Меню
StopGame  Блоги Блог AngrySinger Рак, убивающий Bioware

Самое актуальное

  • Age of Empires: Definitive Edition. Ночь атакующих отечества
  • Armored Warfare. Защитнички Отечества
  • «ММОдерн» №188 — Сводки из ЗБТ Dauntless, обновки Blade & Soul, русская MMORPG Reign of Guilds, боты в EVE Online…
  • FeArea. Не всё то FE, что МOBA
  • Caesar 3. Многозадачность Цезаря: тупить, тормозить и недоумевать!
  • Экспресс-запись серии стримов Sea of Thieves
  • Историческая достоверность в Total War: Arena
  • Обзор игры Secret of Mana
  • Обзор игры Kingdom Come: Deliverance
  • «Инфакт» от 23.02.2018 — Трой Бейкер в Death Stranding, новый Гордон Фримен, турнир по Warcraft III…
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Aegis Defenders
  • Видеообзор игры Kingdom Come: Deliverance
  • Превью по бета-версии игры Pillars of Eternity 2: Deadfire
  • Fe. Лиса в лесах
  • Xenus: Boiling Point. Типичный отпуск
  • The Sims 3. Рандеву со знакомкой
  • Обзор игры Doki Doki Literature Club!
  • Обзор игры Dandara
  • «ММОдерн» №187 — Аватары в Crowfall, монстры Albion, рекорд Entropia Universe, обновление Warframe
  • Пользовательский обзор недели
  • Обзор игры Remothered: Tormented Fathers
  • Kingdom Come: Deliverance. Средневековые амбиции
  • Tropico 5. Отель «У расстрелянного партизана»
  • Dead Island: Riptide. Горячий тур из холодной Сибири
  • Ash of Gods. The Banner Saga по-нашему!
  • Трудности перевода. Portal и Portal 2
  • Обзор игры Wulverblade
  • Превью по бета-версии игры Age of Empires: Definitive Edition
  • Обзор игры Crossing Souls

Рак, убивающий Bioware

+5
По моему скромному мнению, свою последнюю хорошую игру Bioware выпустили в 2010 году. Mass Effect 2 своеобразной лебединой песней канадских разработчиков, после которой все пошло под откос. Теперь, спустя восемь лет студия ставит все на Anthem, игру, судя по крупицам известной информации, нацеленную на аудиторию Destiny. Именно успех или провал этой игры определит, закроют ли студию или нет. И учитывая последние релизы Bioware надеяться на хороший результат не приходится. Как так вышло, что один из самых знаковых разработчиков в индустрии теперь находится в таком плачевном состоянии?

Все началось 11 октября 2007 года, когда Bioware заключила договор с коварным капиталистическим спрутом Electronic Arts. По началу ничего не предвещало беды и сотрудничество обещало стать довольно продуктивным. Электроники помогли с релизом уже разработанных Mass Effect и Dragon Age: Origins, получивших коммерческий успех и признание критиков. И тут в 2009 году EA с улыбкой Фассбендера ненавязчиво обозначило дальнейшие условия продуктивного для обоих сторон сотрудничества:
— EA нужно MMO-RPG под началом Bioware;
— Bioware должны выпускать игры ежегодно.

Поскольку порох в пороховницах еще был, а издатель расщедрился аж на целых два дополнительных отделения (одно в Остине, другое в Монреале), условия казались выполнимыми и в 2010 году был выпущен Mass Effect 2, о котором я сказал выше. Проблемы начались, когда EA захотели сиквел к Dragon Age. Первая часть разрабатывалась в течении шести лет и пытаться повторить подобное за полтора года просто невозможно – но именно этого и требовал издатель. Из-за этого от прежней концепции пришлось отойти, поместив игру в один город, сделав куда больший уклон на боевую составляющую и посвятив события сюжета одному человеку по фамилии Хоук. О том, какой ад творился в стенах студии можно лишь гадать, основываясь в частности на словах дизайнера Брента Ноулза, покинувшего студию, не дождавшись релиза.
Я уже не тот, кем был прежде и Bioware тоже уже не та
Как человеку, искренне уверенному, что тактический подход к боевой системе, ровно как и управление сопартийцами для rpg необходимы, ему просто не осталось места в новом порядке.

