13 декабря 2018 13.12.18 12 3193

Настольная ролевая игра VS Компьютерная ролевая игра. И почему об этом важно знать

+29

Меня бомбит.

 

А все потому, что я стараюсь держать руку на пульсе и смотрю видеоразборы в духе анатомия рпг и прочих. Где из раза в раз люди, что в настольных ролевых играх разбираются весьма условно, с авторитетным видом с экрана вещают о том, что «значица все рпг пошли от ди энд ди, а это ну такая настолка из теории большого взрыва».

Но так как на мой глубоко субъективный взгляд нет ничего хуже на ютубе чем виде «Что такое настольная ролевая игра» я попробую рассказать чем же они отличаются. Настольные ролевые игры и компьютерные РПГ.

(Тут со всей очевидностью должна быть часть, где я доказываю что я не хрен с горы. Играю в нри дольше, чем часть аудитории моего блога живет на свете, играю в компьютерные рпг с 98-го и два года являюсь сценаристом в инди студии. В общем, опыт и первого и второго у меня достаточно внушительный.)

Самое важное тут на мой взгляд вот что — никогда играя в видеоигру я не думал: «Черт, это прямо как за столом»! А вот обратных случаев была масса. И как правило это были очень посредственные игры.

Начнем с самого очевидного. В настольной ролевой игре — бесконечная вариативность действий. Там где в шадоуран ретернс, у тебя есть четко прописаные скрипты действий (войти через дверь, влезть через окно или через гараж) в ее настольно ролевом отце — можно хоть через дымоход в костюме санты разбивая стену на танке, когда ваш напраник взламывает смарт сортир и засасывает духа-охранителя дома в канализацию и хрен знает что еще.

А уж диалоги! Вот по работе я пишу эти ветки разговоров. И с ходу очень тяжелая задача дать не те варианты, которые приведут к большему замесу, а что хотел бы в этом раскладе ответить игрок.

Это часто ставят главным заслуженным преимуществом нашего хобби. Там, где действия твоего персонажа ограниченны лишь воображением (простите за банальные сентенции) гарантированно глубокое погружение в происходящее.

(Придумал! что бы не быть второй стороной обзоров из вступления — я буду называть и темные пятна преимуществ!)

Действия ограничены твоей фантазией — это здорово. Но можем ли мы, положа руку на сердце, заявить, что то, что придумал в стрессовой ситуации рядовой игрок лучше, чем три варианта действий Геральта, что придумали сценаристы из проджект рэд за годы разработки. Будут ли эти действия столь же яркими и классными с точки зрения последствий?

Добро. Давайте зайдем с другого бока. Механики в видеоиграх зачастую спрятаны достаточно глубоко в код. Для того что бы получать удовольствие от Тирании совершенно не обязательно разобраться по какой конкретно модели тут проходит урон и рассчитывается шанс уворота. Что нельзя сказать о любимом большинством хардрульном сегменте моего любимого хобби.

То, что компьютер обсчитывает за доли секунды мастер идет искать в нужный саплаймент по пути спотыкаясь об трактовку неправильно переведенных правил и наступает на оброненный неделю назад дэ седьмой. Как следствие — механический геймплей в нри достаточно сильно затянут относительно цифрового собрата. Там где полуорк варвар, с бонусом за окружения двенадцать раундов колупает бронзового голема его сестренка элой из хорайзана зачищает все подземелье. Конечно есть исключения в духе глубоко тактических игр вроде баннерсаги той же… НО

А что по разработке? Скорость производственного цикла от «Я придумал» до «Я сделаль» в НРИ с тысячи раз выше. Разрабу не угнаться за школьником со спираченной пятой дндой.

Над игрой в процессе проработки участвует один человек — энтузиаст, а не команда профессионалов. И тут это скорее плюс. Потому что рассказать свою увлекательную историю ты можешь быстро и дешево. Пусть и для гораздо более локальной группы людей. Да есть инди игры с одним создателем, но то, что мы о них знаем — ошибка выжившего.
Один человек в нри может свернуть горы, а в геймдеве — умереть от голода.

И вот этот один одаренный юноша или девушка, сочетающий в себе профессиональные навыки геймдизайнера и сценариста берется за работу. Перед ним огромный сюжетный простор. Ему доступны любые миры и не требуется дорогостоящая лицензия на то, чтобы в мире дестени джедаи побеждали космодесантников. Он с улыбкой фанфик мейкера рисует блок схемы и карты… И получает проходняк. Поверьте.

В моей работе навыки мастера очень полезны. Вообще непонятно как люди без них вообще трудоустроены. Но задача совершенно другая. Из-за бесконечного простора… для халтуры зачастую в НРИ сюжеты гораздо хуже. Потому что ограничения — это очень важно и, зачастую, полезно. Авторский мир будет уступать миру массэфекта по проработанности.

