27 января 2011 27.01.11 318 2348

Формы мышления. Лекция

+40

Философия — моя любимая наука. Я чувствую, что она меня к себе манит. Но она и самая сложная из всех наук в силу своей всеобщности, поэтому частенько я опускаю руки и на время забиваю. Особенно легко это сделать после того, как даже часок почитаешь «Феноменологию духа». Но, anyway, я всегда возвращаюсь к этой науке. Она дала мне слишком многое…

Вот одна из первых лекций, которую мне читал воистину преподаватель от бога. Предлагаю всем не просто ознакомиться, а разобраться в сути. Очень нужные вещи написаны. Однако предупреждаю: для молодых зеленых мозгов это слишком сложно ;) Придется пыхтеть и дымиться :)

Итак...

Когда сознание приступает к познанию научного предмета, первым, с чем оно имеет дело, является внешнее предмета, что здесь следует обозначить как «форма». Вот почему, прежде чем перейти к содержательной стороне философского предмета, сознание должно составить себе развернутое представление об определенности его формы.

Поскольку выше философия была уже определена как наука вообще, постольку она, конечно же, существует в форме мышления. Однако сказать, что философской формой является мышление, есть еще нечто слишком абстрактное (неопределенное). Эта определенность имеет место быть потому, что само мышление не есть для сознания очевидное само по себе, поскольку вообще мышление не есть непосредственно первая форма сознания. Таковой, как должно быть известно, является ощущение. Потому, прежде чем познакомиться с определенностью мышления, сознание уже должно быть ознакомлено с определенностью ощущения. Поскольку оно непосредственная форма сознания, постольку оно наиболее просто, наиболее бедно по своему содержанию.

Обычно, правда, сознанию представляется, будто ощущение есть та его форма, посредством которой оно знакомится со всем содержанием действительности. Но, насколько действительно такое представление, выясняется довольно скоро. Для того сознанию достаточно задать вопрос: «Что есть предмет его познания?» дело в том, что ответ на этот вопрос по своему определению есть ответ на вопрос о том, каков смысл предмета, каковы его понятия. Таким образом, должно быть ясно, что этот ответ е может быть получен сознанием на уровне ощущения (ибо это исключительное право мышления).

Из этого следует, что на уровне ощущения все, что может знать сознание, есть только то, что предмет есть, то же, что он есть, ощущению известным быть не может. Поскольку же в ощущении предмет для сознания не определен как что, постольку он для него нечто. Значит, содержание познания на уровне ощущения само по себе ничтожно.
Кроме того, необходимо вспомнить, что в ощущении сознание имеет дело лишь с единичным и не знает ни одного предмет вообще. Всякое же что (нечто) есть общее. Вот почему само по себе чувственное сознание (т.е. в абстракции от мышления) вообще ничего не знает. Ведь даже то бытие предмета, которое есть его знание, не будучи определенным как нечто, есть ничто, т.е. небытие.

По этой причине, хотя ощущение и является первой формой сознания, само оно в этой непосредственности, поскольку ничего не сознает, является несобственной формой сознания («несознательным» сознанием).
Отмеченная абстрактность, и потому несостоятельность формы ощущения в качестве познавательной формы сознания, является основанием для перехода к другой его форме: мышлению.

Мышление есть собственная форма сознания. Поскольку мышление уже не есть непосредственность сознания, постольку оно как опосредованная форма в себе сложно, конкретно. И таким образом подразделяется в себе на две формы: непосредственную форму мышления и форму мышления собственно.

В форме своей непосредственности мышление еще сохраняет свою опосредованность чувственной формой сознания, т.е. ощущения. Иными словами, мышление в своей непосредственной форме является пока еще чувственным. Эта непосредственная форма мышления называется представлением.

Для того, чтобы представить какой-либо предмет, сознанию достаточно воспроизвести в мышлении то, каким образом предмет был дан в чувственности, т.е. то, как он ощущался.
Следовательно, представление есть такая форма мышления, которая является мышлением по своему содержанию, по форме остается чувственностью. Поэтому представление также называется мышлением чувственными образами.

