Меню
StopGame  Блоги Блог Compic_m Последние выпущенные на консолях игры. Часть 2.

Самое актуальное

  • FIFA 19 — Команда Стопгейм
  • «Инфакт» от 16.10.2018 — Полный «вайп» Black Desert, продолжительность RDR 2, успехи Black Ops 4, настоящий ремейк Shenmue…
  • Обзор игры Niffelheim
  • Превью (ИгроМир 2018) к игре Hitman 2
  • Поиграли в Fallout 76. Война изменилась
  • Превью (ИгроМир 2018) к игре Twin Mirror
  • Assassin's Creed: Odyssey. Пинок веры
  • 48 ЧАСОВ ЛУЧШИХ СТРИМОВ, часть 1
  • Обзор игры Wandersong
  • Обзор игры Deep Sky Derelicts
  • Space Hulk: Tactics. Терминатор во чреве кита
  • Пользовательский обзор недели
  • Игромир 2018. День 3 — самый эффектный косплей!
  • Destiny 2: Отвергнутые. Ещё одна битва
  • Игромир 2018. День 2 — самые актуальные игры!
  • Обзор игры FIFA 19
  • Обзор игры Mega Man 11
  • Обзор игры InSomnia: The Ark
  • Пользовательский обзор недели
  • Call of Duty: Black Ops 4 vs. Battlefield V — королевская битва
  • На перемотке. Mafia III
  • Превью по пресс-версии к игре Call of Cthulhu
  • Обзор второго эпизода к игре The Walking Dead: The Telltale Series — The Final Season
  • Assassin's Creed: Odyssey — режим без маркеров меняет всё
  • Обзор игры Pathfinder: Kingmaker
  • Игромир 2018. День 1
  • Видеообзор игры Pathfinder: Kingmaker
  • War Thunder 1.81. Вертолёты в игре!
  • Будущее серии «Метро»
  • Видеообзор игры The Bard's Tale IV: Barrows Deep

Последние выпущенные на консолях игры. Часть 2.

+26
В первой части данного материала о последних играх были рассмотрены самые популярные и известные консоли от именитых компаний, о которых каждый геймер хотя бы слышал. Однако, за кадром осталось множество других консолей, во-первых — портативные, во-вторых — менее известные и успешные, о которых, как высказались читатели в комментариях, тоже было бы интересно узнать.
Ввиду малой популярности консолей, описанию их жизненного цикла и причинам этой самой низкой популярности будет уделено больше внимания, чем непосредственно последним играм. О деталях и критериях для «последней игры» рассказано в начале первой части материала (к прочтению рекомендуется).
Также напомню, что pong-консоли из первого поколения не рассматриваются, так как они, за редчайшим исключением, сразу содержат в себе всю библиотеку встроенных игр.

Второе поколение


Несмотря на то, что в наших краях из этого поколения известна только Atari 2600 (в виде пиратского клона Rambo со вшитыми играми), консолей в то время выпускалось много, очень много. Многие компании-производители электроники старалась ухватить кусок новосозданного рынка. Причём многие консоли просто копировали игры из библиотеки Atari 2600, привнося мало своего, оригинального, потому и не набрали такой популярности как сама 2600 (напомню, 30 млн проданных экземпляров). Тем не менее, рассмотрим мало-мальски известные.

Fairchild Channel F

Первоначально называлась Video Entertainment System или VES. Выпущенная в Северной Америке в ноябре 1976, почти за год до выхода Atari 2600, именно эта консоль фактически начала второе поколение. Это была первая консоль на микропроцессоре и со сменными картриджами, которые содержали в себе игру, в отличие от pong-консолей основанных на дискретной логике и имевших только зашитые в них игры. Вдобавок, у неё был инновационный контроллер в виде джойстика, который позволял двигаться в восьми направлениях.
Тем не менее, Atari увидев такое положение дел, ускорила доработку и выпуск своей 2600, носившей тогда кодовое название Stella, значительно улучшив графику и звук. Что интересно, даже первоначальное название у 2600 было Video Computer System (VCS), как раз для конкуренции с VES. Это вынудило Fairchild сменить название на Channel F, а после в 1979 году выпустить новую версию системы под названием Channel F System II. У неё был более современный дизайн, появились съемные контроллеры и другие изменения. Но из-за очень слабой игровой библиотеки, это уже не помогло догнать Atari. В 1983 году, в разгар кризиса игровой индустрии, производство было прекращено. Было продано всего около 250 000 консолей.

