Меню
StopGame  Блоги Кинематограф Обворожительный «Сакуран». Японские гейши и настоящие мемуары Минэко Ивасаки

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 15.10.2019 — Postal 4: No Regerts, баны на год в Gears 5, конкурс по Cyberpunk 2077, хэллоуин в Apex Legends…
  • Сходка StopGame на Игромире 2019
  • Душевный подкаст №21 — «Джокер» против «Капитанки Марвел», цензура против Call of Duty: Modern Warfare
  • John Wick Hex: Обзор
  • The Witcher 3 на Switch — без чародейства не обошлось
  • ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Трэш-выпуск
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2: Превью игры (ИгроМир 2019)
  • DEVIL MAY CRY V. Клуб анонимных плакс
  • Indivisible: Обзор
  • Rain of Reflections: Chapter 1: Обзор
  • Бухлострим в говно / Нарезка за неделю от StopGame.ru
  • WARFACE. Лики войны
  • Как создавались Bully и Sleeping Dogs — история одного дизайнера
  • Что происходит с Call of Duty: Modern Warfare
  • DESTINY 2: SHADOWKEEP. Тёмная сторона Луны
  • Блоги. Ведьмак до того как стал известен
  • Блоги. Три ассасина — Одно кредо, Assassin’s Creed Chronicles (История серии)
  • Spaceland: Обзор
  • UNTITLED GOOSE GAME. Садовый террор!
  • Разбор полетов. Spore. Симулятор всего или No Man’s Sky своего времени?
  • Косплей на «‎ИгроМире 2019» и Comic Con Russia 2019
  • The Executioner: Обзор
  • Code Vein: Обзор
  • TRINE 4: THE NIGHTMARE PRINCE. Обратно в сказку!
  • TOM CLANCY'S GHOST RECON: BREAKPOINT. Точка донатного кипения
  • Интервью StopGame.ru с Кодзимой. Миссия (не)выполнима
  • Блоги. Rebel Cops — черновик хорошей игры
  • Блоги. Как снимали «Вечернего Урганта» с Кодзимой
  • Neo Cab: Обзор
  • Сетевое цунами — почему серверы постоянно ломаются под наплывом игроков

Обворожительный «Сакуран». Японские гейши и настоящие мемуары Минэко Ивасаки

+21


さくらん «САКУРАН»
(значение в языке: «наклонность», «сильное пристрастие»)


Женская проституция вызывает отвращение. Но знали ли вы, что у японцев с этим всё как раз наоборот? У них это узаконенная профессия, которая при всем отвращении украшает своим образом культуру нации. Сам образ гейши когда-то был с успехом популяризирован в кинематографе, вызвав особый восторг у публики, незнакомой с этим феноменом. Однако, японцы склонны думать, что их секреты почти невозможно перенести на западный лад, так как, очевидно, вы прожили в Японии не достаточно долго. Но я же, будучи слегка погруженным в эти секреты, готов использовать свой опыт, чтобы раскрыть вам этот образ женщины в кимоно и кандзаси. Разумеется, некоторые просто не переваривают старье и классику. И для этих людей есть хорошие новости: фильм «Сакуран» — это представитель «современного образа гейши», и именно на его фоне я попытаюсь возвести в кавычки некоторые противоречивости взглядов Запада и Востока. Ну, а поможет мне в этом приглашенная гостья, уроженка города Киото и истинная гейша, Минэко Ивасаки.
 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЕЙШАХ (до периода «Эдо» и после него)


Принято понимать, что «гейша» рождена из неблагородных корней. Поскольку, женщина эта, по своему неприличию у самих японцев (в кино, аниме или манге) обычно представляется как неграмотная дура или очень невежественная в общении овца. Весьма иногда быдловатая такая, будто она, действительно, похожа на современную проститутку. На самом деле в те времена все было не так. И проституткой «гейша» изначально не была. Она пришла родом из дисциплины актеров и актрис «Кабуки», где мастерство, в первую очередь, определяется по чистоте характера и души, а не по тому, сколько «кан» (японская мера) макияжа было насажено на лицо. «Кабуки» — это, в первую очередь, про изящность и про представительность себя. Когда ты отождествляешь свое движение и дух с красотой, сравнимой с природной живописью. Ну, или, хотя бы про то, когда полностью отдаёшь себя танцу или пению. Зависит от того, кто лучше развил в себе внутренний мир.


