Меню
StopGame  Блоги Кинематограф Анализ сериала «Castle». Part 1. Сюжетная композиция VS Актовая структура

Самое актуальное

  • Поиграли в Diablo IV и Overwatch 2 — подробности с BlizzCon 2019
  • Need for Speed Heat: Видеообзор
  • STAR WARS JEDI: FALLEN ORDER. Восславь Силу
  • NEED FOR SPEED: HEAT. Плавим асфальт
  • «Инфакт» от 19.11.2019 — Half-Life: Alyx, Path of Exile 2 и Diablo IV, геймплей Project Resistance, Чернобыль в Spintires…
  • Infected Shelter: Обзор
  • Всё страньше и страньше — главное из беседы с авторами Life is Strange 2
  • История серии Borderlands. Выпуск 3: Borderlands в чужих руках
  • Yakuza: Like a Dragon: Превью по демоверсии
  • Ritual: Crown of Horns: Обзор
  • Игромирский Инсульт / Лучшие Моменты на StopGame
  • Вся суть Call of Duty: Modern Warfare [Уэс и Флинн]
  • A Year of Rain: Превью по ранней версии
  • King's League II: Обзор
  • Готовимся к Bloodlines 2. Vampire: The Masquerade: история мира, кланы, секты, поколения
  • Star Wars Jedi: Fallen Order: Видеообзор
  • New Super Lucky's Tale: Обзор
  • Yaga: Обзор
  • Afterparty: Обзор
  • Мнение: почему Death Stranding не тащит
  • Blacksad: Under the Skin: Видеообзор
  • Luigi's Mansion 3: Видеообзор
  • Mario and Sonic at the Olympic Games Tokyo 2020: Обзор
  • Блоги. Полицейская история. Обзор игры The Legend of Heroes — Zero no Kiseki
  • Трудности перевода имен боссов в Dark Souls
  • DEATH STRANDING. Посылка с вашим мальчиком
  • Abandon Ship: Обзор
  • Овальная революция. История серии Ecstatica
  • MediEvil (2019): Обзор
  • Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout: Обзор

Анализ сериала «Castle». Part 1. Сюжетная композиция VS Актовая структура

+1
Канал ТВ3 снова кажет «Касла», и почему бы под такую тему немножечко не позадротствовать – проанализировать всё, что с писательской точки зрения можно, и выяснить, в конце концов, с хера ли баня сгорела в одном из моих самых любимых сериалов.

Сначала, учитывая фактическую бессмысленность этой информации для лора, я хотела просто между делом пробросить, что структурно «Касл» — это 6-ти актовка. Но походу поняла, что даже для тех людей, кто знает о наличие актовой структуры в литературе, это мало о чём говорит. Ибо, даже если вы очень хорошо учились в школе, то слышали, максимум, о трёх актах, которые в какой-то момент (по понятной, но, тем не менее, странной причине) сливаются у вас в мозгу с сюжетной композицией. И понятная (но странная) причина в данном случае – «патчевая» система отечественного образования, когда одну большую тему разбивают на несколько лет, и каждый год мы повторяем предыдущее, плюс нам дают что-то новое, как бы более сложное. От того, когда под конец 5го класса нам подают сюжетную композицию в её «одноклеточной» форме, а именно: «завязка – действие – развязка», это с успехом оседает у всех на зубах, так или иначе. Когда в 7м классе нам внезапно представляют кульминацию, оно туда впихивается уже со скрипом. И к тому моменту, когда в 11м классе особо одарённым счастливчикам что-то там пробрасывают про экспозицию, все давно уже забили на эту схему. В итоге, на крайняк многие помнят, что кульминация – это такая точка кипения, непродолжительная часть перед развязкой, выкидывают её нахер, собирают вот те вот на зубах осевшие три, где-то на периферии сознания припоминают о неких трёх актах, накладывают одно на другое – bam, said the lady! И ведь да, в своей «одноклеточной» форме сюжетная композиция действительно накладывается на актовую структуру, как влитая. Если бы не одно «НО». ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ!