Для платформы было выпущено всего 26 официальных картриджей, некоторые из которых содержали не одну, а две игры.
Последним был картридж 1981 года с названием Videocart-26: Alien Invasion, содержащим клон всем известной Space Invaders.
Геймплей

В 2009 году была создана первая и, наверное, единственная homebrew игра для этой платформы по аналогии названная Videoсart-27 Pac-Man — порт понятно какой игры.
Геймплей


Magnavox Odyssey²

Последователь самой первой игровой консоли в истории. В Европе вышла в декабре 1978 года и там известна как Philips Videopac G7000, в Северной Америке вышла в феврале 1979 года.
Как консоль второго поколения, обладала картриджами с записанными на них играми, в отличие от оригинальной Odyssey, где картриджи были лишь набором перемычек для переключения встроенных игр.
Отличительной особенностью была встроенная буквенно-цифровая клавиатура, которая использовалась в обучающих играх или программировании. Magnavox даже выпускала отдельный картридж Computer Intro! для обучения. Также интересной особенностью был модуль синтеза речи, который выпускался в качестве дополнительного расширения для звуковых эффектов.
Тем не менее в Северной Америке, в отличие от Европы и Бразилии, особой популярности консоль не достигла. На платформе почти не выходили игры от сторонних разработчиков, в итоге библиотека содержит всего около 80 игр. Продажи были прекращены в 1984 году и составили 2 миллиона единиц.

Трудно установить какая именно игра была последней, но, например, в 1984 году игры ещё выходили (16 штук), среди них известный Frogger
Геймплей

Последней игрой, скорее всего, является выпущенный эксклюзивно в Бразилии в 1985 году авиасимулятор Comando Noturno!
Геймплей

В отличие от предыдущей описанной консоли, у этой платформы появилось homebrew-движение. Так в нулевые и десятые было выпущено множество любительских игр, последней из которых на данный момент является K.C's Escape (2017).
Геймплей


Mattel Intellivision

Выпущенная в Северной Америке в 1980 году, после тестового запуска в 1979, эта консоль сразу создавалась с расчётом превзойти Atari 2600 — за счет более продвинутой графики, звука и библиотеки игр. Кроме этого консоль имела модульную расширяемость: планировался выпуск дополнительной клавиатуры, которая бы превратила её в домашний компьютер, однако из-за частых поломок, она не получила широкого распространения. Также в 1982 был выпущен голосовой модуль Intellivoice, который давал играм голосовое сопровождение. Однако, таких игр было выпущено всего пять и уже в 1983 он был снят с продаж.
Весной 1983 года была представлена Intellivision II — более дешевая и компактная версия консоли. Самой интересной её особенностью была возможность установки модуля System Changer, который позволял играть в игры с картриджей Atari 2600. Вы можете себе представить подобное в наше время?
Дальнейшее развитие платформы перечеркнул всё тот же кризис игровой индустрии. Компания Mattel решила уйти из производства консолей и продала все права на свою приставку компании INTV, организованной бывшими сотрудниками Mattel. Та, в свою очередь, в 1985 году выпустила ещё одну модификацию приставки, назвав её Super Pro System, которую продавала вплоть до 1990 года, и за это время выпустила для неё ещё много новых игр.
По итогу, консоль продалась тиражом в 3 миллиона экземпляров и заняла вторые места по продажам и по сроку жизни во втором поколении.

Последней игрой стал волейбольный симулятор Spiker! Super Pro Volleyball, выпущенный осенью 1989 года.
Геймплей

В 2014 году консоль была перевыпущена знакомой, если вы читали первую часть статьи, компанией AtGames под названием Intellivision Flashback с 60 встроенными играми.
Homebrew-движение на этой платформе тоже довольно активно: вышли и планируются к релизу десятки игр.
Обзор homebrew-игр


Coleco ColecoVision

Во многом похожая на Intellivision консоль, потому что собиралась конкурировать с Atari, имея более хорошую графику уровня тогдашних аркадных автоматов, а также расширяемость возможностей системы. Например, к ней тоже был выпущен модуль для возможности использования картриджей от Atari 2600 и даже планировался модуль для игр Intellivision.
Была запущена в Северной Америке в августе 1982 года и быстро продалась тиражом в миллион экземпляров. Однако, после 1983 года продажи резко упали и в 1985 году поддержка системы была прекращена. Итоговые продажи составили 2 миллиона.

Массово игры выходили до 1985 года (около 60 в 1984). Последней игрой в 1985 году стала адвенчура от Activison Alcazar the Forgotten Fortress.
Геймплей

После чего, как полагается мало-мальски успешной платформе, начались издания не выпущенных в своё время игр, выход любительских проектов, а компания AtGames в 2014 выпустила ColecoVision Flashback.
Обзор homebrew-игр


Atari 5200

Шел 1982 год, Atari 2600 (вышла в 1977) устаревала, уже несколько компаний выпустили “свой ответ Atari”, что в конце концов заставило Atari выпустить “ответ на ответ”. Увы, у выпущенной в ноябре 1982 года консоли было плохо, считай, всё. Огромный размер, неудобный контроллер с цифровой клавиатурой, отсутствие совместимости с картриджами 2600 (позже появилась в новой версии), малое количество оригинальных игр: большинство их были просто улучшенными версиями игр с 2600. Это всё слабо привлекало покупателей, в результате уже 21 мая 1984 года Atari объявила о прекращении поддержки, а итоговые продажи составили всего 1 миллион экземпляров.