Dragon Age 2 была принята мягко говоря прохладно. Плеваться действительно было от чего и перечислять все недостатки игры просто не хочется, особенно понимая, в каких условиях приходилось работать над проектом. Но если цифры на Metacritic EA волнуют мало, то цифры на банковском счете имеют для них значение первостепенное, а продалась DA 2 очень и очень недурно, а именно тиражом в миллион копий уже за первую неделю. Значит, как говаривал Рэнди Марш, «нужно играть пока фартит». Пока начинается разработка продолжения Эпохи Дракона, нужно доить другой франчайз.

Изначально Mass Effect 3 планировали издать в конце 2011 года, но Bioware уговорили перенести релиз на начало 2012 года. Вместо этого студия выпустила уже давно обещанную MMO-RPG во вселенной звездный войн, Star Wars: The Old Republic. Проект был безусловно амбициозным, над сценарием трудился сам Дрю Карпишин (автор сценария оригинального KOTOR и первых двух частей Mass Effect), были обещаны сюжетные компании, ничем не уступающие одиночным играм по проработке. И учитывая, что доверие к Bioware было еще велико, ровно как и желание побегать в далекой-далекой галактике, игра получила свой миллион подписчиков в первую же неделю после релиза. EA провозгласила свое детище самой быстрорастущей MMO в истории, игровые издания писали об убийце WoW от мастеров жанра и не смотря на то, что число подписчиков начало снижаться уже на следующий месяц, игра все еще оставалась рентабельной. Провал студию ждал совсем в другой области.

Mass Effect 3 произвел эффект разорвавшегося снаряда – вместо обещанного эпического завершения саги игроки по всему миру получили три варианта заставки на рабочий стол и пожелание покупать дополнительный контент. Ранние заявления главы проекта Кейси Хадсона о том, что чуть ли не каждое принятое на протяжении трилогии решение будет влиять на финал звучали с непередаваемой иронией. Самые отбитые преданные поклонники серии прислали в Bioware разноцветные кексики с припиской «цвета разные, а вкус один». В общем, шрамы на сердцах все еще зажили не до конца, а список масштабных интернет скандалов пополнился.
И Mass Effect 3 и Dragon Age 2 можно описать одним словом – недоделанная. Год, возможно полтора года разработки могли бы очень многое изменить, однако даже в том состоянии, в котором игры были выпущены, от них еще можно получить удовольствие. В конце концов, фирменные фишки Bioware – персонажи, мир, история – все еще оставались, пусть и в меньшей степени, чем в их прошлых проектах. Одним словом, это действительно были игры с потенциалом, который не удалось реализовать полностью. Но именно скандал вокруг концовок можно считать точкой невозвращения, после которой Bioware стремительно понеслась в пропасть. Отцы-основатели студии Рей Музика и Грег Зещук покидают студию в 2012 году, в 2014 году после релиза Dragon Age Inquisition уходит Кейси Хадсон, а в процессе разработки Mass Effect Andromeda уходят практически все сотрудники, причастные к созданию игр, создавших студии имя. Bioware переродилась окончательно.

Метастазы студийной болезни я хотел бы обсудить на примере их недавних релизов.
Inquisition не вызвала у меня дикого анального спазма, скорее лишь грустную усмешку. Проект изначально задумывался как MMO по Dragon Age, после чего внезапно был перекрашен в сингл. От мультиплеерных корней в игре остались квесты в духе «принеси-подай-убей» без какого-либо эмоционального окраса. В набор так же входят большие и красивые, но к сожалению пустые локации, парочка забавных персонажей, гринд, крафт, легкие плевки на лор и длс с большущим клиф-хэнгером. Однако уже в этой игре проблема, слегка наклевывающаяся в DA 2 и ME 3, начала вставать в полный рост. Видите ли, современная Bioware не хочет делать глубокие игры с интересными историями и героями – она хочет делать симуляторы свиданий с максимально разнообразными и политкорректными персонажами. На «максимально прогрессивных взаимоотношениях с героями всех полов и расцветок» практически строилась рекламная компания и это весьма печально. Желание студии вплести текущую политическую конъюнктуру в свои игры затея изначально провальная – и не только потому что ваш покорный слуга мужская шовинистическая свинья, а скорее потому, что реализация крайне топорная, вплоть до редизайна уже существующих героев.