Многое поменялось, когда сёгуном после окончания «войны цветов» (битвы величайших кланов) стал Токугава. Япония была вынуждена пересмотреть свой взгляд на человеческий ресурс. Какие-то ненужные сословия были упразднены полностью, какие-то привлечены к государственному налогу. «Кабуки» же — разделены на мужчин и женщин. Мужчин оставили в театре, а женщин сослали в специальные районы в столицах под контролем самого сёгуна. Что случилось далее, мы и так хорошо понимаем. Гейши принуждались к полной отдаче своим оплаченным клиентам. Хотя тут можно утверждать по-разному: когда-то в дело вступал секс… но, если пересматривать их деятельность в целом и подыскивать какие-нибудь синонимы, то их можно назвать взрослым аналогом «мэйдо-официанток». Да, в чем-то они похожи. И те, и те могут проводить время со своим клиентом как угодно им вздумается. Но, отличие «гейш» от «мэйдо» в том, что разнообразие развлечений клиента с гейшей превышает нормы обычной фантазии: она может провести ему чайную церемонию, поболтать с ним «по душам», поиграть в какую-нибудь старинную забаву (камень-ножницы-бумага вам в реальный пример). Или, в какой-то момент просто заменить ему жену: покричать на него пару разок там, сделать финансовый отчет, изобразить плаксивую стерву. Отличие же «мэйдо» теперь уже в вековой разнице, и, соотвественно в их моральном правиле. «Мэйдо» не вступают в очень тесный контакт с клиентом. Они вообще в этом плане менее свободны и при том — не открыты душой. А вот «гейши» принадлежат «окия». И когда клиент плохо отзывается о них, это сугубо сказывается на их статусе. Ведь «гейша» — всегда верна публичному дому. А если верна дому — значит и клиенту, переступивший его порог.


НАСТОЯЩИЕ МЕМУАРЫ ГЕЙШИ

Автор биографии: Минэко Ивасаки
Перевод с японского языка: Рэнд Браун
Перевод на русский язык: Михайлюк В. В.

Минэко Ивасаки, 67-летнюю бывшую «гэйко», можно считать практическим первым человеком, распространившим по миру эстетику гейш. Раскрытие темы в большинстве фильмов — исключительно ее заслуга. Издавна сообщества гейш являлись запретной темой, о которой нельзя было сообщать в литературе, а также снимать про их профессию фильмы. Но Минэко — гейша 20-го века, она родилась на стыке времени истории, когда в стране шла периодизация — от постфеодальной Японии к современной. Тогда ей и посчастливилось встретиться с американским писателем Артуром Голденом. Это по его книге был снят одноименный фильм «Мемуары гейши», после того, как он взял пару заметок от японки. В свою очередь, Минэко не была впечатлена его книжным «бестселлером». Впрочем, как и любыми переносами образа гейши на большой экран. Неправдоподобная интерпретация биографии скорее заставила Минэко разочароваться в Голдене. Потому как за огромным слоем красивых слов не было той правды, которую она хотела передать публике. Больше всего ее удивляло в западном видении гейши то, каким затворническим и замкнутым у них представляется персонаж японской женщины в кимоно. Ведь на самом деле все обстоит как раз наоборот — это они в душе высокопарные птицы, как считает истинная гейша. Не привязанные к одному мужчине, способные самовыражаться в красивом танце и умении игры на «сямисэне». Таким образом книга «Настоящие мемуары гейши» — это подробный пересказ истинной жизни Минэко Ивасаки. В нем детально описывается семейный род Минэко и ее история. Собраны воедино важные исторические факты о мире японской гейши. Описан также ее путь от ученицы «майко» до взрослой «гэйко». Книга ставит перед собой цель максимально реалистично передать образ жизни и мировоззрения гейши, исправляя некоторые фактические ошибки западных аналогов и меняя народное восприятие этих японских див. Они ведь не только куртизанки и типичные служанки, но и еще, как оказывается, талантливые актрисы, чье духовное могущество даст фору любому заграничному.


Так, дэсу! Предупреждаю: далее идут незначительные спойлеры! Они не то чтобы раскрывают сюжет, но идеологически дополняют его после просмотренного фильма. Текст можно почитать при любом удобном случае. Однако, может для начала стоит выбрать зрелище?

