изменений на 5 минут
  • Обзор игры Blood will be Spilled
  • Превью по пресс-версии к игре Crash Team Racing Nitro-Fueled
  • Видеообзор игры Warhammer: Chaosbane
  • Обзор первого эпизода к игре Pathologic 2
  • Видеообзор игры Draugen
  • Блоги: «Вспоминаем «Мор. Утопия» и пытаемся понять что это вообще было»
  • Блоги: «Психология как ключ к идеальной игре»
  • Lost Ark. Убиватели потерянного ковчега
  • Code Vein. Попали в закрытую вену
  • Обзор игры Void Bastards
  • Total War: Three Kingdoms — советы и тактика
  • Blood & Truth VR. Плойка, виар, 2 дымящихся мува
  • Обзор игры Warhammer: Chaosbane

История визуальных новелл: Первые «взрослые» игры

+34
Визуальные новеллы очень популярный жанр видеоигр в Японии. Релизы новелл в Японии занимают чуть ли не половину всех игр для ПК. Сейчас этот жанр набирает обороты и в других странах, а все больше японских новелл получают западные релизы на английском языке. Количество русских переводчиков также увеличивается.

Более того, с визуальными новеллами вы знакомитесь чаще, чем вам кажется. Многие аниме создаются по мотивам визуальных новелл, и об этом вы могли не догадываться. Clannad, Когда плачут цикады и когда плачут чайки, Kanon, D.C. Da capo, Little Busters, Amagami SS, Air, Врата Штейна, Школьные дни, Эф — всё это визуальные новеллы, которые получили аниме-адаптации. Этот список можно продолжать ещё очень долго и, как видите, почти всё это весьма качественные и популярные аниме.

Давайте попробуем покопаться в истории, и разобраться, откуда взялись визуальные новеллы и что вообще принес с собой этот жанр. И для этого отправимся в самое начало.

Видео-версия


Текстовая версия:

Ну и для начала давайте определимся насчет жанра визуальных новелл. Это такие интерактивные игры, с кучей текста и, как правило, статическими спрайтами или фонами. Влиять на происходящие события можно делая определённые выборы по сюжету, и обычно таких выборов не слишком много, но их принятие может нести важные последствия.

Таким образом, напрашивается вывод, что жанр визуальных новелл возник как развитие Interactive fiction, что дословно можно перевести как “интерактивная художественная литература”. Понятие очень широкое, но в 70-80-е годы оно обрело более понятное значение — текстовые квесты.

В играх такого жанра игроку необходимо лишь читать текст, в котором описывались события, и затем писать какую-либо команду, чтобы продвинуть сюжет дальше. Например watch, read и тому подобное. Таким образом, игроки получали литературное произведение, в котором могли принять непосредственное участие.

Первой видео-игрой такого жанра считается Advent, она же позже названная Colossal Cave Adventure, и появилась ещё в 1975 году. В игре главный герой, тобишь читатель, исследует таинственную пещеру в поисках сокровищ, и такими нехитрыми командами перемещался по пещере. Попутно, конечно же, зарисовывая карту, иначе как ещё запомнить все эти стены пещер.
Colossal Cave Adventure (1975)

Причина, по которой данный жанр стал очень популярен, довольно проста. В то время персональные компьютеры ещё были не в состоянии выводить на экран цветные изображения, да и вообще показывали только текст. Более того, мониторы были настолько дорогими, что дешевле было позволить себе телетайп — такой себе принтер вместо монитора, который выдавал текст на ленте бумаги.
Телетайп

Успех Colossal Cave Adventure способствовал развитию жанра Interactive fiction, и вскоре подобные игры начали хорошо продаваться.

Это всё, конечно же, было популярно в США, соответственно, и игры были на английском языке. Ну и у нас этот жанр не снискал подобной популярности, т.к. когда на просторах наших стран появились компы, они уже были чуть более мощные.

