2 декабря 2018 2.12.18 7 1906

Dungeons&Dragons — мифический представитель жанра RPG, о котором вы ничего не слышали

+7

Небольшой disclaimer для тех, кто разбирается в теме: под термином «D&D» в этой статье подразумевается не отдельная система, но собирательный образ любой настольной RPG с подобным подходом к геймплею. Если после прочтения вам будет, что добавить, приглашаю желающих к дискуссионному столу.

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн!

Моя история берет начало 31 декабря 2016 года, когда случайное знакомство с художником запустило цепную молнию событий, включая участие в первой словеске и партии в Magic: The Gathering. Спустя 6 месяцев активного марафона по Магии, словескам, «Ужасу Аркхема» и прочим проектам для людей, готовых сидеть над сессией 12 часов, на блуждающий огонек нашей партии забрел бродячий столичный менестрель. Тогда нас, уже матерых «словесников», утомили приключения без каких-либо правил, а мастерский произвол и сюжетные рельсы ощущались слишком явно. Потому мы и старались использовать правила самой известной ролевой системы — Dungeons&Dragons, но кроме как потугами такие старания назвать было сложно.

Карты подземелий в словеске

Путешественник же быстро уточнил у мастера уровень персонажа, немного подумав, выбрал историю становления из воображаемого перечня героев, после чего перед взором шокированной публики предстали возможности персонажа. Затем, при первом знакомстве внутри игры, мы испытали повторный шок. Описание персонажа нашего нового знакомого изобиловало эпитетами, образами, ощущениями. Внешность незнакомца, представленная в виде арта, дополнялась отдельными штрихами и поправками. Мы чувствовали, чем дышит этот персонаж, его ауру (в том числе игромеханическую). И то была только экспозиция! Что же началось, когда он заговорил…

То была ночь открытий. Мы узнали, что игра по правилам далеко не то же самое, что словески, с которыми многие из нас сталкивались и до сего дня. Словарный запас пополнился таинственным термином — квента — обозначающим историю становления персонажа, с рождения и до сегодняшнего дня. Для игровых болванчиков, носящих разве что яркие ярлыки, таинственный целитель казался чем-то за гранью понимания. Поэтому D&D — это про эмоции.

К примеру, последняя квента моего персонажа занимает не так много места — всего 6 страниц.

С тех пор прошло уже более полутора лет. Таинственный целитель обернулся столичным преподавателем, а я перезнакомился с большим количеством созданных им героев, каждый из которых хранил свои секреты, обладал собственной личностью и набором индивидуальных черт. Мы все еще активно «водимся» в собственной компании, периодически меняя мастера игры для разнообразия или приглашая новичков в этот бездонный колодец опыта и эмоций, прозванный D&D.

Так, почему, вы спросите, это должно быть интересно? Автор не дал каких-то аргументов в пользу позиции, кроме личного опыта и полученных эмоций. Почему следующее времяпрепровождение должно называться одним из самых полезных и захватывающих для человека вообще? Давайте разбираться.

Первое — и самое главное — настольные игры учат. Обучают чему угодно, так как являются универсальным инструментом проживания опыта, для которого не нужно придумывать ни специальных практик, ни нанимать тренера. Все, что вам нужно — 2 человека.

Один берет на себя роль мастера — человека, отвечающего за создание мира в голове собеседника. Он описывает местность, климат, температуру, запахи, города, людей — все, что окружает персонажей, создавая новую реальность. Второй примеряет роль персонажа — героя, созданного заранее, прописывая квенту, в которой указываются цели, потребности, характер, мировоззрение и прочая важная информация, затрагивающая жизнь персонажа. От игрока напрямую зависит, как будет воспринимать созданного героя как другие игроки, так и созданный мастером мир. Вообразите себе фабулу произведения, в котором исполняющего главную роль актера погружают в виртуальную реальность с определенной целью. Такое же взаимодействие двух (!) людей создает виртуальную реальность в головах присутствующих без технологий, позволяя проживать ЛЮБЫЕ ситуации, получая ЛЮБОЙ возможный опыт, доступный до сегодняшнего дня человеку.

Скептики ухмыльнутся: «Кто сможет по-настоящему поверить в происходящее, если в реальном мире все сидят за обеденным столом без видео или аудио сопровождения». На этот вопрос дается простой ответ: Никто никого не в состоянии заставить что-либо чувствовать. Также, как и в любом виде обучения — ученик не хочет — ученик не познает. Такие же правила царят в мире драконов — окажете сопротивление — и Нарния обернется платяным шкафом. Поэтому D&D — это про опыт.

Однако, я не буду голословным. Как-то раз очередная цепочка случайных событий привел нас с товарищами на двухдневный тренинг, который назывался просто: «Самурайская игра». За некоторыми особенностями, процесс строился на тех же базисах, что и качественная D&D сессия. Не описать словами, насколько глубока была степень погружения в эпоху феодальной Японии с кодексом чести самураев, чьи социальные роли мы и примерили. Полученный опыт дал настолько мощный эффект, что абсолютно разные люди, встретившись впервые, раскрывались, рефлексировали, доставали нечто настолько личное и делились этим. Единственный наблюдатель потерял дар речи от того, насколько действие ПРОИСХОДИЛО по-настоящему. Даже сейчас, оборачиваясь назад, мне сложно представить, насколько те два дня повлияли на всех участников.