Если да, стоит, то советую прокрутить скриншоты и перейти к фильму. При всем уважении к читателю, мне хочется, чтобы кино произвело особое впечатление и не было попорчено исчерпывающим блогом. (Да-да, про блог я серьезно, не стоит ждать от него эссе.)


«Сакуран» встречает своего зрителя очень пронзительным и дерзким тоном, разбросанный по всему хронометражу фильма. В действительности же — это такой клип-мейкинговый стиль съемки, свойственный режиссеру, Мике Нагававе. До этого она работала в сфере видеомузыки.



Гейша непревзойденно красива и волнует своим внешним видом не только тело, но и душу. Весь секрет гейши скрывается именно в ее мастерстве, — в том, как она этого добилась и как исторически сложилась ее профессия. «Сакуран», и это сразу бросается в глаза, не раскрывает нам этих секретов, но четко показывает, кто есть «гейша» во плоти. С первых секунд картинка в фильме кажется очевидной: композиция там насыщена ярким цветом и расписными узорами; сцены же — непрерывной, рабочей жизнью. И да, действие фильма будет происходить в одном публичном доме. В целом, это краткое описание содержит все, что западному зрителю надо знать о «Сакуране» на данный момент. Ограничиваются ли на том его возможности? — спросите вы. — Нет, еще «Сакуран» очень хорошо мотивирует сюжетной линией главной героини, которая, на удивление, хорошо в нем передана. Передана — ибо не оригинальна. А аккуратненько позаимствована из взрослой манги, выполненной в достаточно редкой манере, в жанре «дзидайгэки».
 

«SAKURAN» (МАНГА)

Автор: Анно Моёко
Количество томов: 1
Жанровая категория: сэйнэн

Образованная слуга, обслуживающая японскую государственную знать, была изолирована от общества в одном злачном месте под названием «юкаку». Это квартал в древнем Киото, где во времена становления эпохи Эдо были сосредоточены все сферы развлечений Японии. Там же и места обитания гейш в публичных домах. «Карюкай» — это мир цветов и ив. Допустим, каждая гейша похожа на садовый цветок. Его красота и грациозность должна быть доступна только людям из знатного сословия. Сама же гейша при этом могла избираться из любых возрастов и независимо от места рождения. Главное, чтобы девочка воспитывалась и обучалась манерам именно с раннего возраста, после чего ей могли присвоить ранг ученицы «майко». Но, если же девочка будет отдана в публичный дом уже половозрелой, но менее обученной, то ее никак нельзя приравнивать к настоящей «гейше», ибо такая слуга уже не сможет обслужить дорогого клиента в полной мере. Манга «Сакуран» описывает сюжетную линию молодой девочки по имени Киёха. Имя было присвоено ей в публичном доме. Девочке с самого начала не нравились гейши. Испытывавшая отвращение от их работы, та хотела поскорее сбежать из «окия» и избавиться от обязанностей, которые возлагала на нее очень строгая хозяйка. Но перед тем, как сделать это, она увидела «ойран», высоконравственную и не очень благородную на вид женщину. Женщина сразу заявила, что от девочки веет крестьянской непутевостью. Она никогда не сможет стать «гейшей» и уж тем более приблизиться к такому высокодуховному статусу, как «ойран». Однако, Киёха не была таким уж простым ребенком. Она не могла сбежать от нее или сказать в ответ что-то, мол «как ты меня бесишь, проститутка!» — Вместо этого та внимательно изучила внешность самовлюбленной «ойран» и закончила разговор фразой: «Я и не собираюсь приближаться к тебе…», — развернувшись, Киёха остановилась в дверном проеме, — «Я стану гейшей, а затем докажу, что буду лучшей ойран!» — в довершение, с угрожающим видом, она задвинула перед собой дверную ставню и не стала убегать из дома. Киёха, девочка, названная в честь расцветающего к весне цветка, пережила удар судьбы. Она избрала «путь гейши».


«Ойран» смотрит на тебя, как на своего недостаточно богатого и неблагородного клиента.