В хобби нет конкуренции да и критики по большей части. Ведь НРИ — хобби друзей! (давайте после всех этих дизлайков будем поддерживать этот миф!) Да, зачастую в подготовке участвует всего один человек. Но историю пишет не он. А все вместе уже за игровым столом! Сотворчество! Мультеплеерноть! Восторг! Позвать товарища сыграть в в ДОС2 вместе гораздо легче, чем еще четверых привезти к себе домой. Длинна игровой сессии в видеоигре может длится и 15 минут. В то время как сессия — ну уж точно не меньше двух часов. И как следствие фиг кого из этих творческих и прекрасных друзей соберешь. Хотя совместное творчество — определенного этого стоит.

Коллективность происходящего за столом вообще закрывает многие проблемы хобби. Что бы там не говорили — лучший игровой движок — это твоя фантазия. И тут интересно. Ведь раньше, со всем этим несовершенством графики в том же пленскейп тормент или там балдурсгейте использовался та же визуальная машина додумывания. Ты вживался в Безымянного и графон лишь намечал тебе путь, что представлять. Сейчас же уровень детализации современных рпг совершенно не дает простора для додумывания. Стриптизерша уже максимально раздета. И интереса исследователя не представляет. Если вы понимаете о чем я. Как бы не были хороши китайские дети, что рисовали финалфентези 15 — фантазия моего игрока справится лучше. Ведь это будет работать именно с его базой памяти и образов. А значит и производить больший эффект.

Но опыт в хобби играет большую роль, нежели в видеоиграх. Для того чтобы начать играть в киндомкам тебе нужно его просто установить. НРИ же гораздо более требовательное времяприпровождение. Как бы я тут не размахивал ролевыми играми, что размером напоминают памятку о предотвращении заболеваний передаваемых половым путем — НРИ штука очень сложная для входа. Особенно с нуля и без проводника. Попробовать — сложно. Особенно если живешь не в мегаполисе. Да и передать этот опыт… Не просто.

Вот то же золотое правило — пренебрегайте механиками, если они не работают на игру. Великолепная вещь! Никто не заставит вас играть в сложную систему конкурентных встречных социальных бросков, если вы все этого за столом не хотите. Просто берете — и не используете этот блок правил и решаете задачу удобным и приятным для вас способом. Здорово? Да
Но как следствие все играют в один и тот же КОТОР — но в огромное количество разной Edge of the Empire от ФФГ. Потому что кому-то важна дальность зон, а кому-то нет. Соответственно невозможно говорить об объективном срезе опыта. Потому что у каждого он свой. Свои сюжетные развязки, свои предпочтения и любимые игровые области. Мы все играем в одни и те же компьютерные игры. И в бесконечное число разных настольных ролевых.

Так играйте в разное. Берите лучшие сюжеты и миры из видеоигр и используйте в своих настольных. Ведь наоборот уже десятки лет делают лучшие из лучших. В близард игровая комната набита кучей книг настольных ролевых игр. Пиларс оф итернити можно купить вместе с рулбуком в стиме. Для создателей отличных ролевых игр уже давно одно переходит в другое. Так наслаждайтесь этим. Ищите пасхалки и играйте в хорошие игры.


Лучшие комментарии

Хороший материал, но формально ты так и не опроверг тех самых не разбирающихся в настольных ролевках людях.

«Где из раза в раз люди, что в настольных ролевых играх разбираются весьма условно, с авторитетным видом с экрана вещают о том, что «значица все рпг пошли от ди энд ди, а это ну такая настолка из теории большого взрыва».»


Речь ведь не о том, что современные рпг стараются приближаться к настолкам или о том, что кто-то отождествляет НРИ и CRPG. Речь об истории компьютерных игр и, мне кажется, глупо отрицать, что в семидесятых/восьмидесятых все так называемые РПГ ориентировались именно на ДнД и прочие настолки. Правда ориентировались в первую очередь на механики: классы, характеристики, ведение боя, даже не пытаясь засунуть в мегабайтную игру ролевой отыгрыш (хотя может в ультиме что-то такое было, хз).

Ну а если говорить про наши дни, то не менее очевидно, что недостижимый идеал для РПГ — уровень свободы действий как в настолках, причем такой, что игра адекватно подстраивается под игрока. Ясен пень, что это нереально даже если игру разрабатывать 20 лет и вливать в неё миллиарды, поэтому свободу действий ограничивают скромными 3-4 вариантами действий в различных ситуациях.
Отличный материал. Вдохновил на написание чего-нибудь со схожей темой. Обзор настолки или сравнения ее с игрой в этой вселенной.
Гм, любопытно было почитать…
Не так давно я работала в Мосигре продавцом (а теперь SMM-специалистом), там тоже есть рпгшные игры, не так много, как в Hobby World, но всё же.
И частенько сталкивалась с ситуацией, когда люди пытались доказать, что рпг на компе лучше настолок.