В библиотеке Atari 5200 всего около 80 игр, и после 1984 года их вышло всего 5 штук. Последней стала игра по фильму Gremlins выпущенная в 1986 году.
Геймплей

Третье поколение



Sega SG-1000

Первая проба компании Sega на консольном рынке. Выпущена в Японии 15 июля 1983 года в один день с Nintendo Famicom. Будучи технически слабее чем Famicom, консоль также не могла похвастаться интересной стартовой библиотекой игр, что сильно сказалось на её популярности. Через год, 31 июля 1984, была выпущена новая версия SG-1000 II с отсоединяемыми контроллерами. Но продажи, особенно на фоне Famicom были слабыми, так что Sega продолжила работу над консолью. Ещё через год, в 1985, была выпущена по факту уже новая консоль Sega Mark III со значительно улучшенным железом, которая позже в мире вышла под названием Sega Master System. Производство же SG-1000 II было прекращено в октябре 1985 года. Продажи составили по некоторым данным около 2 миллионов.

Библиотека SG-1000 содержит всего около 70 игр. Последними играми стали адвенчура про Шерлока Холмса Loretta no Shouzou: Sherlock Holmes
Геймплей
… и jRPG The Black Onyx, обе выпущенные в 1987 году.
Геймплей


Atari 7800

После неудачи с Atari 5200, а также появления на игровом рынке компаний Nintendo и Sega, Atari не собиралась сдаваться. В мае 1986 с целью вернуть Atari превосходство на рынке была выпущена новая консоль Atari 7800. В ней были исправлены практически все недостатки предшественницы: дизайн, контроллер, она сразу имела обратную совместимость с 2600 и мощную графику. Проблема, как и в случае с SG-1000 была в слабой игровой библиотеке. В ней было мало игр от сторонних разработчиков, которые работали в основном над играми для мегапопулярной Famicom/NES, и контракт которых с Nintendo не позволял им выпускать игры для других платформ. Поддержка консоли была прекращена 1 января 1992 года, вместе с Atari 2600. Продажи составили 3.77 миллиона экземпляров.

Библиотека содержит около 60-70 игр. Последней стал сайдскроллер-шутер Sentinel в 1991 году.
Геймплей

В отличие от 5200, эта консоль и игры для неё получили вторую жизнь в серии консолей Atari Flashback от AtGames.

Четвертое поколение



PC Engine/TurboGrafx-16


Хотя главный процессор у этой консоли был ещё 8-битным, графический был уже 16-битным, поэтому считается, что эта консоль начала новое, 16-битное поколение. Выпущенная в Японии компанией NEC 30 октября 1987 года, за год до выхода Sega Mega Drive, система поначалу показала хорошие продажи и получила поддержку сторонних разработчиков. В августе 1989 года начала продаваться в Северной Америке, сменив для этого название с PC Engine на TurboGrafx-16 и дизайн на более футуристический. Это по времени как раз совпало с запуском Sega Genesis (американское название Mega Drive), что привело к достаточно серьезной конкуренции.
Начали выходить различные переработанные и улучшенные версии консоли. Наиболее важным является CD-аддон вышедший в Японии 4 декабря 1988 года и в Северной Америке 1 августа 1990 года. Таким образом, это первая видеоигровая консоль, что использовала диски для хранения игры. Чуть позже вышел объединенный в одно устройство вариант под названием PC Engine Duo в Японии (21 сентября 1991 года) и TurboDuo в Северной Америке (октябрь 1992 года), что позволял играть в игры как с картриджей, так и с дисков.
В конце концов консоль не смогла превзойти по популярности Sega Genesis и Super Nintendo, в мае и декабре 1994 года были прекращены продажи в Северной Америке и Японии соответственно. Общее число продаж составляет около 10 миллионов, что составляет третье место (после SNES и Genesis) в четвертом поколении.

Последней игрой в Северной Америке был платформер из самой популярной на TurboGrafx серии Bonk 3: Bonk's Big Adventure про большеголового пещерного человека, выпущенный на диске для системы TurboDuo в декабре 1994 года.
Геймплей

В Японии последней игрой на картридже стала настольная игра 21 Emon: Mezase! Hotel Ō выпущенная 16 декабря 1994 года.
Геймплей

На дисках же было выпущено ещё несколько десятков игр, последней из которых стала компиляция адвенчур Dead of the Brain 1 & 2 выпущенная 3 июня 1999 года.
Геймплей