О «пути гейши» впервые всему миру поведал Артур Голден. До этого в 90-х никто особо не хотел парить этим голову. Но, как вдруг, многих удивила чуждая им женская внешность. Ведь гейши в «Мемуарах» поданы очень нетрадиционно, почти как продукт беспримерного соблазна. Прообраз эксплуатации женской красоты фактически легко мог разорвать неподготовленным людям душу. Тем не менее, история книги представляла их не то чтобы равными по отношению с настоящими гейшами из культурной столицы Киото, откуда, также, была родом Минэко Ивасаки. Вся эта графомания в «Мемуарах» вынудила ее глубоко призадуматься. «А не был ли диалог с Артуром направленным, в первую очередь, на получение американцем личной выгоды?» По материалу Артура была снята полнометражная киноверсия. Вот она вышла, и… уже никто не сомневался в том, что критика разнесет фильм на части. Да, его выход сопровождался поэтичными лозунгами: «История, потрясшая мир», «Основан на реальных, душераздирающих событиях». Но, обитающая уже в то время узкая экспертиза могла сама подтвердить, что роман Голдена, это беспрецедентный случай одного очень бесчестного договора. Как выяснилось, Артур перед написанием своей истории работал в японском университете. Узнав о гейшах, он приглашал на встречу настоящих и бывших прислужниц публичных домов, в том числе и ни о чем не подозревающую Минэко. Она была восхищена его писательскими навыками и даже не могла не признать, что в его руках «Мемуары» могли бы стать достоянием мирового открытия. После всего, в чем сошлись их мысли, Минэко дала Артуру одно единственное условие: он должен сохранить в тайне кой-какие аспекты ее личной жизни. (Ведь раскрытие личной жизни для японцев — это как продать душу). Артур же раскрыл не только быт жизни гейши, но еще и решил сыграть в подлого маньяка (формально он завуалировал в тексте секрет девственности Минэко). Его творческая выходка стала для японки чуть ли не смертельным ударом в ее сердце. Минэко судилась с Артуром и даже грозилась сделать себе «дзигай» (перерезание горла). Как видите, не очень хороший тезис про западное понимание. «Мемуары гейши» переняли кучу фактических ошибок из оригинальной книги и считаются сомнительным выбором для того, кто изучает культуру Японии. Значит ли это, что японцы лучше бы справились с данной задачей? — Да, но преимущественно — без фактических ошибок.

Ставить на роль гейш актрис китайского происхождения — ошибка пусть и не самая фатальная в «Мемуарах гейши», но как минимум повлиявшая на его восприятие. Если вообще сравнивать его и Сакуран, то разница между ними налицо: в первом меньше гротеска и ярких красок, — что с одной стороны хорошо, потому что не бесит, но с другой — делает образ гейши тусклым и скучным.



Хочу отметить, что сегодня тяжело передать как именно японцы относятся к своим древним истокам. Их современная молодежь по статистике близка к перенасыщенности «дорамами» по мотивам «манги», «ранобэ» и литературных «новелл». Число и тематика этих произведений, как правило, зависит от жанра группы читателей. То есть обычно вам будет встречаться дорама как минимум по популярному из «сёнэнов», «сэйнэнов», «сёдзё» и других гигантов японской типографии. Та же ситуация с кино. Так что не стоит возлагать каких-либо надежд на молодых элементов творчества. Зато вот «Ханайкуса» — это на сегодня единственный вдумчивый и взрослый фильм о гейшах, «достоверно» переснявший автобиографию Минэко Ивасаки. Он снят на манер классической «дорамы» и от и до преследует суть фабулы оригинальной книги. Без излишков и изысков. Все в нем для «толкового зрителя», в частности японского. Но, вы же (человек, далекий от японского восприятия) — бойтесь чопорности этого фильма. Он смотрится как очень правдоподобная японская документалка, но, ко всему разочарованию наших сегодняшних «неофитов», не как «искусство», которого так срочно требуется в массы.

Не смотря на вычурность «Сакурана», переполненность его символами и не всегда уместными музыкальными сценами, он отлично передает фестивальный дух Японии XVII века и демонстрирует золотых рыбок. Да, именно образ рыбки по опытному мнению режиссера символизирует гейш!