Стоит отметить, что воображение/фантазия у людей сейчас развита гораздо хуже. Мы же привыкли наблюдать уже всё готовое, в компьютерных играх вообще напрягаться не надо, на экране всё есть.
Поэтому многих трудно усадить за настолки. Мне кажется, что культ настолок прям-таки угасает потихоньку, к сожалению.
Плюс очень трудно собрать людей, все же ленивы до безумия, у всех дела, ещё добраться надо до куда-то. А так оп, сели за комп в труханах, врубили микрофон и общаетесь без напряга, идтить никуда не надо.
А разбираться в правилах в настолке? Ой, та кому это надо (но это не моё мнение). В игре всё показали, и вуаля.

А что касается истории и ДнД, то я согласна с sidneyshow74. Дофига настолок похожи именно механиками. Можно попросту выделить группы механик и каждую игру туда отнести.
Когда я говорю, что знаю ооочень много игр (туда входят и рпг, и более примитивные), многие удивляются. Но знатоки прекрасно понимают, что это реально. Просто потому, что механики схожи. Разве что детали/нюансы правил отличаются, а так, всё одно. И если бы люди, играющие в настолки, не использовали фантазию, то всем бы это дело уже давно наскучило.
Отлично, у нас есть статья «TRPG vs. CRPG», но где итог? Ради чего это видео? Перечислить основные и самые очевидные моменты, не копая хоть сколько-нибудь глубоко и деля всё только на черное и белое?

Для примера: Вердикт о том, что НРИ — это всегда весело ибо это хобби друзей довольно странный, ибо игровую сессию для шести человек может испортить один. Особенно просто это делается, когда этот один — ДМ, у которого не хватило времени подготовиться или внезапно возникли проблемы на личном фронте.
Играл по DnD 2 редакции 2 года, был и мастером, и игроком.

Многие, особенно всякие WoW-еры, часто думают:«ну настолки это нечто устаревшее и оно где-то в прошлом, их давно заменяет мой WoW».

Но ММО не заменяют. У вас никогда не получится адекватная «массовая онлайновая ролевая игра» с ролевой игрой, потому что из 1000 игроков все хотят разного. Обычный социальный фактор.

Поэтому требование нескольких нормальных людей, с которыми у вас схожие предпочтения — это не трудность, а вынужденная мера если вы хотите адекватной игры для себя, хоть в настолке, хоть в коопе любой видеоигры, даже в Доте.

Тем более, НРИ уже давно обошли CRPG по количеству контента, от кучи систем и сеттингов, до всяких руководств и журналов на любой вкус. А расстояние — давно не решающий фактор. Можно играть по инету через приложения, вроде «симулятора стола».
Достаточно одного игрока, чтобы вся партия пошла по женскому половому органу. Самое сложно в НРИ — это найти адекватных игроков и мастера.
Поиграла пару раз в Tabletop Simulator
Считаю, что его лучше использовать в крайнем случае (если расстояние между игроками, например).
Мне кажется, ничто не заменит кидание кубиков, передвигание фишек. Да даже переворачивать стол в симуляторе совсем не то :D (хотя я так не делаю почти, собирать потом всё впадлу будет)
Лично я получаю большой кайф именно от реальной игры, а не тыканьем по мышке, сеёзно)
Не один же я так кайфую от кубиков и прочего? )(
все так называемые РПГ ориентировались именно на ДнД

Я не знаток, но если я правильно помню, в раннем ДнД класс брони был отрицательным (меньше — лучше) и было забавно, играя в TES Arena увидеть там броню, дающую минус :)
Ну РПГшки всё таки не брали ДНД за полноценную основу. Они, как правило, создавали свои системы. Да и к моменту ТЕС Арены вышло уже три части бардс тейл, пять частей Might and Magic и неисчислимое количество wizardry и Ultima, и это только из популярных западных серий, про всякий ширпотреб или вообще про jRPG я молчу.
Хорошая настолка это незабываемый экспириенс. Играл 2-3раза, но в хорошей компании и эти игры запомнились на всю жизнь. Тут тебе и РПГ и челлендж и внезапные повороты))) Раньше относился к настольным играм скептически, но по факту они живее, чем игра в ММОРПГ, хотя именно ММОРПГ — мой любимейший жанр. Скорее рано чем поздно в любой ММО весь диалог сводится к:«Кидай сферу… Агри… Где стааааанн???? ?:№(;*… Чертов лучник опять умер!» Повторить пока босс или вражеский игрок не умрет. Это приедается.
Лол, Легас? На СГ?
Читай также