Neo Geo


Изначально японская компания SNK в 1990 году выпустила аркадную монетную систему MVS (Multi Video System), которая предназначалась для продажи бизнес-клиентам в публичные места. Её особенностью была возможность установки до 6 ROM-картриджей, что позволяло легко менять игру в автомате, не меняя весь его целиком, это экономило место в заведении.
Спустя год, 1 июля 1991 года в Северной Америке и Японии, SNK реализовала крайне амбициозную идею: выпустить эту мощную аркадную систему как домашнюю консоль. Из особых изменений в ней был разве что один слот для сменных картриджей, а вот железо и контроллеры остались теми же. Это была самая мощная игровая система в своё время, фактически покупатель получал домашний аркадный автомат. Система даже первой в истории позволяла сохранить игру на съемную карту памяти, и эти сохранения были полностью совместимы с аркадными версиями игр. Благодаря яркой и плавной графике на системе выходило много файтингов и скролл-шутеров, в том числе знаменитые Metal Slug, King of Fighters, Fatal Fury, Samurai Shodown. Естественно, за такую мощь приходилось платить: и по сей день эта консоль остаётся одной из самых дорогих за всю историю — 650$ (более 1000$ по нынешним ценам с учетом инфляции).
9 сентября 1994 года в Японии вышла Neo Geo CD — по сути та же платформа, основанная на более дешевых CD-дисках, библиотека которой состояла в основном из портированных старых игр.
Популярность консоль, заточенная под 2D, начала терять, когда в моду вошло 3D, с которым она уже не справлялась. В 1997 году был прекращен выпуск оригинальной Neo Geo и Neo Geo CD. Попытка SNK в том же году выпустить уже 3D-консоль под названием Hyper Neo Geo 64 откровенно провалилась, и игр для неё вышло всего семь. Тем не менее проекты на предыдущие платформы продолжили выходить ещё на протяжении долгого времени. Продажи Neo Geo составили 980 000 копий, Neo Geo CD — 570 000.

Последней игрой для Neo Geo CD является файтинг The King of Fighters '99: Millennium Battle, выпущенный 2 декабря 1999 года.
Геймплей

Для оригинальной Neo Geo последним является файтинг Samurai Shodown V Special, вышедший 15 июля 2004 года (!), что делает эту платформу одной из самых долгоживущих.
Геймплей


Philips CD-i

Система от Philips, выпущенная 3 декабря 1991 года в Северной Америке и 10 июля 1992 в Европе, вообще больше позиционировалась как мультимедийный интерактивный CD-плеер для всей семьи, чем как игровая консоль. Изначально ПО для неё состояло в основном из образовательных и музыкальных программ. Конкуренцию ей в этом успешно составляли бюджетные ПК, поэтому Philips решила сосредоточиться на играх. Однако и здесь система отставала по мощности от существующих конкурентов, и несмотря на все усилия компании по продвижению, интерес к платформе от сторонних разработчиков был низким. На неё вышло большое количество FMV-игр, а также игровых версий популярных ТВ-шоу. Пожалуй, наиболее известными проектами являются игры с персонажами Nintendo: головоломка Hotel Mario, а также 3 игры из серии The Legend of Zelda: Link: The Faces of Evil, Zelda: The Wand of Gamelon и Zelda's Adventure. Все они были разработаны вследствие заключения контракта между Philips и Nintendo на разработку так и не вышедшего CD-аддона для Super Nintendo, который позволял использовать персонажей после отмены сделки. Эти игры получились крайне низкого качества, и фанаты соответствующих серий предпочитают о них не вспоминать.
К 1998 интерес к платформе снизился до минимального и она была снята с производства. Продажи составили всего 570 000 экземпляров.

Последней игрой стал рельсовый шутер 1999 года Solar Crusade
Геймплей


Sega CD и 32X


С целью продления срока жизни Genesis/Mega Drive, на фоне роста популярности компакт-дисков и для конкуренции с CD-аддоном к TurboGrafx-16, Sega 12 декабря 1991 года в Японии и 15 октября 1992 года в Северной Америке выпустила своё устройство известное там как Sega CD и Sega Mega-CD соответственно. Вдобавок к значительно увеличенному размеру игр, этот аддон расширял графические и звуковые возможности консоли. Тем не менее, первоначальные продажи были ниже ожидаемых, а стартовая библиотека состояла всего из двух игр. Интерес к новым на тот момент FMV-играм быстро упал, а остальные проекты часто были просто расширенным переизданием старых игр с картриджей. Всё это вкупе с высокой ценой аддона часто вызывало негативные отзывы, и в 1996 году он был снят с производства. Было продано 2.24 миллиона единиц.

32-битный аддон 32Х, выпущенный 21 ноября в Северной Америке и 3 декабря 1994 года в Японии, получился ещё более неудачным. Выпущенный незадолго до выхода консолей следующего поколения, он не вызвал особого интереса у разработчиков, которые вместо этого предпочли сосредоточиться на новых платформах. Помимо этого два аддона вызвали сильную фрагментацию аудитории игроков: существовали игры отдельно для 32Х, отдельно для Sega CD, были и такие, что требовали два устройства сразу. Уже через два года, в 1996 году, 32Х был также снят с продаж (было продано всего 665 000 штук), а Sega сосредоточилась на своей новой консоли Saturn.

