19 декабря 2018 19.12.18 2 6781

Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure (PC) — Обзор от Хэмилтона | Реквием по былому

-1

Ностальгический обзор одной из самых стильных игр моего отрочества! Внимание: в обзоре присутствует «фирменный юмор» автора, а также, по вине автора, упущены некоторые важные геймплейные элементы, просьба не кидаться тапками! Приятного просмотра/чтения!

 

Текстовая версия обзора

Ностальгия – чувство, возникающее при виде того или иного явления или объекта, с которым у человека связано прошлое, и вызывающее теплые воспоминания, греющие душу. Как ни странно, мне нравится ностальгические обзоры, потому что это – повод поиграть в старые и горячо любимые мной игры, вызывающие у меня то самое приятное чувство ностальгии, пусть даже некоторые из них и являются странными объектами обожания. Всем привет, с вами Хэмилтон, и не без долгих предисловий я предлагаю вам отправиться со мной в это увлекательное путешествие в прошлое, и на этот раз поговорить об игре «Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure».

Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры. В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм. С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики.

Среди уличных художников, или так называемых райтеров, есть действительно много известных и признанных людей, таких как Cope2, Шепард Фейри, Бэнкси, Гайа, Футура 2000, Кит Харинг и многих других. Все они без исключения выделяются индивидуальным видением и стилем, как и человек по имени Марк Эко, известный американский художник и дизайнер. Этот человек всей душой любит хип-хоп и культуру граффити, отчего в 2005 году решает рассказать миру, почему он все это так любит, но не в какой-то простой манере, а, чтобы люди могли косвенно ощутить себя в шкуре обычного уличного художника и пережить его нелегкую, полную кульбитов историю, посему способ повествования был выбран через видеоигры. Так 2006 году на свет выходит игра «Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure», разработчиком которой стала ныне несуществующая студия The Collective Inc., а издателем выступила Atari вплоть до декабря 2013 года, после чего посредством сервиса Steam игру начали издавать Devolver Digital, и все это под зорким взглядом Ecko Unlimited. Вышла игра тогда на 3 актуальных платформы: PS2, Xbox и ПК, а также в виде простенькой аркадки для мобильных телефонов того времени, довольно неплохой, хочу заметить.

Скриншот из мобильной игры

Представляет же из себя игра экшн-адвенчуру от третьего лица с элементами бит-ем-апа протяженностью в 11 глав одиночной компании. Каждая из глав поделена на несколько уровней, и каждый из них разной длительности. Повествует игра о нелегкой истории обычного афроамериканского паренька по имени Колтрейн Кроули, известного больше как Трейн, который в один прекрасный день уходит из дома своей бабушки на улицы, дабы стать легендой уличных художников. Однако не успевает он попасть на легендарный Пул Ярд, с которого начинали все известные райтеры, как уже бомбит чужой рисунок главаря банды «Вандалы Нью-Радиуса», а именно Гейба, за что от него самого и его банды и получает на орехи. Являясь парнем дерзким и харизматичным, а также крайне злопамятным, наш протагонист решает сначала отбить себе новый дом, а потом начать завоевывать себе место под солнцем в этом и без того ужасном городе. Ну и так как о многих сюжетных перепетиях вам будет скучно слушать, а мне лень рассказывать, то мы, пожалуй, вернемся к сюжету как обычно, ближе к концу видео, а пока перейдем непосредственно к геймплею.

Итак, как я уже сказал, рядовому игроку предстоит погрузиться в 11 глав одиночной кампании, рассказывающей в целом довольно линейную историю и раскрывая в какой-то степени тонкости искусства уличных художников. Геймплей же в игре довольно простой, однако очень занимательный и в какой-то степени интересный. Помимо стандартных умений, необходимых райтеру для создания своей мазни, т.е. умения быстро бегать, хорошо прыгать, уметь лазить по вентиляции аки этот ваш Бэтмен, карабкаться по сетчатым заборам, травяным наростам на зданиях, а также по столбам, он еще должен уметь держать равновесие как на перекладинах, расположенных аккурат над проезжающими поездами, так и на карнизах, под которыми может располагаться автострада или просто очень большая высота, которая неминуемо приведет к быстрой смерти. Короче говоря, райтер должен быть быстрым, ловким и проворным, иначе его либо поймают, либо сам умрет. И все это для создания хорошего рисунка, между прочим.