И вот перед нами выступает «Сакуран» — дебютный полнометражник Мики Накагавы. Режиссер этого фильма и не собирался делать эпохальной исторической картины. Потому что она — всего лишь профессиональный фотограф. До этого японка занималась исключительно фотографией флоры, морской фауны и величественного побережья Японии. Просто так удачно сложилось, что фотограф до этого сотрудничала с известными людьми из кинематографа и продюсерами музыкальных клипов. А ее первый взрослый киноопыт случился благодаря манге Анно Моёко, которая, к слову, как история — выглядит законченной и возвышает один из самых сильнейших женских образов. Поэтому небольшая адаптация по ее мотиву была бы очень кстати, в свою очередь, Минкульту Японии. Так, вот, коллегия из шести японских продюсеров «Asmik Ace Entertainment» и остальных кинокомпаний решила сделать ход конем и передала право на съемку исторической картины женщине, обученной композиции и правилам составления кадра настолько хорошо, что оно могло возыметь свою ценность. Что же мы имеем на деле от ее творчества? Фильм пестрит всеми своими палитрами. Цвета в нем смешиваются в усыпляющий калейдоскоп, кадры же сменяются как разноцветная мозайка. Но, замечу, что обычно в фильмах «дзидайгэки» не бывает такого. Вспомните классику Куросавы или те же современные телевизионные постановки — японские «дорамы». Там постановщики соблюдают культурную этику и правила художественного содержания живописи. Здесь же эти правила будто перерождаются в нечто постмодерновое, ломающее ту традиционную сдержанность. Живопись отныне в нем стремится к зрителю, она хочет схватить его и поглотить живьем. «Сакуран» — это отнюдь не историческая реставрация «по документам». А, скорее, уникальное переосмысление их содержания. Сейчас модно говорить «творческое переосмысление». Или «арт-хаус творчество». Но, современный образ гейши, как можно убедиться, основывается просто на качественном творчестве, которое невольно хочется уважать. Уважать то, что, хотя бы среди своих конкурентов (вышеупомянутых японцев) — «Сакуран» смотрится как ничто другое. Он гипнотизирует. Не смотря на претензии — цепляет и до конца не отпускает. Как если бы это была гейша, от чьей приятной услуги вы бы точно не отказались.

Хотя как по мне — изображение огнедышащей змеи подходит лучше к их характеру!



В Японии бытует такое выражение: «Ki-do ai raku wa» — что в одном общем контексте переводится, как сочетание всех возможных эмоций. «Ненависть, любовь, радость, счастье». Однако, какими бы сильными не были эти чувства по отдельности, у японцев же считается, что именно любовь — главный среди них. Не было б в вас этой любви, значит и другие эмоции давно бы вымерли. «Мемуары гейши» можно ненавидеть за вранье. Можно радоваться тому, что есть Минэко и ее истинный образ в фильме «Ханайкуса». И чувствовать себя счастливым, изучая правдивые особенности ее биографии. Фильм «Сакуран», без преувеличения, примитивен как история о гейшах. Он глуп и содержит в себе недостоверную (по факту биографии Минэко) белиберду. Уверяйте себя в том, что вам такое не подходит. Уверяйте, что это пустая трата времени и есть другие альтернативы познания японской культуры. Но ни в коем случае не намекайте об этом гейше, — ведь, может быть, единственный лучший выход, это полюбить ее облик. Все ж таки, что еще нужно от красивой женщины?



300 лет спустя —
изменил ли японский народ
отношение к гейшам и карюкай?

Сиина Ринго — «Королева Кабуки-тё»
Кабуки-тё — это известный японский квартал развлечений в Токио. Здесь вы встретите каждый из разновидностей бражничества и разврата современной Японии. Игровые автоматы, рестораны, бары, секс-шопы и, конечно же, места, где можно встретить Якудза. Песня снизу — аналогичная история: она про брошенную в детстве девочку, застрявшую в вакханальном районе. Как бы там ни было, повзрослевшую и ставшую «Королевой Кабуки-тё» (иным словом, куртизанкой!)

Сасаки Асахи — Современный косплей «ойран»

Ханайкуса с субтитрами (web-качество)
Мемуары гэйко (статья «Школа жизни»)
Фотоальбом, посвященный гейшам XX-го века (flickr)
Комментарии (11 шт.)
Эй, между прочим, я тоже мужчина не промах!

