20 августа 2017 20.08.17 1 5021

О пиве, Великом Зле и полировании шаров. Обзор игры TZAR: The Burden of Crown

+10

Стратегия в реальном времени Tzar: The Burden of Crown (Огнём и Мечом в русском переводе) вышла в 1999 году. Она хоть и не стала со временем культовой, но была встречена тепло. Рецензенты тех лет сравнивали её то, с Age of Empires, то с WarCraft. Спустя 18 лет, прошедших со дня её выхода, узнаем — достойна ли их игра.

Что приходит на ум при словах “стратегия в реальном времени”? Если перед глазами тут же встаёт отстройка базы, развитие армии и сотни гибнущих в боях солдат всех цветов, значит геймплей Царя вам будет близок и понятен. Игра вобрала в себя стандарты жанра того времени и похожа на разные стратегии, но при этом имеет своё лицо.

События разворачиваются в раннем фантастическом средневековье со всеми вытекающими из этого магами, големами, да гномами с нежитью. Впрочем, волшебство и мифические твари выступают скорее фоном, а управлять нам предстоит в основном обычными людьми. В игре есть три расы, для толерантности названные Европейцами (самые прогрессивные), Азиаты(самые плодовитые) и Арабы (самые чёрные). В распоряжении каждой масса юнитов, которые отличаются не только цветом кожи и формой шляп. Нации имеют разные наборы зданий, технологий, юнитов и заклинаний. Там, где араб пролетит на ковре-самолёте, азиат пустит ниндзя, а европеец просто кинет заклятье.

Орки из параллельного измерения на страже золота.
Но несмотря на все различия, базовая механика предельно проста и до боли напоминает Age of Empires. Есть 4 основных ресурса, которые могут добывать крестьяне. С помощью камня и дерева строятся здания и некоторые юниты вроде катапульт или кораблей. Еда и золото используются для найма армии и изучения технологий. В основе боевой системы лежит схема Камень-Ножницы-Бумага, как и во многих играх жанра, но не всё так просто.

Привычные механики в Царе соседствуют с необычными решениями. Фракции могут стелс-юнитов вроде ниндзя или шпионов. С помощью врат призыва, расположенных на карте, нанимать орков, гномов и прочую нежить. Есть в игре и таверна, откуда за определённую плату моментально вываливаются пачки юнитов разных рас или даже герои. Отличий и разнообразных механик, дающих стратегии свой собственный стиль хватает.

Замок — основа города каждой расы.

Правда, проверить в полевых условия насколько хорошо они работают и не сломан ли баланс, увы, сложно. Искусственный интеллект непроходимо туп и прост давит массой, поэтому за полноценного соперника сойти не может. Мультиплеер же, хоть и теплится местами и даже есть небольшое русскоязычное сообщество, для меня оказался недоступен. Всё же в центре всей игры стоит одиночная кампания, которая заслуживает особого внимания.

Жил-был очень крутой маг, который взял, да и победил Великое Зло. Чтобы после его смерти Зло не вырвалось на свободу он запер его с помощью магии, говна и палок, и куска горного хрусталя, куда заключил всю свою мощь. Поначалу камень исправно сдерживал Зло. Вот только благодарные потомки начали полировать и гранить хрусталь, умаляя таким образом его силу и дополировались до идеальной формы сферы, которая имела лишь малую часть от исходной силы. В результате Зло окрепло и снова полезло на Землю.

Почти в это самое время в одном государстве Хирон, где дела шли прямо скажем так себе, Великий Герой в своём тринадцатом воплощении рос и креп в местной уездной деревушке, где его и нашёл последний добрый маг Жиров. Объединившись с партизаном Спартаком они начали победное шествие сначала по Хирону, а потом и по окрестным землям вроде Подлитых Островов во имя добра, равенства и выпивки, о чём и рассказывает игра.

Говорят, что в оригинальной Tzar: The Burden of Crown был серьёзный сюжет в жанре фэнтези. Герои честно несли добро и спасали угнетённых по всем законам жанра и воевали против армий Мессии Зла и Сорокопуда, освобождая одно королевство за другим. Однако, в русской локализации от прежней истории не осталось даже имён персонажей. О том, что герои на стороне добра можно понять только с их слов.