Ну и раз мы имеет много текста, упор на сюжет и возможность выбора, то это, в теории, уже очень похоже на визуальную новеллу. Осталось добавить графику, и желательно цветную. Конечно же, это не единственные составляющие визуальной новеллы, и не достаточно сказать, что это книжки с картинками, но это уже другой вопрос, более философский.

К счастью, прогресс было не остановить, персональные компьютеры становились всё более популярными, дешевыми и при этом, более мощными. Это и приводит нас к следующей эпохе, 80-е.

Первые эротические игры

Хоть прогресс и был очевиден, в начале 80-х видео-игры имели мало общего с тем, что мы представляем сейчас.

Тем не менее, идея оформить интерактивные истории каким-то картинками, лежала на поверхности и была реализована как только компы смогли выдавать цветное изображение в приемлемом разрешении.

Когда я обозначал рамки жанра визуальных новелл, то забыл упомянуть один важный момент. Большинство коммерческих визуальных новелл имеют явную направленность на взрослую аудиторию, ну или попросту говоря, они хентайные.

Поэтому, почему бы для начала не проследить развитие таких “взрослых” игр на просторах персональных компьютеров.

Википедия нам говорит, что первой видеоигрой с изображением эротики была Night Life, 1982 года выпуска. Но я всё тщательно проверил и выяснил — это ложь.

В 1981 году на японском персональном компьютере Sharp MZ-80K была выпущена видео-игра Yakyuken, основанная на одноименной реально-существующей игре. Это что-то типа японской вариации камня-ножницы-бумаги, только на раздевание.
Yakyuken (1981)

Она на самом деле считается первой видео-игрой с обнаженкой. Но, это, конечно же, не точно. Весь сок в том, что компьютер был ещё 78-ого года выпуска, и поддерживал лишь текстовый вывод графики, с разрешением 40х25 символов. Поэтому эротика там была весьма относительной… и фапать на такое, наверное, было очень сложно, но поколение начала 80-х это не останавливало.

Куда дальше в этом плане зашли, как ни странно, американцы. В том же 1981 году, некая компания “CPI” из Лос-Анджелеса выпустила целую серию эротических игр под общим названием “French postcard”. И выпускали они это на более мощный компьютер Apple 2. Он уже имел полноценный графический цветной дисплей, с разрешением 280 на 192 пикселя, хоть и всего 6 цветов. Ну и тут уж разрабы оторвались по полной.

Как ни странно, их серия порно-новелл была очень близка к тому, что мы можем называть визуальными новеллами. Тут есть текст, который можно прокликивать и получать новые графические сцены. Правда… текста маловато. Ну а сюжеты этих игр порой просто выносят мозг, не оставляя ни капли здравого смысла.
French postcard (1981)


Ну, давайте всё-таки вернемся в Японию.

В 1982 году в Японии были популярными три домашних компьютера: NEC PC-8801, Sharp X1 и вышедший уже в конце года Fujitsu FM-7. У всех были довольно схожие характеристики, а именно они могли в цветные картинки и приемлемое разрешение для них.

Ранее упомянутая Night Life, вышедшая на NEC PC-88 всё в том же году содержала в себе лишь какой-то набор иллюстрированной камасутры, и ничего общего с новеллами не имеет. Да и вообще ничего особо интересного из себя сейчас не представляет.
Показать картинку

А вот на FM-7 в то же время вышла одна их первых игр с анимешной графикой — Lolita (Yakyuken). До этого компьютеры не могли выдавать графику такого качества и различить там какой-то стиль рисовки было в принципе невозможно. Так что это можно было считать некого рода прорывом. Спустя год игру портировали и на NEC PC-8801. Именно на эту версию мы и посмотрим.
Lolita (Yakyuken) (1982)