И это не было бы проблемой, если бы не одно «но» – Bioware успешно поднимали проблемы дискриминации меньшинств в своих прошлых играх. Фактически, эта тема шла красной линей через всю серию Dragon Age – тут вам и притеснение эльфов, и конфликт магов с храмовниками, и рабство в Тевинтере. Самое смешное, что студии тогда удавалось доказать простейший тезис – притеснение кого-то, кто отличается от тебя, принесет лишь боль и смерть обоим сторонам. Насилие порождало насилие, репрессии порождали ответную реакцию в виде терроризма — и все это без очевидно продвигаемых идеалов социальной справедливости. Только вдумайтесь: в DA 2 Андерс взрывает Церковь, чтобы доказать, что маги не будут терпеть диктат храмовников, вольных фактически выжигать эмоции магов при малейшем подозрении на нелояльность. Это лишь обострило социальный конфликт между двумя группами, решить который смогла лишь кровь. В DA:I Железный бык заявляет, что в сообществе кунари есть «мужчины, считающие себя женщинами» и что подобные индивиды не являются чем-то противоестественным. Чувствуете смещение приоритетов? Разница очевидна: раньше Bioware не боялись погладить игрока против шерсти, поставить перед выбором из двух одинаковых зол. Теперь же все иначе – вдруг действие или высказывание героя оскорбит какую-то социальную группу? Вдруг внешний вид персонажа найдут слишком объективизированным? Это самая настоящая творческая деградация.

Inquisition разошлась относительно неплохим тиражом, по — крайней мере достаточным, чтобы можно было рассчитывать на сиквел. Чего не скажешь о другом выкидыше канадцев – Mass Effect Andromeda.
Игра разрабатывалась в течении пяти лет, за это время студию покинул Кейси Хадсон и ряд других людей, непосредственно связанных с разработкой прошлых игр серии. Сама концепция радикально менялась несколько раз, сценарий переписывался, а разработка была поручена отделению, до этого клепавшему DLC к Mass Effect 3.

Не скрою, я ненавижу эту игру. Ненавижу её чистейшей ненавистью. Забагованная, отвратительно написанная, бездарно отыгранная, пустая, глупая – одним словом Аркания от мира sci-fi и ярчайший пример попытки хапнуть деньжат на пустышке за счет раскрученного имени. И как это не странно, проблемы Inquisition в игре не только имеются, а развиты до невероятных размеров – при том что разработкой занималось абсолютно другое отделение. Видимо, это какой-то вирус бездарности.

Тут вам и пустые миры, фактически повторяющие земные экотипы, и изнасилованный лор, да что уж там – даже основная концепция игры выглядит притянутой за уши. Напарники все как на подбор – либо скучные до невозможности, либо бесящие до скрипа в зубах. Продолжать список можно очень и очень долго. Так же как и DA: I, Mass Effect Andromeda забывает о том, что делало его предшественника выдающимся. Ключевой мыслью ME всегда была концепция объединения перед лицом общего противника, осознание факта, что, несмотря на наши различия, вместе мы неуязвимы. Новая часть по сути прямо противоречит этой идее, разумные расы стараются рассредоточиться по галактике и обособиться от других. Более того, игра показывает, что этот путь – наиболее эффективный. Рассмотрим пример изгоев – группы поселенцев, поднявших бунт на Нексусе и в последствие изгнанных в дальний космос. В условиях фронтира это означало бы гарантированную смерть — но не в Андромеде. Изгои без припасов и поддержки основных сил колонистов не просто выживают – они основывают собственные колонии, то есть делают то, чего не смогли сделать изгнавшие. Либо я не разглядел тонкую иронию Bioware на тему заселения Северной Америки и Австралии силами каторжников, либо, что более вероятно, в игре нужны были гуманоидные противники любой ценой.