Смотрите, какая у меня стильная прическа!
А бородка, бородку ту какую острастил! Любой даймё позавидует!
А глядя на уши, любой чебурашка озадаченно уйдет в монастырь постигать дзен и лечить психологические травмы.
А шо толку в этих тонкостях души?:) Те же элитные шлюшки, только в японском колорите. Кстати наши советские куртизанки были куда эффектнее.
наши

советские куртизанки

были куда эффектнее.

Так, я только-что очнулся от удара самого эпичного фейспалма в своей жизни. Я не стану заводить беседу, просто дам тебе возможность закопать себя ещё глубже…
ЧЕМ ОНИ ЭФФЕКТНЕЕ!!?!!?!!!
Ну от и сиди с фейспалмом подольше, тебе он к лицу:)
Читаю твою блоги про Японию и прям не могу оторваться. И написано хорошо, да и описано все интересно. Душевно ^_^
Вопрос не по теме
А не мог бы ты подсказать какую-нибудь литературу посвященную истории Японии? Я читаю сейчас «Сегуна» Клавелла и она мне безумно нравится — не только историей,
но и описанием всей Японии, их культуры, жизни, быта, обычаев, традиций и так далее. Не мог ли ты посоветовать что-то подобное, чтобы больше узнать про историю данной страны? По-хорошему,
хотелось бы именно художественные произведения, не люблю читать Исторические книги, где тупо идет информация от даты к дате и так далее.(И будет огромное спасибо тебе, если еще скажешь про книги про эпоху Сенгоку Дзидай, очень интересует данный период). Воооооот. Надеюсь, не наглею -_-
А не мог бы ты подсказать какую-нибудь литературу посвященную истории Японии?
По-хорошему, хотелось бы именно художественные произведения, не люблю читать Исторические книги, где тупо идет информация от даты к дате и так далее.

Хай, могу! Вброшу тогда сразу ее локальных представителей:
Сюсако Эндо, Ёсикава Эйдзи и классик гунки монах Юкинага.

Книги загрузил сюда: drive.google.com/open?id=1eZHnesJV9JP-rhiir8RJBitvz6ourfot

Джеймс Клавелл — ДА! Большой поклон его «Сёгуну» и «Гайдзину», это книги на века. Клавелл мало того, что сценарист золото («Большой Побег»), так еще он по фактике был близок к японцам как никто другой. Короче, Легенда с большой-пребольшой буквы для меня.

Что касается Сэнгоку… Картина весьма запутанная, чтобы выделять по ней идеальную художественную повесть. Туда наверное соотнесу Ёсикаву и его «Честь самурая».
А вообще смотреть и пересматривать «Ран». Да, он про смуту. У Куросавы среди многих его фильмов — в этом был эпический размах, натуральные съемки и сочная картинка ко всему вдобавок.
Воооу, спасибо огромнейшее за такой подгончик! ^_^
Понаглею малек еще разок
А чем игровая индустрия может удивить? В голову приходит разве что TW: Shogun, обе части, да недавний Shadow Tactics
А чем игровая индустрия может удивить?

Да много чем.

Way of the Samurai, Warriors Orochi, Dynasty Warriors, Sengoku Bassara, Brave Fencer Musashi.
Из недавних на фронте — обозревал Yakuza Kenzan & Ishin.

Такие игры вполне нишевые и как бы не блещут оригинальностью.
Цепляют обычно своим узнаваемым антуражом и артистик-штампами про самураев.
Если всё-таки решишься оторваться от чисто художественных произведений, то посоветую отличную книгу советского и российского дипломата Всеволода Овчинникова «Ветка Сакуры», который более 20-ти лет проработал в Японии. Написано интересным и живым языком и позволяет почерпнуть просто тонну знаний о японском укладе, традициях и менталитете.
К российским востоковедам приплюсую Александра Мещерякова. Чтива у него предостаточно, но больше всего топлю за его «Книгу японских символов». Уникальный опыт познания, если вкратце. Прочитаете, и всех поймете. Себя, мир, японцев — всех поймете. (ツ)
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Как погибла Evolve?
Блог обзорщиков
Suikoden III (Обзор игры)
Персональный блог Firefly
Обзор беты Modern Warfare (2019) В. Банникова
Персональный блог Блог Heckalaech
StopGame LIVE — октябрь 2019!
Персональный блог бывшего главреда
RTS или RIP?
Блог rovvit
Наверх ↑