«Без привкуса опасности во рту в подземку можешь даже не соваться...» ©

Процесс рисования тегов и полноразмерных граффити довольно прост и понятен. Подходишь к стене, видишь силуэт будущего творения, зажимаешь клавишу, предназначенную для рисования, средняя кнопка мыши и левый курок на геймпаде соответственно, и двигая клавишами передвижения или левым стиком управляешь положением баллончика с краской, валика или маркера. Удерживая левую или правую кнопку мыши, или же одну из кнопок на геймпаде, вы будете выпрыскивать из баллона краску на стену, и при этом способ нанесения отличается. Если вы будете наносить рисунок с помощью ЛКМ, то работа будет проходит плавно и аккуратно, если же ПКМ – то вы будете рисовать быстро и без должной сноровки будете создавать подтеки на рисунке. Уровень опасности для создания подтека отображается растущим красным пятном на рисунке, и избежать его можно либо тупо перестав рисовать, чтобы встряхнуть баллончик и поднять давление в нем, что немаловажно во время рисования, либо если отвести баллончик в другое место на рисунке, и в целом по мере прохождения к этому можно привыкнуть. Само собой, скорость рисования граффити в таком случае сильно отличается, и поэтому таким образом для каждого игрока создаются индивидуальные условия для нанесения рисунка. Кроме того, каждый рисунок необходимо успеть нарисовать за определенное время, от 40 секунд до 1 с лишним минуты, в зависимости от размера рисунка, которым можно управлять. Однако не на всех стенах удастся рисовать большие работы, потому что она может быть ограничена размерами. Количество рисунков, которые будут вам доступны на уровне, ограничивается четырьмя штуками, при этом перед каждым уровнем вы можете настроить их так, как вам вздумается, во всяком случае три из четырех, первая работа всегда стоит по умолчанию и не меняется. При этом разнообразие граффити вполне себе большое и открывается по мере прохождения. Всего видов граффити 5 – флопы, упрощенные по своей натуре и затратности работы, уайлдстайлы, более сложные и более зрелищные рисунки, работы, наносимые валиком, размеры которых невозможно регулировать, но они самые простые в нанесении, плакаты, которыми я вообще не пользовался, и обычные рисунки, создаваемые Трейном поверх других работ или самостоятельно.

Пока еще новичок...

По окончанию нанесения граффити на стену вам обычно будут присваиваться очки репутации, зависящие от того, какого размера был рисунок, за какое время он был нанесен и от аккуратности выполнения. Помимо основных граффити, которые игроку необходимо нанести, чтобы выполнить задание и перейти в другую зону уровня, игрок может также наносить и бонусные граффити, также дающие очки репутации и открывая в главном меню больше бонусов в виде новых приемов, арен, бонусов урона, концепт-артов и т.п. Также репутацию дают за выполнение фристайл-блицев, своеобразных челленджей на время или не на время, при котором нужно нанести определенное количество тегов, стикеров или плакатов. Помимо этого, на уровнях то и дело спрятаны секреты в виде золотых баллончиков с краской «Монтана», увеличивающих давления в баллончиках при работе с граффити, в виде красных или синих сумок, увеличивающих здоровье и шкалу спецприемов, о которых мы тоже поговорим, а также иконок в виде айподов, добавляющих новые треки в коллекцию. Ну и еще редко встречаются стикеры в виде логотипа Ecko Unlimited, которые слишком хорошо спрятаны и порой ты можешь такой стикер даже не заметить. Кроме того, важным в плане наполнения игры и изучения истории граффити является поиск рисунков легенд мира уличных художников, тут и там разбросанных по уровням, а также встречи с легендами во время игры, такими как Cope2, Futura, T-Kid, Seed, Smith и Шепард Фэйри ака Obey. Встреча с ними не только дают новые и важные знания для главного героя, но и наполняют твой скетчбук, в котором можно почитать историю становления всех встреченных и найденных игроком легенд граффити.