Обыденному сознанию может представляться, что само представление есть не менее определенная форма сознания, нежели ощущение, на том недостаточном основании, что представление якобы менее ясно, чем ощущение, потому что чувственность в представлении оказывается «подавленной». Однако необходимо прежде разобраться, что подразумевается под ясностью.
Если ясность – это непосредственная чувственность, то представление как форма мышления и в самом деле менее «ясно» по той простой причине, что чувственность в этой форме мышления уже лишена своей самостоятельности, независимости и низведена до определения момента. Поэтому не стоит удивляться, что со стороны своей чувственности представления являются более «смутными». Но представление о ясности как о чувственной непосредственности, превратно, так как под «ясным» вообще подразумевается «четко определенное» по отношению к содержанию.
Как уже было выяснено, содержательно определенным является именно мышление, а не ощущение. Поэтому, несмотря на приведенное представление обыденного сознания, действительно определенным является представление вообще, а не ощущение. Именно на уровне представления сознание впервые становится способным на аналитическое познание.

Дело в том, что на уровне чувственности анализ есть лишь непосредственно разложение, в результате которого познание предмета оказывается неадекватным самому предмету. Ведь то, что составляет содержание чувственного, анализа есть лишь абстрактные определения, а не предмет его конкретики; и только в представлении определенности содержания предмета удерживаются в их единстве. Вот почему на уровне представления у сознания складывается то представление, что оно способно ответить на вопрос: «Что есть предмет познания?»
Однако, несмотря на весь содержательный прогресс в познании, который обнаруживает сознание при переходе от формы ощущения к форме представления, мы все же должны признать, что само представление является ограниченной, конечной формой мышления и сознания вообще.
Дело в том, что в представлении всеобщность содержания мышления не может получить адекватные себе формы, так как в представлении форму мышления исходно составляет единичный, чувственный образ. Следовательно, представление выявляет в себе неснятое противоречие между всеобщностью содержания мышления, каковое является самим мышлением, и конечностью форм мышления, каковой является чувственность.

Чтобы то противоречие было разрешено, или снято, мы должны перейти к следующей форме мышления: понятию.

Понятие – собственная форма мышления. Это означает, что в отличие от представления, которое было мышлением только по содержанию, понятие является мышление также и по своей форме. Поэтому понятие есть такая форма мышления, которая есть мышление и по форме, и по содержанию. Вследствие этого понятие свободно от всякой чувственности. И как нечувственное, оно, конечно же, не есть образное мышление. Эту безобразность не следует представлять таким образом, будто мышление понятиями есть нечто абстрактное, пустое по своему содержанию. Напротив, именно потому, что мышление понятиями уже сняло единичность чувственного образа, оно является всеобщим как по содержанию, так и по самой своей форме. Но именно благодаря этому у мышления понятиями и может быть адекватно выражена всеобщность содержания познания, вся его полнота, вся конкретика. Ибо только во всеобщей форме, т.е. в форме понятия предмет вполне есть то, что он есть по своему содержанию.

Итак, понятие есть мышление мышлением, или в более традиционной формулировке (Аристотель, Гегель) мышлением мышления (в отличие от мышления представлениями, которое есть мышление чувственными образами, или чувственностью). Вот почему понятие – это высшая форма мышления сознания вообще.

Впрочем, хотя понятие и является высшей формой мышления и сознания, все же не следует представлять, будто оно существует абстрактно, т.е. отдельно от конечных форм сознания, т.е. от ощущения и представления.

Для того, чтобы сознание могло мыслить понятийно, в нем уже должна быть сформирована система представлений, которая, в свою очередь, образовывалась посредством чувственного опыта. Эта названная система представлений в своей непосредственности есть обыденное сознание (система же наиболее общих представлений есть, так называемое, мировоззрение). Система же понятий есть, так называемое, научное познание.

Таким образом, непосредственная задача науки состоит в том, чтобы заменить представления понятиями. Поскольку же философия выше уже была определена как наука, постольку теперь должно быть ясным, что именно понятие есть форма философского мышления. Более того, поскольку философия – наука о всеобщем, т.е. о том, что в себе есть понятие, постольку лишь она одна есть система понятий собственно или собственно наука логики, наука разумного, как такового.

Автор: Тащиан.


Лучшие комментарии

Если народу будет интересно, то я буду порой выкладывать что-то еще и отвечать на вопросы, если мне самому содержание понятно :)

Правда, едва ли тема заинтересует много читателей.
Максим, я догадываюсь. Я знаю, что ты не читал Гегеля, тебе не знаком Линьков, ты понятия не имеешь, что написано в «Феноменологии духа». Это кратко. Если это не так, я готов извиниться.