Последней игрой для Sega CD была RPG-адвенчура Shadowrun, вышедшая 23 февраля 1996 года.
Геймплей

Для 32Х последней стала игра про Человека-Паука The Amazing Spider-Man: Web of Fire, что вышла в том же 1996 году.
Геймплей

Пятое поколение



3DO Interactive Multiplayer

Система 3DO от компании The 3DO Company изначально была набором спецификаций для продажи сторонним производителям, поскольку у самой компании не было мощностей для её производства. Первые и самые известные модели были выпущены компанией Panasonic, поэтому часто консоль знают как Panasonic 3DO. Помимо этого её также выпускала компания GoldStar (ныне это известная всем LG) в 1994 и компания Sanyo в 1995. В Северной Америке она появилась 4 октября 1993 года, в Японии 20 марта и в Европе 4 сентября 1994 года. Из-за того, что производители железа не получали процент от продажи игр, они не могли торговать консолью себе в убыток. Поэтому начальная цена системы составляла немыслимые 699$. Со временем она снизилась до 399-499$, но от репутации “игрушки для богатых” уже не избавилась.
Будучи одной из первых по-настоящему 32-битных консолей и сразу использующей CD-диски, консоль, тем не менее, не могла похвастаться большой стартовой линейкой игр. Кроме этого, игры на ней часто использовали Full Motion видео маленького разрешения и геймплей в стиле интерактивного кино, что не особо нравилось игрокам. Многие игры 3DO часто были просто портами с других систем. В конце концов неудачная бизнес-модель и рост популярности конкурентов привели к снятию консоли с производства в 1996 году. Было продано 2 миллиона копий.

Последней игрой в Северной Америке стал выпущенный 19 марта 1996 года sci-fi шутер Creature Shock
Геймплей

В Японии, где вышло много эксклюзивных для этого региона игр, последней стала версия маджонга Ide Yosuke Meijin no Shin Jissen Mahjong, вышедшая 28 июня 1996 года.
Геймплей


Atari Jaguar

Очередная и последняя попытка некогда великой Atari вернуть себе былое могущество. Вышла 23 ноября 1993 года в Северной Америке, 27 июня в Европе и 21 ноября 1994 года в Японии. Изначально создавалась как 32-битная консоль, однако чтобы выделить её на фоне конкурентов, особенно вышедшей в то же время 3DO, Atari в срочном порядке добавила в неё 64-битный графический сопроцессор и начала агрессивно рекламировать как “первую и самую мощную 64-битную систему”. Основные CPU и GPU же так и были 32-битными. Вдобавок консоль продолжала использовать малоемкие картриджи, на которые набирающие тогда популярность 3D-игры влезали с трудом. В результате получилась крайне неудобная для разработки архитектура, что привело к крайне скудной библиотеке игр, а порты игр для этой системы, за редкими исключениями, выглядели куда хуже чем на других. Пытаясь спасти ситуацию Atari 21 сентября 1995 года выпускает аддон Jaguar CD, который становится окончательным провалом: для него было выпущено лишь 13 игр. В результате уже в 1996 году поддержка Jaguar и Jaguar CD была прекращена, планы по Jaguar II были отменены, права на систему были переданы компании Hasbro, а итоговые продажи составили мизерные 250 000 экземпляров.

Последней официальной игрой стала известная Worms, вышедшая 15 мая 1998 года.
Геймплей

Вскоре после получения прав, компания Hasbro объявила Jaguar открытой платформой и опубликовала её спецификации для создания любительских приложений. Это сразу привело к выходу большого количества любительских игр и развития homebrew-движения, которое активно и по сей день.

PC-FX

Преемник относительно успешной PC Engine (TurboGrafx-16) от компании NEC. Вышла 23 декабря 1994 года исключительно в Японии. Создана на основе 32-битного комплекта для разработки ПО под названием “Iron Man”. Ещё в 1992 году NEC пыталась создать на его основе новую 32-битную консоль, но разработчики игр тогда не высказали к этому интереса, так как рынок PC Engine ещё рос. Спустя два года, в 1994 году, когда начали выходить 32-битные консоли нового поколения, NEC решила вернуться к идее создания новой консоли на основе Iron Man, однако не внесла в его уже устаревшую к тому моменту конструкцию особых изменений. В результате система получилась недостаточно мощной, что не привлекало разработчиков. Пытаясь её спасти, NEC позволила выпускать на платформе любые игры. Таким образом на консоли вышло всего около 60 игр, многие из которых были в жанре хентай и симулятора знакомств. Производство было прекращено в феврале 1998 года. Общие продажи составили 400 000 копий.