Страничка Шепарда Фэйри из Фейсбука* скетчбука

Сами уровни же представляют из себя линейные локации, в которых можно и нужно рисовать, драться и искать секреты или легенд граффити, и в целом большим разнообразием они не отличаются. Однако редко встречаются уровни, где нужно за определенное время забить рисунками поезд, и эти уровни я прям ненавижу ввиду их сложности, пусть они и довольно интересны, уровни, где игра включает стелс-режим, отчего приходится прятаться от противников по углам и крышам бобиков, а также уровень, где вы будете состязаться с Гейбом в умении рисовать большие рисунки, свисая со стены и создавая просто гигантскую работу. Помимо прохождения одиночной кампании с сохранением и настройкой скетч-бука игроку предоставляется возможность пройти сюжетную главу без сохранения путем выбора соответствующей функции в главном меню, и в целом они никак не отличаются от обычной игры, просто нет возможности сохраниться и нельзя настроить скетч-бук по своему вкусу. В основном же вам все время придется то и дело бегать от стены к стене, наполняя уровень своими граффити, а также вступать в драки с противниками, разнообразие которых в целом не особо большое, но оно есть. Тут вам и художники банды «Вандалы Нью-Радиуса», и крупные ребята, и работяги, и бойцы подразделения ССК, направленные на борьбу с уличными художниками, также отличающихся разнообразием. Есть анти-вандалы, которые ходят по подворотням и мутузят бомжей электрическими дубинками, есть обычные бойцы ССК в черно-оранжевом обмундировании и с полицейскими дубинками на перевес, есть более натренированные бойцы ССК в серой броне, в также есть крупные парни с автоматами, которые больно стреляют в вашу задницу при малейшем шорохе. Помимо всего прочего, редко, но метко встречаются здесь и боссы, представляющие собой противников с увеличенным количеством здоровья и более сильными ударами. Сам же бой представляет собой бит-ем-ап составляющую, наполненную разнообразием комбинаций и спецприемами, только счетчика комбо не хватает, как в том же Бэтмене. В целом атака состоит из обычных ударов кулаками и ногами, которые то и дело нужно комбинировать, поочередно нажимая то удар рукой, то удар ногой. При удержании во время третьего удара кнопки удара ногой или рукой вами будет выполнен спецприем, который отличается от обычных ударов силой и расходует шкалу спецприемов. Разнообразие оных в целом большое и даже порой зрелищное. Помимо всего прочего, противников можно попытаться взять в захват, и если вам это удастся, то вы можете либо забить его руками или ногами, тем самым повалив на пол, либо же отшвырнуть противника в толпу врагов, стену или вообще куда-нибудь в пропасть, чтобы жизнь ему медом не казалась. Поваленного же на землю противника можно добить, совершая удары руками и ногами, что в целом добавляет шансов на быстрое окончание боя. Кроме того, весьма упрощают стычки различные доски, биты, трубы, банки с краской и мусорные крышки, которыми так удобно и весело раздавать люли направо и налево, и урон от которых, кстати, по мере прохождения увеличивается на 50 процентов. Кстати, если во время боя или просто при неудачном падении с высоты вам будет нанесен урон, то восполнить запас здоровья помогут местные аптечки в виде банок с газировкой, представленных в двух видах: одной банки, пополняющей небольшое количество здоровья, и связки из четырех банок, восстанавливающих либо все здоровье, либо большую его часть. А, чуть не забыл: чтобы в некоторых случаях избежать драки, игрок может оглушить противника ударом баллончика с краской по голове сзади. Для этого, как ни странно, нужно пригнувшись подойти к противнику, стоящему к вам спиной, зажать клавишу атаки и прыжка, после чего противник будет оглушен, и эта фича очень сильно облегчает прохождение уровня, особенно если вам не особо хочется тратить время на бесполезные драки. И, кажется, на этом геймплейная часть ролика заканчивается, ибо все моменты геймплея я более-менее обширно освятил, отчего мы переходим, по традиции, к остальным составляющим этой игры.

Я смотрю Копперфильд улетел подземки чинить...

И начнем мы, как водится, с графики. И знаете, несмотря на то, что графика является одним из лучших элементов игры, я вынужден признать, что для 2006 года она немного устарела. Однако хочу заметить, что наполнение уровней, дизайн персонажей и окружения просто великолепны. Все представленные персонажи неплохо слеплены, локации разнообразны, дизайн граффити как самого Трейна, так и членов «Вандалов Нью-Радиуса» и других уличных художников выполнены просто шикарно, и пару слов насчет рисунков Трейна. Художники очень постарались, сделав визуальное развитие работ Трейна, как бы показывая, что он не просто так по улицам с баллончиком бегает, а реально развивает свой художественный скилл. Видно, что была проделана серьезная и кропотливая работа, и я за это очень благодарен команде художников, потому что окружение очень живо вписывается в происходящее.