Но это ведь так? ;)

Нет, я вижу, что это можно воспринимать иначе. Вот же ;)

Но воспринимать иначе можно то, что понимаешь. Если не понимаешь, то… ;)
Я сделал в надежде, что хоть кому-то это станет интересно. Только и всего :)
ту без пол литра не разобратся
Во-первых, что значит «среднестатистический обыватель»? Я тут не гайд пишу, как лучше жить. Это сложная штука, которая влияет на процесс мышления человека. Я знаю, что это не захотят понять большинство.

Во-вторых, кратко: здесь идет объяснение, что то что мы «ощущаем» есть самое примитивное. Мыслить единичным — глупо. Мыслить понятиями — верно, но тяжело.

Но мое «во-вторых» безумно не точно. Ибо если выражаться точно, я должен повторить все, что написано выше ;) Это наука, блеать! ;)
Ужас, ты с этими пачками букв похож на флудера!)

Теоретическая философия — это наука о том, что непостижимо. Она бесконечна, потому и в таких своих проявлениях — бесполезна.

Хорошая философия выливается из жизни, на основе людских реакций и поступков. Даже в кино.

А чистая, свежевыжатая, как вот это вот всё — это словоблудие, наука для высоколобых, дающая им повод и возможность помериться пиписьками элитарно.
Максим, вот видишь, ты опять показываешь, что в теме не разбираешься. Философы древности к науке философии имеют весьма опосредованное отношение. Они имеют отношение к истории философии, а не к философии, как науке.

Наука сформировалась полностью при Гегеле, который вкус ;) Что он говорит, ты не знаешь совершенно. Его труды никогда не читал, о его системе не знаешь и бита информации.

К чему тогда разговор? Если я в чем-то не разбираюсь, то прохожу мимо. Или же начинаю это изучать.
Фу, Максим, как не стыдно говорить про то, в чем не разбираешься? ;)

Ты не имеешь представление о понятии философии, о философских школах, о движении философской мысли и философии в своей непосредственности. Но при этом «не читал, но осуждаю» ;)

Я вот не представляю, как Кант достает пипиську и показывает, какая она у него длинная. Платон тоже не очень походит на такого человека. ;)
Все философские категории — это весьма категоричные высказывания философов. Философы утверждают, что они Ищут — видимо, еще не нашли. Просто самые знаменитые философы обыкновенно имели некрасивых жён. Хорошенькие жены заставили бы их забыть о всякой философии.
Максим, мы вернемся к этому разговоры, если ты решишь разобраться, что есть наука философия, поймешь, что история философии есть не ее суть, и что отдельные высказывания философов — не есть, опять таки, философия.

Философия как наука стала самозавершенной при Гегеле. После этого уже ничего искать не надо. Надо найти силы понять, что он писал. Или хотя бы начать стараться это сделать.

На самом деле, не в женах дело. Просто философы не играли в HoN. Задрачивай Гегель с нами в команде, мы бы ему показали, что имеет значение!
Отчасти я могу согласиться, что всегда виноват учитель. Отчасти — потому что оно не подходит для нашего контекста.

У нас есть лекция. Она работает — я пример того, что ее можно понять ;) Более того, ее поняло еще несколько людей. Они настоящие. С двумя из них я даже спал :)

Потому мы и делаем вывод, что проблема в тебе.
Да я не пытаюсь делать выводы, я просто насыпал в кучу разных высказываний (предыдущие два моих коммента состоят из них целиком), чтобы от тебя реакцию получить. )

Ибо ты сделал не кошерно, друг.

Ты выложил чужой текст без внятного вопроса к юзерам. И как бы чего-то ждёшь. Ибо блоги для общения, выкладывается всё с какой-то целью.

И вот на протяжении уже двухсот комментов не можешь сам понять, зачем ты это сделал.)
Фу, Максим, как не стыдно говорить про то, в чем не разбираешься? ;)

Сам в шоке. О моём отношении и степени знакомства с предметом ты знать не можешь. У тебя просто слепая уверенность, что как-то иначе воспринимать всё это нельзя.

Таки можно.
Как бы тебе сказать? Человек за всю свою жизнь не приобретает клетки мозга, а на оборот теряет их. То есть с возрастом мы тупеем.

Именно потому у меня в университете все преподаватели от 15 до 22 лет. А сорокалетних мы запирали в чулане с мягкими стенами, дабы они лоб не расшибли себе и сидели смирно.
Ох, Максим, как ты заблуждаешься ;) Каждая фраза имеет точное назначение и логическое обоснование. ;)
Читай также