23 июня 2017 23.06.17 1 1924

Рецензия на мангу сценариста — Бронсон, художника — Хара Тетсуо. Кулак Северной Звезды — монстр из прошлого.

+2

Порой появляются произведения, которые могут недооценить или не заметить, но которые люди хранят в сердцах, как одни из самых лучших. Бывают точно такие же, но, которые со временем обретают культовый статус и о них знают все. Бывают такие, что при выходе производят фурор и остаются в истории как образец для подражания и не теряют своей ценности. А есть произведения, которые производят такой же фурор, так же остаются в истории, но которые с течением времени устаревают настолько, что невозможно понять, почему она произвела такой фурор в своё время. И «Кулак северной звезды» относится к последней категории.
Стоит сразу отметить, что эта манга является одной из самых известных в истории: побив несколько рекордов по голосованию и став одной из самых популярных за пределами Японии произведений, настолько, что по манге американцы сняли фильм, а в самой Японии и за её пределами был широко распространён сериал, а также в начале XXI века было выпущено несколько полнометражных аниме, и самое показательное, что «Кулак северной звезды» в списке министерства культуры Японии «Лучшая манга всех времён» 2007 года заняла 22 место из 50. Это безусловно очень высокий показатель популярности и известности данной работы и потому уже заочно к нему возникает сильный интерес и желание узнать, что же такого восхитительного там было создано. Однако, не всё так однозначно как могло бы быть.
Завязка истории такова: в мире произошла ядерная война, уничтожившая всё, в буквальном смысле, за исключением людей, которых просто так не убить, естественно остатки человечества начали возрождать то, что можно и как раз в одну из таких отстроенных деревень и привозят главного героя – Кенширо, которого сначала бросают в темницу, однако когда на деревню нападают, он вырывается и в одиночку убивает всех бандитов голыми руками, ведь он обучен сильнейшему в истории боевому искусству – Хокуто Шин Кен, что переводится как кулак северной звезды. Когда же он разбирается со всеми делами, то уходит в пустыню, на поиски тех, кому нужна помощь.

И сразу же нужно уточнить одну важную и самую слабую часть манги – это отвратительная работа сценариста. Когда мангу рисуют два человека сложность создания манги увеличивается в разы, потому как нужно постоянно держать одинаковый уровень мастерства, так как если будут провисания в одну или другую сторону – мангу будет либо неинтересно читать, либо неинтересно смотреть, но последнее не так страшно, поскольку есть примеры в истории, когда за счёт мощной истории можно было потерпеть не самую лучшую рисовку, самым ярким примером за последние годы является Атака Титанов, но здесь ситуация обратная: великолепная рисовка воплощает очень примитивную историю.
Начать стоит с мира манги, который поражает своей не реалистичностью: когда Кен натыкается на банду, гоняющую на мотоциклах, носящие немного обношенную, но тем не менее богатую одежду и при этом сами бандиты представляют собой ходячие груды мышц, у читателя возникает логичный вопрос – откуда это могло взяться в постапокалипсисе, где даже вода в дефиците, а транспорт в таком количестве просто не мог сохраниться, не говоря уже о топливе, которого не достать? И ответа на это нет. Мир настолько не реалистичен, настолько фальшивый, что это чувствуется на уровне подсознания, а когда начинаешь его анализировать, то понимаешь, что в тех условиях, которые показаны просто не могут существовать такие фрики. Хотя у автора есть подозрения, что всё это шапито было бездумно украдено у Безумного Макса – знакомому с этой серией человеку не составит труда узнать как и общую стилистику, так и общий дух, но что там, что тут – это смотрится одинаково фальшиво.