Переходим к звуку игры, который также выполнен, как по мне, на достойном уровне, во всяком случае большая часть. Саунддизайн в игре очень точно и живо погружает в происходящее: все эти шорохи, звуки улиц, наносимой краски из баллончика и при его встряске, звуки во время драк и многое другое заставляют тебя проникнутся и почувствовать в шкуре главного героя. И все это дело дополняет великолепно подобранный саундтрек, который так и греет душу и им просто наслаждаешься. Очень много в игре крутых музыкальных композиций, которые на долгое время застряли как в моей голове, так и в моем плейлисте. Что до озвучки… ну, тут как всегда все неоднозначно. Я играл для записи с локализацией от Акеллы, которая и была в игре, когда я с ней познакомился, и в очередной раз спасибо человеку, который меня с ней познакомил, и в целом она выполнена неплохо, но не без косяков как в переводе текста, так и в озвучке. По сути русская озвучка представляет собой голос Петра Гланца и еще нескольких актеров на фоне в качестве второстепенных персонажей в самой игре, и только Петра Гланца в немногочисленных катсценах. И как бы это ни было прескорбно, я отдаю предпочтение оригинальной озвучке и тексту, пусть наша локализация и давит на ностальгию.

Что до сюжета, то как по мне, он выполнен вполне неплохо. Во время игры то и дело создается ощущение, что ты смотришь фильм о похождениях Трейна, а не играешь в игру, потому что зачастую даже катсцены поставлены кинематографично, что играет на восприятие. Многим во время выхода игры сюжет по вкусу вообще не пришелся, но я им реально проникся. Все эти хитросплетения, приключения Трейна, борьба с силами почти антиутопичного города Нью-Радиус, все это меня в свое время сильно увлекло, и я очень им проникся.

«Сфоткай типа жду времени без притеснения чернокожих уличных художников» ©

Подведем итог всего, что я тут наговорил. Несомненно, плюсами игры можно считать графику, звуковую составляющую, атмосферу, сюжет и игровой процесс. К минусам можно причислить такие факторы, как линейность игры, репетитативность и однообразность, некоторые уровни, которые лично меня заставляли попотеть и позлиться, а также баги, как визуальные, так и с управлением, но они встречаются не особо часто и вообще это придирка, игре, на секундочку, уже 12 лет. И, благодаря всему вышесказанному, можно сделать вывод, что «Marc Ecko’s Getting Up» является игрой, которую любой уважающий себя геймер не может просто пропустить. Это уникальная и, в своем роде, экспериментальная игра, которая способна погрузить игрока с головой в историю и окружение, которыми она владеет, и подарить удовольствие на добрых 20-30 часов прохождения, а то и больше. Да, она не без косяков, и вообще не всякий человек сможет понять и принять ее, но лично я всем сердцем и душой люблю эту игру, отчего очень ее рекомендую и ставлю ей 8,5 из 10. А на этом, пожалуй, все. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующий ностальгический обзор, ставьте лайк, если видео вам понравилось, пишите комментарии здесь, на Stopgame.ru, если есть что сказать насчет этой игры, и обязательно чекните видео-версию обзора на YouTube. Всем хорошего настроения, ну а с вами был Хэмилтон, и увидимся в следующий раз!

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure

Платформы
PC | PS2 | XBOX
Жанр
Дата выхода
14 февраля 2006
515
4.3
337 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

В своё время очень любил данную игру, помню как с ней познакомился, мне было лет 9 не больше, а брат играл и говорил, что пару дней одолжил игру у друга, позже я накопил небольшую сумму с карманных денег и пошёл покупать лицензионный диск от «Акеллы» в местный магазин «Digital» за баснословные на тот момент 500 рублей. Сейчас ввиду популяризации обратной совместимости на XBOX One буду ждать, чтобы её добавили обязательно куплю и пройду, как в старые добрые.
Читай также