Сюжетная композиция

Сюжетная композиция – это скелет ЛЮБОЙ истории. Это то, без чего история просто не может… считаться законченной. Тут нужно, наверное, пояснить, что не всё то, что написано и имеет диалоги является историей. История – это условное путешествие из пункта А в пункт Б. Зарисовки, сценки, очерки, драблы, бессюжетные one-shot’ы – историями не являются.
  1. Экспозиция – условно, описание мира до того, как происходит «фигня». До сих пор часто воспринимается, как опциональный прицеп завязки, однако не вымирает, ибо прекрасно умеет в атмосферу. В зависимости от жанра и авторских предпочтений может меняться местами с завязкой. Так, например, в пилотном эпизоде «Касла» экспозиция – это book party до прихода Беккетт (на чём, собственно, и заканчивается первый акт, что как бэ намекает).
  2. Завязка – процесс/момент того, как происходит «фигня». Событие или цепь событий, которые приводят главного героя в состояние нестабильности, сподвигая его тем самым на действие.
  3. Развитие действия – все решения и телодвижения главного героя, которые логически должны подвести нас к кульминации.
  4. Кульминация – пиковый момент условного «конфликта» с «фигнёй», в котором решается, кто же в итоге победит.
  5. Развязка – мир после «конфликта» в зависимости от того, кто победил.

Отдельно стоит упомянуть, что эпилог не выносится сюжетной единицей, ибо, по сути своей, на сюжет никаким местом не влияет. Хороший сюжет должен быть законченным без эпилога.
Пролог же, в отличие от эпилога, может быть сюжетным, если используется в качестве предэкспозиционной завязки. То есть, композиционно, в общем-то, ничего не меняется, просто завязка ныряет вперёд экспозиции и называется «прологом», или «тизером», или хер ещё пойми как.

Схема сюжетной композиции

Закрепив вот эту простенькую схемочку спешу сразу «обрадовать» вас одним таким мааааааленьким нюансиком: в хорошей истории сюжетных линий обычно несколько, и, по-хорошему, к каждой из них должна применяться данная схема. Сериальные сюжетные арки – та же схема. Мелодраматические линии – та же схема. Даже character development aka «развитие персонажей», в принципе, рулится по похожей схеме, ибо «путешествие из точки А в точку Б». Но подробнее о персонажах в другой раз.

И на примере Castle – pilot – 1×01.

Детективная линия: Сюжетный пролог (тело в цветах) – Экспозиция (book party) – Действие (well… действие))) – Кульминация (противостояние с Тисдейлом в аллее) – Развязка (Касл и Беккетт расходятся в разные стороны). Внезапно! Сцена в участке, где Касл возвращается – это эпилог.

Мелодраматическая линия (НЕ АРКА! Т.е. ТОЛЬКО для данного эпизода): Экспозиция (book party) – Завязка (момент первой встречи) – Действие (вся та херня, которую он творит, и за которую она его ненавидит)) – Кульминация (“You’ve no idea”) – Развязка (возвращение Касла).

Точно так же раскладываются линии первого и второго протагонистов (а я напомню, что «Касл» — это схема двойного протагониста, и сколько бы копий ни было об это сломано, их всё равно должно быть двое, ибо так они задумывались, и только так они работают), и, в принципе, всё, что имеет хоть какое-то сюжетное развитие в рамках конкретного эпизода.

Очертив это, переходим к более сложным материям.

Актовая структура

Лично для меня – это материя больше философского свойства, нежели сугубо прикладного. Потому что столько дебатов нынче вокруг неё, и перестраивают её по-всякому, как кому на душу ляжет, и даже отрицают в принципе, как анахронизм. Потому, я считаю, что начать стоит с дисклеймера, дабы не огрести лишний раз тапками: лично я (и это стоит подчеркнуть) признаю актовую структуру до той поры, пока она не превращается в схематичное, бездушное дрочево (см. картинку).

Схематичное, бездушное дрочево классическое, обыкновенное

Поэтому, если вы ищете сугубо научный подход к этой теме, то можете дальше не читать. Я – интуит, я верю в чутьё, а не в алгоритмы, потому моя схема актовой структуры выглядит так:

Схема актовой структуры здорового человека

И здесь вы уже должны начать понимать, почему я изначально разделяю понятия «сюжетной композиции» и «актовой структуры». Ибо, да, господа ботаны от драматургии правы, да, по Аристотелю, сермяжно – это одно и то же. Но взгляните на все эти картинки… Это же разные вещи!

That being said, не претендуя на какую-либо академичность, что я, с некоторой высоты своего некоторого опыта, переварив хренову тучу книг и мнений по теме, представляю себе актовой структурой в современном её понимании.