Последней игрой является visual novel First Kiss Story, вышедшая 24 апреля 1998 года.
Геймплей

Портативные консоли



Четвертое поколение


Закончим со стационарными системами и вернемся на поколение назад.
Хотя первая портативная консоль со сменными картриджами под названием Microvision вышла ещё в 1979 году, особого успеха этот тип устройств тогда не заимел вплоть до четвертого поколения и начала 90-х годов. Библиотека таких систем была мизерной, а графика очень слабой.

Game Boy

Всё изменилось с появлением портативной платформы от Nintendo, вдохновленной успехом серии простеньких игр Game&Watch. Вышедший к 100-летию компании 21 апреля в Японии и 31 июля 1989 года в Северной Америке Game Boy моментально набрал большую популярность благодаря большому сроку жизни от батареи и хорошей библиотеке игр, особенно знаменитому Тетрису, картридж с которым часто шел в комплекте при покупке. В 1996 и 1998 годах соответственно Nintendo выпустила новые версии Game Boy Pocket и Game Boy Light (эксклюзивно в Японии), которые также пользовались успехом. К 1998 году консоль продалась невероятным тиражом в 64.42 млн экземпляров. Поддержка была прекращена 23 марта 2003 года (!).

Последней игрой в Северной Америке стала известная Pokémon Yellow Version: Special Pikachu Edition, вышедшая 19 октября 1999 года.
Геймплей с версии Game Boy Color

Последними играми в Японии стали совсем неизвестные Shikakei Atama o Kore Kusuru: Kanji no Tatsujin и Shikakei Atama o Kore Kusuru: Keisan no Tatsujin, обе вышедшие 30 марта 2001 года.
Геймплей


Lynx

Atari Lynx была выпущена 1 сентября 1989 года и технически во всём превосходила Game Boy: у неё был цветной экран с подсветкой, возможность поворота на 180° (для левшей), возможность совместной игры через сеть “ComLynx”. Тем не менее маркетинговая кампания Nintendo, у которой к тому моменту была больше аудитория поклонников, задержка с выходом интересных игр (того же Тетриса), а также меньшее время работы от батареек не принесли системе большой популярности. В 1995 году продажи были прекращены. Было продано около 3 млн экземпляров.

Последней игрой стал шутемап Super Asteroids & Missile Command, вышедший в 1995 году.
Геймлей

Тем не менее, как и у остальных консолей Atari, у этой системы появились многочисленные поклонники, которые создают любительские игры. Наиболее заметным проектом является выпущенный на картридже 24 октября 2009 года компанией Super Fighter Team шутемап Zaku.
Геймплей


Game Gear

Sega Game Gear был выпущен в Японии 6 октября 1990 года, и в Северной Америке с Европой в апреле 1991 года в качество ответа Game Boy. Аппаратная часть системы была основана на Master System, что позволяло легко портировать игры с неё. Также Game Gear обладал цветным экраном и поддерживал модули расширения (вроде переходника для картриджей Master System). Из недостатков, как и у Lynx, отмечалось малое время работы от батареек. Хотя популярности Game Boy достичь не удалось, консоль всё же завоевала определенную часть рынка и продалась в количестве 10.62 млн штук. Производство было прекращено 30 апреля 1997 года. На протяжении 2000-2001 годов компания Majesco возобновляла производство Game Gear в несколько измененном корпусе.

Последней игрой стал платформер The Lost World: Jurassic Park, вышедший в 1997 году.
Геймплей


TurboExpress/PC Engine GT

Попытка компании NEC на портативном рынке. Выпущенный в Японии и Северной Америке в декабре 1990 года TurboExpress был ничем иным как портативной версией TurboGrafx-16. Устройство работало на картриджах от старшей системы и таким образом делило с ней библиотеку игр. Тем не менее начальная цена была слишком высока как для портативной консоли, цветной дисплей был такого же маленького размера как у Game Boy, а время работы от батареек составляло всего около 3 часов.
В результате, уже в 1994 году продажи были прекращены и составили 1.5 млн экземпляров — значительно меньше, чем у конкурентов.

Пятое поколение



Virtual Boy

Самый крупный провал Nintendo и самая слабо продаваемая консоль (кроме разве что опционального аддона 64DD к Nintendo 64). Чтобы заполнить паузу перед выпуском Nintendo 64, система была выпущена 21 июля в Японии и 16 августа 1995 года в Северной Америке. Главной её особенностью была возможность играть в игры с «настоящей» трёхмерной графикой. Однако изображение на основе светодиодов красного цвета быстро вызывало у игроков усталость в глазах и головную боль. Кроме того, несмотря на возможность питания от батареек, Virtual Boy не был портативным в привычном понимании — он был громоздким, его требовалось установить на ровную поверхность и он полностью блокировал периферийное зрение игрока. Библиотека игр была крайне скудной и, в момент снятия системы с производства уже в 1996 году, состояла всего из 22 игр. Продажи составили 770 000 единиц.