Bioware перестали быть фантазерами и мечтателями, все, на что способна студия теперь — это бездарное самокопирование. Тут можно обвинить и издателя, и политику набора сотрудников по принципу «разнообразие вместо профессионализма», и найти еще вагон причин, но что от этого изменится?
Bioware утратила всякую связь со своими поклонниками. Они перестали понимать, чего хотят игроки. Попытка сделать игру максимально политкорректным шутаном/слэшером с псевдо-открытым неинтересным миром, угодив при этом большей части меньшинств – это тупиковый путь. Тупиковый он хотя бы из-за того, что наиболее крикливые борцы против сексизма и гомофобии в играх в эти самые игры не играют и, как следствие, их не покупают. Аудиторию (во многом уже бывшую) Bioware не волновала ориентация того или иного персонажа – ей нужны были герои, которым можно сопереживать, миры, в которые можно поверить, истории, которые хочется прожить. И что же вместо этого? Вместо этого анонсируют Anthem. Что тут попишешь, Electronic Arts очень хочет свою Destiny. В этом есть доля злой иронии — судьба авторов потрясающих ролевых приключений теперь зависит от успеха сетевой гриндилки. Ради этого Bioware замораживают разработку Dragon Age 4 и бросают все свои силы на проект, который скорее всего их погубит. Но какой сценарий страшнее – тот, при котором Anthem проваливается и Bioware закрывают или тот, при котором Anthem окупается и студия продолжает свою полу-жизнь? Может быть стоит отключить уже этот чертов аппарат жизнеобеспечения и позволить студии уйти достойно?

Я не против тех, кому нравится Andromeda или Inquisition, может быть проблема на самом деле во мне. Но что-то шепчет мне, что с каждым новым релизом качество будет снижаться все ниже и ниже, пока наконец не достигнет точки, в которой даже самые преданные фанаты перестанут покупать очередную поделку. Когда-то, в далеком 2008 году на презентации Dragon Age: Origins один из разработчиков сказал фразу, надолго запавшую мне в память.
Мы команда экспериментаторов, мы всегда ищем что-то новое. Мы хотели сделать рукопашные бои в реальном времени – мы сделали Jade Empire, мы хотели сделать кинематографический боевик – мы сделали Mass Effect. Сейчас мы хотим сделать нечто более классическое и поэтому мы создали Dragon Age.
Что же хочет Bioware сейчас? Могут ли они сами ответь на этот вопрос?

В конце хотелось бы вспомнить слова Джор-эла из фильма «Человек из стали»
И остается лишь пожелать, чтобы Bioware не остались в памяти игроков трэшоделами средней руки.

Спасибо за внимание.
Комментарии (8 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Напарники все как на подбор – либо скучные до невозможности, либо бесящие до скрипа в зубах.

Вот тут сложно согласиться. Драк — определенно лучший персонаж «Андромеды», он хорошо прописан, его интересно с собой брать. Еще Ветра и Кора хороши, а вот остальные — да, к ним есть вопросы. Потенциал у игры есть, есть интересные персонажи, но это, к сожалению, недостаточно.
На счет потенциала — его можно было бы реализовать, если бы игра определилась с направлением. А так получается, что как история отдельно взятой семьи она сливает DA 2, а как игра про исследование она вообще не состоятельна. И это, на секундочку, центральные темы повествования.
игра про исследование она вообще не состоятельна

Увы, тут надо согласиться.
Жаль биоваров, ЕА как Кракен — жрет все подряд.
Mass Effect 3 произвел эффект разорвавшегося снаряда – вместо обещанного эпического завершения саги игроки по всему миру получили три варианта заставки на рабочий стол и пожелание покупать дополнительный контент.

Шесть лет прошло, а у меня всё с тем же жаром пригорает, когда я читаю нечто подобное. Конечно, ведь вся игра состояла только из комнаты, где надо было выбрать дальнейшее развитие мира. Логического завершения нескончаемых дрязг кварианцев с гетами не было, логического завершения экзистенциальных проблем кроганов не было, логического завершения сюжетных линий персонажей трилогии и их взаимоотношений не было, выдачи люлей силами всего галактического сообщества не было. Игра началась, Шепард свалил с Земли, прибежал в комнату с синим мальчиком и выбрал себе цвет по вкусу. Все именно так и было, да.