Звериный оскал капитализма наложил отпечаток на каждого персонажа. Мечтают они не о всеобщем благе, а о пиве, женщинах и молоке. Великий герой Горацио, который в оригинале сын павшего короля по имени Sartor, наотрез отказывается идти спасать королевство даром. Не отстают и его товарищи. Одному хиронок подавай, другому лишь бы подраться и так далее…

Последний плот Вселенского Зла на пути к победе. Хотя зло ли это до конца неясно.
Градус неадекватности в диалогах порой достигает зашкаливающих высот, а более менее адекватным остался лишь автор, в перерывах между миссиями рассказывающий о планах героев. Tzar — строго противопоказан тем, кто близко к сердцу воспринимает соответствие локализации оригиналу, потому что даже название TZAR: The Burden of Crown на русском здесь звучит как Огнём и Мечом.

Горацио – тринадцатое воплощение Великого Героя на земле. Главный защитник добра и человечности и главная надежда Хирона и окрестных земель. Скуп, жаден до денег, а потому не геройствует даром. Подвержен алкоголизму. Трёхкратный обладатель титула “Мистер эгоцентричность Хирона”, ржавых доспехов и боевого коня.

Спартак – вечный борец с режимом (неважно с каким). Всю жизнь шатается во главе партизанских отрядов по лесам и грабит во славу обиженных и угнетённых. Самым обиженным и угнетенным на планете, разумеется, считает себя. Знаток военного дела, главный полководец и собутыльник Героя Горацио. Непробиваем для любых стрел и логических аргументов.

Жиров – мастер спорта по гаданию на кофейной гуще. Последний (и слава Богу) королевский маг и фактически главарь восстания Добра. Самый опасный из троицы, ибо в одиночку способен устроить геноцид небольшого королевства. Имеет слабость к столичным хиронкам. Острый ум и разящий меч команды.

Вандал – истинный подлит с Подлитых Островов. Позволил Злу разрушить свою Родину, чтобы потом его строительный трест получил контракты на восстановление городов. Рыцарь без страха и упрёка, верный товарищ Горацио, а также неудавшийся киллер.

Сорокопуд – главный антагонист игры. О котором известно только две вещи: он очень толстый и он очень воняет. Со слов Жирова, Сорокопуд заключил сделку со Злом и вместе со своей армией и генералом Бирюлькиным установил тотальный Мордор по всем окрестным землям, поэтому должен быть свергнут.

Посмотрите в глаза своим спасителям!

Игра вышла 18 лет назад и чтобы понять уровень её исполнения надо сравнивать с её современниками. Рисованная графика, выглядит приятно, а в рецензиях тех лет ей буквально восхищались. Самой же сильной стороной игры стал саундтрек. Его неспешные и лёгкие мелодии, особенно в сочетании с воплями умирающих солдат создают правильный настрой, который правда не способен долго продержаться.

Увы, но больше похвалить с технической точки зрения игру не за что. TZAR – крайне нестабилен и регулярно вылетает. Искусственный интеллект непроходимо туп и просто закидывает игрока тоннами всех доступных юнитов из десятка другого казарм. При этом и солдаты, и крестьяне страдают топографическим кретинизмом. При попытке отправить их по команде из точки А в точку Б они часто толкаются плечами в начале пути или убегают в противоположную сторону.

У редакции Stopgame отношения с верёвками теплее, чем у солдат в Царе c мостами.

С игрой Tzar: The Burden of Crown я познакомился только в 2016 году, поэтому списать на синдром утёнка факт, что мне она понравилась не получится. Да технические огрехи очевидны, да игру не запустить без танцев с бубном, да в кампании над игроком издеваются как хотят, а у ботов бывают бесконечные источники ресурсов. НО абсолютно самобытный игровой мир, созданный болгарами, и приумноженный российскими локализаторами, лишённый пафоса и наполненный юмором сильно отличается от привычных игр жанра и этим пленяет.

Плюсы: Хороший и нетипичный сюжет, интуитивно понятная игровая механика, саундтрек.
Минусы: Зашкаливающая сложность кампании, глупый ИИ, регулярные вылеты и краши, проблемы с поиском пути у юнитов.

Спасибо за внимание и хороших вам игр!


Tzar: The Burden of the Crown

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
28 января 2000
73
4.5
45 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также