Как вы поняли из названия, это тоже игра на раздевание. Графика намного приятнее. За счет более мощного компа, уже можно было четко разглядеть анимешную девочку. Ну и да, в этой игре нам придется раздевать девочку, надеясь на рандом и тыкая на цифры 1, 2 или 3. Если вам повезет — она снимет с себя предмет одежды. Не повезет — и у вас отнимают сердечко. Лишаетесь всех сердечек — гейм овер.
И если у вас удача прокачана до 10, или вы пользуетесь эмулятором с сейвстейтами (как я), то может быть вам удастся полностью раздеть лолю, и получить большое сердечко на весь экран. Но вместо загрузки второго уровня или надписи зе энд, вы получаете лишь испуганную лолю и надпись “police stop”, которая уведомляет нас о том, что главного героя арестовали. Гейм овер. Впрочем, хороший жизненный урок многим лоликонщикам.
Гейм овер

Конечно, не исключено, что анимешные игры выходили и до этого, однако о них ничего неизвестно. В те времена игры могли выпускаться либо в малых количествах копий, либо распространялись через местные варианты интернета, типа BBS. Поэтому каждый мамкин программист мог выпустить что-то подобное, и за всем не уследишь.

Если что касается симуляторов свиданий, то здесь преуспела игра Danchi Tsuma no Yuwaku, выпущенная в конце 1982 года. В переводе на русский это “Соблазнение домохозяек”. По сути это рпг с элементами дейт-сима, в начале вам рандомно генерируются характеристики, включая выносливость, как физическую, так и психологическую, и начальное количество денег, после чего вы ходите по квартире, стучите в двери и надеетесь, что вам откроет дверь какая-то отчаянная домохозяйка.
Danchi Tsuma no Yuwaku (1982)

Здесь нужно завоевывать расположение девушек, общаться с ними, говорить комплименты, либо подкупать, если с харизмой у вас не очень, и при должном упорстве и знании японского языка вы сможете достичь цели. Но, к счастью, список основных действий в игре на английском, поэтому можно даже разобраться.

Следующая игра, на которую стоит обратить внимание называется Joshi Ryou Panic, переводится как “Паника в женском общежитие”, 1983-ого года выпуска. Здесь главный герой будет пытаться спасти свою похищенную девушку, и делать это ему придется в женском общежитии. Игра всё ещё слабо похожа на визуальную новеллу.
Показать картинку

Мы имеем множество выборов о том, куда пойти и что сделать, поэтому больше относится к адвенчурам. Конечно, в игре есть диалоги, но они не сильно похожи на «новельные».

Не только эротика

Ладно, не только порнухой прославились новеллы. Сейчас их ценят прежде всего за сюжет. Давайте же перейдем к чему-то действительно интересному и более похожему на визуальную новеллу. Это Portopia Renzoku Satsujin Jiken, или же в переводе “Дело о серийном убийце из Портопии”.

Да удивительно, но NES-версия этой игры была переведена фанатскими переводчиками CHIEF-NET, за что им большое спасибо. Хоть на НЕС игра вышла на два года позже, а именно в 85-ом году, я играл именно в неё, потому что мог нормально вникнуть в сюжет. Но она почти ничем не отличается от версии 83 года, кроме графики. На компах она была более стремная и кривая.
Показать картинку

В этой игре, как вы догадались, вам придется играть роль следователя, и вместе со своим помощником раскрывать убийство. Из геймплея у нас куча видов действий, типа спросить, взять, позвать, показать, и даже ударить. Причем по сюжету нам несколько раз придется бить допрашиваемых, чтобы добраться до правды.
Показать картинку

В целом, это в большей части квест, а не новелла, хоть и весьма интересный. Игра действительно заставила меня открыть блокнот и записывать всю информацию, что я получаю, дабы не запутаться и ничего не забыть. (блокнот в винде, конечно же)

Если всё знать — проходится минут за двадцать, у меня же это заняло несколько ночей, ведь меня сильно застопорил лабиринт, который, почему-то, находится под особняком, вроде как, обычного человека.
Показать картинку

Ещё напрягают поиски лупой по экрану, ведь иногда приходится тыкать в самые неожиданные места, например, на нижнюю часть двери.