Отыгрывая персонажа, вы все глубже проникаете в собственное «Я», четче осознаете свою личность, допустимые границы, потребности, убеждения. Учитесь прогнозированию, сбору и систематизации информации, принятию выбора, решению конфликтов — внутренних и внешних. Со временем, оттачиваете актерский талант, тренируете голосовые связки, тембр голоса, мимику, жесты и так далее. Наконец, совершенствуете эмоциональный интеллект, потому как персонажи постоянно влипают в щекотливые, стрессовые и попросту смертельно-опасные истории. Испытывая эмоции и чувства героя, вы безопасно проживаете заданные конфликты и проблемы. Поэтому D&D — это про исследование.

Древний Вирм Красного Дракона. Колоссал высотой 30 сантиметров. Именно создатели D&D с их любовью к (сюрприз-сюрприз) драконам во многом сформировали образ этих крылатых ящеров в современной культуре.

Но D&D — не только про опыт или самосовершенствование. Вы когда-нибудь мечтали оказаться в Средиземье? Побродить по пустынным окраинам Татуина? Поучаствовать в битве двух армий? Сразиться с злодеем, оказаться злодеем? Стать кем угодно и когда угодно, рыскать по подземельям, договариваться с драконами, искать сокровища, решать загадки. Ветер приключений зовет в дорогу, и только от партии зависит исход совместного путешествия. Со всей серьезности могу заявить — хорошая партия настольно-ролевой игры интересна не меньше, чем любой сериал от HBO или Netflix. Кто смотрит, например, похождения команды StopGame на эту тему понимают, о чем речь :)

Туда же относятся небезызвестные Critical Role на канале Geek & Sundry с звездными участниками и актерами озвучки. От ваших предпочтений зависит, каков будет сюжет и происходящие в нем события: запутанный детектив, эпичное противостояние добру злу, сложный психологический триллер с глубокой моралью или антиутопия с философскими рассуждениями. Выбирайте то, что больше по душе именно вам и творите собственные истории. Настольно-ролевые игры — древний жанр, зародившийся еще в ХХ веке, а потому, многое уже придумано — разнообразные системы и механики дорабатываются и сегодня, кампании, сюжеты исчисляются сотнями и никто не обязан изобретать велосипед. Поэтому D&D — это про атмосферу.

Для потенциальных Создателей и начинающих Творцов мир настольно-ролевых игр — необъятная площадка для воплощения любых идей, концепций и задумок. Вам не нужно быть режиссером, писателем или актером, чтобы воплотить собственный мир, населить его всевозможными существами, оживить, а затем запустить внутрь настоящих людей. В таком смысле наше маленькое хобби сродни театральной постановке, существующее в триединстве логоса, пафоса и этоса. Только от мастера зависит, насколько правдоподобным получится созданная реальность, а потому, он должен совершенствоваться в том числе как мастер слова, эмоции и смысла. Используйте сопутствующие инструменты, усиливающие погружение — видео\аудио-материалы, миниатюры, фотографии, картинки, реально-существующие предметы. Поразительно, как иногда простой звук дождя и скрип повозки заставляет воображение рисовать детализированный пейзаж сельского большака. Поэтому D&D — это про творчество.

Герои ворвались в оскверненный демонами храм богини Иштар, чтобы найти там только боль, смерть и страдания обреченных жертв. Впереди их ждало смертельное противостояние захватчикам города.

Настольно-ролевые игры и Dungeons&Dragons в частности на сегодняшний день — занятие не слишком популярное. Многие видели отсылки к именитой системе в различных продуктах поп-культуры, не говоря уже о тонне именитых компьютерных игр, что продолжают выходить и сегодня. Однако это занятие в странах СНГ остается на уровне отдельных, локальных сообществ без пристального внимания со стороны. Разве что игровые клубы проводят тематические сессии с приглашенными мастерами для новичков или интересующихся. Но зачастую люди не до конца понимают, куда они пришли и как в это играть, что также приводит к оттоку игроков. Порог вхождения в нашем хобби и правда довольно высок, но проблема отчасти кроется в неправильном подходе к обучению новых людей. Может, именно сейчас настало время для появления школы юного ролевика? Кто знает. А до тех пор Dungeons&Dragonsпродолжит носить гордый титул мифического представителя жанра RPG, о котором теперь вам известно чуть больше.

Faerun — один из самых популярных сеттингов по D&D


Лучшие комментарии

Как-то дико давно на блогах собирали команду ролевиков. Я даже сыграл пару игр. Было жутко интересно. Нам повезло — мастер хорошо проработал общую канву повествования и никого на ровном месте не губил) Была нормальная такая ролевая игра.
Форумные ролки — это отдельный и дремучий мир)
Иногда нахожу какие-нибудь проекты, которые живут с 2010 и до сих пор, волосы дыбом встают.
Как опыт звучит любопытно.
Предлагаю к ознаКомлению!
Благодарю за отзыв)
Немного не о том речь. Там была именно игра с заранее проработанными мастером миром, персонажами(мы их создавали первую сессию сами), картой. Использовался для игры бесплатный движок Roll20, который позволяет многие моменты автоматизировать и в кратчайшее время скрафтить игру.
А, вот оно как. Я лично неплохо отношусь к удаленному ролплею, но это все равно не то же самое, что собраться в реале. А D20 хорош)
Спасибо, приятно было читать) Надеюсь, кого-нибудь заинтересуешь.
Читай также