Последней игрой является 3D-Tetris, вышедший 22 марта 1996 года.
Геймплей


Nomad

SEGA Nomad была выпущена 13 октября 1995 года эксклюзивно для Северной Америки и являла собой просто портативную версию Genesis, с возможностью запуска её картриджей. Своих отдельных игр не имела. Особого успеха не достигла: было продано около миллиона экземпляров и система была снята с продаж в 1999 году.

Neo Geo Pocket

Первая портативная консоль от компании SNK появилась 28 октября 1998 года эксклюзивно на японском рынке. Обладала черно-белым экраном. Продажи были неудовлетворительными и уже в 1999 она была заменена на Neo Geo Pocket Color, которая вышла во всем мире и которую некоторые относят уже к следующему поколению. Библиотека состояла всего из 9 игр, часть из них вышла сразу с консолью.

Последней, вероятнее всего, является файтинг Samurai Shodown!, вышедший 25 декабря 1998 года.
Геймплей


Game Boy Color

Game Boy Color был выпущен 21 октября в Японии и 18 ноября 1998 года в Северной Америке, когда черно-белый оригинальный Game Boy уже начал значительно устаревать. Главной особенностью, помимо цветного дисплея, была обратная совместимость, что значительно расширило доступную библиотеку игр. Устройство продавалось до 2003 года, суммарные продажи вместе с оригинальным Game Boy составили впечатляющие 118.69 млн экземпляров.

Последней игрой в Северной Америке является Harry Potter and the Chamber of Secrets, выпущенная 5 ноября 2002 года.
Геймплей

В Японии — малоизвестная Doraemon no Study Boy: Kanji Yomikaki Master, выпущенная 18 июля 2003 года.
Геймплей


WonderSwan

Портативная консоль от компании Bandai была выпущена только в Японии 4 марта 1999 года для конкуренции с Neo Geo Pocket и Game Boy. Первая её версия имела черно-белый экран и уже через год её заменила версия с цветным экраном. К этому моменту на платформе успело выйти около ста игр.
Последней стала Fire Pro Wrestling for WonderSwan, вышедшая 31 августа 2000 года.
Геймплей

Шестое поколение



Neo Geo Pocket Color

Наследник оригинальной Neo Geo Pocket вышел 16 марта в Японии и 6 августа 1999 года в Северной Америке. Обладал уже цветным дисплеем и обратной совместимостью. Несмотря на хороший старт продаж, финансовые проблемы SNK, а также отсутствие широкой поддержки сторонних разработчиков привели к тому, что уже 13 июня 2000 года были прекращены продажи в Северной Америке и Европе, а в 2001 году — в Японии. Было продано около 2 миллионов экземпляров, включая оригинальный NGP. Из интересных проектов в библиотеке стоит отметить Sonic the Hedgehog Pocket Adventure — редкое на тот момент появление игры про Соника не на платформе от Sega.

Последней игрой является карточная игра SNK vs. Capcom: Card Fighter's Clash 2 Expand Edition, вышедшая 13 сентября 2001 в Японии.
Геймплей


WonderSwan Color

Выпущенная 9 декабря 2000 года WonderSwan Color стала более популярной, чем предшественница за счет цветного дисплея, большего количества оперативной памяти и обратной совместимости с играми для WonderSwan. На пике популярности консоли, компании Bandai принадлежало около 8% рынка Японии. В частности, это произошло благодаря тому, что на консоль портировали ранние части серии Final Fantasy. Однако вскоре начал набирать популярность Game Boy Advance и разработчики игр переключились на него. 12 июля 2002 года компания Bandai выпустила модернизированную версию консоли под названием SwanCrystal, однако это уже не помогло вернуть былую популярность и в 2003 году производство всех устройств было прекращено. Всего было продано 3.5 млн устройств, включая оригинальный WonderSwan.

Последней игрой стала ролевая игра Dicing Knight Period, вышедшая 31 мая 2004 года.
Геймплей


Game Boy Advance

Наследник успешного Game Boy Color, имеющий с ним обратную совместимость, вышел 21 марта в Японии и 11 июня 2001 года в Северной Америке. Железо сопоставимое по уровню с Super Nintendo и богатая библиотека игр позволили Nintendo снова обойти всех конкурентов и продать устройство тиражом в 81.51 млн экземпляров. Продажи были прекращены 15 мая 2010 года.

Последними играми стали битемап Samurai Deeper Kyo в Северной Америке
Геймплей

… и детская игра Pixeline i Pixieland в Европе, обе вышедшие в 2008 году.
Геймплей


N-Gage

Любопытная попытка компании Nokia совместить мобильный телефон и портативную консоль. Устройство было выпущено 7 октября 2003 года. Как мобильным телефоном из-за конструкции им было неудобно пользоваться, интересных игр выходило крайне мало, поэтому уже 26 ноября 2005 было объявлено о прекращении продаж. Было продано 3 миллиона устройств и выпущено всего 58 игр.