В общем, игра мне понравилась, но это ещё не совсем та визуальная новелла, которую мы привыкли видеть. Хотя и очень близко. Издателями этой игры также были Enix, а автором был сам Yuji Horii, в последствии создавший великую серии Dragon Quest и написал сценарий к Chrono Trigger, так что это вам не хухры-мухры.

Остальное

В 1983 году произошло еще много релизов новеллоподобных игр, например

Oooku Maruhi Monogatari
Главная героиня женщина, которые попадает в замок Ооку эпохи Эдо и становится свидетелем происходящих там событий, такая себе немного историческая игра, которую мне, к сожалению, совсем не удалось найти.
Oooku Maruhi Monogatari

Была еще вторая часть Лолиты, но она уже была текстовым квестом с парсерным вводом команд. Причем очень кривым и непонятным. Суть та же, закадрить девочку, пока не приехали менты.
Lolita II

Mio no Mystery Adventure
Здесь вам предстоит спастись из особняка, решая головоломки и всё также вводя команды. А противостоять вам будет не кто иной, как сам дьявол.
Mio no Mystery Adventure

Shijigen Shoujo Ridia
Ещё один квест, однако здесь довольно таки мало выборов, много диалогов, нет инвентаря, и это сильно приближает её к визуальным новеллам. Вы являетесь членом исследовательской группы на задании по расследованию всяких мистических штук на Бермудах. В итоге придется бродить по параллельным вселенным, летать на космических кораблях… в общем, трудно разобраться в японском языке. И если обложка игры и стартовый ролик могут намекнуть что игра будет неплохой, дальнейшая графическая составляющая игры снова прерващается в уровень пэинта.
Обложка Shijigen Shoujo Ridia

Скриншот Shijigen Shoujo Ridia

Также ещё в 1983 вышло две части игры Star Arthur Densetsu, которая вообще считается первой в мире поинт энд клик адвенчурой, то есть обычным квестом с курсором, к каким мы привыкли сейчас. Но, квесты это уже совсем другая история. Нас интересует именно ответвление новелл.
Обложки Star Arthur Densetsu 1 и 2

Все вышеперечисленные игры, конечно же, имели в себе порнокартинки, и ценились именно из-за них. Таким образом, японцы нащупали золотую жилу и начали клепать множество хентайных игрулин. Всякие любители, чуть ли не в одиночку создавали кривоватые эротические игры, и издавались из под крыла более-менее крупных издателей, такие как Enix.
И когда в мире происходил кризис игровой индустрии, обладатели персональных компьютеров в Японии получали все больше эротических игр, и как правило, весьма низкого качества.
С каждым годом количество таких игр росло, и если в 1983 году можно насчитать около десятка таких игр, то в 1984 их уже было почти тридцать. Конечно же, сейчас сложно точно все это дело сосчитать. И я предлагаю в дальнейшем рассматривать только более-менее стоящие новеллы. Если их можно так назвать.

Однако ещё несколько лет сюжет точно не будет сильной стороной японских эротических игр. Да и самого жанра “визуальных новелл” все еще официально не появилось. Но об этом всем мы поговорим уже в следующий раз.

Вторая часть
Комментарии (6 шт.)
комментарий удален
Предлагаю к ознаКомлению!
комментарий удален
Кажется я что-то неправильно запостил, и пост вообще не попал в прямой эфир(
Предлагаю к ознаКомлению (2)
И почему я не удивлён, что первый японский полноценный хентай был с лолей.
Вот кстати да. Казалось, появились технологии — начни с чего-то более ОБЫЧНОГО, но нет, сразу лоли.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Модераторская [4]
Блог StopGame
Курилка страны Восходящего Солнца
Блог курилок и длинных разговоров
«Призрак в доспехах» 2017г. Киноразбор
Персональный блог ловегрудба
Всеобщая мысль
Блог им. Nikintosh
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger
Персональный блог Безумного Лиса
Шаурма
Кулинария на StopGame
Психология как ключ к идеальной игре
Персональный блог AbuseReviews
Retrozor The Videogame [UPD 11.06.19]
Персональный блог Блог Nelson_Raccoon
Наверх ↑