Причислять «Андромеду» к играм от Bioware вообще занятие сомнительное, учитывая, что игрой занималась студия, на которую прилепили слово «Bioware», чтоб никто не догадался, что разработчики-то другие, и в создании которой из старого состава участвовало очень малое количество человек, и то больше в качестве руководителей-наблюдателей.

Настолько же сомнительное, как и обвинять студию в том, что она стала разрабатывать сетевую гриндилку вместо чудо-RPG с героями и персонажами, при этом уже в соседнем предложении давая прекрасно понять, что ты, автор, сознаешь, что захотел сетевую гриндилку, в общем-то, издатель, а не сама контора. Хотя о чем это я, это ж не EA дала понять, что разгонит команду в случае провала Anthem, это они, паскуды эдакие, перед началом разработки порешили: «Короч, челленж, если сделаем плохо, то закроемся и больше ничего разрабатывать не будем, да».

По поводу скатившейся в откровенный фарс поддержки ЛГБТ тоже закрадывается подозрение, что это не на 100% решение команды, учитывая, какая контора ими владеет, какую позицию по этой теме она занимает и в какие времена живет.

Что же хочет Bioware сейчас?

Желания Bioware сейчас не волнуют никого из тех, кто стоит над ними. В статье под названием «Рак, убивающий Bioware» должна быть история Electronic Arts, а не пустое нытье в духе «а вот раньше было ооооо, а теперь вот ууууу» без попыток хотя бы немного разобраться, а почему всё стало происходить так, как стало происходить. Жили бы в вольном плавании, как Obsidian, глядишь, и совсем иная ситуация была бы.

И я не говорю, что дело в одном только издателе, но вот такие авторитетные заявления о том, что Bioware теперь хочет делать, а что не хочет, это, извините, дичь какая-то.
Конечно, ведь вся игра состояла только из комнаты, где надо было выбрать дальнейшее развитие мира.


Нет конечно, игра состояла из замечательных диалогов, 50% из которых не были кат-сценами, великолепно слитого антагониста, гениального не пойми откуда взявшегося кибер-ниндзя с харизмой инфузории-туфельки и потрясающих длс, освещающих критические точки сюжета, на которые в основной игре просто положили болт. Действительно, чего бомбить-то?

Причислять «Андромеду» к играм от Bioware вообще занятие сомнительное

Над игрой работал Мак Уолтерс, помогавший разработать третью часть, работу над ней начинали люди из Эдмонтона и самое главное, игра продвигалась как продукт от Bioware. Можешь мне поверить, если бы она продалась, никто бы и не заикнулся о том, что это не то отделение.

это ж не EA дала понять, что разгонит команду в случае провала Anthem, это они, паскуды эдакие, перед началом разработки порешили: «Короч, челленж, если сделаем плохо, то закроемся и больше ничего разрабатывать не будем, да».


Проблема не в том, что они не хотят, а в том, что они просто не могут. Практически не осталось никого из прежних разработчиков, отцы-основатели покинули тонущий корабль, так что со стороны EA вполне практично выдвинуть подобный ультиматум.

Жили бы в вольном плавании, как Obsidian, глядишь, и совсем иная ситуация была бы.

Никто их не заставлял заключать сделку с дьяволом.

EA безусловно злодеи в этой истории, но не они одни. Люди, работающие сейчас в Bioware, либо не могут, либо не хотят делать качественные игры. Это печально, но это факт. Косяки в их последних релизах — это не просто лутбоксы или длс. И да, я уточнил, что даже в DA 2 и ME 3, где явно чувствовалось давление со стороны издателя есть то, за что можно их полюбить. Более поздние релизы, сделанные явно не за полтора года лишены этого.
история Electronic Arts, а не пустое нытье в духе «а вот раньше было ооооо, а теперь вот ууууу»

Честно говоря история EA в этом смысле не сильно отличается. Потому как раньше в их послужном списке были (для примера) Starflight и Desert Strike, а теперь вот Westwood и BioWare.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Shadow of the Colossus
Блог EHOT_B_TAHKE
Наверх ↑