Последней стала вышедшая 2 марта 2006 года знаменитая Civilization.
Геймплей

Седьмое поколение



Nintendo DS

Очередная консоль от Nintendo, преемник Game Boy Advance, по традиции, имеет с ним обратную совместимость. Отличительной особенностью являются два экрана (отсюда DS — Dual Screen), нижний из которых — тачскрин. Была выпущена 21 ноября в Северной Америке и 2 декабря 2004 года в Японии. Благодаря уже традиционно богатой библиотеке игр и возможностям, до снятия с производства в 2014 году продалась рекордным тиражом в 154 млн экземпляров (за всю историю больше только у PlayStation 2). Имела множество цветовых, размерных и функциональных вариантов, вроде DS Lite и DSi.

Последней игрой на физическом носителе стала Big Hero 6: Battle in the Bay, вышедшая 28 октября 2014 года
Геймплей

Однако, помимо картриджей, игры продавались ещё и в онлайн-магазине DSiWare. Там последними релизами стали The Mysterious Case of Dr. Jekyll & Mr. Hyde, вышедшая 15 октября 2015 года…
Трейлер
… и железнодорожная головоломка Crazy Train, вышедшая 28 января 2016 года (видео найти не удалось).

Playstation Portable

Успешно конкурируя с Nintendo на рынке стационарных систем, Sony решила бросить ей вызов и в портативном сегменте. PSP была запущена 12 декабря 2004 года в Японии и 24 марта 2005 года в Северной Америке. Благодаря мощным мультимедийным возможностям и качественным играм, многие из которых принадлежали к таким известным сериям как GTA, Metal Gear, Call of Duty, Gran Turismo, консоли удалось продаться в количестве 82 млн, что является очень хорошим показателем. Получив множество вариаций вроде PSP-2000, PSP-3000, PSP Go, консоль была снята с продаж в 2014 году.

Последней игрой для неё является расширенная версия пародийной игры Retro City Rampage DX, вышедшая 19 июля 2016 года.
Геймплей

Итоги
(что-то из-за смещения акцента на непопулярные консоли статья получилась немного депрессивной: коммерческие провалы, неудачные решения, амбициозные разрушенные планы и т. п.)

Легко можно заметить, что основная причина популярности консоли — её игровая библиотека. Консоли существуют для того чтобы на них играть, а нет игр — нет и интереса. Продвинутые мультимедийные возможности могут лишь поспособствовать успеху, как, например, возможность чтения DVD-дисков у PlayStation 2, но на них одних выехать не получится, что продемонстрировал Xbox One, у которого «TV, TV, TV» на первой презентации было больше чем всего остального. А чтобы были игры, нужны разработчики, которые будут их создавать, причем сторонние, потому как только своих внутренних студий разработки будет маловато. А это уже зависит от удобства разработки на платформу, от её архитектуры и мощности.
Тем не менее, для многих игроков качество важнее количества и они могут любить какую-то не особо популярную в мире платформу благодаря лишь нескольким, но качественным играм для неё. А у вас такая есть? И вообще сталкивались ли вы с чем-то «экзотическим» из вышеперечисленных устройств?
Комментарии (6 шт.)
Продолжение, короче. Или дополнение.
Отличная статья, было интересно почитать про малоизвестные консоли, о которых слышал лишь краем уха. Благодарю)
Сейчас как раз читаю книгу Game Over об истории Nintendo, и было забавно увидеть в статье столько знакомых названий. Пойду первую часть откопал, а то как-то упустил я её.

Материал добротный, автор — молодец!
О, у самого «Game Over» в планах после текущей «Играй!» от Тристана Донована. Как она вообще, стоит браться?
Она вообще отличная! Написано легко, с кучей интересных моментов, связанных с жизнью и разработкой игр в большой компании. Я, как новоиспеченный фанат Nintendo (после Сыча приобщился), прям зачитываюсь. Только рекомендую поспешить, у книги тираж не очень большой был — мне уже трудно было найти.

Тут, к слову, «Кровь, пот и пиксели» в мае в печатном виде появятся — тоже интересное чтиво.
Очень крутая и интересная статья, побольше бы такого в блогах
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Наконец-то дождались Dark Souls от мира аниме — Goblin Slayer
Персональный блог японского помощника
Суп из клюквы во временном континууме | Обзор Singularity
Персональный блог искателя забытых алмазов
Devil may cry 5: ждём провала
Персональный блог крути мозгами
Курилка тега gallery
Блог курилок и длинных разговоров
Вы когда-нибудь задумывались о том, что скрывается за вашей тенью? (Contrast)
Персональный блог Каморка Увлечённого Лоботряса
«Дровосек»
Персональный блог потока сознания и странных излияний
Наверх ↑