Можно конечно сказать, что в данном случае подобный реализм не уместен, тем более на фоне боевого искусства, из-за которого люди в буквальном смысле взрываются. Но Хокуто Шин Кен, как к слову и все боевые искусства в манге – это фантастическое допущение, то есть это элемент, который подчиняется внутренней логике мира, а значит абсолютно приемлем в произведении. А на всё то на что фантастическое недопущение не распространяется обязано подчиняться законам реального мира. Это нормальное, не один раз подтверждённое, логичное правило построения фантастического мира, игнорирование которого и придумывание того, что автору хочется называется ленью. И что самое ужасное – этот ленивый подход распространяется и на сюжет.
Можно конечно списать это на временные рамки, поскольку манга публиковалась с 1983 по 1988 и тогда к сюжетам было другое отношение, но на сегодняшний день произошло то, что автор указал в самом начале – манга устарела до отвращения.
По началу в ней нет никакого общего сюжета: Кен нарывается на банду моральных уродов, они начинают угнетать мирное население, он их убивает и идёт дальше. Когда это происходит в первый раз – за этим ещё интересно следить, когда второй – уже меньше, когда это происходит в пятнадцатый раз – это вызывает уныние и невольный вопль отчаяния с мыслью: «Неужели нельзя было придумать что-нибудь?!». И в этом и проблема: почти каждая битва в манге проходит именно по этому сценарию, раз за разом. При этом в каждом из таких битв, сценарист не отходит от самого детского и примитивного клише: хорошее против плохого. Все герои – исключительно положительные, действуют исключительно из высоких порывов и с высокой целью, проявляя героизм и бесстрашие, а все плохие – это моральные уроды, у которых нет ни чести, ни достоинства и зачастую нет никаких намёков на человечность, то есть они злодеи в самом прямом смысле слова и заранее придуманы так, чтобы не вызывать ни интереса, ни сочувствия. Самая нелепая ситуация появляется, когда сценарист решает раскрыть злодеев, через какие-либо внезапные нравственные страдания, но эти решения выглядят настолько наигранно и очевидно было сделано по желанию автора вне зависимости от персонажа и ситуации, то есть это рояль в кустах, что такие попытки вызывают стыд и недоумение. Нельзя сказать, что таких людей не существуют, они есть, однако не в таком количестве и не в такой концентрации без всякой меры, как указано в манге.

И как автор повторял ранее – это происходит почти в каждой битве! Такое использование подходов раз за разом надоедает своим наглядным и очевидным примитивизмом и пустотой, конечно там делаются попытки пофилософствовать или порассуждать, но это сделано, чтобы просто забить пустоту истории, то есть, чтобы в ней хоть что-то было. Поэтому это даже нельзя назвать попыткой на создание глубины в истории.
О которой автор немного отошёл, но к которой он предлагает вернуться. Как уже было указано, Кен путешествует по этой пустыне и по началу в его путешествии нет никакой системы или конечной цели вплоть до 38 главы манги, до которых он тем не менее встречал одного человека из своего прошлого и через которого нам рассказывают о прошлом персонажа, но именно с 38 главы начинается масштабный сюжет о противостоянии Кена и его собратьев из учеников Хокуто Шин Кен, а противостояние это состоит как раз из тех одинаковых боёв, которые раз в 10 глав вознаграждается какой-то информацией об истории этих персонажей, но даже тут автор не придумал ничего интересного: они просто сражаются, Кен чему-то учится становясь всё сильнее и повышая своё мастерство, потом они снова сражаются, потом ещё раз сражаются и так раз за разом, по уже описанной автором схеме, без каких-либо неожиданных сюжетных поворотов, а когда они всё-таки случается, то они вызывают либо недоумение, либо безразличие, либо изредка работают и вызывают интерес, но последнее случается крайне редко, в остальном же история разворачивает абсолютно предсказуемо с обильным использованием штампов жанра боевых искусств.