Для меня акты – это блоки, составляющие историю, каждый из которых, так или иначе, тематически завершён, но будучи сцепленными в определённом порядке, они двигают сюжет согласно композиции. Это структура, текстура, если так будет понятней, но не каркас, как это академически принято считать. Потому, в общем-то, мне и насрать на количество актов: классические ли это три, четыре ли с вынесенным тизером («House M.D») или пять («The Mentalist»).

Для меня количество актов больше зависит от того, сколько твистов ты готов впендюрить в ход сюжета. Тогда каждый твист будет завершать собой акт. А в современных американских сериалах с этим моментом ещё проще, ибо, как правило, конец акта сопровождается затемнением и уходом на рекламу. Следовательно, сколько рекламных блоков, столько и актов.

Само это – уход от соблюдения «правильного» количества актов – уже как бы говорит о том, что современные сценаристы плевали на Аристотеля с высокой колокольни. Британцы так и вообще не запариваются отделением актов в сценариях, мол «где хочу – там и акт, сцуко». Но несмотря на всё это сюжетная композиция почему-то не страдает. Кем бы ни была написана история, как бы ни была написана история, какое бы количество актов создатель шоу ни выбрал в качестве структуры (а здесь нужно отметить, что даже приглашённые сценаристы соблюдают актовую структуру шоу-раннера), всё равно «экспозиция-завязка-действие-кульминация-развязка» присутствуют в каждой серии (даже, что важно, если серия говно). Потому что сюжетная композиция – это то, что интуитивно понятно даже пятилетнему ребёнку, сочиняющему побасенки про кукол. А актовая структура… это система определения «свой-чужой».

Не, можно, конечно, попытаться натянуть ежа на глобус и подвести к тому, что, учитывая, что сюжетных линий в истории может быть много, то актовая структура – это как бы то, что собирает всё это в единую целое. И может быть, отчасти, в этом даже есть смысл… но эт не точно. Потому что, если мы берём сюжет по типу, как, например, в третьем Ведьмаке, где каждый акт является композиционно законченной историей («про Барона», «про Лютика», «про Скеллиге») – это одно. И тогда актовая структура основной коллизии есть ничто иное, как сюжетная арка, только не в масштабе сериала, а в масштабе одной взятой истории. Если же мы берём мелодраматическую линию в «Касле», которая идёт «пунктирно»-параллельно основному процедуральному сюжету, где в свою очередь каждая отдельная серия является композиционно законченной историей, и непонятно в итоге, что же считать номинальной аркой: «маму-драму» или таки «недо-Каскетт», то получается что, структура каждой отдельной серии в данном вопросе ничего не решает, а эфемерная структура «недо-Каскетт» — это как раз то, что и поделило фандом, и над чем я здесь отчасти и собираюсь биться.

Ну и так, как я уже начинаю подозревать, что всеми этими надмозговыми упражнениями в логике очень скоро могу вызвать Сотону, подытожу попроще.

Сюжетная композиция – наше всё, интуитивно понятная хрень, без которой невозможна ни одна история.

Актовая структура – череда тематически завершённых блоков истории. Блоки при этом не обязаны быть одинаковыми по объёму.


Возьмите сценарий любого американского сериала (а в данном случае я предлагаю ознакомиться с одним из ранних драфтов пилотной серии «Касла»), найдите, где стоят отметки окончания актов, и вы поймёте, по какому принципу это делается. Not a rocket science.

Я честно не хотела тратить целый пост на всё это теоретическое дерьмо, но поняла, что если анализировать, то делать это с примерами, а в примерах непременно возникнет момент, когда фразы «в экспозиции» и «в таком-то акте» могут случиться в одном абзаце, и вы будете думать одно, а я имела в виду другое. И вот дабы такого избежать… В общем, считайте это постом-инструкцией.

Ну а в следующий раз я попытаюсь выяснить, насколько «Касл» умеет в процедурал, что же здесь всё-таки считать аркой, и как отсутствие вынесенного тизера влияет на темп повествования.

Здесь же через месяц.
Комментарии (2 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Плюс, не глядя, просто потому что запилили посто про Касл )
А вот мы кстати не проходили всю эту структуру, только стишки учили, Войну и Мир читали и писали сочинение про «Тяжёлую судьбу Наташи Ростовой»
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Tales of the tales — Заключительная
Персональный блог FoxHeaven
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
Звездная киберспортивная курилка.
Блог курилок и длинных разговоров
Беглый взгляд на DiRT: Showdown
Персональный блог Mdfckr
Наверх ↑