Но, есть одно важное, но. Дело в том, что на 137 главе начинается вторая глобальная арка, и надо сказать начинается неожиданно мощно и интересно. Где первые 20 глав хоть и просты, но дают надежду на что-то хорошее. Но все эти надежды обрушились, когда сюжет повернулся в совершенно неожиданном ключе и в дальнейшем он ТАК развивается, там сценарист приводит ТАКИЕ факты! ТАКИЕ сюжетные ходы, которые ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮТ то, что было в манге до этого, превращая историю в несвязанный, противоречивый бред, вызывающий смех и окончательно позволяющий убедиться, что сценаристу было лень придумывать что-то интересное и что заранее история была не продумана и с середины сценарист начал экстренно что-то выдумывать. А то, что происходит после окончания этой второй арки и вовсе не стоит описывать – это просто ещё несколько предсказуемых историй, которые тем не менее гораздо интереснее, чем весь сюжет.
Если подвести итог по истории, то получится, что всё сделал сценарист, это: создал абсолютно неправдоподобный мир, прописал одноразовых и до ужаса однобоких персонажей, придумал примитивную историю с противоречиями в ней и потратил на это пять лет жизни. Это ужасная история, которая в прошлом выглядела нормально, но на сегодняшний день – она капитально устарела.

А вот, что не устарело и даже наоборот имеет особую ценность и что можно ставить в пример и что скорее всего и сделало мангу легендарной – так это работа художника. Надо сказать, что поначалу стиль рисовки манги мало чем отличается от остальных, однако уже в первых главах есть интересный и необычный дизайн персонажей, очень детальные и динамичные бои и богато нарисованные задники, которые не сказать что наполнены многочисленными деталями, но тем не менее в силу своих возможностей художник отменно их прорисовал, конечно и тут есть странные решения, например пятнадцатиметровые люди, непонятно откуда взявшиеся, но это скорее относится к спорным решениям сценариста. И надо сказать, что, даже учитывая весь тот бред, что придумал сценарист, художник работал с двойным усилием окутывая его в такую обложку, что на неё просто интересно смотреть и не хочется оторваться, в результате, каждая банда имеет свой уникальный стиль, каждая драка кровава и зрелищна, эмоции персонажей изображены очень ярко и красиво, а картинка ни разу не превратилась в кашу, чем часто страдают боевые манги – здесь всё очень аккуратно, понятно и красиво, по другому не назвать, а если учесть, что большинство врагов умирают практически сразу как появляются, но художник всё равно рисовал их с очень большой выдумкой и ни разу не схалтурил – все получились очень оригинальными, необычными и визуально интересным. Надо сказать, что картинка настолько отличная и качественная, что даже наполовину вытягивает ужасную историю, потому что когда уже хочется бросить читать, то не получается это сделать, потому что выглядит всё потрясающе – по-другому и не скажешь. Но мало того, художник не просто поддерживает картинку на высоком уровне – он постепенно создаёт для манги уникальный стиль рисования, основанный на обильном использовании штриховки и постоянной игре теней, из-за чего рисовка становится очень выразительной, реалистичной и ни на что непохожей. Причём это происходит незаметно и постепенно и если сравнить первую главу манги и последнюю – не заметить разницу невозможно.
Рисовка в 1 главе:

Рисовка в 228 главе:

Подводя общий итог, можно сказать, что Кулак Северной Звезды на сегодняшний день – это очень неоднозначное произведение. На одной стороне весов стоит ужаснейшая работа сценариста, а на другой стороне стоит великолепнейшая работа художника и время от времени они перевешивают друг друга и по сути оставляют очень смешанное впечатление. Но тем не менее, ознакомиться с данной мангой стоит хотя бы ради графики – она не устарела до сих пор и без проблем может тягаться с любым произведением в жанре боевых искусств и сёнэна, да и пожалуй с любой мангой в принципе. Но история, увы ужасная и это факт, который скорее всего объясняется тем, что Кулак Северной Звезды – произведение своего времени когда жанры формировались, поэтому с ней также можно ознакомиться, чтобы оценить какой путь прошёл жанр сёнэна с 80-х годов до наших дней.


Лучшие комментарии

Читай также